Празднество Смоленской иконѣ Пресвятой Богородицы (28 іюля).

Чудотворная икона Одигитрии в Успенском соборе г. Смоленска (Фото С. М. Прокудин-Горский, 1912 г.). После утраты в июле 1941 г. первописанной иконы, ее место в сентябре 1943 г. занял Надвратной образ.
 

Смоленская икона Божіей Матери, по преданію, написана еванг. Лукою. О появленіи ея въ Россіи существуютъ различныя сказанія: одни думаютъ, что этою иконою благословили греческіе императоры Василій и Константинъ сестру свою Анну, при вступленіи ея въ бракъ съ великимъ русскимъ княземъ Владиміромъ (святымъ и равноапостольнымъ); другіе предполагаютъ, что греческій императоръ Константинъ Порфирородный (въ 1046 г.) благословилъ этою иконою дочь свою Анну, выдавая ее за Чернигов, князя Всеволода Ярославича. Такъ какъ икона дана была въ напутствіе греч. царевнѣ, то и самая икона была названа Путеводительницею (Одигитріею). Всеволодъ передалъ св. икону, какъ родовую святыню, сыну своему Владиміру Мономаху, а этотъ князь перенесъ ее (икону) въ г. Смоленскъ и поставилъ въ каѳедральномъ Успенскомъ соборѣ, построенномъ въ 1101 г.; съ того времени икона Одигитріи стала называться Смоленскою. Древность иконы, называемой нынѣ Смоленскою, относятъ къ апостольскому вѣку. Св. Димитрій Ростовскій предполагаетъ, что она была написана св. еванг. Лукою, по просьбѣ Аитіохійскаго правителя Ѳеофила, но затѣмъ изъ Антіохіи была перенесена къ Іерусалимъ, а отсюда императрицею Евдокіею, супругою Аркадія, въ Константинополь, и передана была ею Пульхеріи, сестрѣ пмиератора. Св. икона была поставлена Пульхеріею въ Влахернскомъ храмѣ, гдѣ многіе, прибѣгавшіе къ Царицѣ небесной съ молитвой, получали отъ Нея благодатную помощь и исцѣленіе отъ недуговъ. Однажды Пресвятая Богородица явилась двумъ слѣпцамъ, привела ихъ во Влахернскій храмъ и, поставивъ предъ своею иконою, даровала имъ прозрѣніе; съ тѣхъ поръ, по словамъ автора «Новаго Неба» (л. 28), «начата людіе звати ту икону Бойлей Матери – Одигитріей». Изъ Константинополя, какъ сказано выше, икона перенесена въ Россію. На сей иконѣ Божія Матерь изображена въ поясномъ видѣ: правая рука Ея покоится на груди, а лѣвая держитъ Богомладенца со свиткомъ въ лѣвой рукѣ и благословляющаго десницею. Цвѣтъ верхней одежды Богоматери темно-кофейный, а нижней – темносиній: а одежда Спасителя темнозеленая съ позолотой. Доска, на коей написана икона, очень тяжелая и такъ отъ времени измѣнилась, что трудно опредѣлить, изъ какого она дерева. Длина иконы одинъ аршинъ два вершка, ширина три четверти и два вершка; она загрунтована на клею мѣломъ и оклеена холстомъ.

Въ 1238 году къ Смоленску съ огромнымъ войскомъ подступилъ Батый, и жители, не видя ниоткуда помощи, со слезною молитвою прибѣгли къ Пресвятой Дѣвѣ – необоримой защитницѣ беззащитнаго города, и ихъ упованіе на Матерь Божію не осталось напраснымъ. Чрезъ соборнаго пономаря было свыше чудное откровеніе знатному воину Меркурію (см. о немъ 24 ноября). Отъ иконы Пресвятой Богородицы Меркурій услышалъ слѣдующія слова: «угодникъ мой Меркурій, посылаю тебя оградить домъ мой. Властитель ордынскій втайнѣ хочетъ въ нынѣшнюю ночь напасть на градъ мой со всею своею ратью и съ исполиномъ силы своей, чтобы опустошить градъ, но Я умолила Сына и Бога моего о домѣ моемъ, да не предастъ его въ работу вражію. Изыди въ срѣтеніе врага, втайнѣ отъ народа, святителя и князя, невѣдующихъ о нападеніи ратныхъ, и силою Христа Бога побѣдишь исполина; сама я буду съ тобою, помогая рабу своему; но тамъ вмѣстѣ съ побѣдою ожидаетъ тебя вѣнецъ мученія». Со слезами поклонился до земли Меркурій предъ иконою Богоматери и, призывая на помощь Божію Матерь, проникъ въ среду враговъ и убилъ татарскаго исполина; враги устрашились молніеносныхъ мужей, предводимыхъ Матерію Божіею и оставили Смоленскъ, но Меркурій, по отраженіи враговъ, былъ пораженъ въ голову и кровію запечатлѣлъ свой геройскій подвигъ (Дсбольскаго, Дни богослуженія, т. 1, стр. 159). Въ 1398 г. иконою Смоленской Богоматери благословилъ Витовтъ свою дочь Софію, супругу вел. князя Василія Димитріевича, въ бытность ея въ Смоленскѣ для свиданія съ отцомъ, и чудотворная икона Смоленской Божіей Матери Софіею Витовною была перенесена въ Московскій Благовѣщенскій соборъ (по другимъ сказаніямъ, чудотворная Смоленская икона была перенесена въ Москву княземъ Юріемъ Святославичемъ, изгнаннымъ изъ Смоленска Витовтомъ въ 1404 г.). Жители столицы оказывали святынѣ глубокое благоговѣніе, но и жители Смоленска, считая эту икону своею драгоцѣнною святынею, покровительницею и защитою города, въ 1446 г. упросили чрезъ своего епископа Мисаила (впослѣдствіи Кіевскій митрополитъ) вел. князя Василія Васильевича возвратить икону въ ихъ городъ. Великій князь, послѣ совѣта съ духовенствомъ и боярами, рѣшился вручить св. икону жителямъ Смоленска, но повелѣлъ снять съ нея точный списокъ для поставленія въ Благовѣщенскомъ соборѣ: съ крестнымъ ходомъ, въ сопровожденіи великаго князя, митрополита, духовенства, бояръ, многочисленнаго войска и народа, св. икона была отправлена изъ Москвы въ Смоленскъ, и на мѣстѣ, гдѣ было совершено послѣднее молебствіе предъ чудотворною иконою, въ 1524 г. при вел. князѣ Василіи Ивановичѣ былъ построенъ Новодѣвичій монастырь, въ память взятія Смоленска и присоединенія его къ Россійской державѣ. Съ того времени было установлено праздновать Смоленской иконѣ Божіей Матери и совершать крестный ходъ изъ Успенскаго собора въ Новодѣвичій монастырь.

Въ Смоленскѣ находится и другая икона Богоматери, особенно чтимая гражданами. Она была написана въ 1602 г. и поставлена въ церкви подъ Днѣпровскими воротами, но въ 1727 г. Длотовскій испросилъ дозволеніе построить надъ воротами на свое иждивеніе церковь въ честь Рождества Пресвятой Богородицы, чтобы въ этомъ храмѣ была поставлена икона Одигитріи-Смоленской Божіей Матери. Въ 1729 г. была построена эта церковь; строитель ея постился, пріобщился св. Таинъ въ день освященія храма и, подошедши къ чудотворной иконѣ со слезами радости, въ чувствѣ духовнаго восторга палъ на колѣна, сложилъ крестообразно руки и, преклонивъ голову до земли, скончался. Въ 1802 г. вмѣсто деревянной была построена каменная церковь, надъ проѣзжими крѣпостными воротами. Въ 1812 г. 5 августа, при оставленіи Смоленска, св. икона взята была русскимъ воинствомъ (а чудотворная древнѣйшая икона Смоленской Божіей Матери, о которой была выше рѣчь, въ 1812 г. была перенесена въ Ярославль Смоленскимъ епископомъ Иринеемъ) и постоянно находилась при войскѣ, которое въ благоговѣйномъ почитаніи Матери Божіей, считало св. икону залогомъ помощи отъ Бога. Когда же Всевышній благословилъ русскія войска побѣдою надъ грозными врагами и Смоленскъ былъ очищенъ отъ французовъ, икона, по волѣ военачальника (М. И. Кутузова-Смоленскаго), обратно съ богатыми дарами была препровождена въ Смоленскъ и поставлена на прежнемъ мѣстѣ въ надворотной церкви. Икона прибыла въ Смоленскъ 5 ноября, и съ того времени этотъ день для жителей Смоленска сдѣлался незабвеннымъ праздникомъ и памятникомъ изгнанія враговъ изъ отечества помощію и заступленіемъ Божіей Матери (см. 5 ноября). Историч. описаніе Смолен, епархіи, стр. 248. Смолен. Еп. Вѣдом., 1870 г., «№ 9. Четьи-Минея св. Димитрія, 28 іюля. Рукопись о чудотв. иконѣ, составленная подъ наблюденіемъ Іосифа, епископа Смоленскаго. Дни богослуженія, прот. Гр. Дебольскаго, ч. 1, стр. 159-161. Данилевичъ, Достопамятностн. Смоленска. С. Снессорева, Земная жизнь Преев. Богородицы, стр. 351-156.

Въ Сергіевой лаврѣ въ церкви Смоленской Божіей Матери, по лѣвую сторону царскихъ вратъ, помѣщается чудотворная икона Одигитріи Божіей Матери. Въ рукоп. описаніи Лавры (1771 г.) сказано, что въ 1730 г. икона сія, стоявшая на стѣнѣ палаты, представилась въ сонномъ видѣніи псаломщику, имѣвшему изсохшія руки. Послѣ сего видѣнія и молитвы къ Пресвятой Богородицѣ, онъ получилъ исцѣленіе отъ болѣзни, о чемъ доведено было до свѣдѣнія Императрицы Анны Іоанновны. Икона сія изсѣчена изъ камня, малая (въ четверть), украшена, алмазною короною и жемчужною ризою (С. Снессорева, Жизнь Пр. Богородицы, стр. 596).

Смоленская-Полонская икона Божіей Матери – находится съ древнихъ временъ въ Преображенской церкви с. Верховья, Галичскаго уѣзда, Костромской епархіи. По преданію, эта икона явилась одному православному воину, находившемуся въ полону (плѣну), – отсюда ея названіе Полонская. (Обстоятельства явленія и чудеса отъ нея описаны въ статист. описаніи Костром. епархіи, 1863, стр. 74-80. Памяти, книжка Костр. епархіи, 1868 г., стр. 61).

Празднество въ честь иконы Смоленской, Божіей Матери въ Костромскомъ Богоявленскомъ монастырѣ; въ честь сей иконы въ монастырѣ устроена церковь; на каменной стѣнѣ монастырской ограды находится древнее, чудесно сохранившееся во время сильныхъ пожаровъ, истреблявшихъ сосѣднія зданія, изображеніе Смоленской Божіей Матери (Памятн. книжка Костр. епархіи, 1868, стр. 62).

Въ Московскомъ Архангельскомъ Кремлевскомъ соборѣ, налѣво отъ царскихъ вратъ на аналоѣ, находится икона Одигитріи-Смоленской Божіей Матери, извѣстная подъ именемъ Іоасафовской, – такъ какъ она принадлежала всероссійкому патріарху Іоасафу, – обращающая на себя вниманіе и по древности и по богатству украшеній. На краяхъ иконы изображены лики различныххъ Святыхъ. Величина иконы въ длину около аршина, а въ ширину немного болѣе полуарншиа. Точная копія съ нея помѣщена въ Нивѣ, 1871 г., № 46.

Смоленская Икона Божіей Матери въ Харьковской Димитріевской церкви особенно уважается въ народѣ и къ ней съ молитвою вѣры прибѣгаютъ всѣ жители г. Харькова. Икона большого размѣра, писана (какъ видно по надписи) въ 1800 г: и покрыта серебряно-вызолоченною ризою (Описаніе Харьк. епархіи, кн. 2, стр. 36).

Смоленская икона Божіей Матери, поменьше предыдущей (въ томъ же Димитріевскомъ храмѣ) и древнѣе первой, замѣчательна по преданію, которое говоритъ, что эта икона существовала въ Димитріевокой церкви со времени основанія еще первой (Димитріевской) церкви съ 17 в., и что будто во время пожара она дивно сохранилась и послѣ была обрѣтена на пожарищѣ подъ пепломъ. (Тамъ-же, стр. 37).

Въ сл. Очкиной, Новгородсѣвскаго уѣзда, въ Успенской церкви икона Божіей Матери, старинной иконописи подъ серебряно-позлащенною ризою, служитъ предметомъ благоговѣйнаго поклоненія весьма многихъ. Въ Успенскій постъ стекается сюда до 1000 поклонниковъ. Икона по описи (1768 г.) отличается отъ Смоленской только тѣмъ, что на ней обѣ стопы Спасителя открыты и подъ лѣвою рукою Его Евангеліе (Опис. Черниг. епархіи, кн. 6, 83).

Въ с. Чубковичахъ, Стародубскаго уѣзда, Черниговской епархіи, въ храмѣ св. Анны – икона Божіей Матери (изображеніе ея тоже, что и Смоленской) служитъ предметомъ особеннаго благоговѣнія для чубковцевъ и окрестныхъ жителей. Икона въ богатомъ кіотѣ и подъ серебряною ризою, устроенною въ 1850 г. помѣщикомъ Мих. Андр. Миклашевскимъ за избавленіе отъ холеры (Описаніе Черниг. епархіи, кн. 5, стр. 91).

Въ г. Мглину, Черниговской епархіи, древняя икона Божіей Матери Одигитріи. Внизу иконы старинная надпись: «року Божого 1664 мар. 7. сей образъ найденъ Пр. Богородицы». По преданію, жители Мглина, опасаясь разоренія, были въ сильномъ страхѣ, при приближеніи польскаго войска, обратились къ Пресвятой Дѣвѣ съ пламенною молитвою и на берегу р. Ипуты (гдѣ была найдена икона въ болотистомъ мѣстѣ) непріятель потерпѣлъ пораженіе, и король едва не попался въ плѣнъ. Св. икона написана на холстѣ, наклеенномъ на доскѣ, а на ней приклеена другая липовая доска; вышина иконы 1 арш. 2 вер., ширина 15 вер., толщина 2 вер. Въ день Смоленской Божіей Матери бываетъ большое стеченіе народа къ св. иконѣ (Опис. Черниг. епархіи, кн. 7, стр. 113).

Въ Псковѣ въ церкви преп. Сергія съ Залужья – икона Смоленской (Одигитріи) Божіей Матери, проливавшей слезы (въ 1650 г.). Эта икона находится мѣстною въ иконостасѣ, украшена богатою ризою съ надписью: «лѣта 7158 (1650) мѣсяца февраля 5, маія 2 и 18 отъ сея чудотворныя иконы отъ деснаго ока слезы течаху». Изъ подробнаго описанія чудесъ, выставленнаго па лѣвомъ столпѣ храма, видно, что икона принадлежала нѣкоему клирику Аѳанасію, жившему въ Сергіевской обители (въ Псковѣ при этой же церкви), при игуменѣ Антоніи, и первое чудо – теченіе слезъ «густѣе воды» совершилось въ его келліи; затѣмъ икона была перенесена въ церковь, гдѣ двукратно въ маѣ повторилось тоже чудо при Псковскомъ епископѣ Макаріи и всемъ народѣ. (Древности Пскова, стр. 55).

Въ сл. Никитовнѣ, Валуйскаго уѣзда, Воронежой епархіи, въ Преображенской церкви находится мѣстночтимая икона Смоленской Божіей Матери. Преданіе о ней мѣстное такое. Въ январѣ 1803 г., во время ярмарки (существующей и донынѣ), одинъ туземный маляръ вынесъ на ярмарку для продажи икону Смоленской Божіей Матери. Долго не находилось на нее покупателей, и живописецъ рѣшился итти уже домой, какъ вдругъ поднялась страшная буря, и сильный порывистый вѣтеръ мгновенно вырвалъ изъ рукъ живописца икону, которая, поднявшись вверхъ, опустилась въ одинъ кружокъ крестьянъ, толковавшихъ о выкупѣ земли, предложенномъ имъ помѣщикомъ Соковымъ. Крестьяне, сочли неожиданное явленіе иконы за особое чудо и доброе предзнаменованіе, заплатили за икону живописцу деньги и отнесли ее въ церковь, и съ тѣхъ поръ она стала считаться чудотворною, а никитовцы вскорѣ послѣ сего освободились отъ крѣпостной зависимости. Икона зта до сихъ поръ свято чтится, и жители считаютъ за священный долгъ, хотя разъ въ годъ, принять ее въ свой домъ. (ІІстор. статист. описаніе Никитов. волости, П. Попова).

Въ церкви св. Александра Невскаго въ Свеаборгской крѣпости, близъ Гельсинфорса, находится икона Смоленской Божіей Матери въ серебряной позлащенной ризѣ. На иконѣ надпись: «Высочайше повелѣно, въ память бомбардированія Свеаборга въ 1858 г., совершать 28 іюля торжество съ пушечною пальбою». На оборотѣ ея другая надпись: «Усердное приношеніе коменданта крѣпости Свеаборга, генералъ-лейтенанта Алексѣя Сорокина, бывшаго начальника артиллеріи войскъ, въ 1855 г. въ Финляндіи расположенныхъ, генералъ-адъютанта Александра Баранова, командира линейнаго № 5 баталіона нынѣ № 3, полковника Алексѣя Бряколева и чиновъ всего баталіона» (Истор. стат. опинисаніе Спб. епархіи, т. 1, стр. 266).

Въ Павло-Обнорскомъ монастырѣ, Вологодской епархіи, икона Смоленской Божіей Матери чествуется съ особеннымъ благоговѣніемъ: она въ высоту 2 арш., въ ширину 1½ арш., украшена мѣдною посеребреною ризою (Вологод. Еп. Вѣдом., № 5, 1866 г.).

Въ Воронежскомъ Благовѣщенскомъ Митрофановомъ монастырѣ находится свято чтимая не только въ предѣлахъ Воронежской епархіи, но и внѣ оной икона Смоленской Божіей Матери. Икона эта огромнаго размѣра: на ней серебряная позлащенная риза, вѣсомъ 2 пуда. Пo преданію, эта икона находилась первоначально въ Предтечевомъ монастырѣ въ г. Азовѣ; по обратномъ возвращеніи Азова туркамъ (въ началѣ ХVIII столѣтія), монастырь былъ переведенъ въ нынѣшній Богучарскій уѣздъ и соединенъ съ существовавшею тогда Успенскою пустынью (нынѣ Донецкій Предтечевъ монастырь (см. Любоп. черты дѣлопроизводства по перемѣщенію Донен. Успен. монаст., Воронеж. Еп. Вѣдом., 1866, № 4 и слѣд.), а икона Смоленской Божіей Матери была перенесена въ Троицкій Борщевъ монастырь, Коротоякскаго уѣзда, а оттуда при преосвященномъ Іоакимѣ, епископѣ Воронежскомъ (съ 1730 по 1742 г.), была перенесена градскими священниками въ Воронежскій Благовѣщенскій каѳедральный соборъ. Первая серебряная риза на эту икону была сдѣлана епископомъ Іоакимомъ на свои средства (Опис. Воронеж. епархіи Болховитинова, стр. 205). Въ настоящее время эта икона находится въ Благовѣщенскомъ соборѣ Митрофанова монастыря, на второмъ лѣвомъ столбѣ, въ богато устроенномъ кіотѣ.

Въ томъ-же Митрофановомъ монастырѣ пользуется особеннымъ уваженіемъ икона Смоленской Божіей Матери (небольшого размѣра), по преданію, бывшая келейною у святителя Митрофана.

Въ Троицкомъ каѳедральномъ соборѣ въ Воронежѣ мѣстно чтится икона Смоленской Божіей Матери, въ честь которой устроенъ въ соборѣ придѣлъ, отчего соборъ въ народѣ больше извѣстенъ подъ наименованіемъ Смоленскаго. Эта икона въ серебряной позлащенной ризѣ, въ особомъ кіотѣ, находится въ главномъ храмѣ на правой сторонѣ иконостаса.

Чудотворная икона Божіей Матери Одигитріи (Смоленской) въ бывшей Христофоровской Богородицкой пустыни (Сольвычегодскаго уѣзда, Вологодской епархіи).

Въ Московокомъ Новоспасскомъ монастырѣ замѣчательна икона Смоленской Божіей Матери; она пожертвована въ эту обитель матерію царя Михаила Ѳеодоровича Марѳою Ивановною.

Въ Москвѣ, въ церкви Смоленской Божіей Матери, за Смоленскимъ рынкомъ, особо чтимая икона Смоленской Божіей Матери (Архим. Іосифъ, Путевод. по Москов. святын., стр. 160).

Въ Москвѣ, въ церкви Рождества Богоматери (извѣстной подъ названіемъ Смоленской, по придѣльному храму), за Смоленскимъ рынкомъ, на Плющихѣ, находится чудотворная икона Смоленской Божіей Матери (Тамъ-же, стр. 160).

Въ Святогорскомъ монастырѣ, Псковской епархіи, празднество Пресвятой Дѣвѣ въ память явленія иконы ся Одигитріи въ XVI вѣкѣ.

Рожецкая икона Божіей Матери – въ главной (Троицкой) церкви Браиловскаго Винницкаго женскаго монастыря – названа Рожецкою потому, что прежде находилась въ упраздненномъ (впослѣд.) Рожецкомъ Микулинскомъ женскомъ монастырѣ (см. Подол. Еп. Вѣд., №№ 26, 27 и 28, 1800 г.). Икона эта помѣщена въ передней лѣвой колоннѣ, въ кіотѣ подъ стекломъ, покрыта ризой изъ золотой парчи. Длина иконы 1½ арш., а ширина 15 вершковъ. Она состоитъ изъ 3-хъ деревянныхъ досокъ, скрѣпленныхъ на оборотной сторонѣ двумя деревянными планками. На иконѣ зеленое поло. Ликъ Богоматери продолговатый и весьма красивый. Правою рукою Богоматерь держитъ Богомладенца, а лѣвая Ея рука покоится на персяхъ; Спаситель правою рукою благословляетъ, а въ лѣвой держитъ Евангеліе; хитоны на обоихъ ликахъ изъ золотистой (поблекшей) краски. Ежегодно 28 іюля, въ воспоминаніе давно бывшаго (въ Рожецк. монастырѣ) отпуста, служатся предъ сею иконою молебны. (Подол. Еп. Вѣдом., 1890 г., № 28, стр. 651).

Смоленская икона Божіей Матери въ Новгородѣ, въ Спасской церкви, на Ильинской улицѣ, явилась въ 1831 г. Въ этомъ году въ началѣ іюля производились въ Спасской церкви разныя почники снаружи и внутри. Однажды мастера, пришедши на работу, увидѣли на полу церковнаго притвора большой пластъ штукатурки и нѣсколько кирпичей, которые, какъ оказалось, упали сверху сами собой. Разсматривая это мѣсто надъ аркою входа, ведущаго изъ притвора въ холодную церковь, гдѣ до тѣхъ поръ не было замѣчено ни малѣйшихъ признаковъ поврежденія, они, къ удивленію, увидѣли тутъ въ стѣнѣ довольно просторное углубленіе и въ немъ хорошо сохранившійся образъ Смоленской Божіей Матери, тогда же показавшій благодатное дѣйствіе. Такое внезапное явленіе иконы Богоматери въ древней церкви Спаса было чрезвычайно благовременно, потому что въ это время губительной эпидемія свирѣпствовала въ Новгородѣ весьма сильно. Унылые граждане, услышавъ о новоявленной иконѣ, съ радостію приняли это событіе, какъ явное благоволеніе Промысла, простирающаго къ нимъ руку всесильной помощи, и многіе, собравшіеся туда съ сердечною молитвою къ Небесной Заступницѣ христіанъ, сряду получали исцѣленіе и облегченіе въ своей скорби. Со дня явленія иконы холера въ Новгородѣ значительно ослабѣла и вскорѣ со всѣмъ прекратилась. Благодатное дѣйствіе отъ нея новгородцы видимо испытали и въ холеру, бывшую въ 1849 г. (Сказаніе о Новгородю иконѣ Знаменія Божіей Матери и другихъ, свящ. Павла Тихомірова, Новгородъ, 1861 г., стр. 137. Странникъ, ноябрь, 1861 г.).

На Валаамѣ, въ Успенскомъ храмѣ находится мѣстночтимая икона Смоленской Божіей Матери-Одигитріи. Икона эта обрѣтена въ ХVIII в., при игуменѣ Ефремѣ. (Брошюра, Валаамскій монастырь, стр. 7).

Въ Нижнемъ-Новгородѣ, въ Знаменской (Мѵроносицкой) церкви съ давнихъ поръ свято чтится икона Божіей Матери-Смоленской Одигитріи. Въ 1665 г., во время моровой язвы, было откровеніе нѣкоторой дѣвицы Пелагіи – о совершеніи крестнаго хода съ иконою Смоленской Божіей Матери, находящейся въ Мѵроносицкой церкви. Крестный ходъ былъ совершенъ въ Георгіевскую церковь, и моровая язва прекратилась (Нижегород. Епарх. Вѣдом., 1886 г., № 12).

Въ Смоленской церкви с. Кушалина, Тверской епархіи, находится икона Божіей Матери-Одигитріи. По преданію, этою иконою Московскій митрополитъ Кириллъ (1570-1575) благословилъ татарскаго царевича Саиба Бекбулатовича, въ святомъ крещеніи названнаго Симеономъ (впослѣдствіи инокъ Стефанъ). Въ церковной лѣтописи с. Кушалина записаны разные случаи чудесныхъ исцѣленій больныхъ по молитвѣ предъ сею иконою (о царѣ Симеонѣ Бекбулатовичѣ – Н. Лилеева: «Симеонъ Бекбулатовичъ).»

Въ г. Корчевѣ, Тверской епархіи, въ Преображенской церкви находится благодатная икона Одигитріи-Смоленской Божіей Матери. Молитвамъ предъ нею граждане приписываютъ спасеніе своего города отъ холеры въ 1848 году; въ благодарственное воспоминаніе о семъ событіи, по ходатайству жителей г. Корчевы, Св. Синодомъ (отъ 30 іюля 1858 г., № 7227) разрѣшено ежегодно совершать крестный ходъ съ сею иконою вокругъ города.

Въ Смоленской церкви Тверского городскаго кладбища находится мѣстночтимая икона Одигитріи-Смоленской Божіей Матери. Ежегодно въ эту церковь 28 іюля совершается крестный ходъ (съ 1785 г.) изъ Спасо-Преображенскаго каѳедральнаго собора.

Въ Кирилло-Бѣлозерскомъ монастырѣ, Новгорской епархіи, находится въ Успенскомъ соборѣ, по лѣвую сторону царскихъ вратъ, мѣстночтимая икона Смоленской Божіей Матери. Отъ этой иконы преп. Кириллъ, находясь еще въ Симоновскомъ Московскомъ монастырѣ, во время молитвы, услышалъ гласъ, повелѣвавшій ему итти въ Бѣлозерскую страну, и онъ, взявши св. икону, отправился на берегъ Бѣлаго озера и основалъ, въ 15 вѣкѣ, знаменитую Кирилло-Бѣлозерскую обитель (С. Снессорева, Земная жизнь Пресв. Богогородицы, стр. 371).

Въ г. Устюжнѣ, Новгородской епархіи, находится мѣстночтимая икона Смоленской Божіей Матери. Заступленію Ея жители Устюжны приписываютъ избавленіе города отъ шведовъ и ляховъ (въ началѣ ΧVΙΙ в.). (С. Снессорева, Земная жизнь Пресв. Богородицы, стр. 371).

Въ Анзерскомъ скиту, на Соловецкомъ островѣ, находится благодатная икона Смоленской Божіей Матери. Основатель скита преп. Елеазаръ (13 января), придя однажды въ церковь къ утрени прежде братіи, увидѣлъ предъ собою икону Богоматери въ багряновидной, испещренной золотомъ одеждѣ и услышалъ слѣдующія слова: «Соблюдайте Христовы заповѣди о смиреніи и любви и поставьте во имя Мое церковь» (Тамъ-же, стр. 372).

Въ Усть-Недумскомъ или Леонидовѣ погостѣ, прежде бывшемъ монастырѣ, въ Услтожскомъ уѣздѣ, Вологодской епархіи – свято чтится икона Смоленской Божіей Матери. О сей иконѣ сохраняется слѣдующее преданіе: Преп. Леонидъ, основатель нынѣ упраздненнаго Усть- Недумскаго Богородицыкаго монастыря; въ бытность свою келаремъ Кожеезерскаго (въ Арханг. Епархій) монастыря, во снѣ получилъ повелѣніе итти на р. Лузу и устроить монастыръ. Леонидъ, зайдя въ Моржегорскій Николы Великорѣцкаго монастырь, взялъ икону Смоленской Божіей Матери-Одигитріи. Пришедши на указанное мѣсто, онъ основалъ обитель (В. Звѣринскій, Матеріалы для исторіи монастырей, вып. III; № 1331; о преп. Леонидѣ, см. 17 іюля).

Въ Богородицкомъ-Житенномъ мужскомъ монастырѣ, близъ г. Осташкова, Тверской епархіи, въ честь Одигптріи-Смоленской Божіей Матери посвященъ главный храмъ. Въ сей обители находится мѣстночтимая благодатная икона; съ которою ежегодно совершается крестный ходъ. Икона сія находится въ иконостасѣ монастырскаго собора, по лѣвую сторону царскихъ вратъ; на ней серебряная позлащенная и богато украшенная риза. Житенный монастырѣ былъ основанъ въ 1716 г., по просьбѣ жителей г. Осташкова, для поставленія чтимой ими иконы Божіей Матери, прежде находившейся ия воротахъ деревянной городской стѣны, сгорѣвшей въ 1711 г. (Описаніе Житен. Осташк. монастыря, Спб., 1666 г. В. Звѣрннскій, Матеріалы для исторіи монастырей, вып. III, № 641).

Въ церкви с. Георгіевскаго, Бѣжецкаго уѣзда, Тверской епархіи, находится мѣстночтимая икона Смоленской Божіей Матери, называемая «Сиротскою»; въ честь ея построена въ этомъ селѣ каменная церковь въ 1857 году.

Въ с. Выдропускѣ Вышневолонскаго уѣзда, Тверской епархіи, еще съ 15 вѣка свято чтилась чудотворная икона Смоленской-Одигитріи Божіей Матери. Въ церкви сего села, принадлежавшаго пржде къ Ногородской Епархіи, въ Георгіевской церкви стояла у царскихѣ вратъ мѣстночтимая икона сія. Великій князь Московскій Іоаннъ Васильевичъ, возвращаясь изъ Новгорода, по покореніи онаго (1470 г.), проходилъ чрезъ г. Выдропускъ съ своими войсками; одинъ изъ его вождей пошелъ въ Выдропускую церковь, насильно взялъ изъ нея мѣстночтимую икону и перенесъ въ свою Муромскую вотчину. Въ недѣлю свв. Женъ Мѵроноепцъ онъ сказалъ своему приходскому священнику: «отпой молебенъ полонянкѣ» (разумѣя подъ полонянкою, т. е. плѣнницею – Выдропускую икону Богоматери). Въ концѣ чтенія Евангелія на молебнѣ, когда произнесены были слова: «и возвратися въ домъ свой», въ храмѣ сдѣлалось волненіе отъ сильнаго вѣтра и страшнаго грома, и чрезъ отверзшуюся кровлю церкви невидимою силою была поднята съ своего мѣста икона и скрылась. Оказалось, что икона возвратилась въ с. Выдропужскъ, гдѣ и найдена была благочестивымъ пономаремъ на мѣстѣ сгорѣвшей Георгіевской церкви. Послѣ чудеснаго отшествія икону, бояринъ- воинъ, оскорбившій Божію Матерь, сильно горевалъ и со слезами молилъ Бога объ оставленіи его прегрѣшенія; затѣмъ, въ нищенскомъ одѣяніи и пѣшкомъ, онъ отправился въ Выдропужскъ, наложивъ на себя строгій постъ. Отъ пути и отъ поста онъ сильно ослабѣлъ; свидѣтели его глубокаго раскаянія, бывшіе, въ Выдропужскомъ храмѣ, упросили священника совершить литургію объ его здравіи, и Господь, по молитвамъ Пресв. Богородицы, облегчилъ скорбь его и успокоитъ смятенную его душу. Въ 1565 г. эта икона была поновлена, обложена серебряною ризой; въ честь сей иконы въ Выдропускѣ была построена церковь, а также и часовня. Жители г. Торжка, по благоговѣйному усердію къ сей иконѣ, ежегодно приносили ее въ свой городъ для молебствій по домамъ гражданъ; впослѣдствій жители г. Торжка навсегда оставили св. икону въ своемъ Спасо-Преображенскомъ соборѣ, гдѣ въ честь ея, подъ наименованіемъ Муромской иконы Божіей Матерй, устроенъ (лѣвый) придѣлъ. Къ этой иконѣ граждане питаютъ особенное уваженіе; эта икона носится во главѣ другихъ въ крестныхъ городскихъ ходахъ; на ней серебряная позлащенная и богато украшенная риза (С. Снеосорева, Жизнь Пресв. Богородицы, стр. 365-366). Въ Быдропуской Церкви свято чтится икона Божіей Матери-Одигитріи (вѣроятна, копія съ чудотворной).

Въ Москвѣ, въ Вознесенскомъ женскомъ монастырѣ, въ Кремлѣ, находятся икона Одигитріи Божіей Матери, древняго греческаго письма. Въ 1482 г., послѣ поврежденія отъ огня, она, была возобновлена иконописцемъ Діонисіемъ. Въ старинныхъ записяхъ эта икона называется чудотворною и поднимали ее, наравнѣ съ глубоко чтимою Владимірскою (изъ Успеню бельш. собора) иконою (см. 26 авг.), въ большіе крестные ходы. Въ 1814 г. на эту икону была устроена сребронозлащенная риза, но вѣнецъ съ «огородами» и убрусъ, богато украшенные жемчугомъ и драгоценными камнями, сохранились съ древнихъ временъ. На затворкахъ сей иконы, обложенныхъ серебромъ, изображены дѣянія въ стилѣ XVII вѣка. (С. Снессорева, Земная жизнь Пресв. Богородицы, 1898, стр. 374).

Въ г. Бѣлгородѣ, Курской епархіи, совершается празднованіе въ честь мѣстпо чтимой Смоленской иконы Пресв. Богородицы. Ежегодно, кромѣ 28 іюля, въ праздникъ Покрова Пресв. Богородицы, вечеромъ (на 2-е октября) съ сею иконою совершается крестный ходъ изъ собора въ часовню, откуда, послѣ молебна съ акаѳистомъ, возвращается на мѣсто своего пребыванія, въ соборъ. (Тамже, стр. 376).

Въ г. Воронежѣ, въ Покровскомъ дѣвичьемъ монастырѣ, свято чтится древняя икона Смоленской Божіей Матери. По преданію, эта икона была прислана въ даръ обители всероссійскимъ патріархомъ Филаретомъ въ 1623 году. Въ честь ея въ монастырскомъ соборѣ устроенъ придѣлъ, а до 1702 г., до перенесенія монастыря на нынѣшнее мѣсто (прежде онъ былъ недалеко отъ Блавѣщенскаго Митрофаніева монастыря), существовала церковь въ честь Смоленской иконы Божіей Матери, и съ нею совершался крестный ходъ 28 іюля въ бывшій каѳедральный соборъ (въ Благовѣщ. храмъ нын. Митрофановскаго монастыря (Празднества въ Воронеж, епархіи, вып. 4, стр. 117).

Въ Спасской церкви г. Воронежа находится свято чтимая икона Смоленской Божіей Матери, древняго письма, въ серебряной позлащенной ризѣ; въ честь ея устроенъ въ 1777 г. (а затѣмъ возобновленъ въ 1864 г.) придѣлъ въ упомянутомъ храмѣ. Объ этой иконѣ въ 1766 г. производилось весьма интересное дѣло (см. Празднества въ Воронежю епархіи, вып. 4, стр. 114-117).

Въ г. Павловскѣ, Воронежской епархіи, въ кладбищенской церкви (Смоленской), мѣстно чтится икона Одигитріи-Смоленской Божіей Матери. Къ этой иконѣ 28 іюля бываетъ многолюдное стеченіе богомольцевъ (Тамже, вып. 4, стр. 113).

Въ церкви c. Шахова, Даниловскаго уѣзда, Ярославской епархіи, находится свято чтимая икона Смоленской Божіей Матери въ серебряной ризѣ, въ мѣру подлинной чудотворной иконы въ Смоленскѣ (Обозрѣніе церквей Ярослав. епархіи еписк. Іоанаѳаномъ, Ярославль, 1881 г., стр. 17).

 

Празднество Игрицкой-Смоленской иконѣ Божіей Матери.

Смоленская-Игрицкая икона Божіей Матери явилась въ 1624 году и находится въ Игрицкомъ мужскомъ монастырѣ, Костромской губерніи, въ пустынѣ, называемой Игрицкой, при р. Песочнѣ. На мѣстѣ, гдѣ нынѣ находится Игрицкій мужской монастырь, прежде было село съ деревянною церковію, но жители этого села въ 1571 г. вымерли отъ моровой язвы, и храмъ оставался въ запустѣніи 50 лѣтъ; однажды, въ 1620 г., пастухи деревни Саввинской вошли помолиться въ эту церковь и увидѣли въ алтарѣ на престолѣ Смоленскую икону Богоматери. Ясность и свѣжесть иконы въ ветхомъ храмѣ привели ихъ въ удивленіе, а потому, возвратясь домой, они разсказали объ этомъ своему господину Емельяну Исаеву, по прозванію Севрюку. Емельянъ болѣе пяти лѣтъ страдалъ глазною болѣзнію и, не получая исцѣленія отъ врачей, немедленно съ своимъ духовнымъ отцомъ отправился въ пустынную церковь и здѣсь, послѣ молебствія предъ иконою Богоматери и окропленія глазъ св. водою, прозрѣлъ. Это чудесное исцѣленіе повсюду огласилось и въ пустынный храмъ стали являться богомольцы, а въ 1624 г., по благословенію патріарха Филарета, посадскій человѣкъ г. Костромы Архипъ Васильевъ съ товарищами на мѣстѣ явленія иконы построилъ монастырь. Чудотворная икона эта дважды въ годъ относится въ Кострому: въ первый разъ въ среду 9-й недѣли по Пасхѣ и остается тамъ до 27 іюля; а во второй – въ первыхъ числахъ декабря и въ монастырь возвращается къ недѣлю Православія. Игрицкимъ (2 клас.) монастыремъ управлялъ викарный епископъ Костромской епархіи (Памятн. книжка Костр. епархіи, 1868, стр. 105. Полный христіан. Мѣсяцесловъ, 1875 г. С. Снессорева, Земная жизнь Преев. Богородицы. Спб., 1898, стр. 360-361).

Празднество Югской-Смоленской иконѣ Божіей Матери.

Празднество Смоленской-Югской иконѣ Божіей Матери, кромѣ 28 іюля, совершается въ Югской Дороѳеевской пустыни (въ Ярославной епархіи, въ 16 верстахъ отъ гор. Рыбинска) 3-го іюля, подъ каковымъ числомъ помѣщены и свѣдѣнія о сей иконѣ. (См. Церк. Вѣдомости, 1899 г., № 29, стр. 1141-1147, А. Лебедева). Въ Полн. христіан. мѣсяцесловѣ (Кіевъ, 1875) празднованіе Югской иконѣ Божіей Матери, а также у С. Снессоревой (Земная жизнь Пресв. Богородицы) показана только 28 іюля.

Празднество Шуйской-Одигитріи иконѣ Божіей Матери.

Въ Полномъ христіанскомъ мѣсяцесловѣ (Кіевъ, 1875) 28-го іюля положено празднованіе чудотворной Шуйской иконѣ Божіей Матери. О сей иконѣ у С. Снессоревой сообщается слѣдующее: Въ 1654-55 г. въ Россіи свирѣпствовала моровая язва, отъ которой вымирали цѣлыми селеніями и городами. Это бѣдствіе коснулось и г. Шуи (Владимірской епархіи). Не находя никакихъ средствъ къ спасенію, жители прибѣгли съ молитвой къ Богу; всѣ храмы наполнялись молящимися; духовенство совершало крестные ходы. Въ зто время одинъ благочестивый человѣкъ предложилъ прихожанамъ Воскресенской церкви общимъ усердіемъ написать Смоленскую икону Божіей Матери и поставить ее въ своемъ храмѣ: поручено было лучшему въ Шуѣ иконописцу (Иконникову) написать икону Божіей Матери въ теченіе 7 дней, и всю эту недѣлю жители провели въ постѣ и молитвѣ. Причастпвшпсь св. Таппъ, съ священникомъ во главѣ они отправились въ домъ живописца, взяли уже написанную имъ икону и въ крестномъ ходѣ поставили въ церкви. Съ того времени моровая язва прекратилась, и тогда же было установлено праздновать сей св. иконѣ 28 іюля – въ память прекращенія язвы. Въ 1831 году въ Шуѣ свирѣпствовала холера: благочестивые граждане съ молитвой прибѣгли къ Богу и Пресвятой Богородицѣ и, по молитвамъ предъ Ея чудотворнымъ образомъ, Господь отвратилъ отъ нихъ свой гнѣвъ; въ память избавленія отъ холеры установили праздновать ей 2 ноября (см. это число) и совершать 28 іюля ежегодно крестный ходъ вокругъ города. Кромѣ этихъ дней, въ Шуѣ сей иконѣ совершается празднество во вторникъ Пасхи и въ первое воскресенье Апостольскаго (Петрова) поста (С. Снессорева, Земная жизнь Пресв. Богородицы, Спб., 1898 г., стр. 364).

Празднество Супрасльской иконѣ Пресвятой Богородицы.

Супрасльская икона Божіей Матери – копія съ чудотворной иконы Одигитріи-Смоленской – находится въ Благовѣщенскомъ Супрасльскомъ мужскомъ монастырѣ въ Гродненской губерніи, въ 16 верстахъ отъ г. Гродны[*]. По преданію, эта икона, прославившаяся еще въ XVI вѣкѣ чудотвореніями, привезена изъ Смоленска. Первоначально она находилась въ иконостасѣ, но впослѣдствіи поставлена была въ особомъ кіотѣ, позади лѣваго клироса. Величина сей иконы въ длину 3 арш. 6 вершковъ, въ ширнну 1 арш. 13 вершковъ. Въ 1557 г. па икону была сдѣлана серебряная вызолоченная риза. Къ Супрасльской иконѣ питаютъ глубокое уваженіе не толькое православные, но и католики и даже протестанты. Особаго дня для празднованія сей иконѣ въ прежнее время не было и празднество совершалось въ храмовой праздникъ обители (въ день Благовѣщенія Пресв. Богородицы): но въ послѣднее время стали праздновать ей 28 іюля, когда совершается празднество Смоленской иконѣ Божіей Матери (С. Снеесорева, Земная жизнь Пресв. Богородицы, Спб., 1898, стр. 358-360. П. Батюшковъ, Бѣлоруссія).

[*] Ныне Подляское воеводство Польской Республики, близ Белостока. – ред.

***

Опредѣленіемъ Св. Синода отъ 29 іюля 1860 г., согласно съ заключеніемъ митрополита Филарета, разрѣшено Смоленскому епархіальному начальству учредить въ каѳедральномъ соборѣ еженедѣльное, по вторникамъ, совершеніе акаѳиста или молебнаго пѣнія съ акаѳистомъ Божіей Матери въ честь чудотворныя Смоленской Ея иконы. Въ день акаѳиста благовѣстъ къ литургій производить въ праздничный колоколъ, акаѳисту можетъ предшествовать праздничный звонъ, во время пѣнія кондака «Взбранной воеводѣ» можетъ быть кажденіе чудотворной иконы и всего храма; по акаѳистѣ можетъ быть читаема молитва съ колѣнопреклоненіемъ, кромѣ дней, въ которые колѣнопреклоненія по уставу не полагается, какъ-то: на Свѣтлой недѣлѣ и въ продолженіе Пятидесятницы (Собраніе мнѣній м. Филарета, дополн. томъ, Спб., 1887, стр. 537-546).

 

Архіепископъ Димитрій (Самбикинъ). Мѣсяцесловъ святыхъ, всею русскою церковію или мѣстно чтимыхъ и указатель празднествъ въ честь иконъ Божией Матери и св. угодниковъ Божіихъ въ нашемь отечествѣ. Выпускъ XI-й (Іюль). Прибавленіе къ Тверскимъ Епархіальнымъ Вѣдомостямъ. Тверь 1901. С. 305-321, 322, 324-325.

***

Тропарь, гл. 4: Къ Богородицѣ прилѣжно нынѣ притецемъ,/ грѣшніи и смиренніи, и припадемъ,/ въ покаяніи зовуще изъ глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаемъ отъ множества прегрѣшеній,/ не отврати Твоя рабы тщи,// Тя бо и едину надежду имамы.

Кондакъ, гл. 6: Предстательство христіанъ непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грѣшныхъ моленій гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь насъ,/ вѣрно зовущихъ Ти:/ ускори на молитву и потщися на умоленіе,// предстательствующи присно, Богородице, чтущихъ Тя.

Инъ кондакъ, гл. 6: Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ развѣ Тебе, Владычице,/ Ты намъ помози,/ на Тебе надѣемся/ и Тобою хвалимся,/ Твои бо есмы раби,// да не постыдимся.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: