Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – Объ иконописномъ изображенія крещенія Господня (+Подборка икон).

Начиная съ новозавѣтныхъ книгъ, всѣ памятники древней письменности церковной подтверждаютъ погруженіе, какъ изначальную форму крещенія, которая на востокѣ держится доселѣ, а на западѣ была господствующею до 15-го вѣка. На западѣ первоначально обливаніе было допущено только въ случаѣ крайней нужды (напр., тяжкой болѣзни), что вполнѣ согласно съ практикой древней вселенской Церкви; затѣмъ стали расширять число этихъ случаевъ, и, наконецъ, съ 17 вѣка обливаніе стало обычною практикою римской церкви. Подъ вліяніемъ католическаго воззрѣнія на крещеніе, посредствомъ обливанія появились изображенія Спасителя, крещаемаго св. Предтечею возліяніемъ воды на главу Его изъ сосуда, но по большей части, съ ангелами, держащими пелены для облаченія ими Спасителя, по выходѣ Его изъ Іордана{1}. Въ виду важности и высокаго значенія для насъ древнихъ изображеній крещенія Господня, обличающихъ сколько свободное отношеніе живописцевъ, столько же и католическое нововведеніе касательно совершенія таинства крещенія чрезъ обливаніе, представимъ историческія данныя объ изображеніи крещенія Христова въ христіанской древности на востокѣ и западѣ.

Древнѣйшій и единственный примѣръ изображенія крещенія Господня, находящійся въ катакомбахъ, есть первый и несомнѣнный примѣръ погруженія{2}. Очевиднымъ доказательствомъ погружательнаго крещенія служатъ также и доселѣ сохранившіеся въ нѣкоторыхъ западныхъ церквахъ баптистеріи (крещальни){3}. Во всѣхъ древнихъ иконописныхъ памятникахъ византійскихъ и русскихъ Христосъ Спаситель представляется стоящимъ въ водѣ довольно глубоко – по шею или по поясъ; стоящимъ въ водѣ по поясъ Господь представленъ и въ древнѣйшихъ западныхъ изображеніяхъ, какъ то въ мозаикѣ Равен. баптистеріи (5 в.). Изображался Спаситель обнаженнымъ большею частію вслѣдствіе покрытія Его тѣла водами Іордана, – съ благословляющею десницею, какъ символомъ освященія водъ Іордана и въ обширномъ смыслѣ – воды крещенія. Впослѣдствіи (съ 17-го вѣка) стали изображать Господа съ десницею, приложенною къ персямъ (что стало потомъ входить у иконописцевъ въ общее употребленіе), съ главою наклоненною, какъ символомъ смиренія, подчиненія, въ соотвѣтствіе съ церковнымъ пѣснопѣніемъ: «Днесь Владыка преклоняетъ выю подъ руку Предтечеву» (припѣвъ къ 9-й пѣсни канона){4}. Св. Іоаннъ Креститель при крещеніи Спасителя обыкновенно помѣщается съ лѣвой стороны на берегу Іордана: Предтеча взираетъ на небо, какъ бы прислушиваясь къ гласу Бога Отца, и возлагаетъ руку на Спасителя. Руковозложеніе, имѣвшее мѣсто при крещеніи Господа, отмѣчено и въ пѣснопѣніяхъ церковныхъ и у церковныхъ писателей{5}. Въ 11-12 вѣкахъ св. Іоанну Предтечѣ стали усвоять свитокъ – символъ его проповѣди; это перешло и въ русскіе памятники. – Съ правой стороны въ изображеніяхъ крещенія Господня обыкновенно представляются ангелы. Хотя въ Евангеліи ничего не сказано о присутствіи ангеловъ при этомъ событіи; но памятники богослужебной письменности свидѣтельствуютъ, что ангельскія воинства окружали Спасителя, крещаемаго во Іорданѣ, воспѣвая съ трепетомъ великое таинство, ужасались, трепетали дивились{6}. Въ изображеніи крещенія Господня ангелы имѣютъ особое значеніе, на что указываютъ закрытыя руки ангеловъ (въ древнѣйшихъ памятникахъ – плащемъ, а позднѣе – особыми покровами). Духъ Святый въ изображеніяхъ крещенія Господня является въ видѣ голубя, летящаго съ неба по направленію къ главѣ Христа Спасителя и побольшей части главой внизъ; иногда у голубя въ устахъ масличная вѣтвь, какъ символъ мира, дарованнаго возрожденной душѣ{7}. Духъ Святый сходитъ на главу Христа Спасителя въ лучахъ свѣта: присутствіе послѣдняго вполнѣ соотвѣтствуетъ изображенію событія, составляющаго основу праздника «свѣтовъ, просвѣщенія». По выраженію церковныхъ пѣснопѣній праздника Богоявленія Христосъ есть Свѣтъ и денница солнца, есть Царь солнца, Сіяніе славы (см. каноны на Богоявленіе). Іорданъ во всѣхъ византійскихъ памятникахъ имѣетъ видъ широкой рѣки, обрамленной широкими берегами. Въ древнихъ христіанскихъ памятникахъ въ изображеніи крещенія встрѣчается олицетвореніе Іордана (олицетвореніе Іордана въ видѣ старика находится, между прочимъ, въ изображеніи взятія прор. Иліи на небо, при переходѣ евреевъ чрезъ Іорданъ при Іисусѣ Навинѣ и друг.). При крещеніи Спасителя въ древнихъ памятникахъ Іорданъ обычно изображается въ видѣ старца, а рѣдко въ видѣ молодаго человѣка{8}; въ византійскихъ и русскихъ изображеніяхъ крещенія оно дополняется олицетвореніемъ моря, въ видѣ бѣгущей женщины. – Въ водахъ Іордана на памятникахъ византійскихъ и русскихъ изображается крестъ. Въ крещеніи чрезъ явленіе Св. Духа и гласъ Бога Отца Іисусъ Христосъ явленъ былъ, какъ Сынъ Божій, и началъ свое мессіанское служеніе, завершеніемъ котораго служила крестная смерть. Святые отцы и церковные пѣснопѣвцы согласно говорятъ, что Іисусъ Христосъ во Іорданѣ избавилъ міръ отъ тли, очистилъ падшаго Адама (ирмосъ 5-й пѣсни кан.: «Іисусъ живота начальникъ»...); отсюда, изъ этой связи мыслей объясняется и русское названіе таинства «крещеніемъ». – Иногда во Іорданѣ изображается пламень: такъ какъ Христосъ Спаситель нерѣдко въ пѣснопѣніяхъ церковныхъ называется огнемъ{9}, – водѣ приписывается свойство опалять главы зміевъ и охватывать, подобно пламени, вредную злобу{10}, и крещеніе Спасителя было для однихъ людей духовнымъ обновленіемъ, а для другихъ губительнымъ огнемъ{11}. – Какъ вообще въ древнихъ памятникахъ византійскихъ, такъ въ частности изображеніи крещенія небо представляется въ видѣ сегмента круга. Символомъ присутствія въ небѣ Божества, Его могущества и изволенія служитъ рука. Съ теченіемъ времени (съ 12-го вѣка) небо въ крещеніи Господнемъ изображается съ райскими вратами, съ сонмомъ ангеловъ и уготовленіемъ престола Божія. Въ изображеніи крещенія Господня этотъ престолъ указываетъ на присутствіе Божества въ отверстыхъ небесахъ и свидѣтельство Бога Отца о возлюбленномъ Сынѣ. Въ памятникахъ 17-18 вѣковъ небо изображается въ видѣ облаковъ, въ которыхъ находится изображеніе Бога Отца въ видѣ старца, иногда со свиткомъ: «Сей есть Сынъ Мой возлюбленный»....

 

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1899. Т. 1. № 1. С. 15-19.

 

{1} Эти пелены, необходимыя не столько для прикрытія тѣла, сколько для отиранія отъ воды, служатъ нагляднымъ обличеніемъ иконописцевъ, уклонившихся отъ древняго изображенія крещенія Господня чрезъ погруженіе въ струяхъ Іордана, такъ какъ для принимающаго таинство крещенія чрезъ обливаніе не нужны пелены.

{2} Найденное въ катакомбахъ изображеніе, представляющее Спасителя близъ Іордана и св. Предтечу и относимое археологами къ концу 3-го или къ началу 4-го вѣка, раздѣлено на 2 части: внизу символы (агнецъ на горѣ, изъ горъ текутъ 3 ручья...), вверху прямыя изображенія, объясняющія символы (изображеніе Спасителя на горѣ, изъ которой течетъ Іорданъ, – по правую сторону Предтеча Христовъ, съ благоговѣніемъ взирающій на Господа – Спасителя). Все изображеніе служитъ выясненіемъ той мысли, что богоявленіе Господне есть источникъ мира, свѣта и радости, небеснаго, райскаго блаженства.

{3} Приблизительно до 13-го вѣка западные художники (особенно итальянскіе) удерживали еще общій византійскій видъ изображенія крещенія Господня. Съ 14-го вѣка стали вносить въ священное изображеніе крещенія Господня такія прибавленія, какъ гуляющихъ по берегамъ Іордана животныхъ, Предтечу изображать бритымъ и возливающимъ воду на Спасителя изъ сосуда; а съ 16-го вѣка художники, пренебрегая историческою правдою, стали допускать въ изображеніи крещенія европейскія зданія, Спасителя изображать съ молитвенно сложенными по католическому обычаю руками, – Бога Отца – съ папской тіарой.... «Мѣсяцесловъ святыхъ» вып. 5, 1897 г. Тверь, стр. 58.

{4} Сравн. стихир. на стиховнѣ 11 янв.: «Пречистый верхъ преклонши крестится»....

{5} «Како возложишъ руку рабъ на Владыку» (5 янв. 6 пѣснь)... «Яко человѣкъ на рѣку пришелъ еси... и рабское крещеніе пріяти тщишися, Блаже, отъ предтечеву руку (троп. водоосвящен.). Подобныя же изреченія встрѣчаются въ проповѣдяхъ свв. Кипріана, Златоуста, Кирилла Александрійскаго.

{6} См. послѣд. 5 янв. троп. 6-й пѣсни; 4 янв. 3-й троп. 6-й пѣсни; сѣдальны 3 янв. на утр. по 1-й каѳ., 2 стихир. на литіи.

{7} Святые отцы – Григорій Богословъ, Златоустъ, Іоаннъ Дамаскинъ нерѣдко проводили сравненіе между водами потопа и водою крещенія и указывали на непосредственное сближеніе Ноя съ голубемъ – Св. Духомъ, явившимся при крещеніи Спасителя.

{8} Иногда Іорданъ изображался въ видѣ двухъ мужчинъ, держащихъ трубы во рту, изъ которыхъ истекаетъ потокъ воды, и надъ ними надпись: «Іоръ», а надъ другимъ: «Данъ». Изъ этихъ двухъ потоковъ, по сообщенію Іосифа Флавія, будто бы составился Іорданъ; тоже самое сообщаетъ блаж. Іеронимъ. Это мнѣніе внесено даже въ уніатскій акаѳистъ апостоламъ Потру и Павлу, гдѣ эти апостолы уподобляются потокамъ Іордана – Іору и Дану. «Мѣсяцесловъ святыхъ» вып. 5, 1897 г. Тверь, стр. 66.

{9} «Не смѣю прикоснутися огню». 4 янв. стихир. на стиховнѣ.

{10} Послѣдов. 6 янв.; 1-й ирмосъ 7-й пѣсни.

{11} См. 2-й тропарь 6-й пѣсни канона.

 

Фреска в катакомбах св. Каллиста в Риме. Нач. III в.

Рельеф саркофага из ц. Санта-Мария Антиква в Риме. Сер. III в.

Роспись катакомб свв. Марцеллина и Петра в Риме. 1-я пол. IV в.

Рельеф диптиха из слоновой кости, созданного в Италии. (Музей Боде, Берлин). 400/35 гг.

Мозаика в куполе баптистерий православных, Равенна, Италия. Сер. V в.

Рельеф на троне архиепископа Максимиана. (Архиепископский музей в Равенне, Италия). 546/56 гг

Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г. (Laurent. Plut. 1. 56. Fol. 4v).

Мемориальная доска из слоновой кости. Сирия или Египет. VI в. (Британский музей, Лондон).

Ампула типа Монца. VI в. (Дамбартон-Окс, Вашингтон).

Фрагмент крышки реликвария из капеллы Санкта Санкторум. Палестина, VI-VII в. (Ватиканский музей).

Миниатюра из Парижской Псалтири. 2-я пол. IX в. (Национальная Библиотека Франции, Gr. 20, 26v)

Хлудовская Псалтирь. Кафизма 10, Пс. 73, ст. 13, 19 (ГИМ. № 129д). 840/50 гг.

«Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змеев в воде». Слеваморские волны, справа - крещение Христа Иоанном Предтечей в Иордане и два змея, один обезглавленный. Поверженный сатана в виде змия.

Хлудовская Псалтирь. Кафизма 10, Пс. 76, ст. 17, 19 (ГИМ. № 129д). 840/50 гг.

«Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись, и вострепетали бездны». Крещение Христово, ниже олицетворения двух рек, из слияния которых рождается Иордан. «Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась». В верхнем левом углу: Христос, вошедший в реку Иордан по шею. Ниже: Иор и Дан (в персонифицированном виде). Внизу: Апостолы Иоанн и Иаков.

Хлудовская Псалтирь. Кафизма 16, Пс. 113, ст. 7-8, 12 (ГИМ. № 129д). 840/50 гг.

«Пред лицом Господа трепещи, земля, пред лицом Бога Иаковлева, превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод». Крещение Христа в Иордане. Рядом с потоком – олицетворение реки. «А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих». Две статуи, стоящие по сторонам реки Иордан.

Роспись Новой Токалы-килисе в Гёреме. 2-я пол. X в. Каппадокия, Турция.

Мозаика юго-западного тромпа мон-ря Хосиос Лукас, Фокида, Греция. 1-я четв. XI в.

Миниатюра из Минология Василия II. К-поль (Библиотека Ватикана Vat. gr. 1613). Ок. 1000 г.

Миниатюра из Императорского минология. К-поль (Baltimore. Walters Art Gallery. cod. 521). Ок. 1040 г.

Миниатюра из Иверского мон-ря на Афоне. XI в.

Миниатюра из Иверского мон-ря на Афоне. XI в.

Фрагмент антепендиума алтаря Кафедрального Собора в Салерно, Италия. XI в. (Епархиальный музей).

Мозаика кафоликона мон-ря Неа Мони, о. Хиос, Греция. 1042-1056 гг.

Миниатюра из Псалтири Мелисенды. Ок. 1135 г. (Лондон, Британская библиотека, MS Egerton 1139, 3v).

Мозаика на парусе церкви Успения Богоматери, Дафни, Греция. 2-я пол. XI в.

Мозаика Палатинской капеллы, Палермо, о. Сицилия, Италия. 1143-1151 гг.

Мозаика базилики Рождества Богородицы в Монреале, пригороде Палермо. 1180/90 гг.

Миниатюра Трапезундского Евангелия. Византия, 1140/60 гг. Художественный музей Уолтерса, Балтимор, штат Мэриленд, США (Walters Manuscript W.531, fol. 59v).

Фреска церкви Спаса на Нередицком холме в Великом Новгороде (утрачена), 1198 г.

Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове. XII в.

Икона из эпистилия темплона (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае). 2-я пол. XII в.

Икона из тетраптиха (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае). 2-я пол. XII в.

 




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: