• Архіепископъ Аверкій (Таушевъ) – Будь вѣренъ! (Въ недѣлю о мытарѣ и фарисеѣ).

    Архіепископъ Аверкій (Таушевъ) – Будь вѣренъ! (Въ недѣлю о мытарѣ и фарисеѣ).

    Буди вѣренъ даже до смерти, и дамъ ти вѣнецъ живота! (Апок. 2, 10).

    Въ переживаемое нами исключительно-страшное богоотступническое время, когда открыто провозглашается безбожіе пропагандируемое и поддерживаемое власть имущими, а безумные сатанисты уже не скрываютъ себя, но выступаютъ явно, демонстрируя поклоненіе сатанѣ и служеніе темной бѣсовской силѣ, при такомъ же покровительственномъ отношеніи со стороны государственныхъ властей, — призывъ Апокалипсиса — «Буди вѣренъ!» пріобрѣтаетъ особенную остроту, важность и значеніе.

    Будь вѣренъ!

    Вѣренъ — к о м у  и  ч е м у ?

    Будь вѣренъ, конечно, прежде всего, твоему Творцу — Богу, а никакъ не врагу Божію — сатанѣ, жаждущему твоей погибели. Но будь вѣренъ Богу  н а   с а м о м ъ   д ѣ л ѣ, а не только на словахъ, какъ фарисеи-лицемѣры! Многіе въ наше время открыто служатъ сатанѣ, но не мало и такихъ, которые дѣлаютъ видъ, будто служатъ Богу, а въ дѣйствительности угождаютъ сатанѣ, творя дѣла его.

    09 February 2020 читать далее


  • Архіепископъ Димитрій (Муретовъ) – Дары персидскихъ волхвовъ родившемуся Господу нашему I. Христу (Слово въ день Рождества Христова).

    Архіепископъ Димитрій (Муретовъ) – Дары персидскихъ волхвовъ родившемуся Господу нашему I. Христу (Слово въ день Рождества Христова).

    Поклонение волхвов. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в.

    В этом получении даеться одно из лучших истолкований трех даров халдейских мудрецов: золото – дела милостыни и милосердия, ладан – восходящую к небу молитву и богомыслие и смирну – аскетические труды уединения и умерщвления страстей. – ред.

    И отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары,

    злато, и ливанъ, и смирну (Матѳ. 2, 11).

    Такъ поступили персидскіе волхвы, пришедшіе поклониться родшемуся Спасителю міра. Почему принесли они Господу эти именно три дара, т. е. злато и ливанъ и смирну? Евангелистъ не говоритъ намъ о томъ, не открываетъ внутреннихъ побужденій и намѣреній самихъ волхвовъ; но св. отцы и учители Церкви объясняютъ намъ, что это допущено Промысломъ Божіимъ съ особенною цѣлію, что эти три дара имѣютъ высшее значеніе. Злато принесено Богомладенцу Іисусу, яко Царю, какъ самый дорогой изъ даровъ вещественныхъ; ливанъ, или ѳиміамъ, яко Богу, какъ даръ болѣе духовный, означающей своимъ куреніемъ возношеніе мыслей и чувствъ нашихъ къ Богу; смирну, яко мертвому, имѣвшему пострадать и умереть за грѣхи всего міра.

    07 January 2020 читать далее


  • Новосвмуч. Тихон (Беллавин), Патриархъ Московский – Поучение на праздник Рождества Христова.

    Новосвмуч. Тихон (Беллавин), Патриархъ Московский – Поучение на праздник Рождества Христова.

    В настоящий радостный день, когда св. Церковь торжественно воспоминает Рождество Христово, без сомнения многим из нас, братие, хотелось бы не мыслию только и сердцем, а и самым бренным телом нашим перенестись в Вифлеем. Хотелось бы полететь туда к вертепу, где родился Христос, – к яслям, где Он возлежал. Хотелось бы вместе с пастырями поклониться Ему, вместе с волхвами принести дары Ему. А иные, быть может, даже готовы и умереть у ног Его, умереть за Него вместе с младенцами, которых повелел убить жестокий Ирод.

    07 January 2020 читать далее


  • Два последних Рождественских посланий cвт. митр. Филарета (Вознесенскаго).

    Два последних Рождественских посланий cвт. митр. Филарета (Вознесенскаго).

    Свт. Митр. Филарет (Вознесенский) в Пещере Рождества под амвоном базилики Р. Х. в Вифлееме.

     

    РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНІЕ 1984 г.

    Предсѣдателя Архіерейскаго Синода Русской Православной Церкви Заграницей

    Когда то, въ глубокой древности, почти двѣ тысячи лѣтъ тому назадъ, на зарѣ христіанства, одинъ изъ величайшихъ проповѣдниковъ христіанской вѣры, первоверховный Апостолъ Павелъ въ посланіи къ своему любимому ученику Тимофею писалъ: «велія есть благочестія тайна – Богъ явися во плоти» (Тим. 1; 3, 16).

    Святое Евангеліе, повѣствуя намъ о томъ, какъ произошло это величайшее въ исторіи челрвѣчества событіе – явленіе Бога во плоти – говоритъ, что Ангелъ, возвѣстившій виѳлеемскимъ пастырямъ о Рождествѣ Христовомъ, сказалъ имъ: «Я возвѣщаю вамъ великую радость, которая будетъ всѣмъ дюдямъ: ибо нынѣ родился вамъ въ городѣ Давидовѣ Спаситель, Который есть Христосъ Господь» (Лук. 2, II).

    06 January 2020 читать далее


  • Святитель Филарет (Вознесенский) – Въ день памяти святаго Андрея Первозваннаго.

    Святитель Филарет (Вознесенский) – Въ день памяти святаго Андрея Первозваннаго.

    Святая Православная Церковь завтра, помимо воскреснаго дня, воспоминаетъ о великомъ Божіемъ угодникѣ, объ одномъ изъ величайшихъ благовѣстниковъ Евангелія Христова — апостолѣ Андреѣ Первозванномъ, память котораго Церковь праздновала нынѣ.

    О призваніи апостола Андрея Евангеліе говоритъ дважды. Одинъ разъ о первомъ его призваніи, за которое онъ и названъ Первозваннымъ, а другое уже о второмъ моментѣ, когда онъ окончательно все оставилъ и пошелъ за Христомъ Спасителемъ. О первомъ говорится и въ Евангеліи отъ Іоанна (это Евангеліе читалось сегодня за литургіей), о томъ, какъ послѣ Крещенія Господня и возвращенія Спасителя изъ пустыни, послѣ сорокодневнаго поста, Іоаннъ Креститель стоялъ у водъ Іорданскихъ. Съ нимъ стояли два его ученика. Іоаннъ, указывая имъ на приближавшагося Спасителя, говоритъ: Се Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра. Изъ этихъ словъ, видно, какъ глубоко понималъ, какъ много зналъ Святой Креститель о томъ, для чего Сынъ Божій пришелъ въ міръ. И когда услышали это его ученики, то пошли вслѣдъ за удалявшимся Спасителемъ. Онъ обернулся къ нимъ и спросилъ, видя, что они идутъ за Нимъ: Что вамъ надобно? Они спросили Его: Равви (т. е., Учитель), гдѣ Ты живешь? Онъ сказалъ имъ просто: Пойдите и увидите. Они пошли къ Нему и пробыли у Него до вечера.

    13 December 2019 читать далее


  • Святитель Григорій Богословъ – Слово на въ похвалу святаго священномученика Кипріана Никомидійскаго.

    Святитель Григорій Богословъ – Слово на въ похвалу святаго священномученика Кипріана Никомидійскаго.

    Едва не забытъ нами Кипріанъ, и это (какая потеря!) допустили вы, которые болѣе всѣхъ уважаете Святаго, чтите его ежегодными чествованіями и празднествами. А Кипріана необходимо должно почитать даже и забывающимъ иное; такъ какъ особеннаго памятованія требуютъ мужи совершеннѣйшіе, о которыхъ воспоминаніе вмѣстѣ благочестиво и полезно. Возвратимъ же долгъ съ лихвою, если окажемся довольно благоразумными, и не вовсе скудными и нищими. Впрочемъ, какъ бы ни велика была наша нищета, я увѣренъ, что сей во всемъ великодушный и любомудрый мужъ проститъ намъ и замедленіе и бѣдность. Возблагодаримъ только, что онъ не остался у насъ въ совершенномъ забвеніи; ибо это стóитъ благодаренія. И благодареніемъ должно начать, чтобы мое возвращеніе послужило вамъ во благое, и, по благимъ мѣрамъ Бога, который все распредѣляетъ и располагаетъ вѣсомъ и мѣрою (Премудр. Сол. 11, 21.), сдѣлалось возвращеніемъ отъ безмолвія къ слову, отъ любительницы мучениковъ[1]— къ мученикамъ, отъ тѣлеснаго отдыха — къ духовному пиру.

    15 October 2019 читать далее


  • Свят. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій – Почему русскіе люди чтутъ праздникъ Покрова Божіей Матери.

    Свят. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій – Почему русскіе люди чтутъ праздникъ Покрова Божіей Матери.

    Радостенъ для вѣрующаго сердца праздникъ Покрова Божьей Матери! Такъ явно, такъ наглядно напоминающій намъ и укрѣпляющій насъ въ надеждѣ на то, что мы съ вами не забыты у Пренепорочной Матери рода христіанскаго, Преблагословенной Дѣвы Маріи, Которая Своимъ спасающимъ и милующимъ покровомъ покрываетъ родъ христіанскій. Великій Первосвятитель Зарубежной Церкви и ея основатель Блаженнѣйшій Митрополитъ Антоній любилъ подчеркивать, что въ празднованіи этого праздника выразилась душа русскаго народа и его благоговѣйная вѣра и любовь къ Божьей Матери.

    Вѣдь Покровъ Божьей Матери есть воспоминанье о томъ, какъ когда-то наши предки воевали съ греками и могли бы оказаться побѣдителями, если бы не чудесный Покровъ Божьей Матери, Которая, явившись во Влахернскомъ храмѣ и покрывая Покровомъ Своимъ, Омофоромъ, молящихся тамъ, даровала побѣду не нашимъ предкамъ, а ихъ противникамъ. Однако же, въ греческой Церкви мало замѣтенъ этотъ праздникъ, а русскій народъ, потомокъ пораженныхъ тогда воиновъ, радостно празднуетъ этотъ праздникъ, ибо для него духовное и вѣчное, всегда было, есть и будетъ выше земного, временнаго и матеріальнаго.

    14 October 2019 читать далее