Епископъ Арсеній (Денисовъ) – Какимъ долженъ быть священникъ Православной Церкви при современныхъ условіяхъ русской жизни?

«Образъ буди вѣрнымъ, словомъ, житіемъ,

любовію, духомъ, вѣрою, чистотою».

(1 Тим. IV, 12)

Православная Россія при современномъ положеніи религіознаго направленія образованныхъ классовъ общества, которое характеризуется шатаніемъ мысли и постоянной смѣной міросозерцаніи въ области основныхъ религіозно-нравственныхъ вопросовъ жизни, поставлена въ неизбѣжную необходимость искать духовнаго возрожденія. Она жаждетъ и ищетъ его, но часто не у единаго Источника жизни, а въ мутныхъ хранилищахъ водъ толстовства, спиритизма и другихъ нелѣпыхъ, и, въ существѣ дѣла, антихристіанскихъ ученій. Между тѣмъ, оно можетъ совершиться только на религіозной почвѣ, въ нѣдрахъ Православной Церкви, на условіи большаго проникновенія церковностью всего строя нашей общественной, семейной и личной жизни, и, несомнѣнно, съ помощью всесильной благодати Божіей. При такомъ положеніи дѣла, становится далеко не безразличнымъ вопросъ, какимъ долженъ быть ближайшій проводникъ церковности въ сознаніе и жизнь окружающаго общества – священникъ – при современныхъ условіяхъ русской жизни, и какимъ требованіямъ онъ долженъ удовлетворять, чтобы быть на высотѣ своего призванія.

Познай величіе призванія твоего, строитель тайнъ Божіихъ, чтобы быть тебѣ неложнымъ служителемъ Превѣчнаго Слова и добрымъ кормчимъ ввѣренныхъ твоему духовному водительству душъ на пути въ царство Божіе.

Вотъ твоя великая миссія: иди въ міръ и благовѣствуй царство Божіе великимъ и малымъ, богатымъ и бѣднымъ, ученымъ и невѣждамъ, дондеже вообразится во всѣхъ Христосъ (Гал. IV, 19)! Иди и призывай къ покаянію людей, осуетившихся въ земныхъ вожделѣніяхъ, да приблизится къ намъ царство Божіе въ смиреніи вѣрующаго ума, въ радости чистаго сердца, въ сообразованія жизни нашей съ волею Отца небеснаго! Иди и проповѣдуй Христа Бога словомъ и дѣломъ, являй Его міру всей жизнью твоею!..

Образъ буди вѣрнымъ... Богъ невидимымъ дѣйствіемъ благодати Своей чрезъ видимое дѣйствіе рукоположившаго тебя епископа поставилъ тебя, отселѣ благоговѣйный іерей, духовнымъ пастыремъ ввѣренныхъ твоему попеченію овецъ, пастыремъ душъ, за спасеніе которыхъ ты дашь отвѣтъ Богу въ день нелицепріятнаго суда Его. Отдай же имъ душу свою, отдай имъ всего себя, забудь даже о своемъ личномъ спасеніи, если это нужно, чтобы съ помощью всесильной благодати Божіей и всецѣлой преданности твоей Божію промышленію о тебѣ самомъ, спасти души пасомыхъ, изъять ихъ изъ губительной сѣти демона и, представляя ихъ въ день суда Богу очищенными отъ грѣховъ и достойными небесной милости, имѣть дерзновеніе воскликнутъ съ чувствомъ духовной радости о нихъ: се азъ и дѣти, яже далъ ecu мнѣ, Господи; азъ соблюдохъ ихъ во имя Твое... и никтоже отъ нихъ погибе (Іоан. XVII, 12). Кто, кромѣ тебя, просвѣщеннаго сугубою благодатію Божіей и законно поставленнаго пастыря, будетъ для овецъ стада твоего желаннымъ, близкимъ и дѣйственнымъ примѣромъ жизни благочестивой и Богоугодной? Кто, кромѣ тебя, упасетъ ихъ на злачной пажити глаголовъ вѣчной жизни? Кто имъ, подвизающимся вмѣстѣ съ тобою на поприщѣ земной жизни, поможетъ получить отъ руки Господней неувядаемый славы вѣнецъ (1 Петр. V, 4) и возсіять, какъ солнце, въ царствѣ Отца небеснаго? Возгрѣвай же въ себѣ непрестанной молитвою, пастырь стада Христова, даръ Божественной благодатп, живущій въ тебѣ чрезъ рукоположеніе святительское (2 Тим. I, 6), радуйся чистымъ сердцемъ о приближеніи ввѣренныхъ тебѣ душъ къ царству Божію и соединяй нелицемѣрную и живую вѣру твою въ Бога и Спаса нашего Іисуса Христа съ доброю совѣстью!

Благовѣстникъ Христовъ! Дѣло сотвори благовѣстника (2 Тим. IV, 5), – и этимъ самымъ образъ буди вѣрнымъ словомъ... Благовѣствуй вѣрнымъ тайны царства Божія; склоняй слухъ ихъ къ благовѣстію Христову; приготовляй души ихъ къ достойному воспріятію ученія Господа; съ помощью споспѣшествующей тебѣ благодати Божіей старайся, чтобы они всецѣло могли облещися въ новаго человѣка (Ефес. IV, 24). Маловѣрныхъ укрѣпляй въ вѣрѣ; невѣрующихъ примиряй съ Богомъ въ вѣрѣ; суевѣрнымъ показывай несостоятельность ихъ суевѣрія; неувѣренныхъ и колеблющихся пріобрѣтай Богу, давая имъ уразумѣть силу Писанія и проникнуться духомъ его. Помни, что невѣріе нерѣдко происходитъ отъ невѣдѣнія; поэтому не обличай некого строго, не узнавши коренной причины этого душевнаго недуга. Помни также, что отрицаніе можетъ только исказить вѣру, но безсильно истребить ее окончательно въ сердцѣ невѣрующихъ во Христа, какъ Бога и Искупителя міра, или отрицающихъ бытіе Божіе. Потребность вѣры прирождена человѣку; поэтому всѣ такъ называемые безбожники (атеисты), не признавая личнаго Бога, вѣруютъ въ могущество человѣческаго разума, непогрѣшимость научныхъ теорій, развитіе матеріальнаго прогресса и въ другихъ созданныхъ ими идоловъ. Твое дѣло – разъяснитъ имъ взаимоотношеніе вѣры и науки, указать ложь поверхностнаго отрицаніи, подтвердить важное значеніе истиннаго знанія для всесторонняго обоснованія вѣры и направить ихъ на путь вѣры истинной и спасительной. Старайся кроткимъ увѣщаніемъ и смиреннымъ обхожденіемъ привлечь невѣрующихъ къ Тому, Кто кротокъ и смиренъ сердцемъ: кротость твоя яснѣе обнаружитъ предъ ними неизмѣримую любовь Спасителя Бога ко всѣмъ твореніямъ Его, въ смиреніи твоемъ они лучше познаютъ величіе Божіе. Суевѣрныхъ твердо удаляй отъ душепагубнаго самообмана и научай ихъ искать въ Богообщеніи чрезъ молитвы и св. таинства Церкви силу для перенесенія страданій, въ духовной радости – все наслажденіе души, а всѣ свои земныя желанія ввѣрять волѣ Божіей. О сомнѣвающихся моли прилежно Господа, чтобы Онъ даровалъ имъ въ разумъ истины пріити (1 Тим. II, 4). Но, насколько возможно, и самъ не попускай имъ колебаться всякимъ вѣтромъ модныхъ ученій, раскрывай предъ ними ложь человѣческихъ мудрованій, пріобщай ихъ голосу евангельской истины, плѣняй ихъ умъ въ послушаніе Христово. Не избѣгай маловѣрныхъ, которые являются таковыми, по большей части, отъ жестокосердія своего, и для исцѣленія духовной слѣпоты ихъ всѣми мѣрами старайся пробудить въ нихъ сердечное умиленіе. Не пренебрегай равнодушными къ вѣрѣ, которые не столько равнодушны къ вѣрѣ, сколько по разнымъ причинамъ считаютъ Церковь съ ея учрежденіями и обрядами чуждою себѣ; дай имъ почувствовать всю сладость сыновняго общенія съ матерью св. Церковью, чтобы таящаяся въ ихъ сердцѣ съ дѣтскихъ лѣтъ искра вѣры могла разгорѣться чистымъ и яркимъ пламенемъ любви къ Богу и истиннаго благочестія. Многихъ отстраняютъ отъ Церкви наносныя предубѣжденія: твой долгъ – разсѣять эти предубѣжденія, ибо ты все можешь о укрѣпляющемъ тебя Іисусѣ Христѣ.

Образъ буди вѣрнымъ словомъ... Слово твое да будетъ напоено божественной мудростью, растворено духовной сладостью, твердо въ церковномъ исповѣданіи, наполнено христіанской любовью къ слушателямъ твоимъ. Благодать Святаго Духа да сопутствуетъ тебѣ, по обѣтованію Господа, и научаетъ тебя святому дѣлу проповѣданія евангельской истины. Раскрываешь-ли ты предъ своими слушателями догматы св. вѣры, излагаешь-лй имъ основанія христіанской нравственности, – разумно вѣруй и сѣй разумно благія сѣмена Христова ученія.

Пусть слово твое будетъ не слишкомъ длинно, чтобы не утомилось, но свойственной людямъ немощи, вниманіе слушающихъ тебя, – и не слишкомъ кратко, чтобы духовная жажда ихъ не осталась неудовлетворенной. Оно должно быть учительно – безъ превозношенія, назидательно – безъ лицемѣрія, глубоко – по мыслямъ, живо – по изложенію, трогательно – по смыслу, сильно – по данному тебѣ отъ Бога дарованію. Оно должно сіять свѣтомъ вѣры, пламенѣть огнемъ ревности по Бозѣ, горѣть преданностью св. Церкви Христовой... Оно должно быть согрѣто искренней любовью къ ближнимъ, – безъ которой вся проповѣдь твоя будетъ не болѣе, какъ кимвалъ звучащій и мѣдь звенящая.

Служитель алтаря Господня! Подражая Богу, Который всѣмъ желаетъ спасенія, спасеніе ввѣренныхъ твоему попеченію душъ полагай цѣлью твоихъ стремленій, дѣломъ твоей любви къ ближнимъ, подвигомъ твоего земного бытія и вѣнцомъ твоей вѣчной жизни! Помни, что ты пастырь, а не наемникъ, не хищникъ, который прелазитъ инудѣ во дворъ овчій (Іоан. X, 1). Гдѣ нужно, во всеоружіи правды Божіей смѣло обличай и укоряй, властно исторгай плевелы лжеученій изъ сердецъ паствы твоей, побѣдоносно отражай нападки враговъ Христа на Церковь Его, столпъ и утвержденіе истины (1 Тим. ІІІ, 15). Съ голубиной кротостью умѣй сочетать и змѣиную мудрость (Матѳ. X, 16), чтобы сыновъ вѣка сего поражать ихъ же оружіемъ. Съ невѣждами слово твое пусть будетъ вразумительно, съ учеными – доказательно, со всѣми – исполнено внутренняго достоинства и внѣшней убѣдительности. Не презирай мірской мудрости, но по примѣру великихъ вселенскихъ учителей, старайся извлекать добрыя мысли, разумныя указанія и полезные совѣты изъ богатой сокровищницы науки и литературы; не чуждайся искусства, которое, въ основѣ своей, служитъ для прославленія имени Божія, – черпай изъ кладязя человѣческихъ знаній все годное для распространенія и укрѣпленія Богопознанія въ душахъ паствы твоей. Ты долженъ быть испытанъ въ мірской наукѣ, чтобы люди человѣческаго знанія не обвиняли тебя въ узости кругозора и въ пристрастной односторонности; твой умъ долженъ быть логически развитъ и гибокъ, соображеніе быстро, пониманіе ясно, память свѣжа, разсужденіе просто и понятно для слушающихъ, которыхъ ты долженъ покорять истинѣ не извитіемъ словесъ, а искренностью убѣжденій, чистотой намѣреній и правдою мыслей твоихъ.

Но слово твое будетъ безсильно, если оно не сопровождается нагляднымъ, живымъ примѣромъ твоей благочестивой жизни.

Образъ буди вѣрнымъ... житіемъ. Складъ твоей жизни послужитъ для пасомыхъ лучшимъ доказательствомъ правоты твоихъ словъ и искренности твоихъ убѣжденій. Поэтому отсѣкай отъ себя всѣ привычки и дѣйствія, незамѣтныя въ мірянинѣ, но могущія подать поводъ къ малѣйшему соблазну для мірянъ, разъ онѣ замѣчены въ священникѣ. Остерегайся, чтобы какой-либо недостойный поступокъ, какое-либо легкомысленное слово, какая-либо превратная мысль не затмили въ душахъ твоей паствы твоего свѣтлаго нравственнаго образа, какъ проповѣдника Божественной Истины. Памятуя великую силу молитвы, всякое дѣло, творимое тобою при народѣ, при домашнихъ твоихъ или наединѣ съ Богомъ, начинай и кончай съ молитвой и славословіемъ Господу. Дорожи молитвенной настроенностью, которая не дается человѣку внезапно, безъ труда; старайся пріобрѣсти ее, если не имѣешь, и усердно воспитывай ее и въ себѣ самомъ, и въ твоихъ пасомыхъ. Все, что бы ты ни дѣлалъ словомъ или дѣломъ, дѣлай во имя Господа Іисуса Христа (Кол. ІІІ, 17), безъ ропота и сомнѣнія (Филип. ІІ, 14), съ терпѣніемъ проходя предлежащее тебѣ поприще (Евр. ХІІ, 1), – и тогда тебѣ можно будетъ приступить съ дерзновеніемъ къ престолу благодати, чтобы получить милость и обрѣсти благодать для благовременной помощи (Евр. IV, 16).

Слѣдуя канонамъ св. вселенскихъ и помѣстныхъ соборовъ, и самъ не посѣщай недозволенныхъ тебѣ и не приличествующихъ сану твоему мірскихъ зрѣлищъ, и членамъ семейства твоего не дозволяй того же. Принимая у себя на дому мірянъ ради духовной пользы ихъ, не обременяй ихъ безъ крайней необходимости твоимъ посѣщеніемъ; но, по добровольному приглашенію ихъ, не гнушайся раздѣлять съ ними предложенную тебѣ трапезу, украшая ее благочестивою бесѣдою, назидательною для ближнихъ твоихъ. Заботясь о спасеніи пасомыхъ, не довольствуйся совершеніемъ общественнаго и частнаго богослуженія, но въ часы, удобные для тебя и твоихъ прихожанъ, предлагай имъ слово назиданія въ церкви, въ школьномъ зданіи, у себя на дому или въ особо предназначенномъ ддо этой цѣли помѣщеніи. Если при церкви имѣются: школа, библіотека, богадѣльня, пріютъ, – поддерживай ихъ; если ихъ нѣтъ, старайся склонить прихожанъ къ помощи на открытіе этихъ просвѣтительныхъ и благотворительныхъ учрежденій, полезныхъ для малыхъ и взрослыхъ бѣднѣйшихъ жителей прихода, полезныхъ и для самихъ устроителей, какъ живое дѣло любви ихъ къ Богу и ближнимъ. Старайся всѣми мѣрами сблизить прихожанъ съ приходскимъ храмомъ, чтобы они живѣе чувствовали связь между собою, какъ членами церковной единицы, входящей, въ ряду многочисленныхъ такихъ единицъ, въ составъ единой Христовой Церкви. Самъ старайся объ украшеніи храма твоего, въ которомъ ты приносишь безкровную жертву за себя и за людей (Евр. V, 3), и другихъ располагай усердствовать, по мѣрѣ силъ, для благолѣпія дома Господня. Богослуженіе совершай внимательно, благоговѣйно, неспѣшно, истово, согласно церковному уставу, не дерзая ничего ни умалять, ни измѣпять, ибо проклятъ всякъ творяй дѣло Божіе съ небреженіемъ (Иер. 48:10).

Ты – Богомъ вставленный пастырь душъ человѣческихъ, – заботься же о духовномъ преуспѣяніи паствы твоей, а не объ увеличеніи прибытка своего; будь доволенъ добровольными приношеніями пасомыхъ, какъ даромъ любви ихъ къ тебѣ, и не занимайся укоризненными дѣлами ради вещественной прибыли, ибо никтоже воинъ бывая Богу обязуется куплями житейскими (2 Тим. ІІ, 4). Если же у тебя остается досугъ, котораго ты не хочешь цѣликомъ употреблять на отдыхъ, и если тебя побуждаетъ природная душевная склонность, занимайся честнымъ трудомъ – не ради прибыли, а для избѣжанія праздности, – не гнушайся при томъ никакимъ трудомъ рукъ своихъ, если онъ необходимъ для пропитанія тебя и семейства твоего, или для помощи нуждающимся (Ефес. IV, 28). Вспомни, что св. апостолъ Павелъ, не желая обременять новопросвѣщенныхъ христіанъ заботами о себѣ, удовлетворялъ свои нужды трудомъ рукъ своихъ (Дѣян. XX, 34). Вообще, вся дѣятельность твоя должна быть направлена къ пользѣ ближнихъ твоихъ, чтобы ты, служа Богу былъ, а не казался только, ищущимъ не своея пользы, но многихъ, да спасутся (1 Кор. X, 33).

Образъ буди вѣрнымъ... любовію, посредствомъ которой мы приближаемся ко Христу. Любовь къ ближнимъ служитъ вѣрнымъ признакомъ нашей принадлежности къ христіанству, согласно глаголу Самого Господа: о семъ разумѣютъ ecu, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате межбу собою (Іоан. ХIII, 35). Тѣмъ болѣе, Богопросвѣщенный пастырь долженъ проявлять нелицемѣрную и дѣятельную любовь къ пасомымъ, любить не словомъ только, ниже языкомъ, но дѣломъ и истиною (1 Іоан. ІІІ, 18), яко любы отъ Бога есть... и не любяй не позна Бога, яко Богъ любы есть (1 Іоан. IV, 7, 8). Храни на скрижаляхъ сердца твоего чудное наставленіе св. апостола языковъ Павла, направленное ко всѣмъ вѣрнымъ, а болѣе всего касающееся тебя, благовѣстникъ Христовъ, провозглашающій слово истины всему міру: «если я говорю языками человѣческими и ангельскими, а любви не имѣю, то я – мѣдь звенящая, или кимвалъ звучащій. Если имѣю даръ пророчества, и знаю всѣ тайны, и имѣю всякое познаніе и всю вѣру, такъ что могу и горы переставлять, а любви не имѣю, – то я ничто. И если я раздамъ все имѣніе мое и отдамъ тѣло мое на сожженіе, а любви не имѣю, – нѣтъ мнѣ въ томъ никакой пользы» (1 Кор. ХІІІ, 1-3). Болши сея любве никтоже иметь, да кто душу свою положитъ за други своя (Іоан. XV, 13). Ближайшіе друзья твои – пасомые, которымъ ты долженъ пожертвовать жизнью твоею, чтобы пріобрѣсти ихъ для Христа. Назидай ихъ примѣромъ жизни твоей, спутниками которой да будутъ дѣла милости тѣлесной и духовной. Живи съ ними въ мирѣ, со всякимъ смиренномудріемъ и кротостію,... стараясь блюсти единеніе духа въ союзѣ мира (Ефес. IV, 2,3).

Образъ буди вѣрнымъ... духомъ. Въ приходѣ, подъ кровомъ св. Церкви, въ объединенномъ своими духовными интересами церковномъ обществѣ, ты найдешь обширное поле для духовной дѣятельности, обширную и нелегкую задачу уравнять и направить по духу Христову разнообразныя чувства, настроенія и убѣжденія твоихъ пасомыхъ. Иди ко всѣмъ съ духомъ непоколебимой вѣры въ твое призваніе и всѣхъ старайся вести въ царство Христово. Для многихъ, утратившихъ живую вѣру во Христа Бога, разставшихся съ нею изъ очевиднаго несогласія жизни по стихіямъ міра съ жизнью во Христѣ, ослабившихъ ее въ себѣ своимъ безсердечіемъ или безразсудною преданностью матеріалистическимъ ученіямъ, а также подмѣнившихъ ее жалкими поддѣлками христіанства или «гражданской моралью», – христіанство перестало быть созидающей силой Царства Христова. Иди къ нимъ, погибающимъ въ самообольщеніи отъ успѣховъ цивилизаціи, которая взамѣнъ прогресса техническихъ усовершенствованій даритъ человѣчеству внутреннюю пустоту сердца, лишаетъ жизнь и прпроду поэзіи, и грозитъ физическимъ и моральнымъ вырожденіемъ. Иди къ нимъ, плѣненнымъ громкими фразами безрелигіозной науки, но томимымъ уже, хотя иногда еще и безсознательно, духовнымъ голодомъ, задыхающимся подъ одуряющимъ нагроможденіемъ многочисленныхъ «открытій и изобрѣтеній» на услугу матеріальной жизни человѣка!.. Иди къ нимъ, у которыхъ богъ вѣка сего ослѣпилъ умы (2 Кор. IV, 4), – и озари ихъ скучное, жалкое и безплодное существованіе свѣтомъ благовѣствованія Христова!.. Иди къ нимъ, какъ миссіонеръ, какъ посланникъ Божій, и научи ихъ, что буква ихъ научнаго развитія, упразднившаго вѣру, убиваетъ человѣка, нарушаетъ гармоническое развитіе его духовной природы, сушитъ его мозгъ, каменитъ сердце, душу его покараетъ велѣніямъ плоти и готовитъ ему духовную смерть, а духъ вѣры Христовой, искажаемой или искореняемой ими изъ самихъ себя, животворитъ (2 Кор. III, 6). Иди къ нимъ, поступающимъ, какъ враги креста Христова (Филип. III, 18), и приведи ихъ ко Христу, очистивъ немощную совѣсть ихъ отъ мертвыхъ дѣлъ, во еже служипш имъ Богу живу и истинну (Евр. IX, 14).

Моли Бога даровать тебѣ апостольскую ревность къ проповѣданію слова Божія и къ раскрытію внутреннимъ очамъ внимающихъ тебѣ духа Христова ученія, яко да общеніе твоея вѣры дѣйственно будетъ (Филип. I, 6).

Образъ буди вѣрнымъ... вѣрою. Подвизайся добрымъ подвигомъ вѣры (1 Тим. VI, 12), взирая на начальника вѣры и совершителя Іисуса (Евр. XII, 2), нѣсть бо иного имене подъ небесемъ, даннаго въ человѣцѣхъ. о немже подобаетъ спастися намъ (Дѣян. IV, 12). Но вѣра, аще дѣлъ не имать, мертва есть сама по себѣ (Іак. II, 17). Да будетъ же вѣра твоя жива и дѣйственна, какъ любовь твоя къ Богу и ближнимъ! Да подвигнетъ она тебя на проповѣдь о жизни во Христѣ! Да свидѣтельствуется она не твоими заявленіями, не отзывами друзей и близкихъ твоихъ, а добрыми дѣлами твоими, которыя заставятъ враговъ твоихъ подтвердить правоту твоей вѣры! Пусть свѣтъ истиннаго исповѣданія Іисусъ Христова освѣтитъ всю жизнь твою, яко да видятъ всѣ (вѣрные и невѣрующіе) добрая дѣла и прославятъ Отца небеснаго (Матѳ. V, 16). А дѣла вѣры ты можешь творить только тогда, если ты не отступилъ ни сѣмо, ни овамо, съ праваго пути вѣры. Не уклоняйся отъ истиннаго ученія Господа, подобно самозваннымъ учителямъ вѣры, волкамъ въ овечьей одеждѣ; предостерегая отъ ихъ лжеученій паству твою, по долгу пастыря, берегись, чтобы не впасть тебѣ самому въ ихъ хитросплетенія и не услыхать отъ пасомыхъ: врачу, исцѣлися самъ (Лук. IV, 23). Твердо храни завѣты Православія, ихъ проповѣдуй, имъ учи, по нимъ дѣйствуй, съ ними живи и за нихъ умирай!

Образъ буди вѣрнымъ... чистотою. Себе чиста соблюдай (1 Тим. V, 22), чтобы жизнь твоя не послужила камнемъ преткновенія для паствы твоей и предлогомъ для безумнаго глумленія невѣрующихъ надъ священнымъ клиромъ и надъ святынею Церкви Божіей. Будь чистъ, цѣломудръ, воздерженъ, трезвъ, не пристрастенъ къ вину. Гнилое слово никогда да не исходитъ изъ устъ твоихъ, яко исходящее отъ человѣка, то сквернитъ человѣка; извнутръ 6о отъ сердца человѣческа... вся злая исходятъ (Марк. VII, 20, 21, 23). Благоугождая Богу, не сообразуйся вѣку сему и сынамъ вѣка сего, которые отрицательно относятся къ христіанскому аскетизму, не признавая за нимъ значенія гигіены духа и тѣла, – но твердо храни церковные посты, значеніе коихъ неоспоримо: Самъ Господь сказалъ о діаволѣ и слугахъ его: сей родъ ничимже можетъ изыти, токмо молитвою и постомъ (Марк. IX, 29).

Вотъ каковъ долженъ быть истинный пастырь Православной Церкви!

Слѣдуя апостольскому завѣту, онъ долженъ быть всѣмъ для всѣхъ, чтобы всѣхъ пріобрѣсти Христу. Такой идеальный пастырь, вспомоществуемый благодатью Божіей, руководящійся духомъ евангельскаго ученія, многихъ можетъ привести ко спасенію, въ особенности, если онъ, во всемъ дѣйствуя по разуму Православной Церкви, послѣдуетъ примѣру и указанію св. отцевъ и учителей Церкви, ставившихъ вопросъ духовнаго возрожденія и нравственнаго исправленія падшаго человѣчества въ зависимость отъ наблюденія надъ жизнью души. Поэтому онъ долженъ считать своей ближайшей задачей и даже непремѣнной обязанностью психологическій діагнозъ душъ своей паствы, безъ котораго трудно и почти недостижимо спасительное воздѣйствіе Христова ученія на ихъ жизнь.

Такой пастырь нуженъ Церкви, чтобы она, вѣчно единая по смыслу своего Божественнаго основанія, и впредь пребывала единою, не раздѣляемою мнѣніями и сомнѣніями богословствующей, научной и всякой иной мысли, не разъѣдаемою расколами и сектами, не уничижаемою извнѣ, не уменьшающеюся внутри, но возрастающею во славу Тріединаго Бога.

Такой пастырь нуженъ для того, чтобы привлечь всѣхъ ко Христу и къ святой Церкви Его, всѣхъ объединить въ одномъ спасительномъ и неуклонномъ стремленіи къ свѣту всемірной Истины, къ безсмертной жизни Духа, къ вѣчной славѣ человѣчества, обожествленнаго во Христѣ Богочеловѣкѣ.

Онъ долженъ быть живымъ, энергичнымъ, преданнымъ святому дѣлу служенія своего дѣлателемъ вертограда Божія. Онъ больше, чѣмъ мірянинъ, и даже преимущественно долженъ быть горячимъ зилотомъ вѣры Христовой, постоянно содержа въ памяти сердца своего грозное предостереженіе Господа ангелу Лаодикійской церкви: какъ ты теплъ, а не горячъ и не холоденъ, то извергну тебя изъ устъ Моихъ (Апок. III, 16).

 

Л. Денисовъ. Какимъ долженъ быть священникъ Православной Церкви при современныхъ условіяхъ русской жизни. М. 1902. 16 с. Оттискъ изъ «Московскихъ Церковныхъ Вѣдомостей» 1902 г. № 32-й.


«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)


Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку:



КАНОН - Свод законов православной церкви

Сайт для детей и родителей: