Заклинаніе святаго мученика Трифона.

Съ такимъ наименованіемъ существуетъ въ православныхъ требникахъ особая молитва, помѣщаемая въ «чинѣ, бываемоыъ на нивахъ, или виноградѣ, или вертоградѣ, аще случится имъ вредитися отъ гадовъ или иныхъ видовъ». Иногда отвергаемая, благодаря трудности рѣшенія вопроса о томъ, почему заклинаніе вредящихъ растительному царству насѣкомыхъ связывается съ именемъ святаго Трифона{1}, она уясняется и въ своей формѣ, и содержаніи, если мы послѣдуемъ въ уразумѣніи ихъ ученію отцевъ и писателей Церкви о проявленіи чудодѣйственнаго дара заклинанія въ первые вѣка христіанства.

Славянскому слову «заклинаніе» соотвѣтствуетъ греческое «έξορκιστής», которое по первоначальному значенію выражало собою понятіе о призваніи и исповѣданіи имени Божія. Въ церковно-библейскомъ греческомъ языкѣ глаголъ έξορκίζειν сталъ употребляться для выраженія мысли о предписаніи или повелѣніи чего-нибудь именемъ Божіимъ и въ силу Божественнаго авторитета{2}. Соотвѣтственно этому, при заклинаніяхъ въ древне-христіанской Церкви наблюдались два слѣдующія условія: во-первыхъ, чтобы заклинаніе совершалось во имя Единаго Истиннаго Бога, и во-вторыхъ, чтобы лицо заклинающее было надѣлено особымъ благодатнымъ даромъ Духа Святаго.

«Если вы будете заклинать, пишетъ св. Іустинъ Мученикъ, какимъ-нибудь именемъ людей, бывшихъ у васъ, царей или святыхъ пророковъ, или патріарховъ, то никакой демонъ не покорится вамъ, а если кто изъ васъ будетъ заклинать Богомъ Авраама, Богомъ Исаака и Богомъ Іакова, то онъ, вѣроятно, покорится»{3}. Исполненіе этого требованія при заклинаніяхъ было столь обычно въ древней Церкви, что Оригенъ полагалъ даже, будто имена Авраамъ, Исаакъ и Іаковъ, переведенныя съ еврейскаго языка на греческій, лишаютъ заклинаніе дѣйственной силы: «если ты скажешь – Богъ отца избраннаго народа, и Богъ смѣха, и Богъ держащагося за пяту, то этими именами ты не болѣе сдѣлаешь, какъ и произнося тѣ, которыя не имѣютъ никакой силы»{4}. Но этимъ отнюдь не устанавливалась одна неизмѣнная формула заклинанія, исключающая всякую другую. У тѣхъ же церковныхъ писателей мы встрѣчаемъ свидѣтельства и о томъ, что въ заклинаніяхъ указывались нѣкоторыя особо важныя событія въ исторій Божественнаго домостроительства о спасеніи людей, преимущественно новозавѣтнаго. Такъ, св. Іустинъ Мученикъ, говоритъ, что «всякій демонъ побѣждается и покоряется именемъ Сына Божія, перворожденнаго всей твари, – Который родился отъ Дѣвы и содѣлался страждущимъ человѣкомъ, былъ распятъ народомъ Іудейскимъ при Понтіѣ Пилатѣ, и умеръ, и воскресъ изъ мертвыхъ, и вознесся на небо»{5}. А у Тертулліана находятся указанія даже на то, что въ заклинаніяхъ дѣлались угрозы именемъ Іисуса Христа, какъ Судіи, и опредѣлялись наказанія неповинующимся Ему{6}.

Въ первенствующей Церкви, избыточествующей чрезвычайными служеніями, заклинанія совершались особыми лицами, которыя отъ формы произносимыхъ молитвъ получали и свое названіе заклинателей и число которыхъ по мѣстамъ было значительно{7}. Вѣра, благочестіе и обладаніе чудодѣйственнымъ даромъ благодати Божественной открывали въ него доступъ всякому христіанину. «Заклинатель не рукополагается, говоритъ книга Постановленій Апостольскихъ о церковной практикѣ своего времени, ибо славный этотъ подвигъ есть дѣло добровольнаго благорасположенія и благодати Божіей чрезъ Христа наитіемъ Святаго Духа»{8}. Только съ теченіемъ времени, когда чрезвычайныя служенія въ Церкви прекратились, пересталъ существовать и особый классъ заклинателей; ихъ обязанности перешли къ совершителямъ и строителямъ прочихъ службъ церковныхъ. Лаодикійскій соборъ прямо опредѣлилъ, что «не произведеннымъ отъ епископа не должно заклинати ни въ церквахъ, ни въ домахъ»{9}.

Съ такимъ опредѣленіемъ христіанскою древностью церковнаго заклинанія, какъ молитвы или чинопослѣдованія, которое совершается во имя Бога лицами, обладающими особенными благодатными дарами Духа Святаго, заклинательная молитва св. мученика Трифона имѣетъ полное согласіе. Она также совершается во имя Единаго Истиннаго Бога, Троичнаго въ Лицахъ Своихъ, и произносится отъ лица этого святого, какъ ходатая за насъ меньшихъ братій своихъ.

Мученикъ Трифонъ, мужъ великой святости въ жизни{10}, ублажаемый Церковію какъ «сокрушившій демоновъ немощныя дерзости и отгонявшій единымъ токмо пришествіемъ своимъ духи лукавствія»{11}, былъ прославленъ при жизни даромъ таковаго ходатайства. Въ греческихъ евхологіяхъ, въ отличіе ихъ отъ славянскихъ требниковъ, можно читать объ этомъ слѣдующее сказаніе. Однажды св. Трифонъ проживалъ въ Кампсадѣ, занимаясь пасеніемъ гусей. Гнѣвъ Божій посѣтилъ это селеніе и всю окрестную страну: поля, виноградники и сады гибли отъ множества явившихся насѣкомыхъ и гадовъ, поѣдавшихъ хлѣбные злаки, плоды, древесную листву и всякую зелень. Людямъ грозилъ голодъ со всѣми его ужасными послѣдствіями. Тогда-то св. Трифонъ, видя общую скорбь и сожалѣя о бѣдствіи, простеръ руки свои къ Господу Богу съ горячею молитвою о томъ, чтобы Онъ послалъ ангела Своего, который бы поразилъ вредныхъ для страны насѣкомыхъ; при этомъ онъ и самъ связалъ ихъ клятвою, чтобы они оставили селенія рабовъ Божіихъ и удалились въ мѣста недоступныя, назначенныя къ ихъ обитанію{12}. Вѣруя, что ходатайствовавшій такъ при жизни за братій своихъ св. Трифонъ и по блаженномъ успеніи своемъ не оставляетъ помощью тѣхъ, которые прибѣгаютъ къ нему, мы произносимъ заклинаніе вредныхъ для растительнаго царства насѣкомыхъ отъ его лица, какъ такого, которое имѣетъ великую славу у Господа и можетъ съ большимъ дерзновеніемъ повелѣть имъ именемъ Его: «изыдите отъ мѣста и окрестъ предѣлъ рабовъ Божіихъ, мене призывающихъ въ помощь свою, и заступленіе и спасеніе».

Самая заклинательная молитва св. Трифона, если мы сравнимъ ее съ вышеприведенными мѣстами изъ писаній учителей Церкви, окажется только повтореніемъ и большимъ или меньшимъ развитіемъ мыслей ихъ, въ примѣненіи къ случаю, по которому она произносится. Нѣкоторое видимое различіе между ними наблюдается только въ двухъ мѣстахъ, – тамъ гдѣ св. Трифонъ заклинаетъ насѣкомыхъ и гадовъ святыми многоочитыми херувимами, шестокрылатыми серафимами и всѣми безплотными силами воинства небеснаго, – и тамъ, гдѣ онъ заклинаетъ ихъ «великимъ именемъ, на камени написаннымъ и не носившемъ, но разсѣдшемся яко воскъ отъ лица огня»{13}. Но оба эти мѣста заклинанія одинаково выражаютъ мысль о величіи имени Божія, – первое, какъ указывающее на служебное значеніе херувимовъ, серафимовъ и прочихъ ангельскихъ чиновъ, летающихъ окрестъ престола Божія и зовущихъ: Святъ, Святъ, Святъ Господь Саваоѳъ, и со страхомъ многимъ, стоящихъ предъ славою Господнею, а второе – какъ напоминающее о какомъ-нибудь дивномъ чудѣ, совершенномъ св. Трифономъ силою имени Божія. Намъ извѣстно, что этотъ святый мученикъ былъ великимъ чудотворцемъ и съ дѣтства имѣлъ даръ чудотворенія{14}; а самое имя Божіе не только есть любовь (1 Іоан. 4, 8), но и «огнь поядаяй» (Евр. 12, 29). И какое имя болѣе велико, чѣмъ имя Св. Троицы, о которомъ намъ подобаетъ спастися? Такимъ образомъ и здѣсь нѣтъ различія въ мысли между ученіемъ отцевъ Церкви и заклинательною молитвою, извѣстной съ именемъ св. Трифона.

Посему «не презирай заклинанія{15}: вѣра страждущихъ и благодать исцѣляющаго опредѣляютъ силу его»{16}.

 

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1894. Т 1. № 19. С. 25-30.

 

{1} Goar Εὐχολόγιον Paris 1647, рр. 699-700.

{2} См. Числ. V, 19. 1 Цар. XX, 16-17. Матѳ. XXVI, 63. Марк. V, 7.

{3} Памятн. др. христ. письмен., т. III, стр. 228.

{4} Contr. Cels. Lib. V, с. 45.

{5} Памятн. др. христ. письмен., т. III, стр. 120-121.

{6} Творен. Спб. 1847 г., ч. I, стр. 58.

{7} См. Евсев. Памф. Спб. 1858 г., стр. 357.

{8} Постан. Апостол., стр. 286.

{9} Правило 26.

{10} См. Чети-Минеи 1 февр.

{11} См. Минея мѣсячная, февраль мѣсяцъ, служба 1 числа.

{12} Goar Εὐχολόγιον, р. 697. Ср. Εὐχολόγιον Venetiis 1885, p. 500.

{13} См. Большой Требникъ, Заклинаніе св. Трифона.

{14} См. Чети-Минеи.

{15} Григорій Богословъ, т. III, стр. 306.

{16} См. письмо Фирмиліана кесарійскаго къ Кипріану.

※    ※    ※

Какой молебенъ пѣть на полѣ, страдающемъ отъ нападенія гусеницъ и кобылки?

Такъ какъ къ данному случаю не подходитъ отправленія молебстія по случаю общественныхъ бѣдствій, и къ тому же подобныя молебствіе можно совершатъ лишь съ вѣдома епархіальнаго начальства, то слѣдуетъ ограничиться литіей съ чтеніемъ «молитвы молебной на всякую литію», читаемой при крестныхъ ходахъ, бывающихъ по случаю видимыхъ бѣдсвтвіи («Церковный Вѣстникъ». 1895. № 3. С. 82.). Въ Требникахъ, какъ московскаго, такъ и кіевскаго изданій въ заклинательной молитвѣ ко св. муч. Трифону, положенной въ «чинѣ, бываемомъ на нивахъ, или въ виноградѣ, или въ вертоградѣ, аще случится вредитися отъ гадовъ иди иныхъ видовъ», упоминается, между прочимъ, гусеница и крутица, подходящи по признакамъ къ кобылкѣ, почему чинъ этотъ и долженъ быть примѣняемъ къ указываемому случаю; кромѣ того въ «предувѣдомленіи іерею», приложенному къ этому чину, указывается, что въ случаѣ пораженія нивы или поля насѣкомымъ или животнымъ не указанныхъ въ молитвѣ, іерей можетъ упомянуть его въ заклинательной молитвѣ. Умилительная же молитва на всякую литію многими читается колѣнопреклоненно послѣ указаннаго чина («Церковный Вѣстникъ». 1895. № 40. С. 1277.).

※    ※    ※

Заклинаніе св. муч. Трифона.

Описаніе самаго чина и текстъ молитвы и заклинанія мы заимствовали изъ книги: «Евхологіонъ албо Молитвословъ или Требникъ», изд. Петра Могилы, Кіевъ 1646 г., Ч. 3. С. 403-408. Въ греческомъ Требникѣ это заклинаніе изложено иначе – двухъ заклинаній (Богомъ Отцомъ и Сыномъ Божіимъ), находящихся въ Требникѣ Петра Могилы, въ немъ нѣтъ; зато у Петра Могилы опущена первая часть заклинанія повѣствовательнаго характера, отъ лица св. муч. Трифона, и характерное, послѣднее заклинаніе, служащее лучшимъ доказательсгвомъ древности всего экзорцизма. Кромѣ того, въ текстѣ Требника Петра Могилы находятся и другія измѣненія, сокращенія и дополненія противъ текста заклинанія въ греческомъ Требникѣ.

Въ назначенный день совершается божественная литургія. По окончаніи ея іерей беретъ елей изъ лампады, возжженной предъ иконою св. муч. Трифона, или св. муч. Евстаѳія, или св. муч. Іуліана Ливійскаго, и смѣшиваетъ его съ богоявленскою водою. Затѣмъ, придя на мѣсто, пострадавшее отъ нападенія пресмыкающихся и насѣкомыхъ, онъ надѣваетъ на себя епитрахиль и дѣлаетъ обычное начало: Благословенъ Богъ нашъ и проч., читаетъ псалмы 104 и 27, и послѣ возгласовъ Господу помолимся и Господи помилуй, окропляя крестообразно садъ, огородъ или виноградникъ, произноситъ слѣдующую молитву:

Господи Боже нашъ, въ началѣ созданія Твоего сотворивый небо и землю, и убо небо украсивъ великами свѣтилы, еже просвѣщати землю, и чудну быти тѣми Тебѣ, Единому Создателю и Владицѣ, землю украсилъ ecи злакомъ и травою, и различіемъ сѣменъ, сѣемыхъ по роду: и всю цвѣти вообразивъ въ благоукрашеніи, благословилъ ecи ю: Самъ и нынѣ, Владыко, призри отъ святаго жилища Твоего на стяжаніе сіе, и благослови е, и сохрани е неврежденно отъ всякаго чарованія и обаянія, и всякаго зла, отъ опасства же лукаваго и коварства злыхъ человѣкъ: и даждь ему приносити плоды во время, исполнены благословенія Твоего: и всякій звѣрь, и гадъ, червь же и мухи, и ржу, зной и варъ, и безгодныя вѣтры, вредъ наносящія, отжени отъ него: Ты бо ecи Богъ милостей и щедротъ, и Тебѣ славу возсылаемъ, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и нынѣ, и присно, и во вѣки вѣковъ.

Клиръ поетъ: Аминь. Іерей читаетъ псаломъ 67 (Да воскреснетъ Богъ), а за нимъ заклинаніе отъ имени св. Трифона.

Заклинаю васъ, многовидніе звѣри, черви, гусеницы, хрущи и прузи, мыши, щуры и критщы, и различныя роды мухъ и мушицъ, и молій, и мравій, оводовъ же, и осъ, и многоножницъ, и многообразныя роды ползающихъ по земли животныхъ и летающихъ птицъ, вредъ и тщету нивамъ, виноградомъ, садамъ же и вертоградомъ наносящая, Богомъ Отцемъ Безначальнымъ, и Сыномъ Его Собезнчальнымъ и Единосущнымъ, и Духомъ Его Пресвятымъ, Отцу и Сыну Единосущнымъ, и Животворящимъ. Заклинаю васъ вочеловѣчіемъ Единороднаго Сына Божія, Господа нашего Іисуса Христа, и пожитіемъ Его по земли съ человѣки, страстію же Его воскресеніямъ, и на небеса вознесеніемъ, и всѣмъ его Божественнымъ спасительнымъ смотреніемъ. Заклинаю васъ и святыми многоочитыми херувімы, и шестикрылатыми серафімы, летающими окрестъ престола и вопіющими: Святъ, Святъ, Святъ, Господь Саваоѳъ. Заклинаю васъ святыми ангелы, и всѣми силами небесными, и тысячами тысячъ, иже съ многимъ страхомъ предстоятъ славѣ Господней: да не обидите винограды, ни нивы, ни вертограды древесъ и зелій раба Божія (имярекъ): но отыдите на дивія горы, на неплодныя древеса, на няже даровалъ есть вамъ Богъ повседневную пищу. Заклинаю васъ и честнымъ Тѣломъ и Кровію Господа нашего Іисуса Христа, истиннаго Бога и Спаса нашего, Иже спасеніе дадеся намъ и искупленіе, о Его же имени мученицы святіи умроша: да не обидите ни нивы, ни винограды, ни всяко древо плодовитое и безплодное, и ниже листъ зелій да не обидите отъ окруженія{*} и мѣста раба Божія (имярекъ), но отыдите скоро отъ мѣста сего, исчезнете и погибните, умолитеся и часъ отъ часа безвѣстни будите, исчезающе и погибающе отъ мѣстъ и предѣлъ рабовъ Божіихъ, правовѣрное призывающихъ имя истиннаго единаго Бога, въ Троицѣ Святѣй славимаго, Отца, и Сына, и Святаго Духа, нынѣ, и присно, и въ безконечныя вѣки вѣковъ. 

{*} Пояснительная вставка: предѣла.

Клиръ поетъ: Аминь. Іерей возглашаетъ: Миръ всѣмъ. Клиръ отвѣчаетъ: И духови твоему. Іерей возглашаетъ: Главы ваши Господеви преклоните. Клиръ отвѣчаетъ: Тебѣ Господи! Іерей произносить слѣдующую молитву:

Владыко, Господи, Боже нашъ, плотскимъ Твоимъ пришествіемъ благословивый Виѳлеемъ, и Геѳсиманію, и иногда домъ Іакова, иже, благословенъ бывъ, Израилемъ преименовася, Иже и дом Аведаріанъ и Давидовъ благословилъ ecи: Самъ благослови и стяжаніе сіе, и сотвори е о благословеніи плодоности: и праведное грѣхъ ради нашихъ. првщеніе твое сіе, на ни наносимое, благоутробія ради Твоего отъ насъ скоро отврати, молитвами Пречистыя Владычицы нашея, Богородицы и Приснодѣвы Маріи, силою Четнаго и Животворящаго Креста, четнаго и славнаго пророка, Предтечи, Кретителя Іоанна, святыхъ, славныхъ и всехвальныхь апостолъ, святыхъ и добропобѣдныхъ мученикъ, святыхъ славныхъ великомучениковъ Трифона, Евстаѳія и Іуліана, и святаго (имярекъ), его же днесь память совершаемъ, и всѣхъ святыхъ; Ты бо еси Богъ милостей и щедротъ, и Тебѣ славу возсылаемъ со Безначальнымъ Твоимъ Отцемъ, и съ Пресвятымъ и Благимъ, и Животворящимъ Твоимъ духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. 

Клиръ поетъ: Аминь.

 

Жизнь и страданія св. муч. Трифона и почитаніе его въ Россіи. Сост. Л. Денисовъ. М. 1914.

 

См. также:

О чудесной силѣ молитвъ къ св. муч. Трифону объ избавленіи полей отъ червей и гусеницъ.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: