Мысли на каждый день года: 12-е Апрѣля – Преподобнаго отца нашего и исповѣдника Василія, епископа парійскаго.

Предвѣдѣніе, предопредѣленіе и промыслъ различаются въ Богѣ по своимъ дѣйствіямъ. Промыслъ относится къ сохраненію вещей сотворенныхъ; а предвѣдѣніе и предопредѣленіе были прежде бытія всѣхъ тварей: первое есть одно знаніе будущаго, второе же, отъ него зависящее, есть назначеніе того, что должно быть, разумѣется одного только добра, а не зла; ибо если бы предопредѣлялось зло, то сіе было бы противно естественному свойству Божію – благости. Итакъ, справедливо можемъ сказать, что по порядку предшествуетъ въ Богѣ предвѣдѣніе, за нимъ слѣдуетъ предопредѣленіе, а послѣ уже промыслъ о сотворенномъ. Сему Апостолъ ясно насъ учить, говоря: котрыхъ Онъ предузналъ, тѣхъ и предназначилъ, а которыхъ предназначилъ, тѣхъ и призвалъ, которыхъ призвалъ, тѣхъ и оправдалъ, а которыхъ оправдалъ у тѣхъ и прославилъ (Рим. 8, 29-30). И мы вѣруемъ, что Всеблагій Богъ предопредѣлилъ къ славѣ тѣхъ, которыхъ избралъ отъ вѣчности, – а которыхъ отвергнулъ, тѣхъ предалъ осужденію, не потому, впрочемъ, чтобы Онъ хотѣлъ такимъ образомъ однихъ оправдать, а другихъ осудить безъ причины: ибо это несвойственно Богу, общему всѣхъ и нелицепріятному Отцу, Который хощетъ всѣмъ человѣкомъ спастися и въ познаніе истины пріити (Тим. 2, 4); но какъ Онъ предвидѣлъ, что одни хорошо будутъ пользоваться своею свободною волею, а другіе худо, то посему однихъ предопредѣлилъ къ славѣ, а другихъ осудилъ. Благость Божія даровала намъ благодать, предваряющую насъ ко спасенію, подобно свѣту, просвѣщающему ходящихъ во тьмѣ, и желающіе свободно покоряться ей получаютъ другую – сугубую благодать, которая, содѣйствуя, укрѣпляя и постоянно совершенствуя ихъ въ любви Божіей, то-есть въ тѣхъ благихъ дѣлахъ, которыхъ требуетъ Богъ, оправдываетъ ихъ и дѣлаетъ предопредѣленными къ славѣ. Тѣ же, напротивъ, которые не хотятъ слѣдовать благодати, ихъ предваряющей, и потому не соблюдаютъ заповѣдей Божіихъ, но, по внушенію сатаны, злоупотребляютъ свободою, данною имъ отъ Бога, по собственной винѣ предаются вѣчному осужденію. Промыслъ, правосудіе и милосердіе Божіе обнаружились вмѣстѣ – при паденіи человѣка: правосудіе, ибо за нарушеніе закона онъ подвергся проклятію и смерти, отъ грѣха происходящихъ; милосердіе же, ибо смерть, ему угрожавшая, была отсрочена, дабы дать время покаянію и приготовленію – для перехода изъ времени въ вѣчность, уже съ новыми спасительными надеждами, въ коихъ заключался Промыслъ Божій о немъ и его родѣ. – Богъ обѣщалъ Адаму, изгоняемому изъ рая, что сѣмя жени сотретъ главу змія (Быт. 3, 15), то-есть, что отъ рода ея произойдетъ Божественный Искупитель, Который избавить человѣковъ отъ грѣха, проклятія и смерти.

 

Сочиненія Іустина, епископа Рязанскаго и Зарайскаго. Томъ IX. М. 1895. С. 185-186.

 

⸭    ⸭    ⸭

Кондакъ, гласъ 2-й:

Вы́шняго свѣ́томъ озари́вся, блаже́нне,/ просвѣща́еши вся́,/ и́же любо́вію честву́ющія твое́, о́тче, честно́е страда́ніе,/ Васи́ліе священнострада́льне,/ моли́ Христа́ Бо́га// непреста́нно о всѣ́хъ на́съ.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: