Завѣты о. Іоанна Кронштадтскаго о святой Вѣрѣ и Церкви православной.
Св. Церковь – величайшее, святѣйшее, благостнѣйшее, премудрое, необходимое учрежденіе Божіе на землѣ; это – истинная скинія Божія, юже водрузи Господь, а не человѣкъ, – не Лютеръ, не Кальвинъ или Магометъ, или Будда, или Конфуцій и другіе подобные, грѣшные, страстные люди. Церковь богоучрежденный союзъ людей, соединенныхъ между собою вѣрою, ученіемъ, священноначаліемъ и таинствами; это – духовное ополченіе Хрістово, вооруженное духовнымъ всеоружіемъ противъ вооруженнаго безчисленнаго полчища діавольскаго: это – духовная врачебница, гдѣ немощствующее язвою грѣха человѣчество врачуется благолатными врачеваніями, данными отъ Бога: покаяніемъ и причащеніемъ святыхъ Таинъ Тѣла и Крови Хрістовыхъ, и – словомъ Божіемъ, наставленіями, совѣтами и утѣшеніями пастырей словеснаго стада Хрістова; это – общая купель очищенія, возрожденія и освященія; это – святилище Божіе, въ которомъ всѣ освящаются Духомъ Святымъ чрезъ крещеніе, мѵропомазаніе и прочія тайнодѣйствія и богослуженіе; это – духовное солнце въ мірѣ, просвѣщающее и оживотворяющее всѣхъ во тмѣ и сѣни смертной сѣдящихъ и умерщвленныхъ грѣхами{1}.
Хрістосъ пришелъ обновить растлѣвшее грѣхомъ естество человѣческое и ввѣрилъ это величайшее дѣло Своей благодати, милосердія, правды и премудрости Своей св. Церкви. Духъ Святый, вошедшій въ міръ и дѣйствующій въ Церкви чрезъ священнослужителей, богослуженіе, проповѣдь, таинства, совершаетъ это обновленіе непрестанно. Только въ Церкви заключается эта обновительная сила; внѣ Церкви ея нѣть и быть не можетъ{2}.
Хрістосъ насадилъ единую Церковь подъ Своимъ главенствомъ и управленіемъ Духа Святаго и въ ней далъ всѣ средства къ возстановленію разрушеннаго союза съ Богомъ чрезъ ученіе и таинства, чрезъ руководство пастырей{3}.
При всякомъ богослуженіи церковномъ: домашнемъ, частномъ и общественномъ духовному взору православнаго хрістіанина представляется мысль, идея объ единомъ духовномъ тѣлѣ, которое есть тѣло Хріста, столпъ и утвержденіе истины, Глава коего есть Хрістосъ Богъ; эта Церковь Хрістова или духовное тѣло Хрістово состоитъ изъ трехъ колѣнъ, – небеснаго, земного и преисподняго, потому св. Церковь земная (или колѣно земное) ежедневно ходатайствуетъ предъ Своимъ Главою о прощеніи грѣховъ усопшихъ въ вѣрѣ и покаяніи и водвореніи ихъ въ Царствѣ Небесномъ и въ посредники своего ходатайства призываетъ членовъ Церкви небесной и Саму Начальницу мысленнаго назиданія церковнаго Матерь Божію, да молитвами ихъ Господь покроетъ грѣхи ихъ и не лишитъ Царствія Небеснаго. Намъ, живущимъ на землѣ, членамъ Церкви Божіей, весьма отрадно и утѣшительно всегда вѣровать, знать и надѣяться, что духовная Мать наша, св. Церковь, непрестанно тайно день и ночь молится за насъ, и что мы находимся всегда подъ покровомъ благодатнымъ Самого Господа, Богоматери, св. ангеловъ, Предтечи и всѣхъ святыхъ. У католиковъ глава Церкви – папа, человѣкъ погрѣшительный (хотя и провозглашенъ непогрѣшимымъ) и, какъ таковый, допустилъ множество погрѣшностей въ Церкви Хрістовой, и самыми дѣлами сказался таковымъ и самое понятіе о Церкви Божіей исказилъ и сковалъ духовою силу, свободу и совѣсть хрістіанъ-католиковъ, подвергая въ то же время неправильной хулѣ и непріязни католиковъ св. Православную Церковь, столпъ и утвержденіе истины. У протестантовъ – нѣмцевъ и англичанъ, совсѣмъ извращено понятіе о Церкви, ибо нѣтъ у нихъ благодати законнаго священства; нѣтъ таинства, (кромѣ, крещенія) и самаго главнаго – причащенія Тѣла и Крови Хрістовыхъ; нѣтъ колѣна небеснаго – Церкви небесной; не признаютъ святыхъ; нѣтъ и колѣна преисподняго – умершихъ: не признаютъ и не молятся за нихъ, считая это не нужнымъ. Слава Церкви Православной! Слава Хрісту Богу – святѣйшей Главѣ, единой Главѣ Церкви Божіей на землѣ! Слава Богу въ Троицѣ, что мы не впали въ хулу на Бога, не признали и не признаемъ во вѣки главою Церкви святой грѣшнаго человѣка{4}.
Церковь – едина; Глава ея – едина; стадо – едино; тѣло – едино со многими членами. Безъ Главы – Хріста Церковь не – Церковь, а сборище самочинное. Таковы – лютеране, раскольники русскіе, пашковцы и толстовцы{5}.
Католики выдумали новую главу (Папа), унизивъ единую истинную Главу Церкви – Хріста, лютеране отпали и безъ Главы остались; англиканцы – тоже: Церкви нѣтъ у нихъ, союзъ съ Главою порванъ, помощи всесильной нѣтъ. А веліаръ воюетъ всею силою, коварствомъ. Погибающихъ множество{6}.
Кто не въ Церкви, тотъ не съ Хрістомъ, общенія съ Богомъ ни здѣсь на землѣ, ни тамъ на небѣ имѣть не будетъ{7}.
Кто не со Мною, тотъ противъ Меня, и кто не собираетъ со Мною, тотъ расточаетъ (Лк. XI, 23). Кто не съ Церковью, тотъ противъ Церкви. Мало называться хрістіаниномъ, надо дѣлать дѣло, исполнять заповѣди, которыя заповѣдалъ Хрістосъ; нужно непрестанное исправленіе, непрестанное подвизаніе себя впередъ, непрестанное совершенствованіе себя, и съ этой цѣлью непрестанная провѣрка себя: по вѣрѣ-ли мы живемъ, съ Церковью-ли мы, любимъ-ли Церковь, исполняемъ-ли предписанія Церкви или заповѣди Хрістовы, проповѣдуемыя ею? Вотъ какъ учитъ Хрістосъ Богъ!{8}.
Теперь кто хочетъ жить въ святомъ союзѣ съ Богомъ, будь въ союзѣ съ Церковью – учащею, священнодѣйствующею къ святости и правдѣ и Царствію Божію и – спасешься{9}.
Мы – члены св. православной Церкви, члены Тѣла Хрістова, коего Глава – Самъ Хрістосъ Богъ; а Хрістосъ Святъ, Глава тѣла, и члены должны быть святы{10}.
Церковь – надежная дорога къ вѣчному животу; иди по ней неуклонно, держась ея, и – дойдешь до небеснаго царствія; если уклонишься на распутія своемудрія и невѣрія, пеняй тогда самъ на себя: ты заблудишься и погибнешь. Азъ семь путь, истина и животъ{11}.
Вотъ, что Церковь влагаетъ намъ въ уста и въ слухъ, есть истина, дыханіе или поученіе Духа Святаго. Благоговѣй предъ каждою мыслію, каждымъ словомъ Церкви!{12}.
Однажды навсегда знай, что въ Церкви, во всѣхъ ея службахъ, таинствахъ и молитвословіяхъ дышитъ духъ святыни, духъ мира, духъ жизни и спасенія, а это свойственно только Духу Святому{13}.
Слава благодати Святаго Утѣшителя – Духа! Вѣрую, что Онъ, по обѣтованію Спасителя, пребываетъ съ нами ввѣкъ и наставляетъ насъ на всякую истину и не допускаетъ до заблужденія ищущихъ усердно и смиренно истины Божіей{14}.
Прибавлять къ существу вѣры Богооткровенной или убавлять по произволу человѣческому – гибельно. Ап. Павелъ говоритъ: если мы или ангелъ съ неба будетъ вамъ говорить не то, что мы благовѣстили, анаѳема да будетъ. Вотъ какъ твердо нужно держаться истины Божіей, преподанной намъ Самимъ Господомъ Іисусомъ Хрістомъ, Его апостолами и святыми богоносными отцами вселенскихъ и помѣстныхъ соборовъ! Дондеже прейдетъ небо и земля, іота едина или едина черта не прейдетъ отъ закона, дондеже. вся будутъ. Вотъ въ чемъ заключается православіе!{15}.
Какая вѣра въ мірѣ проникнута такою истиною, правдою, любовію, премудростію, всемогуществомъ, такою жизненностью, какъ вѣра хрістіанская православная, проповѣдующая воплощеніе Самого Сына Божія ради спасенія погибающаго человѣчества и основаніе Хрістомъ общества спасаемыхъ въ Церкби, въ которой преподается въ пищу и питіе вѣрнымъ Плоть и Кровь Его ради очищенія, освященія, обновленія и блаженства падшаго человѣка и срастворенія разумной твари съ Божествомъ. Присоедините къ этому учрежденіе благодати священства, крещенія, мѵропомазанія, брака, елеосвященія; учрежденіе ежедневнаго, воскреснаго, праздничнаго и великопостнаго богослуженія, обучительныхъ для плоти грѣшной постовъ, всяческихъ молитвъ, общественныхъ и частныхъ, на разные случаи въ жизни гражданской и семейной, совершеніе безчисленныхъ чудесъ Божіихъ чрезъ св. мощи, иконы чудотворныя, явленія Самого Бога, Богоматери и святыхъ въ разныя времена, и вы увидите безмѣрное превосходство вѣры нашей предъ всѣми вѣрами въ мірѣ и не захотите никогда оставлять такую вѣру или переходить въ другую, потому что только одна спасительная вѣра, какъ Богъ одинъ и истина одна{16}.
Святые Божіи человѣки не хотѣли даже однимъ словомъ измѣнить вѣрѣ и благочестію и, если случалось по хитрости гонителей словомъ или дѣломъ нечаянно измѣнить, то готовы были мученіями загладить свой грѣхъ. Вотъ какъ строго держались святые исповѣданія праваго. А нынѣшніе хрістіане каковы? – Трости вѣтромъ колеблемыя (Мѳ. XI, 7){17}.
Въ католической вѣрѣ, претендующей на истину и непогрѣшимость, явились вопіющія несообразности и отступленія отъ истины... О недостаточности ко спасенію и лживости протестантства и реформатства и говорить не стоитъ: тамъ все извращено, весь строй вѣры и богослуженія. А что сказать о магометанствѣ, іудействѣ и язычествѣ? Это не вѣры, а изувѣрства, не истина, а сатанинская ложь пагубная. О какъ должны мы, православные, дорожить своею вѣрою и твердо жить по ней и спасаться!{18}.
О земнородные человѣки! познайте дѣла Божіи въ мірѣ и въ Церкви Божіей! Церковь есть носительница и провозвѣстница правды и святыни, снисхожденія и долготерпѣнія Божія. Внѣ Церкви тьма, заблужденія безчисленныя, пагуба и мука – здѣсь и въ вѣчности. Аминь{19}.
Увы! Многихъ соблазняетъ даръ свободы, данный человѣку отъ Бога, и возможность человѣка быть добрымъ и злымъ, а по паденіи въ грѣхъ – удобопреклонность человѣка болѣе ко злу, чѣмъ къ добру. Винятъ Творца и говорятъ: зачѣмъ насъ Богъ сотворилъ такими, почему не сотворилъ насъ такъ, чтобы мы не могли падать и дѣлать зло? А иные относятъ поврежденіе человѣка грѣхомъ къ несовершенству природы, обходя Бога въ мысляхъ своихъ и признавая міръ весь со всѣми явленіями и предметами какимъ-то безличнымъ, несамостоятельнымъ, несвободнымъ существомъ, коего они – части. Вотъ что дѣлаетъ удаленіе отъ Церкви! Вотъ въ какое невѣжество впадаете вы, сyeмудренные!{20}.
Нѣкоторые изъ прогрессистовъ почитаютъ Церковь врагомъ для себя. Но если есть кто любвеобильнѣе, благожелательнѣе и мудрѣе въ своей любви относительно людей послѣ Бога, то это – Церковь... Церковь есть истая мать всего человѣчества, правовѣрующаго во Хріста, самый вѣрный другъ хрістіанъ. Она сочувствуетъ и отвѣчаетъ всѣмъ существеннымъ потребностямъ души и тѣла хрістіанина дѣятельнымъ пособіемъ или подаяніемъ помощи силою Господа Іисуса Хріста и Духа Святаго, Которымъ всяка душа живится{21}.
О Церковь Божія, святая, соборная, апостольская! Сколь ты величественна, премудра, права и спасительна! Сколь великъ и чуденъ и дивно возвышенъ составъ твой, сколь велико сочлененіе твое! Глава твоя – Самъ Хрістосъ, Кормчій – Духъ Святый, начальница мысленнаго зданія церковнаго – Пресв. Богородица; затѣмъ – весь безчисленный соборъ ангеловъ и всѣ праведники. Какой чудный сонмъ! Какой достопочтенный Соборъ! Господи, Глава Церкви! призри съ небеси и виждь: вотъ строятъ адскія козни надъ Церковью Твоею враги Россіи, безбожники толстовцы, пашковцы, гордые слѣпые интеллигенты, штундисты, раскольники, революціонеры, финляндцы, нѣмцы, поляки, японцы и проч. Самъ адъ устремляется на Церковь Твою въ лицѣ всѣхъ этихъ враговъ. Возстань въ помощь нашу, о всесильная, всеблагая Глава Церкви, Господи Іисусе Хрісте, и вскорѣ посрами всѣхъ враговъ нашихъ, внутреннихъ и внѣшнихъ! Ей, Господи! ради обычныя Твоея благости услышь насъ, молящихся Тебѣ, вседержавный Царю, низложи дерзость всѣхъ враговъ нашихъ. Я предъ лицомъ Твоимъ пишу эти строки. Ты видишь вѣру мою, слышишь молитву мою и сотворишь скоро съ нами знаменіе во благо. Буди!{22}.
Велико и досточестно Тѣло Церкви святой, коей Глава Самъ Іисусъ Хрістосъ. Помни, что ты въ этомъ великомъ и досточтимомъ тѣлѣ ничтожный, немощный членъ, и что ты все получаешь отъ Главы тѣла Церкви, – Хріста и одушевляешься Духомъ Его. Помни, что въ тѣлѣ Церкви есть милліоны членовъ сильныхъ, получившихъ отъ Духа Святаго великія и многоразличныя дарованія духовныя, каждый по мѣрѣ своего достоинства и пріемлемости{23}.
Въ какимь святомъ, величественномъ и достаточномомъ чинѣ поставилъ насъ Господь съ самаго рожденія нашего, учинивъ насъ членами Церкви Своей Святой, апостольской и соборной! Но многіе, многіе своимъ невѣріемъ и порочною нераскаянною жизнію сдѣлались недостойными этого святого чина{24}.
Ты принадлежишь къ Церкви Божіей или обществу вѣрующихъ во Хріста. Эта Церковь есть единое Тѣло Хріста и Хрістосъ Богъ есть глава. Достойный-ли ты членъ, свято-ли живешь, каешься-ли всегда, исправляешь-ли сердце и жизнь свою?.. Живой-ли ты членъ, или мертвый? Нримутъ-ли тебя святые, когда ты перейдешь отъ этой жизни временной въ вѣчную? Не отвергнутъ-ли тебя, какъ гнилой членъ, смердящій, непотребный? Не будетъ-ли твоя участь съ отверженными отъ Бога? – Спѣши поправить дѣло, исправь все свое поведеніе. Тебѣ дано на то время{25}).
Человѣкъ хрістіанинъ! Доколѣ есть время, постарайся здѣсь, на землѣ, присвоиться Богу и святымъ Его чрезъ вѣру и благочестіе: будь церковнымъ, впитывай въ себя духъ церковный, духъ покаянія, святыни, мира, богомыслія, духъ любви, кротости, смиренія, терпѣнія, благопокоренія, спасенія. Не поднимай высоко свою голову и не презирай матери своей – Церкви, спасающей тебя; бывай часто въ храмѣ во время богослуженія, стой со смиреніемъ, слушай, размышляй или читай и пой. Если здѣсь не присвоишься ей и чрезъ нее Богу, то останешься чуждымъ ей и Богу, и по смерти Богъ не приметъ тебя, и святые Его отрекутся отъ тебя, какъ отъ чуждаго имъ по духу и расположенію сердца и мыслей, и будешь ты изгнанъ въ страну чуждую, въ мрачное и пламенное мѣсто отпадшихъ духовъ и непокаянныхъ душъ человѣческихъ. Будь мудрымъ, чтобы побѣждать ухищренія діавола и достигать своего великаго назначенія{26}.
Помни: начало душепагубныхъ лжеученій всѣхъ ересей, сектъ, расколовъ – въ зміѣ, льстящемъ вселенную{27}.
Врагъ нашего спасенія, діаволъ, зная спасительность нашего союза съ Богомъ посредствомъ вѣры и Церкви и благодати Божіей, всѣми силами и коварствами старается порвать нашу связь съ Богомъ чрезъ грѣхъ, чрезъ страсти плотскія, пристрастія мірскія. Крѣпко держаться надо всѣмъ союза съ Богомъ и Церковью, соблюдая законы Господни{28}.
Господь сказалъ о Церкви Своей: Созижду Церковь Мою и врата адова не одолѣютъ ей. Это сказано какъ о пастыряхъ Церкви и о всѣхъ истинно вѣрующихъ, такъ и о всѣхъ таинствахъ, о всѣхъ догматахъ, заповѣдяхъ св. православной вѣры и о всѣхъ чинопослѣдованіяхъ таинствъ, напр., литургіи, священства, брака, крещенія, мѵропомазанія, елеосвященія, которыя установлены на всѣ вѣка, и прошли уже многія столѣтія и тысячелѣтія неизмѣнно. Вотъ какъ тверда Церковь, основанная Господомъ! Помни эти слова Господни и нимало не колеблись, совершая какое-либо таинство. Будь какъ адамантъ твердъ{29}.
Святые угодники достигли единенія съ Господомъ. Чѣмъ же достигли? Единеніе съ Богомъ достигается не иначе, какъ единеніемъ и общеніемъ съ Церковью; безъ Церкви никто не можетъ соединиться съ Богомъ, ибо соединительная сила и средства всѣ предоставлены Церкви, и Самъ Господь говоритъ, что если кто Церковь преслушаетъ, тотъ будетъ какъ язычникъ и мытарь. Век святые достигли единенія съ Богомъ только въ Церкви и при ея посредствѣ, потому всѣ еретики, сектанты и раскольники не могутъ быть въ общеніи съ Богомъ и достигнуть спасенія души, хотя бы раздали все свое имѣніе и хотя бы были замучены за Хріста. Церковь есть великое духовное тѣло Хріста, который есть Глава ея и Спаситель, и внѣ Церкви нѣтъ спасенія{30}.
Необходимо принадлежать къ Церкви Хрістовой, коей Глава есть всемогущій Царь, Побѣдитель ада, Іисусъ Хрістосъ. Царство Его есть Церковь воинствующая съ началами и властями и міродержителями тьмы вѣка, съ духами злобы поднебесными, которые составляютъ искусно организованное царство и воюютъ крайне опытно, умно, мѣтко и сильно со всѣми людьми, хорошо изучивши всѣ ихъ страсти и наклонности. Одинъ человѣкъ тутъ въ полѣ не воинъ, да и великое общество, но неправославное и безъ Главы – Хріста – ничего не можетъ сдѣлать съ такими врагами хитрыми. Хрістіанину православному нужна сильная поддержка. Вотъ такая-то помощница ему въ борьбѣ съ невидимыми и видимыми врагами есть именно Церковь Хрістова, къ которой, Божіею милостію, мы и принадлежимъ{31}.
Дѣло спасенія душъ нашихъ есть самое великое, самое мудрое дѣло и учиться этому дѣлу, этому мастерству надо у тѣхъ, кому открыто это дѣло, кто исполнилъ это дѣло; а это дѣло спасенія открыто особенно святымъ, такъ какъ они особенно старались заниматься имъ и выполнили его превосходнымъ образомъ богоугодно, душеспасительно. Святые же оставили это духовное наслѣдіе, это искусство спасенія Церкви православной, вложивъ въ нее, какъ въ вѣрную сокровищницу, все свое разумѣніе, свое слово, свое усердіе, свои опыты... Вотъ и учитесь у св. Церкви{32}.
Помяни, какъ св. Церковь изъ вѣрныхъ своихъ послѣдователей никого не погубила, а всѣхъ спасла благодатію Божіею. Дѣла Спасителя и Церкви надъ вѣрующими говорить сами за себя{33}.
Мы, – пастыри, – первые больше всѣхъ пользуемся милостями Божіими и знаемъ по опыту, что для насъ Господь съ Его таинствами, что Его Матерь Пречистая и Его святые. Напр., причащаясь животворящихъ Таинъ тѣла и крови Господнихъ, мы часто, часто испытывали на себѣ ихъ животворность, небесные дары мира и радости о Духѣ Святомъ... И мы были бы крайне неблагодарны предъ Господомъ и ожесточены сердцемъ, если бы не повѣдали объ этой славѣ животворящихъ Тайнъ всѣмъ возлюбленнымъ Божіимъ, – если бы не прославляли Его чудесъ въ нашемъ сердцѣ, совершающихся въ каждую божественную литургію. Мы также часто испытываемъ на себѣ непобѣдимую, непостижимую, божественную силу честнаго и животворящаго Креста Господня... Говоримъ это искренно, съ сознаніемъ всей истины и силы своихъ словъ{34}.
Съ какою любовью материнскою или лучше сказать – божественною Церковь ежедневно какъ бы носитъ насъ на рукахъ, своихъ, вознося о всѣхъ насъ непрестанныя молитвы ко Господу вечеромъ, въ полночь, утромъ и около средины дня, поучаетъ насъ, очищаетъ, освящаетъ, врачуетъ и укрѣпляетъ таинствами и всѣми способами руководствуетъ насъ нѣжнѣйшимъ и кротчайшимъ образомъ ко спасенію и вѣчной жизни. Блаженны тѣ священнослужители и церковнослужители, которые понимаютъ эту любовь и это попеченіе Церкви о спасеніи чадъ ея и стараются усвоять духъ ея, жить этимъ духомъ, дышать этимъ духомъ и со вниманіемъ сердечнымъ и съ благоговѣніемъ совершаютъ молитвы, пѣснопѣнія и священнодѣйствія церковныя, памятуя, что чрезъ все это спасаются и они сами, и паства ихъ{35}.
Бездна милости и щедротъ открылась и открывается въ ежедневномъ приношеніи на жертвенникахъ православныхъ хрістіанскихъ храмовъ всеходатайственной, всеобновительной, всеобожительной, животворящей, страшной, безмѣрно великой жертвы Тѣла и Крови Хрістовой, приносимой по волѣ Божіей и Завѣту Господа Іисуса Хріста во спасеніе всего міра. Всѣ грѣхи вѣрныхъ, истинно молящихся и причащающихся животворящихъ Тайнъ, очищаются всякій разъ по причащеніи; всѣ узы душевныя разрушаются, скорби потребляются; всѣ прошенія, благопріятныя Богу, исполняются. Міръ стоитъ, крѣпится, не колеблется ради этой Жертвы; грады стоятъ и не разрушаются и пребываютъ въ благоденствіи и благопоспѣшеніи. Козни и мечтанія еретиковъ и раскольниковъ бездѣйственны бываютъ... Слава, Господи, давшему намъ столь животворящій, державный, святѣйшій Божественный Даръ! Свѣтися, свѣтися, Новый Іерусалиме, Церковь Божія православная – слава бо Господня на тебѣ возсія; ликуй нынѣ и веселися, Сіоне!{36}.
Древо познается по плодамъ. Св. Церковь, насажденная Господомъ Іисусомъ Хрістомъ, познана давно по плодамъ своимъ. Эти плоды ея – свв. апостолы, мученики, святители, безсребренники, Хріста ради юродивые, всѣ праведные, прославившіеся всякими добродѣтелями. Вотъ плоды Церкви! Наши безбожники знать не хотятъ этихъ святыхъ Божіихъ, подвизавшихся на землѣ для неба и принесшихъ Богу плодъ всякихъ добродѣтелей{37}.
Истина и спасительность нашей св. вѣры ясно открывается изъ того, что ни одно Таинство, ни одна молитва вѣры не остаются у насъ тщетными, но приносятъ къ намъ съ неба и являютъ силу свою въ душахъ нашихъ и тѣлахъ нашихъ, очищаютъ грѣхи наши, упокаиваютъ души наши по слову Спасителя: пріидите ко Мнѣ вси шруждающіися и обремененніи и Азъ упокою вы, – избавляютъ насъ отъ сердечныхъ скорбей и тѣлесныхъ болѣзней. Нѣтъ, мы никогда тщетно не молимся Господу нашему или Пресв. Богородицѣ, ангеламъ и святымъ, но получаемъ всѣ прошенія, яже ко спасенію: къ намъ постоянно нисходятъ съ неба силы исцѣленій и многоразличной помощи{38}.
О какое драгоцѣнное достояніе наше – православная вѣра! Сколь многіе и сколь удобно спаслись въ ней добромысленные люди всѣхъ вѣковъ! Сколь губительныя ереси пресѣкли и отсѣкли св. отцы всѣхъ соборовъ вселенскихъ и помѣстныхъ, и сколь многіе отцы святые и богомудрые подвизались въ защищеніи правоспасительной вѣры! Какъ мы должны ихъ любить, благодарить, благоговѣть предъ ними, ихъ чтить всей душой, – какъ Господа благодарить! Свѣтила на земли отцы наша основавый и тѣми ко истинной вѣрѣ вся наставивый, Господи, слава Тебѣ! Какъ твердо держаться должны мы вѣры своей и ни по какимъ побужденіямъ не отпадать отъ нея и не совращаться въ ереси и секты! Какъ должны мы достойно вести себя, какъ православные хрістіане и наслѣдники будущаго небеснаго званія! Позна Господь сущія Своя и да отступитъ отъ неправды всякъ именуяй Имя Господне{39}.
Хрістіанинъ и хрістіанка! Чувствуете-ли вы въ душѣ своей сродство съ Господомъ, Богоматерью, со святымъ ангеломъ-хранителемъ и съ ангельскимъ міромъ, со святыми угодниками Божіими и стараетесь-ли подражать имъ по силѣ, жить благодатною жизнію въ вѣрѣ, любви, покаяніи, добродѣтели? Церковь Православная помогаетъ намъ вспоминать это родство, чутствонать его, радоваться о немъ и благодарить Господа, что Онъ Самъ съ самаго рожденія причелъ насъ къ Церкви Своей и къ обществу святыхъ, такъ что мы можемъ сказать своимъ сочленамъ, православнымъ хрістіанамъ: «»вы не странники и пришельцы, но сожители святымъ и присные Богу, бывъ назданы на основаніи апостоловъ и пророковъ, имѣя краеугольнымъ камнемъ Самого Іисуса Хріста»{40}.
Возблагодаримъ Господа, что мы родились въ правой вѣрѣ, и Церкви, и постараемся быть достойными членами Ея, живя въ воздержаніи, чистотѣ, смиреніи, повиновеніи, упражняясь въ дѣлахъ благихъ, особенно – въ дѣлахъ милосердія. Слава Богу! Слава Владычицѣ Богородицѣ! Доколѣ Россія будетъ православна и будетъ усердно чтить Бога и Богоматерь, дотолѣ она будетъ могущественна и непоколебима{41}.
Благодарю Господа и святую матерь мою – Церковь, непорочную и нетлѣнную невѣсту Хрістову, что она указала, уравняла, угладила мнѣ вѣрный путь ко спасенію, отсѣкши на соборахъ вселенскихъ и помѣстныхъ всѣ ереси и расколы, которые могли служить крайнимъ преткновеніемъ и препятствіемъ ко спасенію въ Богѣ, – что она мужественно, со славою побѣдною отборолась со всѣми гонителями вѣры и отстояла мнѣ царскій путь св. истины, вводящій въ жизнь вѣчную; благодарю, что она сохранила всѣ установленныя Господомъ таинства, ведущія меня вѣрнымъ путемъ ко спасенію; благодарю, что она установила и учредила для меня боголѣпное Богослуженіе, – это ангельское на землѣ служеніе; – что она торжествуетъ ежегодно всѣ важнѣйшія событія изъ земной жизни Господа моего и Пречистой Богородицы для должнаго и благодарнаго воспоминанія неизреченныхъ благодѣяній намъ Божіихъ, и ежедневно въ божественной литургіи представляетъ моему благоговѣйному вниманію всю земную жизнь Господа моего; благодарю, что она въ ежедневномъ богослуженіи прославляетъ подвиги святыхъ угодниковъ Божіихъ и указываетъ мнѣ въ нихъ живые примѣры вѣры, надежды и любви къ Богу и различные пути къ вѣчной жизни; благодарю ее, святую матерь мою, за творенія св. отцовъ и учителей Церкви, за ихъ сладкія и душеспасительныя словеса, оставленныя намъ въ наслѣдіе, какъ безцѣнное духовное сокровище; благодарю за богоучрежденное священство, священнодѣйствующее во Хрістѣ и Хрістомъ мое спасеніе, примиряющее меня съ Богомъ, освящающее, утѣшающее, укрѣпляющее, пасущее меня и вводящее въ ограду небесную{42}.
Пріемлюще кончину вѣрѣ вашей, спасеніе душамъ (Петр. I, 9). Вотъ конецъ и цѣль вѣры Хрістовой православной – спасеніе души каждаго вѣрующаго. Сколь драгоцѣнна вѣра наша, сколь свята, права, богоугодна, сильна, спасительна! Какъ надо ее любить, ее достойно цѣнить, ею пользоваться непрестанно во спасеніе свое и другихъ. Господи, спаси родъ хрістіанъ православныхъ, и всѣхъ неправославныхъ обрати въ православіе, какъ единую спасительную вѣру, Тобою утвержденную, Тобою прославленную и вѣчно прославляемую{43}.
«Церковное слово». Изд. Вологодскаго братства Всемилостиваго Спаса. 1909. № 122. С. 339-344; № 125. С. 387-393.
{1} Хрістіаская Философія, стр. 96-97. Спб. 1902.
{2} Тамъ же стр. 105.
{3} Тамъ же стр. 100-111.
{4} Путь спасительный, стр. 31-32.
{5} Тамъ же стр. 98.
{6} Тамъ же, стр. 109.
{7} Жизнь въ нѣдрахъ Церкви, стр. 23. Спб. 1903 г.
{8} Хріст. Философія, стр. 111.
{9} Тамъ же, стр. 111.
{10} Тамъ же, стр. 100.
{11} Моя Жизнь во Хрістѣ, стр. 169 т. 2. Москва, 1894 г.
{12} Тамъ же, стр. 43.
{13} Тамъ же, стр. 243.
{14} Тамъ же, стр. 172.
{15} Слово мудрости духовной, стр. 48-49, Спб. 1908; г. 2 изд.
{16} Тамъ же, стр. 53-54.
{17} Хріст. Философія, стр. 114.
{18} Слово мудрости духовной, стр. 51.
{19} Горѣ сердца, стр. 117. Спб. 1908 г.
{20} Моя жизнь во Хрістѣ, т.1, стр. 99.
{21} Тамъ же, стр. 142.
{22} Горе сердца, стр. 29-30.
{23} Моя жизнь во Хрістѣ, т. 2, стр 438.
{24} Отъ смерти къ жизни, стр. 93. Спб. 1904.
{25} О Богѣ, мірѣ и о душѣ человѣческой, стр. 88. Спб. 1908.
{26} Хріст. философія, стр. 112.
{27} Тамъ же, стр. 115.
{28} Тамъ же, стр. 108.
{29} Моя жизнь во Хрістѣ, т. 2, стр 16.
{30} Жизнь въ нѣдрахъ Церкви, стр. 34-35.
{31} Хріст. философія, стр. 108.
{32} Тамъ же, стр. 113.
{33} Моя жизнь во Хрістѣ, т. 2, стр. 337.
{34} Тамъ же, т. 1, стр. 9
{35} Тамъ же, т. 2, стр. 107.
{36} О Богѣ, мірѣ и о душѣ человѣческой, стр. 14-15.
{37} Слово мудрости духовной, стр. 54.
{38} Моя жизнь во Хрістѣ, стр. 191.
{39} Слово мудрости духовной, стр. 55.
{40} Тамъ же, стр. 45.
{41} О Богѣ, мірѣ и о душѣ человѣческой, стр. 42-43.
{42} Моя жизнь по Хрістѣ, т. 2, стр. 197-198.
{43} Хріст. философія, стр, 114.