• Мысли на каждый день года: 6-е Апрѣля – Иже во святыхъ отца нашего Евтихія, архіепископа константинопольскаго.

    Изъ Божественнаго откровенія вѣрою почерпая знаніе, каѳолическая Церковь, согласно съ повелѣніемъ Спасителя Своимъ Апостоламъ: шедше научите всѣ народы, крестя ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матѳ. 28, 19), проповѣдуетъ Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святаго – Троицу единосущную и нераздѣльную: Отца безначальнаго, Который прежде всѣхъ вѣковъ неисповѣдимо рождаетъ Сына изъ Своего существа и производитъ Духа Святаго, – Сына, рожденнаго отъ Отца прежде всѣхъ вѣковъ и Ему единосущнаго, и Духа Святаго, отъ вѣчности исходящаго отъ Отца. Ибо три свидѣтеля на небеси: Отецъ, Слово и Св. Духъ, и сіи три суть едино (1 Іоан. 5, 7). Такъ научены мы отъ самой вѣчной истины – Христа Спасителя нашего, Апостоловъ Его, вселенскихъ соборовъ и учителей Церкви. За сію вѣру мученики пролили кровь свою; и мы должны хранить ее твердо, непоколебимо – до готовности умереть за нее, чтобы получить себѣ спасеніе, при помощи добрыхъ нашихъ дѣлъ. Тайна Пресвятой Троицы непостижима и неизъяснима разумомъ человѣческимъ и требуетъ со стороны нашей несомнѣнной вѣры въ нее. Тайна сія, сообщаемая нынѣ, по милосердію Божію, при самомъ вступленіи нашемъ въ міръ, проявлялась издали, какъ бы гадательно, и въ ветхомъ завѣтѣ; ибо уже при самомъ сотвореніи человѣка говоритъ Богъ: сотворимъ его по образу Нашему и по подобію (Быт. 1, 26); и: се Адамъ быстъ яко единъ отъ Насъ (Быт. 3, 22). И пророкъ Давидъ воспѣваетъ въ псалмахъ своихъ мірозданіе такъ: Словомъ Господнимъ небеса утвердиишся, и Духомъ устъ Его вся сила ихъ (Псал. 32, 6). И пророкъ Исаія видитъ и слышитъ Ангеловъ, взывающихъ другъ къ другу: Святъ, Святъ, Святъ, Господь Саваоѳъ, исполнь вся земля славы Его (Исаіи 6, 3). Сіи три Лица, или Ѵпостаси, во единомъ существѣ Божіемъ, обнаруживаютъ въ Немъ свойства личныя и существенныя. Личныя суть тѣ, коими одно такъ различается отъ другого, что Лице Отца не можетъ быть Лицемъ Сына или Лицемъ Духа Святаго; ибо Отецъ не рожденъ ни отъ кого, а Сынъ рожденъ отъ Отца прежде всѣхъ вѣковъ, Духъ же Святый исходитъ отъ Отца безначально. Но существенныя свойства Божіи равно приличны Отцу, Сыну и Св. Духу, какъ-то: быть вѣчнымъ, безначальнымъ, всесовершеннымъ и тому подобное.

    19 April 2024 читать далее


  • Мысли на каждый день года: 4-е Апрѣля – Преподобныхъ отецъ нашихъ Іосифа пѣснописца и Георгія, иже въ Малеи.

    Православный христіанинъ долженъ, для образованія ума своего и спасенія, имѣть правую вѣру и добрыя дѣла; ибо праведный отъ вѣры живъ будетъ, говоритъ Св. Писаніе (Евр. 10, 38), и: какъ тѣло безъ духа мертво, такъ и вѣра безъ дѣлъ мертва (Іак. 2, 26). Но, чтобы вѣра сія, руководствующая дѣлами, была непогрѣшительна, онъ долженъ твердо держаться ученія православно-каѳолической Церкви, которая утверждена на основаніи Апостоловъ и пророковъ, имѣя праву дольнымъ камнемъ Самого Іисуса Христа (Ефес. 2, 20). Истина ея ученія засвидѣтельствована откровеніемъ Божіимъ – въ Св. Писаніи ветхаго и новаго завѣта, чрезъ преданіе апостольское и соборные уставы св. отцевъ. Они среди гоненій, твердо исповѣдуя устами то, чему вѣровали сердцемъ, единодушно изложили, на первомъ вселенскомъ соборѣ въ Никеѣ, ученіе вѣры апостольской, въ краткомъ символѣ, и, дополнивъ его на второмъ соборѣ въ Константинополѣ, предали каѳолической Церкви, какъ твердое и непреложное ея исповѣданіе, въ которомъ ни единое слово не можетъ быть ни прибавлено, ни убавлено... Первое слово символа: Вѣрую – показываетъ уже, что Божественные догматы, въ немъ излагаемые, свыше человѣческаго разума, и могутъ быть постигаемы только вѣрою, которая, по словамъ Апостола, есть осуществленіе ожидаемаго и обличеніе вещей невидимыхъ, и безъ нея невозможно угодить Богу; ибо приходящій къ Нему долженъ уже вѣровать, что Онъ есть и что Онъ ищущихъ Его вознаграждаетъ (Евр. 11, 1. 6). «Не только въ предметахъ Божественныхъ началомъ всему служитъ вѣра, – учитъ св. Кириллъ Іерусалимскій, – но и все то, что совершается въ мірѣ, совершается вѣрою. – Ею водятся мореплаватели, когда, ввѣривъ судьбу свою малому древу, предаютъ себя неизвѣстнымъ пучинамъ; на ней утверждается и земледѣлецъ, ибо кто не вѣритъ, что соберетъ плоды, – не станетъ переносить трудовъ. Когда же т. о. она дѣлается необходимымъ условіемъ въ дѣлахъ человѣческихъ, то тѣмъ болѣе въ духовныхъ она есть око, озаряющее всякую совѣсть и сообщающее человѣку вѣдѣніе. Она бываетъ двоякая: къ первому роду принадлежитъ вѣра научающая, когда душа соглашается на какую-либо Божественную истину, и такая вѣра спасительна для души, какъ говоритъ Господь: Слушающій слово Мое, и вѣрующій Пославшему Меня, имѣетъ жизнь вѣчную (Іоан. 5, 24). Другой же родъ есть вѣра дѣйствующая, когда она уже не только научаетъ насъ, но и обнаруживается дѣйствіями и чудесами, свыше силъ человѣческихъ. Ибо ежели будете имѣть вѣру, сказалъ Господь, съ зерно горчичное, и скажете горѣ сей: прейди отселѣ туда, то она прейдетъ, и ничего не будетъ вамъ невозможнаго (Матѳ. 17, 20). Но вѣра, какъ въ ученіи, такъ и въ исповѣданіи, должна быть только та, которая сообщается Церковію и утверждена Писаніемъ.

    16 April 2024 читать далее


  • Мысли на каждый день года: 3-е Апрѣля – Преподобнаго отца нашего Никиты Исповѣдника, игумена обители Мидикійскія.

    Мысли на каждый день года: 3-е Апрѣля – Преподобнаго отца нашего Никиты Исповѣдника, игумена обители Мидикійскія.

    Христіанинъ долженъ образовать свое сердце. Образовать сердце – значитъ воспитать въ немъ вкусъ къ вещамъ святымъ, Божественнымъ, духовнымъ, чтобы, обращаясь среди нихъ, оно чувствовало себя какъ бы въ своей стихіи, находило въ томъ сладость, блаженство. Когда умъ зритъ все устроеніе міра духовнаго и разные его предметы, или въ волѣ спѣются разныя благія начинанія, – сердце подъ ними должно во всемъ этомъ ощущать сладость и издавать теплоту. Это соуслажденіе духовному есть первый признакъ оживленія умершей души отъ грѣха. Потому образованіе его – очень важный моментъ. Дѣланіе, направленное къ нему, есть все вообще наше снященнослуженіе, во всѣхъ его видахъ – и общее, и частное, и домашнее, и церковное, а главнымь образомъ – движущійся въ немъ духъ молитвенный. Все церковнослуженіе наше, и своимъ строемъ, и значеніемъ, и силою вѣры, и особенно сокрытою въ немъ благодатію, имѣетъ непреодолимую силу отвѣвать духъ міра и, освобождая душу отъ его тяготѣющаго вліянія, даетъ возможность вздохнуть какъ бы свободно и вкусить сладость этой духовной свободы. Вступившій въ храмъ вступаетъ совсѣмъ въ другой міръ, вліяется отъ него и соотвѣтственно тому измѣняется. То же бываетъ и съ тѣмъ, кто окружаетъ себя священными вещами. Частность впечатлѣнія духовнаго спѣшнѣе проникаетъ внутрь и скорѣе оканчиваетъ преобразованіе сердца.

    15 April 2024 читать далее


  • Мысли на каждый день года: 2-е Апрѣля – Преподобнаго Отца нашего Тита Чудотворца.

    Христіанину нужно образовать свою волю. Образовать волю – значитъ напечатлѣть въ ней добрыя расположенія – добродѣтели, такъ, чтобы онѣ, срастворившись или сросшись съ нею, составили какъ бы ея природу, чтобы онѣ стали правителями и царствовали надъ дѣлами нашими. Для сего, вмѣсто своеволія, непокорливости, нетерпѣнія ига, покорись волѣ Божіей, съ отверженіемъ своей и всякой другой. Храни, то есть, законы или заповѣди, по своей должности или званію, уставы Церкви, требованія порядка гражданскаго и семейнаго, – требованія обстоятельствъ, – требованія ревнующаго духа: все – съ разсужденіемъ и совѣтомъ. Уясни себѣ всю сумму дѣлъ правыхъ, возможныхъ для тебя, въ твоемъ мѣстѣ; званіи и обстоятельствахъ. Разсмотри и то, когда, какъ, въ какой мѣрѣ и что можно и должно исполнить. Опредѣли общій очеркъ дѣлъ и ихъ порядокъ, чтобы все творимое не было нечаянно. Каждодневно перечисляй возможные случаи и дѣла и при всякомъ удобномъ случаѣ дѣлай доброе дѣло. Но чтобы чрезъ дѣла взойти и къ добродѣтелямъ, необходимо напряженно держать духъ истиннаго добродѣланія, – именно: все твори со смиреніемъ и страхомъ Божіимъ, по волѣ Божіей и во славу Божію. Содержа правый духъ, помни законъ постепенности и непрерывности, то есть – начинай съ меньшаго и восходи къ выстему, а начавши дѣлать не останавливайся.

    15 April 2024 читать далее


  • Мысли на каждый день года: 1-е Апрѣля – Преподобныя матери нашея Маріи, египтяныни. И преподобнаго отца нашего Евѳимія, суздальскаго чудотворца.

    Мысли на каждый день года: 1-е Апрѣля – Преподобныя матери нашея Маріи, египтяныни. И преподобнаго отца нашего Евѳимія, суздальскаго чудотворца.

    Христіанинъ обязанъ образовать свои душевныя силы по духу христіанской жизни. Христіанину необходимо образовать свой умъ. Христіанское образованіе ума есть напечатлѣніе въ немъ всѣхъ истинъ вѣры столь глубоко, чтобы онѣ составляли его существо. Это, по Апостолу, значитъ содержать образъ здравыхъ словесъ. Для сего – хорошо читать или слушать сочиненія, излагающія православно-христіанское вѣроученіе; лучше при этомъ – взаимное собесѣдованіе; а еще лучше – слово опытнѣйшаго въ вѣроученіи. Плодоноснѣе – слово Божіе; за нимъ отеческія писанія и житія святыхъ. Житія – для начинающихъ, отеческія писанія – для среднихъ, слово Божіе – для совершенныхъ. Всѣ эти и источники истины и способы почерпать ихъ очевидно способствуютъ и напечатлѣнію ихъ въ умѣ, и вмѣстѣ поддержанію духа ревности о богоугожденіи. Каждое утро бери изъ Катихизиса истину, уясни ее и носи въ умѣ, и питайся ею, держи ее въ умѣ день, два и болѣе, пока вкуситъ ея сердце: помни ее и имѣй предъ глазами. То же сдѣлай съ другою истиною, и такъ до конца.

    14 April 2024 читать далее