Священникъ Александръ Кычигинъ – О колокольномъ звонѣ.

Такъ какъ относительно звона («благовѣста», «трезвона» и т. д.) у нась существуетъ въ церковной практикѣ по разнымъ мѣстностямъ множество различныхъ противоположныхъ взглядовъ, понятій и мнѣній и не установлено доселѣ общаго, единообразнаго порядка въ данномъ отношеніи даже въ одной и той же епархіи, – то мы находимъ весьма полезнымъ сказать по этому вопросу нѣсколько словъ, основываясь на требованіяхъ церковныхъ законоположеній и общаго смысла литургики и ученія православно-каѳолической Церкви.

Когда еще не было нынѣшнихъ колоколовъ – «кампа́новъ», а всюду на христіанскомъ Востокѣ, Западѣ и у насъ на Руси (съ конца Х-го вѣка по принятіи христіанства и до XIII-XV в.в ) всеобдержно употреблялись при храмахъ «великія» и «малыя» – «древа», «би́ла», «то́ки» и проч., донынѣ существующія при церквахъ православнаго Востока, гдѣ нѣтъ колоколовъ, – тогда существовали опредѣлевныя правила порядка звона, ударенія въ «би́ла» (по древне-русски – «клепа́нія») для призыва вѣрующихъ къ молитвѣ, для возвѣщенія тѣхъ или иныхъ моментовъ богослуженія, воспоминанія событій и т. д.

Не вдаваясь въ подробности но данному вопросу, приступимъ прямо и просто къ точному указанію того, гдѣ и когда именно по правиламъ церкви долженъ производиться тотъ или другой звонъ или трезвонъ и такъ назыв. «красный» звонъ.

1) Самый рѣдкій{1} звонъ въ одинъ колоколъ: а) въ повседневный: должно производить ко всѣмъ богослуженіямъ во всѣ седмичные, постные дни (т. е. кромѣ субботы и воскресен.) св. Четыредесятницы и къ повечеріямъ Великихъ Понедельника и Вторника; б) такой же рѣдкій звонъ въ большой колоколъ полагается и предъ выносомъ св. креста и плащаницы{2}, по великомъ славословіи и ко всѣмъ службамъ (кромѣ повечерія и отдѣльно отъ утрени совершаемой полуношницы, когда звонъ – въ повседневный колоколъ) – въ Великіе Понедѣльникъ, Вторникъ и Среду; в) въ полѵелейный колоколъ (но менѣе рѣдко) въ Великую Субботу – къ повечерію и чтенію Дѣяній св. Апостоловъ.

2) Звонъ менѣе рѣдкій (8-10 разъ въ минуту): а) въ повседневный колоколъ полагается: въ среду и пятницу Сырной седмицы{3}, въ тѣ седмичные, постные{4} дни 3-хъ малыхъ постовъ (Рождественскаго, Петрова и Успенскаго), когда совершается служба по постному чину и на утрени поется «аллилуіа», а не «Богъ Господь», творятся великіе поклоны, читается молитва св. Ефрема и т д.{5}; въ повечеріямъ и полуношницамъ (гдѣ онѣ совершаются отдѣльно отъ утрени) съ пятницы на субботу и наканунѣ дней полѵелейныхъ во время Великаго поста, а также на день великаго канона (четвергъ 5-ой седмицы), и удары 3, 6 и 9 разъ на великопостныхъ часахъ; б) въ полѵелейный колоколъ: къ раннимъ литургіямъ во весь годъ, къ царскимъ часамъ Великаго пятка, къ стоянію (бдѣнію) на день великаго канона св. Андрея Критскаго и къ литургіи Преждеосвященныхъ Даровъ въ этотъ день, къ утрени и литургіи Преждеосвященныхъ Даровъ (если она совершается отдѣльно отъ часовъ), въ праздники полѵелейные во время св. Четыредесятницы, именно на обрѣтеніе главы Предтечи (24 февр.) и день 40-ка мучениковъ (9 марта); в) въ большой колоколъ: къ вечернямъ съ воскресенья на понедѣльникъ св. Четыредесятницы (ибо тогда со «Сподоби, Господи» совершаются поклоны не малые, а всѣ до одного – великіе, какъ и вообще на седмичныхъ великопостныхъ службахъ); немного почаще – въ утрени и литургіи съ вечернею въ Великіе – четвергъ и субботу, а также – къ утреннему послѣдованію св. страстей съ чтеніемъ 12-ти Евангелій на Великій пятокъ, къ вечернѣ въ этотъ день и, наконецъ – къ чтенію каждаго изъ 12-ти Евангелій на утрени Великаго пятка (соотвѣтственнымъ числомъ ударовъ), а также къ извѣщенію населенія о кончинѣ епископа или священника (12 ударовъ). Кромѣ того, рѣдкій звонъ въ большой колоколъ производится еще предъ выносомъ тѣла умершаго епископа, священника и діакона и даже простеца мірянина (гдѣ этотъ обычай принятъ, хотя церковными законоположеніями онъ и не установленъ).

3) Обыкновенный звонъ (отъ 20 до 30 ударовъ въ минуту): а) въ повседневный колоколъ: немного порѣже – ко всѣмъ службамъ на дни святыхъ съ великимъ славословіемъ во время 3-хъ малыхъ постовъ; почаще – ко всѣмъ повседневнымъ, будничнымъ службамъ во время мясоѣдовъ и на Сырной недѣлѣ, кромѣ среды и пятницы, а въ дни святыхъ, имѣющихъ великое славословіе, – съ особымъ пріударомъ (болѣе сильнымъ удареніемъ); б) въ полѵелейный колоколъ: во всѣ полѵелейные праздники, въ субботы св. Четыредесятницы (кромѣ субботы акаѳиста и Лазаревой) и 3-хъ малыхъ постовъ, въ дни предпразднствъ, попразднствъ и отданій двунадесятыхъ праздниковъ, во всѣ седмичные дни отъ Пасхи до отданія ея, въ попразднества великихъ недвунадесятыхъ праздниковъ: Рождества Предтечи (25 іюня), верховныхъ Апост. Петра и Павла (30 іюня) и Усѣкновенія главы Предтечи и Крестителя Іоанна (30 августа); в) въ большой колоколъ: къ бдѣніямъ, литургіямъ и иногда вечернямъ всѣхъ воскресныхъ дней года, двунадесятыхъ и великихъ недвунадесятыхъ праздниковъ подъ знаками  и {6}, въ субботы – акаѳиста (на 5-й седмицы св. Четыредесятницы) и Лазареву. Наиболѣе торжественный и частый звонъ положенъ уставомъ ко всѣмъ богослуженіямъ всей св. Пасхальной седмицы, въ первые два дня праздниковъ Рождества Христова, Богоявленія Господня, одинъ день Благовѣщенія Пресвятой Богородицы («аще не день постенъ» св. Четыредесятницы и Страстной седмицы) и два дни праздника Пятидесятницы. Такой же торжественный звонъ слѣдуетъ производить и въ храмовые праздники и въ высокоторжественные («царскіе») дни, къ торжественнымъ молебнамъ и т. п.

4) Обыкновенный звонъ въ малый (подъ повседневнымъ) колоколъ полагается ко всѣмъ малымъ вечернямъ всего года, когда впереди имѣетъ быть всенощное бдѣніе, и къ малымъ повечеріямъ внѣ постовъ, когда, по уставу, вечерни въ обычное время не положено (напр., наканунѣ дня Св. Духа).

5) Рѣдкій перезвонъ во всѣ колокола, начиная съ самого малаго и кончая большимъ полагается передъ выносомъ св. Креста (14 сент., въ нед. Крестопокл. и 1 августа) и плащаницы (въ Великую субботу) и предъ выносомъ тѣла усопшаго епископа, священника и діакона{7}. а также во время перенесенія тѣла умершаго мірянина, гдѣ это практикуется.

6) Обратный частый перезвонъ во всѣ колокола отъ большаго до малаго положенъ при чтеніи Евангелія на литургіи въ 1-й день св. Пасхи (число перезвоновъ соотвѣтствуетъ порядку читаемой части 1 зач. Еванг. отъ Іоанна). Послѣ прочтенія всего зачала – «красный» звонъ «во вся» 1 разъ.

7) Звонъ «на-соборъ», т. е. частое удареніе отъ 12 до 36 разъ въ каждый колоколъ, начиная съ большаго и кончая малѣйшимъ, полагается предъ водосвятіемъ въ храмовые праздники (предъ малой вечерней или литургіей), предъ крестнымъ ходомъ, предъ торжественной встрѣчей архіерея, при обозрѣніи имъ церквей епархіи; при этомъ послѣ каждаго перебора всѣхъ колоколовъ производится звонъ «во-вся» по 1-му разу («красный» звонъ).

8) Рѣдкій перезвонъ въ 2 или 4 малыхъ колокола полагается въ началѣ вечерни или литургіи Преждеосв. Даровъ (3 раза) и утрени въ седмичные, постные дни св. Четыредесятницы; менѣе рѣдкій – съ большимъ колоколомъ: къ литургіямъ и утренямъ въ первые 3 дня Страстной седмицы.

9) Звонъ во всѣ колокола: а) съ повседневнымъ: въ простые дни всего года и во время 3-хъ малыхъ постовъ – въ началѣ вечерни (3 раза), утрени (2 раза) и литургіи (3 раза); б) съ полѵелейнымъ: въ тѣхъ же случаяхъ во всѣ полѵелейные праздники, въ предпразднства, попразднства и отданія великихъ праздниковъ, въ субботы св. Четыредесятницы и 3-хъ малыхъ постовъ, въ началѣ «стоянія» на четвергъ 5-й седмицы Великаго поста{8} и царскихъ часовъ (3 звона); и в) съ большимъ колоколомъ: во всѣ воскресные дни года и въ праздники подъ знакомъ  и  – въ началѣ великой вечерни или всенощнаго бдѣнія (3 звона), утрени (2 звона), «къ Евангелію» (въ иныхъ мѣстахъ къ 9-й пѣсни канона) 1 звонъ, во время крестныхъ ходовъ, въ началѣ молебновъ (1 звонъ), при встрѣчахъ епископа и проч. (см. выше). Особенно торжественный «красный» звонъ полагается на Пасхальной седмицѣ и въ праздники Рождества Христова, Богоявленія, Благовѣщенія и Св. Троицы, въ храмовые праздники и «царскіе» дни.

 

А. А. Кычигинъ.

 

«Пермскія Епархіальныя Вѣдомости». 1914. № 10. Отд. Неофф. С. 174-177.

 

{1} Ударяя 3 раза въ минуту или отъ 4 до разъ, – не болѣе.

{2} Въ день Воздвиженія Креста Господня (14 сент.), въ воскресенье крестопоклонной, 1 августа и на утрени Великой субботы.

{3} Конечно, начиная наканунѣ съ вечерни вторника и четверга.

{4} Т. е. кромѣ субботъ и воскресеній, когда поста въ собственномъ смыслѣ не бываетъ, согласно 64-му правилу свв. Апостоловъ.

{5} Тѵпик., подъ 14 и 15 ноября, подъ послѣд. недѣля Всѣхъ святыхъ, подъ 31 іюля и 1 августа и т. д.

{6} 26 сентября, 1 октября, 8 ноября, 5 и 6 декабря, 1 и 30 января, 23 апрѣля, 8 мая, 1 августа и проч., и вообще во всѣ тѣ праздники, когда совершается всенощное бдѣніе, хотя бы они и значились по Мѣсяцеслову подъ знакомъ  т. е. подъ знакомъ полѵелейнаго праздника, съ примѣчаніемъ: «аще хощеть, или изволитъ настоятель, творимъ бдѣніе».

{7} Во всѣхъ указанныхъ случаяхъ предъ перезвономъ сперва производится очень рѣдкій звонъ въ одинъ большой колоколъ до 12-ти ударовъ. Послѣ же этого «заупокойнаго» перезвона, на выносѣ св. Креста, при обнесеніи плащаницы вокругъ храма и на погребенія епископа, священника, а кое-гдѣ и діакона, производится «красный» звонъ во всѣ колокола.

{8} «Звонъ въ красная» (Тѵпик., вечеръ среды 5-й седм).




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное: