• Протоіерей Іоаннъ Панормовъ – Забытая книга.

    Протоіерей Іоаннъ Панормовъ – Забытая книга.

    Богъ всякому добру вспомоществуетъ,

    а возникающее чрезъ удаленіе отъ добра зло пресѣкаетъ,

    или исправляетъ и обращаетъ къ добрымъ послѣдствіямъ.

    (Пространный Христіанскій Катихизисъ).

     

    Въ теченіи ближайшихъ двадцати пяти – тридцати лѣтъ господства надъ жизнью и школою циркуляра много прекрасныхъ книгъ забыто.

    Перестали читать самыя капитальныя книги.

    Перестали читать самыя солидныя книги въ школѣ духовной, на обязанности которой лежитъ ознакомленіе учащихся съ капитальными произведеніями – первоисточниками.

    22 October 2020 читать далее


  • Объ истинныхъ наставникахъ вѣры, которымъ христіане должны повиноваться по заповѣди апостольской. Поученіе прот. Григорія Дьяченко на памятъ Московскихъ святителей.

    Объ истинныхъ наставникахъ вѣры, которымъ христіане должны повиноваться по заповѣди апостольской. Поученіе прот. Григорія Дьяченко на памятъ Московскихъ святителей.

    I. Празднуя нынѣ память трехъ россійскихъ святителей: Петра, Алексія и Іоны, митрополитовъ московскихъ и всея Россіи чудотворцевъ, при жизни своей учившихъ вѣрѣ и благочестію свою обширную паству и содѣйствовавшихъ процвѣтанію своего отечества, не боявшихся для сего ни трудовъ, ни опасностей, ни даже самой смерти, а по смерти непрестанно молящихся о ней, мы должны сказать, что то были истинные наставники вѣры и благочестія, истинные пастыри, готовые положить (а нѣкоторые изъ нихъ, какъ напримѣръ святитель Филиппъ, и положившіе) свою душу за паству свою.

    II. При этомъ иные могутъ спросить насъ: кто же истинные наставники вѣры Христовой и какъ отличить истинныхъ пастырей отъ ложныхъ? Ибо и тѣ наставники, которыхъ мы считаемъ ложными и самозванными, называютъ себя истинными вѣроучителями и признаются такими отъ послѣдователей ихъ. Вопросъ этотъ важенъ и требуетъ разрѣшенія: ибо, не зная хорошо, кто дѣйтвительно учитъ истинной вѣрѣ Христовой, легко можно принять ложнаго наставника за истиннаго и увлечься по его внушенію въ душепагубныя заблужденія. Поэтому мы намѣрены теперь заняться рѣшеніемъ этого вопроса для вашего назиданія, — потому болѣе, что между нами въ настоящее время не мало появилось такихъ людей, которые ложно называютъ себя наставниками вѣры и увлекаютъ другихъ въ свои заблужденія.

    а) Первый признакъ истинныхъ наставниковъ вѣры тотъ, что они поставлены на свое дѣло законною властію въ церкви Христовой.

    17 October 2020 читать далее


  • Архіепископъ Никаноръ (Бровковичъ) – Слово въ день воздвиженія честнаго и животворящаго Креста.

    Архіепископъ Никаноръ (Бровковичъ) – Слово въ день воздвиженія честнаго и животворящаго Креста.

    Днесь сажденіе животное отъ земныхъ неизходимыхъ нѣдръ происходитъ, на немъ пригвожденнаго Христа извѣствуетъ Воскресеніе, и воздвизаемый руками священническими, Того на небеса возвѣщаетъ возношеніе, имъ же наше смѣшеніе, отъ еже на землю паденія, на небесѣхъ жительствуетъ. Тѣмже благодарственнѣ возопіимъ: Господи, вознесыйся на немъ и тѣмъ совознесый насъ, небесныя Твоея радости сподоби, яко Человѣколюбецъ. 

    Стихира.

    Откуда этотъ обычай воздвиженія креста, странный обычай, по взгляду полуневѣровъ, или даже и вѣрныхъ, но недоумѣвающихъ?

    27 September 2020 читать далее


  • Епископъ Іустинъ (Полянскій) – Благоприятное лето Господне.

    Епископъ Іустинъ (Полянскій) – Благоприятное лето Господне.

    С 1 сентября по ст. ст. (14 сентября по н. ст.) начинается новый год по церковному календарю – 7529 год от сотворения мира. – ред.

    Первое сентября – это древній новый церковный годъ. При вступленіи въ новый годъ, каждый изъ насъ – или бываетъ проникнутъ различными благожеланіями себѣ и другимъ, – или строитъ разные планы, какъ-бы получше создать себѣ счастіе въ наступающемъ году, – или-же просто, часто безнадежно, задается вопросами, когда и гдѣ наступитъ счастливое, благопріятное время?!

    На всѣ эти желанія, предположенія и вопросы отвѣтъ заключается въ слѣдующихъ словахъ Господа: Духъ Господень на Мнѣ: Его-же ради помаза Мя благовѣстити нищимъ, посла Мя исцѣлити сокрушенныя сердцемъ, проповѣдати плѣненнымъ отпущеніе, и слѣпымъ прозрѣніе, отпустити сокрушенныя въ отраду, (или – измученныхъ на свободу): проповѣдати лѣто Господне пріятно (Лук. 4, 18-19).

    Слова эти въ первый разъ сказаны были пророкомъ Исаіею о грядущемъ Мессіи (Исаіи 61, 1, 2); потомъ онѣ повторены и приложены къ Себѣ уже пришедшимъ Мессіей (Лук. 4, ст. 21); и доселѣ проповѣдуются въ назиданіе наше.

    14 September 2020 читать далее


  • Архіепископъ Агаѳангелъ (Соловьевъ) – Слово о гнѣвѣ.

    Архіепископъ Агаѳангелъ (Соловьевъ) – Слово о гнѣвѣ.

    Гнѣвъ бо мужа, правды Божія не содѣловаетъ (Іак. 1, 20).

    Кратко св. Апостолъ изображаетъ тѣ печальныя послѣдствія, которыя влечетъ, за собою гнѣвъ. Но и въ этихъ краткихъ словахъ уже выражается вся сила зла, происходящаго отъ гнѣва; потому что если гнѣвъ не составляетъ правды Божіей, – то, очевидно, онъ и не приводитъ къ тому блаженному концу, который слѣдуетъ за праведностію. А если гнѣвъ не есть правда и не сопровождается блаженствомъ, которое желали бы мы вкушать въ будущемъ; то само собою разумѣется, что, предаваясь ему, мы приготовляемъ себѣ вѣчныя мученія. Ибо какъ существуютъ только два пути въ жизни душъ, путь добродѣтели и путь грѣха: такъ существуютъ въ вѣчности только два состоянія, къ которымъ ведутъ сіи пути, то есть, вѣчное блаженство и вѣчное мученіе.

    Такъ какъ у большей части изъ насъ гнѣвъ не считается важнымъ нарушеніемъ Божественнаго закона и легко допускается многими: то, по сему самому, признаемъ нужнымъ войти въ собесѣдованіе объ немъ, и, по возможности, раскрыть все то, отъ чего гнѣвъ становится преступленіемъ и преступленіемъ тяжкимъ.

    04 September 2020 читать далее


  • Иеромонах Серафим (Роуз) – Православное мировозрение.

    Иеромонах Серафим (Роуз) – Православное мировозрение.

    Лекция иеромонаха Серафима (Роуза), произнесенная во время Св.-Германовского Паломничества в августе 1982 года в Св. Германовской Пустыни в Платине, Калифорния. Скончался иеромонах Серафим 2-го сентября 1982 года в возрасте 48 лет. Эта лекция - итог мировоззренческих поисков самого о. Серафима, содержащий замечательные по силе слова: «Православие – это жизнь. Если мы не живем по-православному, мы просто не православные, вне зависимости от того, к какой вере мы формально принадлежим». – ред.

     

    Перед началом моего доклада - два слова о том, почему важно иметь православное мировоззрение, и почему в наше время приоб­рести его труднее, чем в прошедшие времена.

    02 September 2020 читать далее


  • Тимоѳей Оксаковскій – Искатели Бога. О Богѣ и Словѣ Божіемъ.

    Тимоѳей Оксаковскій – Искатели Бога. О Богѣ и Словѣ Божіемъ.

    Шедше въ міръ весь, проповѣдите Евангеліе всей твари (Мар. 16, 15).

    По духу ученія Православной Церкви каждый христіанинъ долженъ заботиться, ради Господа Бога, не объ одномъ только личномъ своемъ спасеніи, но также и о спасеніи другихъ слабыхъ въ вѣрѣ христіанъ, а также о познаніи Христа иновѣрцами и язычниками. По такому религіозному принципу получается то положеніе, что каждый истинно-вѣрующій христіанинъ непремѣнно долженъ нести по отношенію другихъ и миссіонерскія обязанности. Каждый христіанинъ – миссіонеръ; православная Церковная Миссія поэтому слагается изъ всѣхъ членовъ Святой Православной Церкви. Предо мною миссіонерская тема: «Искатели Бога» и я по поводу ея поговорю про обязанности христіанина. – Господи, какъ Ты великъ въ истинахъ Твоихъ и какъ Ты для человѣческаго ума недосягаемъ во Святомъ Твоемъ Словѣ! Многое множество людей всякаго званія и возраста идутъ къ Тебѣ для того, чтобы узрѣть Тебя глазами своего разума и своего духа, узнать Тебя, быть съ Тобою и служить Тебѣ всю жизнь до самой смерти. Но въ такихъ случаяхъ съ нѣкоторыми изъ «искателей Бога» приключается бѣда. Они идутъ къ Тебѣ, Господи, и все-таки не подходятъ къ Тебѣ, не приближаются непосредственно и прямо къ Тебѣ. Они еще стоятъ далеко отъ Тебя; Ты имъ еще маловиденъ, мало понятенъ, хотя они и силятся Тебя увидѣть (духовными глазами) и стараются Тебя познать, напрягая свои нравственныя силы, все свое духовное зрѣніе! Нѣкоторымъ изъ нихъ такъ и не удается приблизиться къ Тебѣ и познать Тебя такъ, какъ познали Тебя истинные христіане. Они не подошли къ Тебѣ близко, они не разсмотрѣли Тебя ясно и отчетливо, они остановились на полпути, призадумались, но дальше не пошли къ Тебѣ. Такъ они и остались при своихъ малыхъ, неясныхъ и неопредѣленныхъ представленіяхъ и понятіяхъ о Богѣ. Эти люди не познали Тебя, Бога-Духа, и остались въ сомнѣніи и невѣдѣніи многаго о Тебѣ.

    30 August 2020 читать далее