• Проф.-протоіерей Михаилъ Лисицынъ – Поученіе по житію св. Сампсона Страннопріимца, пресвитера.

     

    Для просмотра изображения кликните по нему.

    Въ числѣ немногихъ святыхъ, почитаемыхъ Церковью, св. Сампсонъ почитается какъ бы нашимъ народнымъ святымъ. Причиною этому послужила, вѣроятно, главная добродѣтель святого, прославляемая Церковью, а именно: любовь его къ бѣднымъ и больнымъ и вообще ко всѣмъ нуждавшимся въ пріютѣ и попеченіи, почему и былъ названъ онъ Страннопріимцемъ. Русскій народъ извѣстенъ своею любовью къ разнаго рода «несчастнымъ», а также испоконъ вѣковъ славился своимъ гостепріимствомъ и страннопріимствомъ. Вотъ тѣ вѣроятныя причины, которыя и имя св. Сампсона сдѣлали столь любезнымъ нашему народу, что онъ призналъ св. Сампсона, уроженца древняго Рима, за своего, ибо въ немъ увидѣлъ исполненіе своихъ завѣтныхъ стремленій помогать нуждающимся въ страннопріимствѣ. Въ личности св. Сампсона нашъ народъ увидалъ свое родное, узрѣлъ отображеніе своей собственной души въ ея лучшихъ проявленіяхъ.

    Извлечемъ же изъ житія св. Сампсона спасительные и для своей жизни примѣры.

    Отсюда видимъ, братіе, что святые не гнушались образованія и просвѣщенія, но устремлялись къ нему всей душой, ибо наука есть то же познаніе воли Божіей и Разума Божія, есть какъ бы познаніе Бога и устремленіе къ нему. «Азъ есмь Господь Богь твой», говоритъ Онъ намъ въ первой Своей заповѣди и сими словами какъ бы показуетъ на Себя и повелѣваетъ намъ познавать Его единаго. Вотъ этотъ-то путь познанія Бога и заключается какъ въ словѣ Божіемъ, такъ отчасти и въ научномъ знаніи. Многіе древніе ученые язычники отъ многобожія и невѣрія пришли къ единобожію и познанію истиннаго Бога черезъ научное знаніе и имена такихъ, а также даже и лики ихъ св. Церковь начертывала на стѣнахъ своихъ храмовъ{1}. Но особенно св. Церковь чтитъ тѣхъ ученыхъ людей, которые, при помощи науки, оказывали помощь страждущему человѣчеству и при томъ безвозмездно. Таковыхъ св. Церковь называетъ безсребренниками и ублажаетъ въ числѣ своихъ великихъ святыхъ.

    10 July 2024 читать далее


  • Протоіерей Крискентъ Коровинъ – Поученіе на день праздника въ честь Тихвинской иконы Божіей Матери.

    Протоіерей Крискентъ Коровинъ – Поученіе на день праздника въ честь Тихвинской иконы Божіей Матери.

    Въ нынѣшній день мы собрались, братіе и сестры, въ сей храмъ, чтобы торжественно отпраздновать чудесное явленіе иконы Божіей Матери Тихвинскія. Ежегодно къ настоящему дню въ здѣшнюю обитель стекаются тысячи богомольцевъ для того, чтобы прославить Ходатаицу рода христіанскаго за милости, явленныя роду нашему; для того, чтобы помолиться предъ иконою всемогущей Помощницы, да продлитъ Она свою помощь и заступленіе и на будущее время. Это празднованіе, какъ само по себѣ, такъ и по стеченію богомольцевъ является праздникомъ не только этой обители, этого города, окрестныхъ селеній, но и мѣстъ отдаленныхъ, – праздникомъ народнымъ цѣлаго края. (Народнымъ не въ томъ только смыслѣ, что изъ многихъ мѣстъ окрестныхъ и отдаленныхъ къ этому празднику стекается народъ, а въ томъ смыслѣ, что въ этомъ обычаѣ приходить для поклоненія мѣстной святынѣ ясно видится особенная народная черта – это живая вѣра и глубокое благоговѣніе къ родной святынѣ, чѣмъ всегда отличался русскій народъ).

    09 July 2024 читать далее


  • Новосвмуч. Митр. Владиміръ (Богоявленскій) – Слово въ день рожденія Іоанна Крестителя.

    Новосвмуч. Митр. Владиміръ (Богоявленскій) – Слово въ день рожденія Іоанна Крестителя.

    Сегодня Церковь празднуетъ день рожденія Іоанна Предтечи. Какъ чрезвычайное явленіе не только своего времени, но и всей исторіи должны мы привѣтствовать рожденіе этого мужа. Высоко и важно было служеніе, къ которому Іоаннъ призванъ былъ еще отъ чрева матери; совершенно новый и въ своемъ родѣ единственный былъ способъ, какимъ онъ исполнилъ свое трудное служеніе. Онъ долженъ былъ быть пророкомъ Вышняго, долженъ былъ идти впереди Господа и приготовить путь Ему, иначе сказать, долженъ былъ народъ, погруженный въ бездну грѣха и порока, привести къ сознанію своего бѣдственнаго положенія и пробудить въ немъ жажду освобожденія изъ того состоянія, въ которомъ такъ хорошо себя чувствовала его грѣховная, чувственная природа, словомъ, долженъ былъ приготовить людей къ принятію Спасителя. А это такое трудное дѣло, что можно было не только усумниться въ исполненіи и успѣхѣ его, но придти въ отчаяніе, если посмотрѣть, какъ приступилъ Іоаннъ къ его исполненію. Не знаменіями и поразительными чудесами, какъ прежде его пророки, внѣдрялъ онъ вѣру въ свое божественное посланничество, не льстивыми словами онъ старался расположить къ себѣ слушателей, не тѣмъ старался онъ привлечь къ себѣ сердца ихъ, чтобы говорить имъ только пріятное; нѣтъ. Исполненный строгости и пламенѣя ревностію Иліи, выходитъ онъ изъ пустыни, гдѣ въ уединеніи и въ тихой созерцательной жизни проводилъ онъ годы своей юности, и суровыми упражненіями и лишеніями приготовлялъ себя въ Предтечи Искупителя человѣчества. Безпощадно обличалъ онъ господствовавшее направленіе своего чувственнаго вѣка, и бичевалъ порокъ всюду, гдѣ бы онъ ни находилъ себѣ мѣсто, въ пышныхъ ли палатахъ богачей, или въ убогихъ хижинахъ бѣдняковъ. И такъ какъ его собственная жизнь стояла въ полной гармоніи съ его ученіемъ, такъ какъ онъ самъ исполнялъ то, чего требовалъ отъ другихъ, и своею собственною строгостію жизни опровергалъ ту мысль, что чистая добродѣтель христіанская будто бы для человѣка слишкомъ тяжела и неосуществима, то его проповѣдь имѣла необычайный успѣхъ. Сила добродѣтели, обнаружившаяся во Іоаннѣ, была непобѣдима. Она производила на людей столь глубокое впечатлѣніе, что народъ составилъ о немъ мнѣніе, что Онъ есть Тотъ великій, отъ Бога посланный, Мессія, Котораго онъ такъ давно ожидалъ. Видите ли, какова сила добраго примѣра?! Видите ли, что можетъ сдѣлать добродѣтель одного человѣка, когда она открывается во всей своей чистотѣ и достоинствѣ?! Посему, если хочешь ты, братъ, или ты, сестра, имѣть вліяніе на другихъ, если есть у тебя искреннее желаніе пріобрѣсти ихъ для Бога и добродѣтели, то нѣтъ болѣе могущественнаго средства, какъ показать имъ примѣръ. Почтимъ же день памяти того великаго мужа, который имѣлъ столь сильное вліяніе на своихъ современниковъ своимъ примѣромъ, размышленіемъ о томъ, какъ и чѣмъ добрый примѣръ можетъ оказывать доброе вліяніе?

    06 July 2024 читать далее


  • О поставленіи святыхъ иконъ среди храма Божія (Поученіе въ день Владимірскія Божіей Матери).

    О поставленіи святыхъ иконъ среди храма Божія (Поученіе въ день Владимірскія Божіей Матери).

    Для чего это, братіе-христіане, Православная Церковь наша установила въ великіе праздники Господни, или въ Богородичные праздники, или въ праздники святыхъ угодниковъ Божіихъ, – поставлять праздничную икону среди храма Божія на аналоѣ? Для чего напр. въ нашемъ храмѣ вчера во время всенощнаго бдѣнія, и нынѣ во время божественной литургіи икона Божіей Матери находится не на высотѣ обычнаго Ея помѣщенія, но стоитъ среди насъ? Православная Церковь есть столпъ и утвержденіе истины; въ ней все бываетъ благообразно и по чину. Поэтому и поставленіе праздничной иконы среди храма должно имѣть назидательное для насъ и благотворное значеніе.

    Для объясненія этого прекраснаго и назидательнаго установленія, обратимся, братіе-христіане, къ другому столь же прекрасному и благотворному установленію св. Церкви, смыслъ и значеніе котораго объясняетъ сама же св. Церковь въ своихъ пѣснопѣніяхъ.

    На воскресныхъ всенощныхъ бдѣніяхъ св. Евангеліе читается на престолѣ Божіемъ, какъ на мѣстѣ самаго воскресенія Христова, и благовѣствуетъ намъ объ одномъ изъ явленій воскресшаго Господа или женамъ мѵроносицамъ, или святымъ апостоламъ въ томъ или другомъ мѣстѣ, напр., въ Іерусалимѣ, или на морѣ Тиверіадскомъ, или на горѣ Галилейской. Затѣмъ по прочтеніи, св. Евангеліе износится на средину храма для поклоненія и лобызанія вѣрующими, и пребываетъ на срединѣ храма, пока всѣ вѣрующіе не приложатся къ нему. При изнесеніи святаго евангелія изъ олтаря, вѣрующіе, взирая на него, какъ на Самого воскресшаго Господа, покланяются Ему и въ умиленіи сердца взываютъ: воскресеніе Христово видѣвше, поклонимся святому Господу Іисусу, единому безгрѣшному. Такимъ образомъ изнесеніе св. Евангелія изъ олтаря на средину храма во время воскресныхъ всенощныхъ бдѣній знаменуетъ то, что воскресшій Господь является и намъ недостойнымъ, подобно тому, какъ Онъ являлся по воскресеніи Своемъ женамъ мѵроносицамъ и св. Апостоламъ, – является по своему не ложному обѣтованію: се Азъ съ вами есмъ во вся дни до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 20). Когда мы подходимъ къ св. Евангелію и прикладываемся къ нему, воскресшій Господь каждому изъ насъ говоритъ, какъ говорилъ нѣкогда ученикамъ своимъ: «осяжите Меня; это Я Самъ; не привидѣніе, не духъ»; – или какъ удостовѣрялъ Ѳому: «подай перстъ твой сюда; посмотри на руки Мои; подай руку твою, и вложи въ ребра Мои»; – подобно этому говоритъ тайно и каждому изъ насъ: «пріиди, посмотри на Мои раны гвоздинныя; – вложи руку твою въ ребра Мои прободенныя; осяжи Меня; это – Я, твой Господь, за тебя пострадавшій и умершій, для тебя воскресшій; пріиди, оживи свою вѣру и любовь прикосновеніемъ ко Мнѣ; и знай, что Я точно съ вами во вся дни до скончанія вѣка».

    05 July 2024 читать далее


  • Архіепископъ Елпидифоръ (Бенедиктовъ) – Поученіе въ недѣлю всѣхъ Святыхъ.

    Архіепископъ Елпидифоръ (Бенедиктовъ) – Поученіе въ недѣлю всѣхъ Святыхъ.

    «Тѣмже убо и мы, толикъ имуще облежащъ насъ облакъ свидѣтелей, гордость всяку отложше и удобъ обстоятельный грѣхъ, терпѣніемъ да течемъ на предлежащій намъ подвигъ» (Евр. 12, 1).

    Когда многіе и разнородные свидѣтели утверждаютъ какую-либо истину или событіе: тогда ны охотно соглашаемся съ ними и принимаемъ ихъ свидѣтельство за несомнѣнное. Или, когда на судѣ какого-либо преступника окружаютъ со всѣхъ сторонъ свидѣтели и обличаютъ: то, сколько бы онъ ни былъ упоренъ, къ какимъ бы ни прибѣгалъ изворотамъ для оправданія своего, долженъ, однакожъ, наконецъ сознаться въ своей виновности. Такъ и апостолъ Павелъ, въ чтенномъ нынѣ посланіи къ Евреямъ, представивъ предъ взоры христіанъ сонмъ праведниковъ Церкви ветхозавѣтной, которые прославились вѣрою и благочестіемъ, чрезъ это обличаетъ своихъ современниковъ въ холодности къ вѣрѣ и примѣромъ тѣхъ праведниковъ побуждаетъ ихъ къ ревностному шествію по путямъ вѣры и благочестія христіанскаго. Тѣмже убо, говоритъ онъ, толикъ имуще облежащь насъ облакъ свидѣтелей, всяку отложше и удобъ обстоятельный грѣхъ, терпѣніемъ да течемъ на предлежащій намъ подвигъ.

    Съ такою же цѣлію, братіе, и нынѣ святая Церковь празднственно совершаетъ память всѣхъ Святыхъ, не ветхозавѣтныхъ только, но и новозавѣтныхъ. Она при семъ какбы предъ взоры наши представляетъ весь безчисленный сонмъ Святителей, Исповѣдниковъ, Мучениковъ, Преподобныхъ и праведныхъ всякаго званія и состоянія, всякаго пола и возраста. Для чего это? Для того, чтобы обличить нашу холодность и косность въ вѣрѣ и побудить насъ послѣдовать примѣрамъ ихъ благочестія. Такъ, братіе, примѣры Святыхъ должны быть для насъ сильнѣйшимъ побужденіемъ къ благочестію, чтобы и мы были всегда ревностны, тверды и непоколебимы въ вѣрѣ и любви, въ терпѣніи и упованіи христіанскомъ.

    29 June 2024 читать далее


  • Христовы воины (Поученіе въ недѣлю всѣхъ Святыхъ).

    Христовы воины (Поученіе въ недѣлю всѣхъ Святыхъ).

    Тѣмже и мы, толикъ имуще облежащъ насъ облакъ свидѣтелей... терпѣніемъ да течемъ на предлежащій намъ подвигъ (Евр. XII, 1).

    На борьбу призваны мы, братіе, на трудную, тяжелую борьбу со всѣмъ, что есть грѣховнаго, нечистаго, противнаго Христу и правдѣ Его.

    Бываютъ трудныя времена въ жизни государствъ и народовъ; бываетъ, что страна подпадаетъ подъ власть чужеземцевъ, городъ за городомъ сдается непріятелю, и только немногіе сыны родины рѣшаются защищать ее. Они избираютъ себѣ послѣднее убѣжище и здѣсь водружаютъ отечественное знамя. И они знаютъ, что не все еще погибло, пока развѣвается знамя, осталась еще честь и надежда на освобожденіе. Подобное тяжелое время приходится теперь переживать нашему духовному отечеству – Св. Православной Церкви. Враги ополчаются на нее съ небывалою силою. Всякаго рода невѣры и безбожники, сектанты и самозванные учители потрясаютъ основы ученія церковнаго; а размножающіеся пороки грозятъ совсѣмъ уничтожить всякіе законы нравственные. И намъ, братіе, нужно посильно заступиться за дѣло Христово. Нечего и говорить о томъ, что тяжела борьба эта, трудно исповѣдовать святую вѣру во дни наши, трудно побѣждать всѣ соблазны невѣрія и нечестія, а еще труднѣе словомъ и примѣромъ вліять на ближнихъ нашихъ, содѣйствовать ихъ просвѣщенію и спасенію.

    Но когда въ тяжелое время нападенія враговъ защитники отечества теряютъ силы и мужество, когда смущаются ихъ сердца и отчаяніе овладѣваетъ душою, тогда искусный полководецъ воодушевляетъ ихъ тѣмъ, что напоминаетъ имъ о былой славѣ ихъ отечества, о былыхъ подвигахъ отечественныхъ героевъ. Души героевъ прошлаго – говоритъ онъ воинамъ – смотрятъ на васъ. Вспомните, какъ неустрашимо сражались ваши предки, вспомните, какъ отцы и дѣды ваши проливали кровь за свободу родины. Теперь вашъ часъ, не посрамите же землю вашу... И воодушевляются устрашенные воины, они видятъ предъ собою славные образы отечественныхъ героевъ и смѣло идутъ въ смертный бой...

    29 June 2024 читать далее


  • Священникъ Михаилъ Степановъ – Призывъ къ мученичеству за Вѣру и Родину (Рѣчь передъ гробомъ убіеннаго Гермогена, еп. Тобольскаго и Сибирскаго).

    Священникъ Михаилъ Степановъ – Призывъ къ мученичеству за Вѣру и Родину (Рѣчь передъ гробомъ убіеннаго Гермогена, еп. Тобольскаго и Сибирскаго).

    «Многи скорби праведнымъ, и отъ всѣхъ ихъ избавитъ я Господь. Хранитъ вся кости ихъ, ни едина отъ нихъ сокрушится...» (Псаломъ XXXIII, 20-21).

    Какъ удивительно-правдивы эти замѣчательныя слова псалмопѣвца! Много скорбей посылаетъ Господь праведникамъ, попуская грѣшникамъ благоденствовать, о чемъ и апостолъ упомянулъ: «вси хотящіи благочестно жити о Христѣ Іисусѣ, гоними будутъ: лукавіи жечеловѣцы и чародѣи преуспѣютъ на горшее..» (2 Тим. III, 12-13).

    И если, дѣйствительно, въ земной жизни «путь нечестивыхъ благоуспѣшенъ» (Іерем. XII, 1), а праведникамъ суждено видѣть многія скорби и благочестно живущимъ суждено видѣть гоненія, то не слѣдуетъ ли намъ, братіе, идти «путемъ широкимъ и вратами пространными» (Мѳ. VII, 13)? Не слѣдуетъ ли намъ избѣгать подвиговъ и огорченій и жить по правилу – «да ямы и піемъ утрѣ бо умремъ...» (I Кор. ХV, 32)? не слѣдуетъ ли жить по модному теперь соціалистическому-мѣщанскому идеалу: сытый желудокъ, полный карманъ, непродолжительная работа, подальше отъ героизма и подвижничества?

    Вѣрующій христіанинъ на всѣ эти вопросы отвѣтитъ: нѣтъ, не слѣдуетъ идти путемъ нечестивыхъ! Слѣдуетъ жить такъ, какъ жилъ Христосъ: «Себе умалилъ, зракъ раба пріимъ... смирилъ Себе, послушливъ бывъ даже до смерти, смерти же крестныя...» (Филип., ІІ, 7-8). Слѣдуетъ жить такъ, какъ жили праведники: «въ путь узкій шедшій прискорбный, вси въ житіи крестъ, яко яремъ вземшіи...» (тропарь по непорочныхъ). Слѣдуетъ принимать на себя подвиги и скорби для того, чтобы услышать отъ Христа-Спаса: «пріидите насладитеся, ихже уготовахъ вамъ почестей и вѣнцевъ небесныхъ...» (тропарь по непорочн.).

    28 June 2024 читать далее