• Брачный союзъ кандидата священства.

    Брачный союзъ кандидата священства.

    Св. прав. о. Иоанн Кронштадтский с семьей.

    Брачный союзъ въ жизни человѣка имѣетъ важное значеніе, въ жизни же пастыря церкви значеніе его особенно важно. Эта истина едва-ли требуетъ особыхъ доказательствъ. «Епископу подобаетъ быти... единыя жены мужу»... (1 Тимоѳ. III, 2). «Епископу подобаетъ быти... свой домъ добрѣ правящу, чада имущу. въ послушаніи со всякою чистотою» (1 Тимоѳ. III, 2. 4). «Женамъ (ихъ) такожде чистымъ, не кдеветливымъ, трезвеннымъ, вѣрнымъ во всемъ» (–ст. 11). Такъ заповѣдуетъ Святый Апостолъ Павелъ въ своихъ пастырскихъ посланіяхъ. И первое наставленіе апостольское заставляетъ готовящагося къ пастырству призадуматься при выборѣ себѣ подруги жизни. Ему разрѣшается только единобрачіе. Въ случаѣ вдовства жизнь его должна сдѣлаться для него тяжелымъ крестомъ. Это – со всею ясностію свиѣтельствуетъ намъ и наша отечественная исторія, повѣствующая что бывали періоды въ церковной жизни, когда церковная власть, имѣя въ виду многіе случаи претыканія и соблазна вдовыхъ священниковъ, постановляла лишать сана всѣхъ и каждаго изъ нихъ, и каждодневный, видимый нами, опытъ. То правда, что будущее «въ руцѣ Божіей» и если кому, то будущему провозвѣстнику истинъ Откровенія прежде всего нужно самому усвоить ихъ умомъ и сердцемъ и вступать въ жизнь съ глубокою вѣрою въ Провидѣніе, безъ воли Котораго и волосъ человѣческій не падаетъ съ его головы. Однако, едва-ли было-бы удобно кандидату священства пренебрегать въ этомъ случаѣ совѣтами благоразумія и опытности, которыя всегда будутъ говорить ему, что будущему пастырю нужно избирать себѣ въ невѣсты дѣвушку, физически здоровую, происходящую отъ здоровыхъ родителей, гдѣ бы нельзя было ожидать природнаго предрасположенія къ недугамъ въ родѣ чахотки и другимъ страшнымъ болѣзнямъ.

    26 November 2019 читать далее


  • Архиепископ Аверкий (Таушев) – О значении епископского звания и собора епископов (К предстоящему Архиерейскому Собору 1956 г.).

    Архиепископ Аверкий (Таушев) – О значении епископского звания и собора епископов (К предстоящему Архиерейскому Собору 1956 г.).

    В неделю 14-ую по Пятидесятнице, совпадающую в нынешнем году с днем памяти свв. мучениц, Веры, Надежды, Любви и матери их Софии – 17/30 сентября сего года намечен созыв Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей, который должен открыться торжественным богослужением, при участии всех съехавшихся на Собор Архиереев, как предположено, в Новой Коренной Пустыни в Магопаке.

    Это, если Бог благословит, будет уже третий по счету Архиерейский Собор на территории Соединенных Штатов Америки. Первые два созывались в 1950 и 1953 годах.

    Каково значение Архиерейских Соборов? И для чего нужно их созывать?

    К сожалению, в наше время – время крайнего оскудения подлинного церковного сознания – многие этого не понимают.

    07 September 2019 читать далее


  • Епископатъ и его значеніе въ Церкви. (Голосъ свѣтскаго человѣка).

    Епископатъ и его значеніе въ Церкви. (Голосъ свѣтскаго человѣка).

    И мужи апостольскіе, и отцы Церкви крѣпко утверждаютъ въ ней іерархическій строй и громко вопіютъ противъ тѣхъ раздорниковъ, кои стремятся подорвать епископскій авторитетъ въ Церкви и подъ видомъ любви, какъ основного христіанскаго закона, пролагаютъ въ дѣйствитедьностн пути для своего верховенства и господства надъ Церковью. Нужно, однако прежде отвергнуть подлинность многихъ твореній мужей апостольскихъ, какъ и поступалъ Лютеръ, и затѣмъ уже на мѣсто «пастырей» ставить избранныхъ «овецъ» и открывать церковно-кадетскій походъ противъ историческаго епископата. «Освободители» отъ православнаго катехизиса не желаютъ обращать вниманія на голосъ мужей апостольскихъ, но для общественнаго церковнаго сознанія это далеко не безразлично. Православный русскій человѣкъ всегда больше повѣритъ мужамъ апостольскимъ, запечатлѣвшимъ Христовы завѣты своею кровью, чѣмъ новѣйшимъ церковнымъ кадетамъ, стремящимся подорвать значеніе въ Церкви епископата и поставить на его мѣсто свой рѣшающій голосъ и авторитетъ.

    05 September 2019 читать далее


  • Митрополит Григорий (Постников) о непрерывности епископства и свящества в Церкви Православной.

    Митрополит Григорий (Постников) о непрерывности епископства и свящества в Церкви Православной.

    Православные епископы встречают второе пришествие Иисуса Христа, иллюстрация на Пс. 7:7-9. Миниатюра из византийской Псалтири, ок. 1059 г. (E. T. De Wald, The Illustrations in the Manuscripts of the Septuagint. Volume III, Part 2. Princeton 1942.). – ред.

     

    Вопрос 22-й. Не лишится ли истинная Христова Церковь Епископов и Священников когда-нибудь? И не будет ли она наконец состоять только из мирян, или из мирян и Священников без Епископов?

    Ответь. Никогда. Созданная Господом Церковь всегда будет иметь у себя Епископов и Священников до самого второго и славного Христова пришествия. В этом мы несомненно уверены, во-первых Господним установлением пастырей и учителей в Своей Церкви; во-вторых,установлением таинства Евхаристии, и, в-третьих, общим твердым учением, какое преподавалось и было содержимо в Русской Церкви, как с ее начала, так и с того времени, какое протекло со времени всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона.

    17 June 2019 читать далее


  • Схиепископъ Митрофанъ (Абрамовъ) – Возможно-ли временное пребываніе Св. Соборной Церкви безъ Епископа? (Противъ старообрядцевъ-австрійцевъ).

    Схиепископъ Митрофанъ (Абрамовъ) – Возможно-ли временное пребываніе Св. Соборной Церкви безъ Епископа? (Противъ старообрядцевъ-австрійцевъ).

    Епископы сретающие Христа в Его Второе пришествие. Миниат. из визант. псалтири 1059 г. Vat. gr. 752 f. 27 v. Крест и Евангелие на престоле в нижнем поле миниатюры – Этимасия (Уготовление), символ присутствия Христа в Церкви.

    «Пусть покажутъ намъ еретики, пусть объявятъ рядъ своихъ епископовъ»... (Тертулліанъ).

    «Церковь Христова безъ епископовъ быти не можетъ и нѣгды не бывала» (Архимандритъ Захарія Копыстенскій, Палинодія).

    «Елицы Христовы суть, сіи со епископомъ; елицы-же уклоняются отъ него... не бо земледѣліе Христово суть, но сѣмя вражіе» (Игнатій Богоносецъ).

    Какъ извѣстно общество старообрядцевъ-поповцевъ пріобрѣло себѣ собственное священство только въ 1846-мъ году, сь переходомъ къ нимъ бѣглаго греческаго митрополита Амвросія. До этого-же времени около 180 лѣтъ поповцы не имѣли своего епископа, почему пробавлялись попами, бѣжавшими къ нимъ изъ великороссійской Церкви. Само собою понятно, что религіозныя отправленія, совершаемыя бѣглыми попами безъ воли и благословенія епископа, были незаконны и противны всѣмъ каноническимъ правиламъ. Вотъ, напримѣръ, какъ учитъ толковникъ соборныхъ правилъ, Зонара: «Если какой пресвитеръ, не обличивъ судомъ собственнаго своего архіерея, ни въ чемъ, ни въ томъ, будто онъ дѣлаетъ другое что-нибудь противъ долга и правды, но по собственному любоначалію составитъ противозаконное соборище, отдѣльно устроитъ Церковь, создастъ алтарь и на немъ будетъ священнодѣйствовать, таковаго правило повелѣваетъ извергнуть, и его и вмѣстѣ съ нимъ собирающихся клириковъ, а мірянъ отлучить»... (Толк. на 31 пр. св. апост.).

    08 May 2019 читать далее


  • Новомученик Евгений Поселянин – О СВЯТИТЕЛЬСТВЕ. (Памяти свв. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.).

    Новомученик Евгений Поселянин – О СВЯТИТЕЛЬСТВЕ. (Памяти свв. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.).

    Икона Беседа трех святителей («Добрые плоды Учения»). Савин Никифор Истомин. Нач. XVII в.

     

    Говорили о разных святых местах и святынях. Вспомнили о том острове Кипре у Малой Азии, где почивает святитель Спиридон Тримифунтский. Рассказывали, как в день памяти его мощи святителя носят на носилках по городу, с какою назойливостью любопытствующие англичане осматривают мощи и как это праздное любопытство их, лишенное благоговения, отражается печальным выражением на лике святителя...

    – А знаете ли, – сказал один из присутствующих, – об одной трогательной подробности из жизни святителя Спиридона по смерти его?.. Всякий год святителю Спиридону меняют обувь, и она оказывается за истекший год изношенною.

    – Как так?

    12 February 2019 читать далее


  • Епископъ Арсеній (Денисовъ) – Какимъ долженъ быть священникъ Православной Церкви при современныхъ условіяхъ русской жизни?

    Епископъ Арсеній (Денисовъ) – Какимъ долженъ быть священникъ Православной Церкви при современныхъ условіяхъ русской жизни?

    «Образъ буди вѣрнымъ, словомъ, житіемъ,

    любовію, духомъ, вѣрою, чистотою».

    (1 Тим. IV, 12)

    Православная Россія при современномъ положеніи религіознаго направленія образованныхъ классовъ общества, которое характеризуется шатаніемъ мысли и постоянной смѣной міросозерцаніи въ области основныхъ религіозно-нравственныхъ вопросовъ жизни, поставлена въ неизбѣжную необходимость искать духовнаго возрожденія. Она жаждетъ и ищетъ его, но часто не у единаго Источника жизни, а въ мутныхъ хранилищахъ водъ толстовства, спиритизма и другихъ нелѣпыхъ, и, въ существѣ дѣла, антихристіанскихъ ученій. Между тѣмъ, оно можетъ совершиться только на религіозной почвѣ, въ нѣдрахъ Православной Церкви, на условіи большаго проникновенія церковностью всего строя нашей общественной, семейной и личной жизни, и, несомнѣнно, съ помощью всесильной благодати Божіей. При такомъ положеніи дѣла, становится далеко не безразличнымъ вопросъ, какимъ долженъ быть ближайшій проводникъ церковности въ сознаніе и жизнь окружающаго общества – священникъ – при современныхъ условіяхъ русской жизни, и какимъ требованіямъ онъ долженъ удовлетворять, чтобы быть на высотѣ своего призванія.

    Познай величіе призванія твоего, строитель тайнъ Божіихъ, чтобы быть тебѣ неложнымъ служителемъ Превѣчнаго Слова и добрымъ кормчимъ ввѣренныхъ твоему духовному водительству душъ на пути въ царство Божіе.

    09 October 2018 читать далее