Св. священномученикъ Антипа (11-го апрѣля ст. ст.). Угодникъ Божій, которому народъ молится объ исцѣленіи отъ зубной боли.

Идольскія лести упразднилъ ecи, Антипо, и діавольскую поправъ силу предъ богоборцы, дерзновенно Христа исповѣдалъ ecи: тѣмъ же со ангельскими чины въ вышнихъ водворялся, Владыцѣ всѣхъ славословіе принося, и о насъ молебное благодареніе предлагаеши, благодать цѣльбы даруя. Сего ради тя чтимъ, священномучениче Антипо: моли Христа Бога, да спасетъ души наша (тропарь святаго).

Св. Антипа былъ епископомъ Церкви Пергамской. О немъ упоминается въ Откровеніи св. Іоанна Богослова. Господь говорилъ тайновидцу: «и ангелу Пергамской церкви напиши: знаю твои дѣла, и что ты живешь тамъ, гдѣ престолъ сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся отъ вѣры Моей, даже въ тѣ дни, въ которые у васъ, гдѣ живетъ сатана, умерщвленъ вѣрный свидѣтелъ Мой Антипа» (Апок. 2, 12. 13). Обстоятельства мученической кончины св. Антипы были таковы. Поставленный Іоанномъ Богословомъ въ епископа города Пергама, гдѣ языческое суевѣріе было очень сильно, онъ ревностно трудился надъ распространеніемъ свѣта Христова ученія среди язычниковъ. Труды его имѣли успѣхъ. Подъ вліяніемъ его проповѣди язычество въ Пергамѣ начинало ослабѣвать: языческіе храмы начинали оставаться безъ молящихся, жертвенники безъ жертвъ, курильницы безъ ѳиміама. Жрецы языческіе сильно безпокоились всѣмъ этимъ и злобствовали на святителя Христова. И вотъ, во время гоненія, воздвигнутаго на христіанъ императоромъ Домиціаномъ, жрецы обвинили Антипу предъ правителемъ области. Они жаловались что, по его винѣ, храмы опустѣли, жертвы оскудѣли, и разгнѣванные боги перестали покровительствовать городу, въ которомъ не воздаются подобающія имъ почести. Антипа былъ схваченъ и приведенъ къ правителю. Этотъ предложилъ ему отказаться отъ своей вѣры и принести жертву богамъ. Когда святитель съ твердостью отвергъ это предложеніе, разъяренные язычники, схвативъ его, повлекли въ храмъ Артемиды. Здѣсь они раскалили мѣднаго быка и бросили въ него мужественнаго исповѣдника истины. Среди тяжкихъ страданій св. мученикъ молился и съ молитвою на устахъ предалъ свою душу Господу.

Русскій народъ почитаетъ св. Антипу, какъ цѣлителя разныхъ человѣческихъ болѣзней и въ особенности зубной боли. Вѣрованіе это – очень древнее и распространенное. Въ нашихъ древнихъ мѣсяцесловахъ къ имени св. Антипы обыкновенно прибавляется замѣчаніе: «иже благодать имать отъ Бога цѣлити болѣзнь зубную». Такое же замѣчаніе находится и въ Прологѣ. Простолюдины въ случаяхъ зубной боли прибѣгаютъ иногда къ такому способу: берутъ мелкую монету и, подержавъ ее нѣсколько времени на больномъ зубѣ, пробиваютъ въ ней отверстіе и вѣшаютъ ее на икону св. Антипы, въ надеждѣ получить отъ него избавленіе отъ мучительной болѣзни. Основаніемъ для такого вѣрованія относительно св. Антипы несомнѣнно послужило то обстоятельство, что онъ какъ при жизни, такъ и по смерти прославился чудесными исцѣленіями разныхъ тѣлесныхъ недуговъ. А кромѣ того, въ Прологѣ повѣствуется, что когда св. Антипа былъ брошенъ въ раскаленнаго быка, то молился Богу о всѣхъ, поминающихъ его во всякихъ болѣзняхъ, и испросилъ себѣ, благодать исцѣленій неутишимой зубной болѣзни. – Въ одномъ изъ древнихъ южно-славянскихъ церковныхъ сборниковъ, Дечанскомъ, есть слѣдующая особая молитва св. Антипѣ отъ зубной боли: «моленіе приношу тебѣ, помолися о мнѣ грѣшномъ во Господу Богу объ отпущеніи грѣховъ моихъ, и неутишимыя зубныя болѣзни избави мя молитвами, святе, твоими».

Церковь, празднуя память св. священномученика Антипы,, особенно прославляетъ его св. мощи, являющіяся источникомъ обильныхъ исцѣленій отъ различныхъ тѣлесныхъ недуговъ. «Священныхъ твоихъ мощей священная, блаженне, рака мѵро исцѣленій точитъ, злосмрадныя страсти отгоняющи, и твою славящыя память явѣ благоухающи» (9-я пѣснь канона).

 

Чудотворныя иконы Нерукотвореннаго Спаса, Божіей Матери и святые угодники Божіи, за помощью къ которымъ прибѣгаетъ народъ нашъ въ различныхъ болѣзняхъ и житейскихъ нуждахъ. // «Руководство для сельскихъ пастырей». 1896. Т. 1. № 15. C. 364-366.

⸭    ⸭    ⸭

Рукописная молитва священномученикѣ Антипѣ, епископу Пергамскому отъ болѣзни зубной.

Не слѣдуетъ ли противодѣйствовать распространенію среди грамотныхъ прихожанъ встрѣчающейся рукописной молитвы св. свмч. Антипѣ отъ болѣзни зубной. Вотъ эта молитва:

«Архіерею Божій, священномучениче Христовъ Антипо преблаженне, иже апостоломъ сопрестольникъ, и святителемъ слава, ты еси, архіерею, церковное свѣтило и утвержденіе вѣры, предъ противными богоборцы дерзновенно Христа исповѣдалъ еси, и принеслся еси яко кадило благовонно, и яко агнецъ незлобивъ и мученикъ праведенъ, въ волъ мѣдянъ ражженъ вверженъ, святителю, и мольбы благодарственныя въ немъ Богу и Отцу возсылая, яко солнце возсіялъ еси, и мученіемъ своимъ томителя веліара до конца сокрушивъ; сего ради Христосъ тя прослави на земли, всю вселенную осіяваеши данною ти благодатію, страждущихъ отъ неутишимыя зубныя болѣзни цѣльбы подаеши, непрестанно призывающимъ тя съ вѣрою, и нынѣ, услыши мя грѣшнаго и недостойнаго раба твоего (имя рекъ) въ часъ сей съ вѣрою призывающаго тя, тѣмъ же и молебное пѣніе приносити ходатая и молебника къ Богу предлагаю.

По семъ рцы сіе со умиленіемъ.

Архіерею Божій, священномучениче Антипо, услыши мя грѣшнаго раба твоего (имя рекъ), въ часъ сей, въ онже тебѣ моленіе приношу и помолися о мнѣ грѣшнѣмъ ко Господу Богу о отпущеніи грѣховъ моихъ, и нестерпимыя и неутишимыя зубныя болѣзни избави мя молитвами твоими святыми.

По семъ три поклоны великіе».

Эта молитва буквально содержится въ одной изъ древнихъ южно-славянскихъ церковныхъ книжекъ, именно Сборникѣ Дечанскомъ (Бѣлградъ. 1857 г. Это нѣчно въ родѣ краткаго Требника) и служитъ выраженіемъ древняго и очень распространеннаго вѣрованія, по которому св. Антипѣ приписывается даръ исцѣленія отъ зубныхъ болей. Въ древнихъ нашихъ мѣсяцесловахъ къ имени св. Антипы прибавляется обыкновенно замѣчаніе: «иже благодать имать отъ Бога цѣлити болѣзнь зубную». Основаніемъ для подобнаго вѣрованія безспорно послужило то, что св. Антипа, какъ при жизни, такъ и по смерти прославился многими чудесными исцѣленіями отъ различныхъ болѣзней. Поэтому мы не видимъ основанія противодѣйствовать распространенію сказанной молитвы св. Антипѣ, въ противовѣсъ распространеннымъ въ простонародьи заговорамъ отъ зубной боли.

 

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1888. Т. 1. № 14. С. 477-478.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: