О псалтири (Ученіе св. Отцевъ).
Въ дни св. Четыредесятницы, за богослуженіемъ въ св. храмѣ мы болѣе всего слышимъ чтеніе изъ книги псалмовъ св. пророка и царя Давида; поэтому считаемъ умѣстнымъ привести ученіе св. Отцевъ о псалтири, указывающее на ея великое значеніе.
«Книга псалмовъ», говоритъ св. Афанасій Александрійскій, «какъ бы на картинѣ представляетъ, какъ должна вести себя душа. Сія божественная книга стремящемуся къ добродѣтели и желающему познать житіе Спасителя во плоти, сперва посредствомъ чтенія приводитъ на память душевныя движенія, а потомъ уже читающихъ такія слова образуетъ и учитъ. Поэтому одни изъ псалмовъ изложены въ видѣ повѣствованія, другіе въ видѣ пророчества, иные какъ бы въ видѣ молитвы, а иные какъ бы въ видѣ исповѣданія»{1}.
«Псаломъ», живописуетъ св. Ефремъ Сиринъ, – «отгнаніе демоновъ, псаломъ – оружіе противъ страха ночнаго, псаломъ успокоеніе отъ дневныхъ трудовъ, псаломъ – безопасность младенцевъ, утѣшеніе старцамъ, самое приличное убранство женщинамъ. Онъ свѣтлыми дѣлаетъ праздники, онъ производитъ печаль по Богѣ. Псаломъ и изъ каменнаго сердца вырываетъ слезы. Псаломъ – духовное кадило. Онъ просвѣщаетъ умъ, онъ возводитъ на небеса, онъ дѣлаетъ людей собесѣдниками Божіими, радуетъ душу, прекращаетъ празднословіе, прогоняетъ смѣхъ, напоминаетъ судъ, умиряетъ враждующихъ. Гдѣ псаломъ съ сокрушеніемъ, тамъ и Богъ съ ангелами»{2}.
«Московскія Церковныя Вѣдомости». 1896. № 10. С. 128.
{1} Твор. св. Аѳан. Алекс., т. IV, M. 1854, посланіе къ Маркеллину, стр. 14-15.
{2} Твор. св. Ефрема Сир., т. III, М. 1849, слово 78, стр. 335.