• Протоіерей Ѳеодоръ Лазурскій – Сказаніе объ иконѣ Богоматери «Утоли моя печали» и празднованіе въ честь ея въ Полтавскомъ каѳедральномъ Соборѣ.

    Протоіерей Ѳеодоръ Лазурскій – Сказаніе объ иконѣ Богоматери «Утоли моя печали»  и празднованіе въ честь ея въ Полтавскомъ каѳедральномъ Соборѣ.

    Въ день 25-го января св. церковь установила празднованіе въ честь иконы Божіей Матери, именуемой «Утоли моя печали». Подлинная икона эта находится въ церкви св. Николая чудотворца въ Москвѣ, что на Пупышахъ[1]. Въ Москву она принесена въ царствованіе Алексія Михайловича козаками. Но въ какомъ году она принесена, откуда, какими козаками, по какому побужденію и почему, именно, она сдѣлалась достояніемъ сказанной церкви, свѣдѣній объ этомъ нѣтъ. Изъ тѣхъ источниковъ[2], коими мы пользовались при составленіи нижепомѣщеннаго историческаго сказанія о чудесномъ исцѣленій отъ тяжкаго недуга, послужившемъ поводомъ къ прославленію иконы Богоматери «Утоли моя печали» и установленію въ честь ея праздника, видно, что письменныя свидѣтельства объ этомъ событіи хранились, въ церкви св. Николая, но, послѣ бывшей въ 1771 году въ Москвѣ чумы, они истреблены огнемъ. Преданіе, между тѣмъ, живо сохранило память о первомъ прославленіи иконы, но только забыло нѣкоторыя подробности, хотя и точно опредѣлило время его. По свидѣтельству этого преданія чудодѣйственная сила иконы проявилась при слѣдующихъ обстоятельствахъ.

    07 February 2022 читать далее


  • Сказаніе о происхожденіи праздника Знаменія отъ иконы Пресвятыя Богородицы, бывшаго въ Великомъ Новгородѣ 27 ноября.

    Сказаніе о происхожденіи праздника Знаменія отъ иконы Пресвятыя Богородицы, бывшаго въ Великомъ Новгородѣ 27 ноября.

    Въ 1170 году Андрей Георгіевичъ Боголюбскій, князь Суздальскій, соединившись съ семью-десятью двумя князьями россійскими, съ Смоленскимъ, Рязанскимъ, Муромскимъ, Полоцкимъ и другими, возсталъ противъ Новгородцевъ. 25 февраля дружины его, подступивъ къ великому Новгороду, осадили его, и сильно громили трое сутокъ. Жители города, изнемогая подъ стрѣлами многочисленныхъ враговъ, были въ великомъ прискорбіи и крайнемъ недоумѣніи. Не имѣя ни откуда помощи, они просили милости у Господа Бога, въ надеждѣ на молитвы святаго архипастыря своего, Архіепископа Іоанна. Добрый архипастырь, видя враговъ, яко волковъ, хотящихъ расхитить его стадо, сталъ на стражѣ, недремленно взирая ко Господу Богу, и теплыми молитвами своими, яко стѣнами, ограждалъ городъ.

    09 December 2021 читать далее


  • Нѣкоторыя свѣдѣнія о чудотворной иконѣ Божіей Матери, находящейся въ кіево-софійскомъ соборѣ.

    Нѣкоторыя свѣдѣнія о чудотворной иконѣ Божіей Матери, находящейся въ кіево-софійскомъ соборѣ.

    Въ числѣ чудотворныхъ иконъ, находящихся въ кіево-софійскомъ каѳедральномъ соборѣ, одна икона извѣстна подъ именемъ купятицкой иконы Божіей Матери. Празднованіе ей ежегодно совершается 15-го дня мѣсяца ноября. До 1655 года[1] эта икона находилась въ селѣ Купятицахъ, пинскаго уѣзда минской епархіи, сначала въ приходской церкви, а потомъ въ купятицкомъ монастырѣ. Отсюда въ началѣ второй половины ХVII вѣка, когда кушпицкимъ монастыремъ завладѣли уніатскіе монахи, она перенесена была изгнанными изъ того же монастыря православными монахами въ Кіевъ и поставлена въ Софійскомъ соборѣ. Отъ среды Свѣтлаго Воскресенія Христова до 15 дня м. ноября она находится на верхней южной галлереѣ собора съ правой стороны вратъ Андреевскаго придѣла, а въ остальное время года въ теплой церкви собора, въ особо устроенномъ кіотѣ.

    Купятицкая икона формою своею отличается отъ всѣхъ чудотворныхъ иконъ Божіей Матери. – Это небольшой мѣдный, четырехконечный литой крестъ (въ два съ небольшимъ вершка въ длину и ширину), на которомъ, съ одной стороны, изображеніе распятія Господа нашего Іисуса Христа, а съ другой – Божіей Матери, держащей на лѣвой рукѣ Предвѣчнаго Богомладенца и осѣняемой Отцомъ небеснымъ. На поперечныхъ оконечностяхъ креста вылито изображеніе св. Богоотцевъ, – съ правой стороны Богоматери – св. Іоакима, а съ лѣвой – св. Анны. Крестъ прикрѣпленъ къ квадратной, серебрянной позолоченной доскѣ, вставленной въ таковую же раму[2], къ которой, по распоряженію кіевскаго митрополита Варлаама Ясинскаго, 1700 года придѣлана крестообразная, серебрянная, позолоченная шата[3].

    28 November 2021 читать далее


  • Празднованіе Казанской иконѣ Божіей Матери (въ память избавленія Москвы и Россіи отъ поляковъ въ 1612 г.)

    Празднованіе Казанской иконѣ Божіей Матери (въ память избавленія Москвы и Россіи отъ поляковъ въ 1612 г.)

    Праздникъ этотъ установленъ въ память избавленія Москвы заступленіемъ Владычицы отъ нашествія поляковъ въ 1612 г. Въ то время наше отечество находилось въ крайней опасности. На престолѣ Россіи прекратился родъ царей Рюрикова дома; наступило междуцарствіе, а вмѣстѣ съ тѣмъ безначаліе, безпорядокъ и разстройство во всемъ государствѣ; вездѣ безнаказанно происходили грабежи и убійства. Поляки, овладѣвъ многими городами русскими, заняли и Москву, а шведы взяли Новгородъ. Тѣ и другіе хотѣли дать Россіи своего царя, и уже половина Россіи признала своимъ царемъ польскаго королевича Владислава. Но истинные и вѣрные сыны отечества не могли допустить на царскій престолъ Руси чужеземца и иновѣрца. «Станемъ за Святую Русь, за домъ Пресвятыя Богородицы, за чудотворцевъ Алексія, Фотія и Филиппа; продадимъ женъ и дѣтей, но освободимъ отечество!» — возвалъ къ своимъ соотечественникамъ одинъ изъ истинныхъ сыновъ отечества, Новгородскій гражданинъ Мининъ. По призыву Минина, а также инока Палицына и болярина Пожарскаго, русскій народъ дружно возсталъ на защиту и освобожденіе своей родной земли. Къ Москвѣ стали собираться русскія ополченія; пришло ополченіе и изъ Казани и принесло съ собою св. Казанскую икону. Съ вѣрою приняли ратники св. икону, отъ которой стали являться многія чудеса. При помощи Богоматери, русскіе отбили у поляковъ Новодѣвичій монастырь и взяли многихъ плѣнныхъ. Но еще не приспѣло время окончательнаго избавленія земли Русской. Между начальниками отрядовъ начались вражда и раздоръ; буйство и своеволіе казаковъ и другихъ ратниковъ не имѣли границъ. Зимою 1611 г. св. икона была отпущена обратно въ Казань. Въ то время, когда св. икона на пути въ Казань прибыла въ Ярославль, сюда же прибыло ополченіе изъ Нижняго-Новгорода, собранное Мининомъ, подъ начальствомъ князя Пожарскаго.

    03 November 2021 читать далее


  • Сказаніе о чудотворной иконѣ Пресвятыя Богородицы, именуемой Кукузелисса, находящейся въ Лаврѣ св. Аѳанасія.

    Сказаніе о чудотворной иконѣ Пресвятыя Богородицы, именуемой Кукузелисса, находящейся въ Лаврѣ св. Аѳанасія.

    При разсказѣ о Кукузелиссѣ[1], т. е. объ иконѣ Кукузелевой, необходимо сообщить хотя краткія свѣдѣнія о самомъ Кукузелѣ. Іоаннъ Кукузель[2] былъ родомъ болгаринъ, родился въ Диррахіи (въ XII вѣкѣ). Въ дѣтствѣ, оставшись сиротою, поступилъ онъ въ придворную Константинопольскую школу, гдѣ по чрезвычайно нѣжному голосу, по миловидности и отличнымъ дарованіямъ обратилъ на себя вниманіе императора (Комнина) и Двора его. Здѣсь онъ скоро опередилъ всѣхъ своихъ школьныхъ товарищей, и, наконецъ, сдѣлался первымъ придворнымъ пѣвцомъ. Юнаго Іоанна осыпали ласками, любили за его трогательное пѣніе и скромность; но при всемъ этомъ сердце его самого томилось неизъяснимымъ для него чувствомъ тайной грусти и пренебреженія ко всѣмъ удовольствіямъ жизни. Среди всѣхъ очарованій Двора, среди блестящихъ и сладкихъ надеждъ будущаго, Іоаннъ страдалъ – у него не было человѣка, которому онъ могъ бы довѣрить свои томленія, который усладилъ бы его страдальческую тоску своимъ сочувствіемъ. Его страданія особенно умножились, когда онъ узналъ, что императоръ думаетъ принудить его ко вступленію въ бракъ. Мысль, что ради временныхъ наслажденій жизни можно потерять радости царствія Божія, до того тревожила юнаго Іоанна, что онъ рѣшился непремѣнно убѣжать изъ столицы и скрыться въ какую-нибудь отдаленную пустыню. Богу угодно было намѣреніе его, и Онъ благоволилъ дать ему возможность исполнить его.

    13 October 2021 читать далее


  • Замѣтка о праздникѣ Покрова Пресвятой Богородицы.

    Икона Покрова Богородицы. Москва 1589 г. Вклад архиеп. Арсения Елассонского в м-рь Дусику (Пили) (Музей Бенаки в Афинах)

    Въ дни византійскаго царя Льва Мудраго, когда въ Константинополѣ подвизался святый Андрей, Христа ради юродивый, Господу угодно было явить вѣрующимъ дивное знаменіе своего неизреченнаго милосердія къ роду христіанскому. Это было – перваго октября въ воскресный день. Въ присутствій императора и многочисленнаго народа въ церкви Пресвятой Богородицы, что во Влахернахъ, совершалось торжественное всенощное бдѣніе. Возносились усердныя молитвы ко Господу о побѣдѣ надъ врагами Преданіе говоритъ, что въ это время византійцы вели войну съ сильнымъ врагомъ и въ Царьградѣ всѣ безпокоились, побѣду-ли дастъ Богъ или пораженіе. Въ житіи св. Андрея (2 октября) не указано время, когда онъ удостоился видѣнія, но видно, что оно было подъ конецъ его жизни, а св. Андрей скончался на 66 году своей жизни (между 940-950 г.); слѣдовательно, видѣніе имъ Пресвятой Богородицы было въ половинѣ 10-го вѣка.

    13 October 2021 читать далее


  • Новосвмуч. Іосифъ (Петровыхъ), митр. Петроградскій – Новое чудо милосердія Царицы Небесной въ г. Ростовѣ Великомъ.

    Чудотворная икона Божіей Матери «Умиленіе-Ростовская», прославленная въ 1911 г..

    Празднество сей иконѣ совершается дважды въ годъ: 19 марта и 3 августа по ст. ст.

     

    О, Пресвятая Владычице! Помоги и благослови мнѣ

    повѣдать міру объ одномъ изъ наиболѣе поразительныхъ чудесъ Твоихъ!

     

    Дивны, – о, какъ дивны дѣла Пречистой Матери Божіей! И поистинѣ – никакое слово не будетъ достаточно къ достойному похваленію чудесъ Ея!

    Нынѣ такъ много говорятъ объ оскудѣніи чудесъ. Приводятъ и обычное тому объясненіе – въ оскудѣніи вѣры и благочестія. Все это отчасти, конечно, вѣрно. Но именно только отчасти. Есть и нынѣ дивныя чудеса. Есть и нынѣ достойные ихъ за свою простосердечную вѣру и благочестіе. Или – если много сказать, что кто-либо изъ насъ достоинъ дивныхъ знаменій милости Божіей – скажемъ: есть и нынѣ дивныя чудеса, и будутъ они, доколѣ Господь милостивъ къ нашему крайнему недостоинству, и, оставаясь вѣрнымъ Своему драгоцѣнному обѣщанію, благоволитъ неотступно пребывать съ нами до скончанія вѣка – при безчисленныхъ доказательствахъ этого, славными Своими дѣлами и знаменіями, не взирая на самое крайнее наше недостоинство. А Пречистая Матерь Божія?! О, Она вѣдь съумѣла нѣкогда спасти и вымолить помилованіе даже тому несчастному, отъ котораго отвернулся было Самъ Долготерпѣливецъ – Сынъ Ея, истощивъ Свое Божественное долготерпѣніе предъ его недостойною и уже обреченною на казнь жизнію[1]. На что не позволитъ и намъ надѣяться эта дивная милость нашей Заступницы? Все, все можемъ мы вымолить у Нея, Благодатной, Милосердной, лишь бы не ослабѣвали въ молитвѣ и терпѣніи, въ вѣрѣ, любви и надеждѣ на Нее.

    16 August 2021 читать далее