Мысли на каждый день года: 11-е Апрѣля – Святаго священномученика Антипы, епископа Пергама Асійскаго.

Діаволъ, подъ видомъ амія, мудрѣйшаго изъ всѣхъ животныхъ, прельстилъ Еву – вкусить отъ запрещеннаго плода, внушивъ ей гордое мечтаніе – уподобиться Богу въ вѣдѣніи (Быт. 3, 5), потому что гордость была причиною и собственнаго паденія діавола. Примѣру жены послѣдовалъ Адамъ и отъ преступленія закона впалъ въ грѣхъ; ибо грѣхъ есть беззаконіе (1 Іоан. 3, 4), возмездіе же грѣха есть смерть (Рим. 6, 23). Смерть бываетъ двоякая: тѣлесная, когда тѣло лишается души, его оживлявшей. и духовная, когда душа лишается благодати Божіей, которая оживляла ее высшею духовною жизнію; ибо и душа умираетъ, хотя не подобно разрушающемуся тѣлу, но, утративъ духовный свѣтъ и блаженство, не уничтожается, а остается въ состояніи мрака, скорби и страданія. Въ лицѣ одного Адама заразился грѣхомъ и весь происшедшій изъ него родъ человѣческій; потому что рожденное не можетъ быть совершеннѣе родившаго, и отъ зараженнаго источника естественно идетъ зараженный потокъ. Единѣмъ человѣкомъ, говоритъ Апостолъ, грѣхъ взошелъ въ міръ, и грѣхомъ смерть, и такимъ образомъ смерть перешла во всѣхъ человѣковъ, потому что всѣ въ немъ согрѣшили (Рим. 5, 12). Посему и Давидъ говоритъ въ псалмѣ 50, 7: въ беззаконіяхъ зачатъ есмь, и во грѣсѣхъ роди мя мати моя. И этотъ общій грѣхъ называется грѣхомъ первороднымъ, или прародительскимъ. Воля же человѣческая, хотя сохранила способность желать добра и отвращаться зла, однакоже сдѣлалась не такъ рѣшительно преклонна къ добру, а въ иныхъ случаяхъ даже болѣе преклонна къ злу. «По собственному желанію и произволу, – говоритъ святый Василій Великій, – каждый можетъ быть или сѣменемъ святымъ, или тому противнымъ». Все сіе зависитъ отъ выбора и власти человѣка, но такъ, что къ добру наклоняетъ его благодать Божія, а отъ зла отклоняетъ, не дѣлая, впрочемъ, принужденія его свободѣ. Такъ, прародители наши Адамъ и Ева, бывъ обольщены діаволомъ, нарушили данную имъ отъ Бога заповѣдь о томъ, чтобы они не ѣли плодовъ отъ древа познанія добра и зла. Они ѣли запрещенный плодъ, и такимъ образомъ, оказавъ неповиновеніе Богу, тяжко согрѣшили и, по Его праведному суду, подверглись сами и потомковъ своихъ подвергли проклятію и смерти, по душѣ и по тѣлу. Послѣ сего, самъ собою человѣкъ уже не могъ освободиться изъ этой бездны пагубнаго паденія. Но Промыслъ Божій не оставилъ его безъ своего попеченія.

 

Сочиненія Іустина, епископа Рязанскаго и Зарайскаго. Томъ IX. М. 1895. С. 183-185.

 

Въ Прологѣ повѣствуется, что когда этотъ угодникъ за исповѣданіе Христова имени былъ брошенъ въ разженнаго вола, то молился Богу о всѣхъ, поминающихъ его во всякихъ болѣзняхъ, и о неутѣшимой зубной болѣзни безстрастно цѣлити испросилъ (Прологъ 11 апрѣля).

Св. Антипа еще называется въ народѣ Водополомъ, такъ какъ около дня его памяти происходитъ разливъ весеннихъ водъ, и начинается полноводье.

 

Тропарь, гласъ 4-й:

Идольскія ле́сти упраздни́лъ еси́, Анти́по,/ и, діа́вольскую попра́въ си́лу,/ предъ богобо́рцы дерзнове́нно Христа́ исповѣ́далъ еси́./ Тѣ́мже со а́нгельскими чи́ны въ вы́шнихъ водворя́яся,/ Влады́цѣ всѣ́хъ славосло́віе принося́,/ и о на́съ моле́бное благодаре́ніе предлага́еши,/ благода́ть цѣльбы́ да́руя./ Сего́ ра́ди тя́ чти́мъ,/ священному́чениче Анти́по,/ моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́тъ ду́ши на́ша.

Инъ тропарь, гласъ 1-й:

Мvрото́чца боже́ственнаго и му́ченикомъ сострада́льца,/ всесла́внаго іера́рха и Перга́мы предсѣда́теля почти́мъ Анти́пу, вѣ́рніи,/ я́ко врача́ скорѣ́йшаго и ве́лія боле́зни зу́бныя лю́тыя,/ и къ нему́ отъ души́ возопіи́мъ./ Сла́ва просла́вльшему тя́ Христу́,/ сла́ва Вѣнча́вшему тя́,/ сла́ва Дѣ́йствующему тобо́ю всѣ́мъ исцѣле́нія.

Кондакъ, гласъ 4-й:

Апо́столовъ сопресто́льникъ и святи́телей украше́ніе/ бы́лъ еси́, блаже́нне,/ му́ченически просла́вився,/ возсія́лъ еси́, я́коже со́лнце, всѣ́хъ просвѣща́я,/ Анти́по свяще́нне,/ разруши́лъ еси́ безбо́жія но́щь глубо́кую./ Сего́ ра́ди тя́ почита́емъ,/ я́ко боже́ственнаго су́ща священному́ченика// и цѣле́бъ пода́теля.

 

См. также:

Св. священномученикъ Антипа (11-го апрѣля ст. ст.). Угодникъ Божій, которому народъ молится объ исцѣленіи отъ зубной боли.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: