Празднованіе Курско-Коренной иконы Божіей Матери «Знаменіе» въ память чудеснаго спасенія ея въ 1898 г.

Всероссійское почитаніе Курскаго Чудотворнаго Образа привлекло вниманіе соціалистовъ-революціонеровъ – этихъ предтечей большевизма. Понимая отлично, что устои русской государственности уходятъ своими корнями въ св. Православіе, эти господа вознамѣрились, чтобы поколебать сіи устои, пошатнуть вѣру народную. Для этого дерзновенно рѣшили уничтожить одну изъ наиболѣе почитаемыхъ народныхъ святынь, и уничтожить ее на глазахъ народа. Выборъ ихъ палъ на Курскій Чудотворный Образъ, тѣмъ болѣе, что въ провинціи было легче осуществить ихъ злодѣйскій умыселъ. Въ заговорѣ, между прочимъ, принималъ участіе Максимъ Горькій и рядъ видныхъ эсеровъ, очень возможно, и Савинковъ, какъ одинъ изъ самыхъ видныхъ террористовъ. Адская машина очень большай силы была изготовлена въ Финляндіи. Взрывъ было рѣшено произвести, для пущаго эффекта, во время праздничнаго богослуженія. Кощунственно была выбрана для сего недѣля Крестопоклонная. 

8 марта (ст. ст.) 1898 г . въ 1 часъ 15 минутъ хранящійся въ монастырѣ чудотворный образъ сталъ объектомъ совершенія дерзкаго террористическаго акта. Все отмѣчали ужасную силу взрыва и явно чудесное сохраненіе Иконы, только слегка сдвинувшейся со своего мѣста, какъ бы Царица Небесная отвратила Свой Ликъ отъ страшнаго совершеннаго злодѣянія. Вѣсть объ этомъ дивномъ знаменіи облетѣла всю Россію и даже проникла заграницу. По всѣмъ русскимъ церквамъ въ слѣдующее воскресенье, 15 марта, были отслужены благодарственные молебны Владычицѣ, по случаю чудеснаго спасенія Ея Иконы. Курскъ сталъ наводняться паломниками, а на выносъ Иконы, въ девятую пятницу по Пасхѣ, стеклось свыше 60.000 богомольцевъ. 

Боже, сколько дивныхъ знаменій Своей силы явилъ Ты русскому народу передъ революціей, а онъ оставался слѣпымъ и глухимъ и не желалъ оставаться въ лонѣ отчемъ! Праведно пріемлемъ муку нынѣ. Но и каемся, хотя и не всѣ. Не прогнѣвайся же на насъ до конца, Господи! Пощади и помилуй немощныхъ чадъ Твоихъ, ради Пречистыя Твоея Матери!

 

Курская икона Знаменія Божіей Матери и чудесное спасеніе ея во время взрыва въ Курскомъ Знаменскомъ монастырѣ.

Въ г. Курскѣ, въ соборномъ храмѣ Знаменскаго монастыря, совершено небывалое злодѣйство противъ извѣстной всей православной Россіи драгоцѣннѣйшей святыни монастыря – чудотворной иконы Знаменія Божіей Матери, – святыни, которая шесть вѣковъ служила для православнаго русскаго народа прибѣжищемъ въ болѣзняхъ, скорбяхъ, несчастіяхъ. Полученная 9 марта въ Петербургѣ телеграмма изъ Курска сообщила объ этомъ ужасномъ событіи слѣдующее: «Въ часъ ночи на 8 марта въ Знаменскомъ монастырѣ произошелъ взрывъ какого-то сильнаго взрывчатаго вещества, подложеннаго неизвѣстнымъ негодяемъ подъ сѣнь, въ которой помѣщается чудотворная икона Знаменія Пресвятыя Богородицы. Разрушены: сѣнь чугунная, ступень, свѣщникъ, стекла въ окнахъ и дверяхъ; повреждена стѣна, давшая трещину. Судя по остаткамъ заряда, можно предположить, что онъ былъ съ часовымъ механизмомъ. Чудо совершилось воочію: Господь и Божія Матерь сохранили святую икону въ неприкосновенности. Она осталась нерушимой среди обломковъ. Храмъ все время переполненъ молящимися. Когда послѣ молебна, совершеннаго епископомъ Ювеналіемъ, онъ осѣнилъ народъ чудною нашею святынею, тысячи народа, какъ одинъ человѣкъ, преклонивъ колѣна съ молитвой вопіяли: «Пресвятая Богородица, помилуй насъ». Слышны были плачъ и рыданія».

Телеграмма эта произвела въ столицѣ и, безъ сомнѣнія, на всей святой православной Руси потрясающее впечатлѣніе. Читая ее, и содрагаешься отъ ужаса, и ощущаешь сердцемъ небесную радость. Содрогаешься, потому что видишь, до какой степени озлобленія противъ святой православной Церкви вообще и почитанія святыхъ иконъ въ частности, дошло невѣріе конца нашего вѣка; радуешься потому, что ясно зришь силу Госнодню, охраняющую нашу Церковь и святыни ея отъ злодѣйскихъ покушеній тамъ, гдѣ, по соображеніямъ человѣческимъ, никакой нѣтъ надежды на спасеніе. Не напрасно Основатель и Глава Церкви Господь Іисусъ Христосъ, сказалъ: Созижду Церковь Мою, и врата адова, т. е. всѣ силы злыхъ духовъ и злыхъ людей, не одолѣютъ ей (Матѳ. 16, 18).

Исторія чудотворной Курской иконы Знаменія Божіей Матери слѣдующая. Одинъ изъ жителей Рыльска, ходя въ лѣсу въ 1295 году 8 сентября для охоты по берегу рѣки Тускары, увидѣлъ при корнѣ дерева образъ, обращенный ликомъ къ землѣ; поднялъ икону и увидѣлъ, что это образъ Знаменія Богоматери. Когда образъ поднятъ былъ, изъ земли открылся источникъ воды на томъ мѣстѣ, гдѣ лежала икона. Слухъ о явленіи иконы достигъ Рыльскаго князя Василія Шемяки. Икона, по распоряженію его, принесена была въ Рыльскъ и благоговѣйно встрѣчена народомъ. Самъ князь при срѣтеніи святыни отказался присутствовать и во время срѣтенія объятъ былъ слѣпотою. Онъ созналъ свою вину, принесъ раскаяніе и моленіе предъ явленною иконою и снова получилъ зрѣніе. Въ благодарность за это благодѣяніе, онъ соорудилъ въ городѣ Рыльскѣ во имя Рождества Богоматери церковь, въ которой и была поставлена явленная и чудотворная икона и установленъ праздникъ явленія Курской иконы 8 сентября, но она чудесно возвратилась на мѣсто явленія своего, гдѣ построена была для нея часовня и назначенъ былъ ивъ Рыльска священникъ, который всегда тамъ и жилъ.

Въ 1383 году татары напали на Курскую область и, встрѣтивъ на пути своихъ опустошеній часовню и при ней священника, взяли въ плѣнъ священника, часовню сожгли, а святую икону раскололи на двѣ части, одну часть бросили на томъ же самомъ мѣстѣ, а другую отнесли за версту. Плѣнный священникъ былъ отведенъ въ Крымъ. Неусыпно молился онъ Заступницѣ усердной, Матери Господа Вышняго. Однажды послы отъ Московскаго царя, проѣзжая мимо татарскаго стана, услышали русскія пѣснопѣнія Пресвятой Богородицѣ и, узнавъ о плѣнномъ священникѣ, тотчасъ выкупили его. Священникъ возвратился на прежнее мѣсто часовни и въ кустѣ сохранившихся Промысломъ Божіимъ цвѣтовъ скоро обрѣлъ одну половину святой иконы, а въ недальнемъ разстояніи, по той же самой примѣтѣ, и другую. Онъ сложилъ обѣ половины, и онѣ тотчасъ срослись; только въ томъ мѣстѣ, гдѣ была расколота икона, выступила роса. На мѣстѣ явленія иконы священникъ построилъ новую часовню.

Слава о чудотворной Курской иконѣ Богоматери достигла до столицы, и въ 1597 году святыня принесена была въ Москву. Царь Ѳеодоръ Іоанновичъ приказалъ сдѣлать вокругъ иконы особую кипарисную доску съ изображеніемъ на ней вверху Господа Саваоѳа съ исходящимъ изъ нѣдръ Его Святымъ Духомъ, а по сторонамъ ветхозавѣтныхъ пророковъ со свитками въ рукахъ. Лики пророковъ обращены къ изображенію Богородицы, имѣющей въ нѣдрахъ своихъ Эммануила, на правой сторонѣ иконы вверху изображенъ премудрый царь Соломонъ; въ правой рунѣ его свитокъ съ изреченіемъ: Премудрость созда себѣ домъ. За нимъ въ низу слѣдуетъ пророкъ Даніилъ, въ лѣвой рукѣ свитокъ съ изреченіемъ: видѣлъ гору каменную. За симъ Іеремія со свиткомъ въ лѣвой рукѣ, на которомъ изреченіе: Се дніе грядутъ, глаголетъ Господь. Внизу пророкъ Илія со свиткомъ въ обѣихъ рукахъ, на которомъ изреченіе: Ревнуя поревновать о Господѣ. На лѣвой сторонѣ вверху царь и пророкъ Давидъ со свиткомъ въ лѣвой рукѣ, на которомъ изреченіе: Воскресни, Господи, въ покой Твой. Ниже пророкъ Моѵсей со свиткомъ въ обѣихъ рукахъ, на немъ изреченіе: Азъ видѣть купину огненную. За нимъ пророкъ Исаія со свиткомъ въ правой рукѣ съ изреченіемъ: Се Дѣва во чревѣ приметъ. За симъ пророкъ Гедеонъ со свиткомъ въ лѣвой рукѣ, на которомъ изреченіе: Сниде яко дождь на руно. На нижней части оклада изображеніе пророка Аввакума со свиткомъ въ обѣихъ рукахъ, содержащимъ изреченіе: Богъ отъ юга пріидетъ. Изображеніе всѣхъ этихъ именно пророковъ имѣетъ прямое отношеніе въ изображенію Пресвятой Богородицы, которое называется «Знаменіемъ». На иконѣ изображено воплощеніе Сына Божія – Эммануила во чревѣ Пресвятой Богородицы. А это величайшее чудо предвозвѣщено было названными пророками. Изображенія Богородицы, Господа Саваоѳа и пророковъ, по приказанію царя Ѳеодора Іоанновича, украшены были сребропозлащеннымъ окладомъ, жемчугомъ и драгоцѣнными камнями, а супруга его царица Ирина Ѳеодоровна привѣсила къ святой иконѣ пелену краснаго атласа, украшенную золотомъ, серебромъ и разными камнями.

Въ томъ же году святая икона возвращена была на мѣсто явленія ея, и здѣсь по усердію Ѳеодора Іоанновича, основаны монастырь или пустынь и двѣ церкви: одна въ честь Рождества Богородицы, а другая подъ горою, у самой рѣки Тускары, въ честь «Живоноснаго Источника», надъ источникомъ, явившимся при обрѣтеніи иконы. Отъ явленія иконы при корнѣ дерева икона часто называется Коренскою и самая пустынь извѣстна подъ именемъ Коренной.

При нашествіи крымскихъ татаръ на южные предѣлы Россіи, святая икона перенесена была изъ пустыни въ Курскъ, а въ Коренной пустыни поставленъ снимокъ съ нея. Борисъ Ѳеодоровичъ, благоговѣя къ святынѣ, защищавшей Курскъ отъ голода, бывшаго при немъ, принесъ ей отъ своего усердія много пожертвованій. Даже самозванецъ, по вторженіи въ г. Путивль, желая привлечь къ себѣ православныхъ, приказалъ принести въ станъ свой Курскую икону и молился предъ нею. Тогда она вторично посѣтила Москву и осталась въ царскихъ чертогахъ.

Въ 1612 году Курскіе граждане видѣли особенную помощь Божію надъ своимъ градомъ, когда поляки съ многочисленнымъ войскомъ осаждали городъ въ этомъ году. При самомъ началѣ войны нѣкоторые граждане видѣли надъ стѣнами города Богородицу съ двумя свѣтлыми иноками, осѣняющую городъ. Въ это время жители неоднократно совершали крестныя хожденія вокругъ города и дали обѣтъ, если Богъ поможетъ освободиться отъ осады, воздвигнуть среди города монастырь въ честь Пресвятой Богородицы и поставить въ немъ чудотворную икону по возвращеніи ея изъ Москвы. Непріятели отступили отъ города съ великою потерею. Въ благодарность Заступницѣ небесной жители построили въ самой красивой и возвышенной части Курска монастырь во имя Знаменія Пресвятой Богородицы. Въ 1615 году, по прошенію Курскихъ жителей и по повелѣнію царя Михаила Ѳеодоровича, чудотворная икона Курская возвращена изъ Москвы въ Курскъ и поставлена въ соборномъ храмѣ. Въ 1618 году Курскіе жители съ дозволенія царя Михаила Ѳеодоровича перенесли чудотворную икону въ монастырь, гдѣ она и пребываетъ, почему и называется Курскою.

Въ 1676 году святая икона поднимаема была на Донъ для благословенія донцевъ. Въ 1812 году Курское городское общество и православное воинство, возлагая упованіе свое на Пресвятую Богородицу, по усердію своему послали въ дѣйствующую армію къ князю Кутузову списокъ съ чудотворной Курской иконы въ позолоченной рамѣ. Князь въ письмѣ своемъ отъ 20 сентября на имя градскаго головы выразилъ гражданамъ свою признательность, съ увѣреніемъ, что городъ Курскъ есть и будетъ всегда въ безопасности{1}.

Въ воспоминаніе перенесенія Курской иконы изъ Москвы въ Курскъ и первоначальнаго явленія образа, ежегодно съ 1618 года послѣ праздника Пасхи, въ пятницу девятой седмицы, этотъ образъ препровождаемъ бываетъ, съ крестнымъ ходомъ, изъ Курска на мѣсто явленія его – въ Коренную пустынь и остается тамъ до 12 сентября.

Со стороны гражданскаго начальства предписывается соблюдать во время означеннаго крестнаго хода установленный разъ навсегда порядокъ или церемоніалъ. Порядокъ же этотъ необходимъ тѣмъ болѣе, что этотъ ходъ обыкновенно сопровождаетъ нѣсколько тысячъ народа, стекающагося для поклоненія чудотворной иконѣ даже изъ отдаленныхъ губерній, такъ что сопровождающіе святыню богомольцы занимаютъ по крайней мѣрѣ пятиверстное пространство. Довольно сказать, что подобнаго стеченія народа нельзя встрѣтить не только въ Россіи, но и во всей Европѣ. Въ 1860 году въ этомъ ходѣ участвовало 60,000 человѣкъ. Во всю процессію съ обѣихъ сторонъ идутъ цѣпью нижніе чины. У каждаго иногородняго богомольца изъ простого званія имѣется на плечахъ палочка съ навязаннымъ на ней вверху бѣлымъ или другого цвѣта небольшимъ кускомъ холстины; а у другихъ видится на палочкѣ маленькій пукъ соломы, вѣтвь съ дерева и тому подобное; этими знаками они обнаруживаютъ себя своимъ товарищамъ, пришедшимъ съ одного мѣста, и по окончаніи крестнаго хода каждая партія весьма легко и скоро сходится вмѣстѣ.

«Нельзя изобразить, пишетъ одинъ изъ ежегодныхъ участниковъ крестнаго хода, съ какимъ живымъ чувствомъ вѣры, съ какимъ сердечнымъ умиленіемъ весь православный русскій народъ сопровождаетъ чудодѣйственный образъ Богоматери. Кромѣ внутренней преданности къ святынѣ, каждый старается выразить ее и внѣшнимъ образомъ. Посему всякій бдительно заботится или участвовать въ несеніи кіота, въ коемъ помѣщается святый образъ, или, за множествомъ ревнующихъ о семъ, хотя только коснуться его. Всѣ предметы, употребляемые въ крестномъ ходѣ, какъ то: большіе фонари, наполненные горящими свѣчами, церковныя хоругви, цеховые значки и прочее несутся богомольцами съ теплымъ усердіемъ. Самое ненастье, нерѣдко бывающее во время этого крестнаго хода, нисколько не охлаждаетъ ихъ въ трудахъ и не останавливаетъ сопутствія иконы. Грамотные изъ нихъ составляютъ изъ среды себя хоры и, подъ управленіемъ причетниковъ, во все продолженіе шествія поютъ неперемѣнно съ церковнослужителями канонъ Богоматери, стихиры и Богородичны, что придаетъ шествію особенную торжественность, умиляющую самое жестокое сердце. Желать надобно, чтобы такое высокое чувство благочестія и пламенное усердіе къ вѣрѣ всегда одушевляли православный русскій народъ».

И вотъ эту драгоцѣнную для сердца русскаго православнаго христіанина историческую святыню какой-то безумецъ или злодѣй покусился взорвать на воздухѣ. Какъ не изсохла рука {1}, дерзнувшая совершить столь святотатственное дѣяніе противъ святой иконы пречистой, преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и возлюбленнаго Сына Ея, божественнаго младенца Господа Іисуса!.. Но долготерпѣливъ и многомилостивъ Господь, не хотяй смерти грѣшника, но еже обратитися и живу быти ему. Во время земной жизни своей, Онъ претерпѣлъ біеніе, насмѣшки, ругательства; терновый вѣнецъ возложили на главу Его. Распятый на крестѣ, Онъ молился небесному Отцу за распинающихъ Его: Отче, отпусти имъ, не вѣдятъ бо, что творятъ. Я пришелъ спасти ихъ, а не судить. Слово, еже глаголахъ, то судитъ имъ въ послѣдній день.

Совершенное въ г. Курскѣ ужасное святотатство напомнило намъ древнюю повѣсть о подобномъ же преступленіи, совершенномъ на святой горѣ Аѳонской. Въ одномъ изъ монастырей ея экклисіархъ, томимый голодомъ, пришелъ въ такое неистовство, что схватилъ ножъ и пронзилъ правую ланиту изображенной на иконѣ Богоматери... Но тутъ произошло изумительное чудо: изъ нанесенной имъ раны иконѣ Богоматери истекла цѣлая струя крови, и божественный ликъ Ея покрылся блѣдностію, какъ лицо человѣка, истекающаго кровію и умирающаго отъ смертельной раны. Иконоубійца, святотатственно поднявшій руку на изображеніе непорочныя Дѣвы, затрясся какъ листъ; члены его дрожали, какъ у убійцы Каина; умъ помрачился и несчастный экклисіархъ, пораженный ужасомъ совершеннаго имъ злодѣянія, палъ безъ чувствъ на помостъ предъ иконою Богоматери. Игуменъ и братія, проникнутые чувствомъ христіанскаго милосердія и состраданія къ несчастному иконоубійцѣ, на другой день отслужили всенощное бдѣніе, прося въ молитвахъ своихъ Царицу Небесную о прощеніи и помилованіи заблудшаго преступника. Три года послѣ этого ужаснаго случая несчастный оставался слѣпымъ; члены его дрожали и разсудокъ не возвращался къ нему. По истеченіи же трехъ лѣтъ Пресвятая Богородица явилась во снѣ игумену монастыря и сказала ему: «Объяви братіи, что ради неотступныхъ молитвъ вашихъ Я прощаю неразумному экклисіарху тяжкій грѣхъ и дарую ему исцѣленіе! Но дерзкая рука его подвергнется осужденію на второмъ пришествіи Сына Моего и Бога». По утру экклисіархъ дѣйствительно получилъ исцѣленіе: члены его укрѣпились, очи прозрѣли и разумъ возвратился въ нему. Прійдя въ себя, несчастный экклисіархъ сдѣлалъ себѣ мѣсто предъ закланною имъ иконою Божіей Матери и всю остальную свою жизнь провелъ въ слезахъ и покаяніи, непрестанно упрекая себя за необузданное бѣшенство и непростительную дерзость противъ иконы Богоматери. Наконецъ онъ мирно отошелъ въ вѣчную жизнь. По прошествіи трехъ лѣтъ со дня смерти экклисіарха, братія, соблюдая обычай Святой Горы, отрыли кости его. Глазамъ присутствующихъ предстало новое чудо: всѣ кости покаявшагося грѣшника были свѣтлы, рука же, дерзнувшая совершить святотатственное дѣяніе, не подверглась даже разложенію и только почернѣла. Рука эта и до сего дня показывается приходящимъ поклонникамъ, ибо она представляетъ убѣдительный примѣръ того, какъ ужасенъ грѣхъ святотатства{3}.

О, еслибы и нынѣшніе ругатели святыхъ иконъ и враги Христовой Церкви, слыша о ясномъ, какъ Божій день, великомъ чудѣ силы Господней, совершившемся въ Курскѣ, прозрѣли духовными очами, пришли въ покаяніе и разумъ и оплакали свои грѣхи и беззаконія. Но если они не раскаются, то будутъ судимы грознымъ Судіей на второмъ пришествіи Христовомъ.

И уже не одна рука, а и все тѣло ихъ, по слову Божію, будетъ ввержено въ геенну (Матѳ. 5, 30).

 

Протоiерей Феодоръ Знаменскiй.

 

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1898. № 11. С. 455-459.

⸭    ⸭    ⸭

О чудесномъ спасеніи Курской иконы Знаменія Божіей Матери.

Въ дополненіе къ помѣщенной въ предыдущемъ номерѣ «Церковныхъ Вѣдомостей» замѣткѣ о чудесномъ спасеніи Курской иконы Знаменія Божіей Матери во время взрыва въ Курскомъ Знаменскомъ монастырѣ, сообщаемъ еще слѣдующія подробности о семъ событіи:

«Въ исходѣ 11-го часа ночи, разсказываетъ одинъ изъ очевидцевъ-иноковъ, вся братія, потрудившись дневнымъ подвигомъ, легла спать, исключая нѣсколькихъ иноковъ, возившихъ чудотворную икону Знаменія въ пригородную Ямскую слободу для молебствій. Дѣло это было обычное, такъ какъ, при обиліи желающихъ помолиться у себя на дому, возвращеніе святой иконы нерѣдко запаздываетъ, особенно въ праздничные дни... Во время глубокаго сна вдругъ раздался страшный грохотъ, отъ котораго моя кровать какъ бы закачалась въ воздухѣ. Съ потолка посыпалась штукатурка, полъ затрещалъ; посуда, стоявшая въ другой комнатѣ, дребезжала какъ бы при страшномъ землетрясеніи. Секунда другая, и раздались вздохи, стоны и крики другихъ иноковъ. Выбѣжавъ въ коридоръ, а встрѣтилъ иноковъ съ обращенными другъ къ другу возгласами:

– Что случилось? Что за грохотъ?

И отвсюду полное недоумѣніе. Поспѣшили на монастырскій дворъ. Навстрѣчу попались сторожа, указавшіе, что въ большомъ храмѣ произошло что-то ужасное. Кромѣ, страшнаго грохота, они видѣли и ослѣпительный свѣтъ, какъ при выстрѣлѣ изъ пушки.

Пожаръ въ церкви, – промелькнуло въ головѣ; не рухнулъ-ли куполъ или стѣна? Ночь въ высшей степени темная, что еще болѣе пугало насъ. Рѣшили отправиться въ храмъ.

Другіе побѣжали доложить преосвященному и архимандриту. Оказалось, что оба они уже были одѣты и шли въ церковь.

Появленіе впереди насъ маститаго владыки, съ твердою рѣшимостью шествовавшаго въ храмъ и ободрявшаго насъ примѣромъ и словомъ, дало намъ силы войти въ церковь. Едва только мы переступили церковный порогъ, какъ ужасающій густой смрадъ пахнулъ въ лицо, доводя до дурноты. Запахъ пороха не давалъ дышать. Стали зажигать свѣчи; но тѣ гасли отъ массы густого, ѣдкаго дыма. Тогда рѣшили отворить двери и пустить сквозной вѣтеръ, чтобы хотя сколько нибудь очистить воздухъ. Бросившіеся отворять двери чуть не падали отъ валявшихся на полу какихъ-то предметовъ. Внезапно у сѣверныхъ, такъ называемыхъ, парадныхъ дверей раздались испуганные крики монаховъ и сторожей. Подошедшіе къ сѣверной части дверей пришли въ неописуемое волненіе отъ множества предметовъ, разбросанныхъ въ сѣверной части храма.

Когда освѣтили церковь, крики ужаса вырвались изъ груди всѣхъ присутствовавшихъ. Великолѣпная сѣнь, гдѣ помѣщался чудотворный образъ, буквально вся разрушена. Десятки драгоцѣнныхъ золотыхъ и серебряныхъ лампадъ разбиты и съ неимовѣрною сплою откинуты саженъ на 6-7. Стѣнки сѣни и ея колонки сдвинуты съ мѣстъ, сдавлены, попорчены и сильно обожжены; куполъ сдвинуть съ мѣста. Каменная и чугунная ступеньки, расположенныя у святой иконы, далеко отброшены. Обѣ ступеньки были кинуты съ неимовѣрною силою и лежали въ разстояніи нѣсколькихъ саженъ отъ прежняго мѣста. Лѣпныя украшенія осыпались и ободрались. Окружавшая нѣсколько приподнятую площадку сѣни желѣзная рѣшетка вся переломана, вырвана и изогнута.

Весь обширный храмъ былъ покрытъ разнородными обломками. Повсемѣстно валялись штукатурка, куски дерева, гвозди, ступеньки, куски лѣпныхъ украшеній, свѣчи, клочья матеріи.

Громадная парадная дверь была разбита вдребезги; разбиты десятки стеколъ и въ томъ числѣ лопнули стекла въ главномъ куполѣ, на 16-ти саженной вышинѣ.

Преосвященный съ братіей, съ трудомъ пробираясь среди груды обломковъ, съ душевнымъ содроганіемъ вынули изъ кіота совершенно невредимый обравъ Знаменія Божіей Матери. Въ кіотѣ оказалось разбитымъ стекло, а у святой иконы лишь закоптился пороховымъ дымомъ вѣнчикъ.

Трудно описать ту радость и благодареніе Богу и Пресвятой Богородицѣ, кои охватили всѣхъ насъ, продолжалъ инокъ, когда мы узрѣли, что надъ чудотворнымъ образомъ совершилось новое чудо Божіей благодати. Многіе изъ насъ отъ умиленія плакали, другіе дрожали отъ волненія. Прямо не вѣрилось, что святой образъ остался невредимъ среди столь ужасной картины адскаго разрушенія» («Нов. Вр.»).

По дальнѣйшимъ сообщеніямъ газетъ оказывается, что когда были разобраны обломки сѣни, то подъ ними нашли остатки адской машины съ часовымъ механизмомъ.

Вызванный изъ Харькова пиротехникъ артиллерійскаго управленія Г. П. Ивановъ далъ заключеніе, что снарядъ былъ подложенъ подъ самую икону. По размѣру своему, жестяная коробка съ иностранными клеймами могла вмѣстить до 1 фунта динамита, – количество достаточное, чтобы взорвать весь соборъ. Если взрывъ сравнительно не причинилъ большого вреда монастырю, то это надо приписать, во первыхъ, необыкновенной толщинѣ стѣнъ и, во-вторыхъ, холодной атмосферѣ при разрѣженномъ воздухѣ, оказавшемъ сильное сопротивленіе разрушительной силѣ взрыва. Огромное большинство богомольцевъ въ этомъ явленіи видитъ заступничество чудотворной иконы. Внутри ящика замѣтны слѣды бывшаго здѣсь механизма, части котораго въ видѣ различной величины зубчатыхъ колесъ были также найдены на полу храма въ разныхъ мѣстахъ.

Взрывъ послѣдовалъ въ 1 часъ 50 мин. почи, а въ 2 часа 20 мин. монастырь былъ оцѣпленъ жандармами и полицейскими; прибыли преосвященный Ювеналій, губернаторъ графъ Милютинъ, предсѣдатель окружнаго суда, прокуроръ, слѣдователь и др. Въ 9 час. утра 8 марта ударили въ колоколъ, призывавшій православныхъ къ божественной литургіи (поздней) и благодарственному молебну. Весь городъ толпами спѣшилъ въ монастырь; торговцы закрыли свои лавки, служащіе побросали занятія, ремесленники и мастера прекратили работу... Не только храмъ, но и монастырскій дворъ были переполнены...

 ⸭    ⸭    ⸭

Въ «Московскихъ Вѣдом.» сообщаются слѣдующія свѣдѣнія объ иконахъ Знаменія Богоматери, находящихся въ Москвѣ.

Въ храмѣ Введенія Божіей Матери, что на Лубянкѣ, находится чудотворная икона Знаменія Богоматери, точная копія съ иконы Богоматери «Курской-Коренной». Эта святыня, по преданію, принадлежала знаменитому защитнику Россіи, князю Димитрію Михайловичу Пожарскому, имѣвшему въ приходѣ этого храма домъ, на мѣстѣ, котораго помѣщается теперь 3-я гимназія. Послѣ смерти Пожарскаго въ его домѣ была устроена богадѣльня для престарѣлыхъ, въ которой и находилась икона Знаменія «Курской-Коренной», а въ послѣдствіи она была помѣщена на особомъ каменномъ столбѣ. По молитвамъ Богоматери, во время большого Московскаго пожара, вся эта мѣстность сохранилась невредимою; то же самое повторилось и во время нашествія непріятелей въ 1812 году: Введенская церковь и окружающіе ее дома уцѣлѣли отъ огня. Кромѣ того, отъ этой иконы было не мало случаевъ благодатной помощи. Въ 1848 году, въ мартѣ мѣсяцѣ, согласно распоряженію, епархіальнаго начальства, эта святыня была перенесена во Введенскую церковь и помѣщена за правымъ клиросомъ въ Никольскомъ придѣлѣ, въ особомъ кіотѣ, а на ея мѣстѣ, на каменномъ столбѣ, находящемся при домѣ 3-й гимназіи, поставлена точная копія.

Чудотворная икона «Курской» Богоматери украшена въ настоящее время дорогою серебряною вызолоченною ризой, а вѣнцы у Богоматери и Христа Спасителя украшены брилліантами, жемчугомъ, топазами, рубинами и другими драгоцѣнными камнями. Передъ этою иконой оженедѣльно, по субботамъ, совершается, послѣ всенощнаго бдѣнія, молебствіе съ чтеніемъ акаѳиста.

Копія въ увеличенномъ размѣрѣ съ иконы «Коренной-Курской» Богоматери находится въ соборномъ храмѣ Покровскаго монастыря, у сѣвернаго столба. Эта икона прославилась чудотвореніями съ 1844 года и съ тѣхъ поръ привлекаетъ въ эту обитель много богомольцевъ. Она носится постоянно въ крестныхъ ходахъ, совершаемыхъ въ положенные дни вокругъ стѣнъ этого монастыря.

Является вопросъ: почему въ Москвѣ находятся древніе списки съ иконы Богоматери «Курской-Коренной»? Изъ исторіи извѣстно, что эта святыня была принесена въ 1597 году, по повелѣнію царя Ѳеодора Іоанновича, въ Москву. Здѣсь царица Ирина Ѳеодоровна вложила эту икону въ кипарисную доску, по бокамъ которой помѣщены: царь Давидъ, пророки: Моисей, Илія, Елисей, Исаія, Іеремія, Іезекіиль, Даніилъ и Аввакумъ, сдѣлала на нее драгоцѣнную ризу, и черезъ годъ святыня была возвращена въ Курскъ. Въ 1605 году эта святыня опять была принесена въ Москву и находилась здѣсь до 1618 года, когда, по повелѣнію царя Михаила Ѳеодоровича, была возвращена въ Курскъ. Царь Борисъ Годуновъ особенно благоговѣлъ къ ней и соорудилъ, по окончаніи голоднаго года, дорогую на нее ризу. Царь Алексѣй Михайловичъ повелѣлъ списокъ съ этой святыни послать съ войскомъ, отправленнымъ въ Азовскій походъ. Царь Ѳеодоръ Алексѣевичъ и Іоаннъ Алексѣевичъ также посылали списки съ иконы въ войскамъ во время походовъ.

Изъ этого видно, что икона «Курской» Богоматери издавна пользовалась особымъ уваженіемъ въ Москвѣ, и этимъ вполнѣ можно объяснить нахожденіе въ столицѣ точныхъ списковъ съ иконы{4}.

⸭    ⸭    ⸭

Въ воскресенье, 15-го сего марта, въ Исаакіевскомъ каѳедральномъ соборѣ совершено торжественное богослуженіе по случаю явленнаго 8-го марта въ Курскѣ спасенія чудотворной иконы Знаменія Божіей Матери, при взрывѣ въ монастырѣ. Литургію свитаго Василія Великаго совершалъ преосвященный Веніаминъ, епископъ Нарвскій, а начало литургіи положилъ высокопреосвященный митрополитъ Палладій, который во время малаго входа со святымъ Евангеліемъ возложилъ собственноручно на главу настоятеля Исаакіевскаго собора, протоіерея Соболева, пожалованную ему митру. За литургіею проповѣдь, посвященную чествуемому событію, говорилъ священникъ Большеохтенской церкви о. Малиновскій. Послѣ литургіи началось молебствіе Пресвятой Богородицѣ, соединенное съ благодарственнымъ пѣніемъ «Тебе Бога хвалимъ». Знаменскую икону Богоматери вынесли изъ алтаря священники на середину храма. На молебствіе вышли высокопреосвященные – митрополитъ Палладій, архіепископы: экзархъ Грузіи Флавіанъ, Новгородскій Ѳеогность, преосвященные епископы: Димитрій Тверской, присутствующій въ Святѣйшемъ Сѵнодѣ епископъ Гурій, епископъ Веніаминъ, сонмъ архимандритовъ, протоіереевъ и священниковъ отъ всѣхъ приходовъ столицы. Передъ окруженною свѣчами и осѣняемою рипидами святою иконою Божіей Матери владыка-митрополитъ на колѣняхъ, во главѣ всей колѣнопреклоненной церкви, прочиталъ умилительную молитву. Въ концѣ молебствія, когда послѣ Царскаго многолѣтія высокопреосвященный Митрополитъ, съ высоты солеи, этою святою иконою Богоматери осѣнялъ на всѣ стороны народъ, при пѣніи клира «Пресвятая Богородице, спаси насъ», снова вся церковь опустилась на колѣни. Обширный храмъ былъ полонъ молящимися.

 

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1898. № 12. С. 493-496.

 

[1] Болѣе подробныя историческія свѣдѣнія о Курской иконѣ изложены въ «Историческомъ описаніи Коренной Рождество-Богородицкой пустыни», М. 1889 г

[2] Исполненіе этого гнуснаго дѣла было возложено на выгнаннаго за революціонную дѣятельность курскаго реалиста Уфимцева, котораго Горькій впослѣдствіи, въ своихъ воспоминаніяхъ, называлъ «поэтомъ научной техники». Уфимцевъ, какъ потомъ признался на слѣдствіи, принесъ адскую машину, завернутую въ деревенскій холстъ, во время всенощной, на которой выносили крестъ, и спокойно положилъ на полу у самой Иконы, въ качествѣ «приношенія». На это никто не обратилъ вниманія, ибо холстину часто приносили крестьяне и клали, какъ жертву, къ Иконѣ, гдѣ эти свертки оставались иногда до вечера воскреснаго дня. Съ Уфимцевымъ участвовалъ въ устроеніи взрыва еще одинъ человѣкъ, имени котораго мы не назовемъ. Дѣло въ томъ, что лѣтъ пять тому назадъ, когда правитель дѣлъ нашей Сѵнодальной канцеляріи, протоіерей о. Георгій Граббе, былъ во Франкфуртѣ съ Чудотворнымъ Образомъ, къ нему подошелъ старикъ и, отозвавъ его въ сторону, сказалъ: «Я былъ сообщникомъ Уфимцева въ покушеніи на взрывъ этой иконы. Былъ я мальчишкой, въ Бога не вѣрилъ. Вотъ и захотѣлось мнѣ провѣрить: если Богъ есть, то Онъ не допуститъ гибели столь великой Святыни. Послѣ взрыва я горячо увѣровалъ въ Бога и до сихъ поръ горько раскаиваюсь въ своемъ ужасномъ поступкѣ». Послѣ этого старикъ со слезами поклонился Чудотворной Иконѣ и вышелъ изъ храма. Этотъ разговоръ о. Г. Граббе разрѣшилъ мнѣ опубликовать. Преступники, произведшіе взрывъ, сначала найдены не были. Однако, спустя два года, Уфимцевъ, арестованный по другому революціонному дѣлу и приговоренный къ ссылкѣ въ Сибирь, сидя въ пересыльной тюрьмѣ въ Харьковѣ на Холодной Горѣ, сталъ похваляться въ средѣ заключенныхъ, что это онъ устроилъ взрывъ въ Знаменскомъ монастырѣ. Одинъ изъ его товарищей по камерѣ, оказавшійся вѣрующимъ человѣкомъ, возмутился такимъ кощунственнымъ бахвальствомъ и донесъ по начальству. На дополнительномъ слѣдствіи Уфимцевъ долженъ былъ признаться въ произведеніи взрыва, по порученію партіи соціалистовъ-революціонеровъ, но товарищей не выдалъ. Такъ какъ Уфимцевъ, во время совершенія своего ужаснаго преступленія, былъ еще несовершеннолѣтнимъ, онъ отдѣлался всего нѣсколькими годами арестантскихъ ротъ. Епископъ Серафимъ «Одигитрія Русскаго Зарубежья». Mahopac 1955. С. 44. Ред.

[3] Взбранная воевода воинствъ св. горы Аѳонсхой, Одесса 1888, стр. 64-68.

[4] Точные списки Курской Иконы Знаменія находились въ царскихъ дворцахъ Москвы и Петербурга. Явилось и нѣсколько чудотворныхъ списковъ Курскаго Образа, напримѣръ въ Серафимо-Понетаевскомъ монастырѣ Арзамасскаго уѣзда Нижегородской губерніи, въ Знаменской церкви въ Петербургѣ, въ одномъ изъ селъ Ахтырскаго уѣзда Харьковской губерніи и въ другихъ мѣстахъ. Ред.

⸭    ⸭    ⸭

Молитва Знаменіе Курско-Коренной иконѣ Божіей Матери.

Молитва одобрена Архiерейскимъ Синодомъ РПЦЗ въ 1953 г.

О Цари́це Небе́сная! Кто́ изочте́тъ вели́кое мно́жество чуде́съ Твои́хъ, кто́ исчи́слитъ во́пли моли́твенныхъ проше́нiй, то́ки умиле́нныхъ слез́ъ, благода́рныхъ воздыха́нiй, пролитыхъ предъ ико́ною Твое́ю. Ове́яна у́бо вся́ она́ ско́рбiю наро́дною, пла́чемъ угнетѣ́нныхъ и ра́достною хвало́ю утѣ́шенныхъ. Припа́даху къ не́й лю́дiе, поне́сшiе ага́рянское и́го, пла́каху Москва́ въ сму́тное врѣ́мя, взыва́ше Ку́рскъ въ наше́ствiе вра́жеское. Вопiя́ше вся́ о́бласть во дни́ смертоно́сныхъ боле́зней и бѣ́дъ, и вся́ ско́рби на ра́дость прелага́ла еси́. Тѣ́мже и ны́нѣ благослови́ зе́млю Ру́сскую. Спаси́ отъ грѣха́, поги́бели и собла́зновъ страну́ на́шу. Излѣ́й благода́ть на тру́дъ земледѣ́льческiй и на вся́кое благо́е начина́нiе обще́ственное. Помяни́, Пресвята́я Дѣ́во, по и́мени всѣ́хъ предстоя́щихъ и моля́щихся и вся́ лю́ди, тре́бующiя Твоего́ утѣше́нiя, по́мощи и милосе́рдiя. Ты́ у́бо вѣ́си та́йная серде́цъ на́шихъ. Тѣ́мже всѣ́мъ по потре́бѣ и́хъ проше́нiя испо́лни. Изря́днѣе же заблу́дшихъ обрати́ къ покая́нiю, на́съ же всѣ́хъ умудри́ свѣ́томъ Ева́нгельскiя любви́ и до́брыхъ дѣ́лъ. Архипа́стыри и па́стыри и вся́ вѣ́рныя въ Правосла́вiи до см́ерти тве́рды покажи́, въ Ца́рство Небе́сное упра́ви и со Христо́мъ жи́ти сотвори́ во вѣ́ки вѣко́въ. Ами́нь.

Тропа́рь, гла́съ 4:

Яко необори́мую Стѣ́ну и Исто́чникъ чуде́съ,/ стяжа́вше Тя́ раби́ Твои́,/ Богоро́дице Пречи́стая,/ сопроти́вныхъ ополче́нія низлага́емъ,/ тѣ́мже мо́лимъ Тя́:/ ми́ръ оте́честву на́шему да́руй// и душа́мъ на́шимъ ве́лію ми́лость.

Конда́къ, гла́съ 4:

Пріиди́те, вѣ́рніи, свѣ́тло да пра́зднуемъ/ всечестна́го о́браза Богома́тере чу́дное явле́ніе/ и, отъ того́ благода́ть почерпа́юще,/ Первообра́знѣй уми́льно возопіи́мъ:// ра́дуйся, Марíе Богоро́дице, Ма́ти Бо́жія, Благослове́нная.

 

См. также:

Празднество Курской иконѣ Знаменія Божіей Матери (ближ. воскресенье къ празднику Рождества Пресв. Богородицы и 27 ноября ст. ст.)




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: