О чудесной силѣ молитвъ къ св. муч. Трифону объ избавленіи полей отъ червей и гусеницъ.

Сила заклятія святаго мученика Трифона.

Страшнымъ грѣхомъ для себя считаю умолчать о томъ дивномъ благодѣяніи Божіемъ къ намъ грѣшнымъ, которому я былъ очевидцемъ въ нынѣшнее лѣто. Въ настоящую пору, въ такъ называемомъ привиллегированномъ классѣ, царитъ духъ отрицанія и невѣрія, а въ неразвитой массѣ нашихъ простолюдиновъ – расколъ со всѣми его оттѣнками, молоканство, хлыстовство и т. п., такъ какъ церковь Христова со всѣхъ сторонъ окружена врагами, задача которыхъ насносить ей вредъ при всякомъ удобномъ случаѣ. Пусть же ниже указанные факты послужать имъ всѣмъ явною укоризною и опроверженіемъ ихъ заблужденій. Задавшись такою мыслю, я буду вести разсказъ свой съ точнымъ указаниемъ мѣстъ и личностей, прикосновенныхъ къ дѣлу, чтобы всякій, кто полагаетъ, могъ обстоятельно и на мѣстѣ провѣрить все сказанное мною. И такъ приступаю.

9-го числа, іюня мѣсяца, я былъ приглашенъ помолиться Господу Богу по случаю засухи жителями Грязновскихъ хуторовъ, что на рѣкѣ Красавкѣ, по дорогѣ изъ г. Балашова въ слободу Песчанку[1]. Съ св. иконами изъ нашей Березовской церкви и съ домовыми иконами отправились мы въ поле. Предъ нашимъ выходомъ, къ крестному ходу нашему присоединился, живущій противуположномъ берегу, землевладѣлецъ, техникъ-инжинеръ Степанъ Матвѣевичъ Островскій съ двумя своими дочьками. Чудную картину для глазъ вѣрующаго представляла эта небольшая горсть молящихся хуторянъ! Тутъ не видно было любезныхъ улыбокъ, такъ обыкновенныхъ при встрѣчѣ знакомыхъ въ городскихъ, молебствіяхъ, тутъ не слышно было ни какого говора, такъ прилѣжнаго при сельскихъ молебстіяхъ, когда за святыми иконами слѣдуетъ, толпа въ нѣсколько сотъ человѣкъ. Загорѣлые, съ поникшею головою, подъ отвѣсно палящими лучами полуденнаго іюньскаго солнца, всѣ, какъ одинъ человѣкъ, изображали собою олицетворенное покаяніе; на всѣхъ лицахъ ясно выражалось полное сознаніе, что всю кару эту посылаетъ имъ праведный Господь за ихъ прегрѣшенія; во время пути полнѣйшая тишина... изрѣдка только изъ стѣсненной груди вырвется невольный вздохъ, обращенный къ Господу Богу о помилованіе. Пріятно было, читатель, видѣть эту картину, а еще пріятнѣе было молиться вмѣстѣ съ такими людьми!.. По окончаніи молебствія, на поляхъ хуторянъ, г. Островскій (главное дѣйствующее лицо нашего разсказа) пригласилъ насъ перейдти на его сахарную свекловинцу, что на другомъ берегу, просилъ отслужить тамъ молебенъ св. мученику Трифону и прочитать заклятіе червямъ, которые показалась въ свекловицѣ. На этотъ разъ въ просьбѣ этой я невольно долженъ былъ отказать, такъ какъ со мною не было большаго требника, въ которомъ помѣщено заклятіе св. муч. Трифона.

«Въ такомъ случаѣ, батюшка, пріѣзжайте ко мнѣ завтра, сказалъ г. Островскій и возмите съ собой икону Святителя Николая, но только заклятіе крайне необходимо: черви уничтожаютъ мою свекловицу, а другихъ средствъ отъ нихъ избавиться нѣтъ ни какихъ, что я и извѣдалъ собственнымъ опытомъ. Знаете ли что!... продолжалъ онъ, когда я былъ директоромъ сахарнаго у Кушелева-Безбородко, то напали подобные черви на заводскую свекловицу; – черви эти чрезвычайно проворны и прожорливы; вотъ завтра вы увидите ихъ сами[2]. Я распорядился тогда засыпать ихъ золою, которая имѣлась въ большомъ количествѣ при заводѣ, но черви пробираются сквозь золу и свекловица убавляется; за тѣмъ, приказываю бочками возить патоку и заливать ихъ, въ той надеждѣ, что патока склеить ихъ и лишитъ возможности двигаться; но не тутъ-то было, – черви ползутъ и сквозь патоку и все-таки въ свекловицу; пробую наконецъ засыпать имъ путъ и ихъ самихъ известкою, но черви ползутъ сквозь известку и все-таки въ свекловицу и беспощадно уничтожаютъ ее. Я положительно въ отчаяніи! Съ уничтоженіемъ свекловицы сахарный заводъ долженъ остановиться, а вмѣстѣ съ нимъ – остаться безъ заработка и не одна тысяча рабочихъ рукъ окрестныхъ поселянъ. Въ самомъ дурномъ расположеніи духа, нуправился я съ посѣва къ дому, продолжалъ г. Островскій; какъ по дорогѣ встрѣчается мой приказчикъ и съ таинственнымъ видомъ докладываетъ, что онъ нашелъ средство избавиться отъ червей, да не знаетъ приму ли я его: говорятъ въ церковныхъ книгамъ есть заклятіе отъ нихъ, какъ сказалъ мнѣ кумъ на селѣ, такъ послѣ этого самаго заклятія ни одного червяка не останется за загонѣ. Сдѣлай милость, братецъ мой, говорю ему, скорѣй закладывай лошадей и покорнѣйше проси батюшку съ иконами кругомъ всего свекловичнаго посѣва, окропили его св. водою и потомъ прочитано было чревямъ заклятіе св. муч. Трифона. Чтоже бы вы думали?! Къ вечеру того же дня эти проворные червяки сдѣлались какими-то сонливыми и вялыми, а на другой день и слѣдъ ихъ простылъ. Чрезъ нѣсколько лѣтъ, продолжалъ онъ свой разсказъ, на томъ же самомъ заводѣ повторилось такое же нападение червей на сахарную свекловицу. Въ этомъ случаѣ я уже не прибѣгалъ ни къ какимъ другимъ средствамъ, какъ только къ заступничеству св. муч. Трифона. Случилось, что жители сосѣдняго села молебствовали по случаю бездождія; путь ихъ пролегалъ вдоль посѣвовъ заводской свекловицы, такъ что одну сторону посѣва прошли они съ св. иконами и безъ моей просбы, а по просбѣ на возвратномъ пути, обошли и остальныя три стороны; въ концѣ посѣва духовенство отслужило молебедъ св. муч. Трифону и прочитана было заклятіе червямъ. На этотъ разъ я уже съ полною вѣрою ожидалъ дѣйствія заклятія и благодареніе Господу, не напрасно: какъ и въ первомъ случаѣ, къ вечеру, того дня, проворные черви сдѣлались, не поворотливыми, а къ слѣдующему утру и совсѣмъ пропали съ посѣва. Въ обоихъ указанныхъ случаяхъ, я замѣчалъ что между другими св. иконами была икона и свят. Николая. Вотъ почему, батюшка я и прошу васъ назавтра взять съ собою изъ церкви эту икону».

Исполняя вполнѣ. похвальное желаніе г. Островскаго, я на слѣдующее утро, послѣ надлежащаго подготовленія, отправился къ нему съ псаломщикомъ и необходимыми цекровными вещами; не забылъ также взять съ собою и просимую икону святителя Николая. Маленькій, по количеству участвующихъ, крестный ходъ устроили мы изъ самаго дома по направленію къ свекловичнымъ плантаціямъ; въ этомъ ходѣ учавствовала и г. Островскаго супруга лютеранка, подавая собою примѣръ самой усердной пламенной молитвы; первая, послѣ отпуста, она подошла къ св. животворящему кресту и, перекрестившись, съ благоговѣніемъ облобызала Его.

По приходѣ на мѣсто къ приготовленному столику, мы прежде отслужили молебенъ съ водоосвященіемъ, за тѣмъ молебенъ св. муч. Трифону, послѣ котораго прочиталъ я заклятіе этого мученика, обращая его (заклятіе) къ червямъ. По окончаніи молебствія обошли мы съ св. иконами весь посѣвъ кругомъ, а я на всемъ пути кропилъ свекловицу св. водою.

Чрезъ дня два послѣ описаннаго молебствія г-жа Островская была въ Березовскѣ. «Черви вамъ кланяюся!» были ея первыя слова при нашей встрѣчѣ. И продолжаютъ здравствовать добавляю я. «Да въ томъ-то и дѣло, что ихъ на слѣдующее же утре ни одного не осталось въ свекловицѣ»!...

Разскажу вамъ читатель еще и другой случай Божія благодѣянія къ грѣшнымъ людямъ по молитвамъ святаго муч. Трифона.

Вскорѣ, послѣ молебствія у г. Островскаго, приглашаетъ меня на свои поля помолиться Господу Богу, о дарованіи дождя, живущій вблизи Березовки, Балашов, мѣщанинъ Андрей Васильевичъ Воробьевъ (по мѣстному Лавровъ). Онъ арендуетъ землю у крестьянъ слободы Малой Семеновки, на которой землѣ у него засѣяно очень много разнаго хлѣба. На его землѣ въ настоящемъ году много посѣвщиковъ изъ крестьянъ села Березовки, а потому участниковъ молебствія набралось не мало и мы, послѣ Литургіи, польнымъ крестнымъ ходомъ, отправились въ путь.

Считаю нужнымъ, для большей ясности разсказа, сдѣлать маленькое отступленіе.

Въ настоящемъ году, кромѣ бывшей засухи, на поляхъ появлялся другой бичъ хлѣбопашца, не менѣе жестокій: это тѣ звѣрки, которыхъ простой народъ называетъ мышами. Въ естественной исторіи звѣрки эти извѣстны подъ именемъ «полевиковъ» и естествоиспытатели причисляютъ ихъ скорѣе къ семейству кроликовъ и т. п. животныхъ, а къ амбарнымъ нашимъ мышамъ. Полевики тамъ же на поляхъ имѣютъ свои норы; въ которыхъ дѣлаютъ зимній запасъ хлѣба, кромѣ того, что поѣдаютъ въ продолженіе лѣта. Полевики въ нашемъ районѣ по-всемѣстны. Какъ велико ихъ количество – можно судить изъ того, что нѣкоторые загоны почти уничтожены ими, – на нѣкоторыхъ загонахъ не успѣли до наступившихъ дождей собрать рожь въ копны, послѣ же дождей буквально подъ каждымъ снопомъ находили одну или двѣ норы, наполненныхъ зернами хлѣба и – снопъ до половины объѣденный.

По приходѣ на мѣсто, послѣ обычнаго молебствія о дарованіи дождя, я уже по своей личной, иниціативѣ отслужилъ молебенъ съ водоосвященіемъ, за тѣмъ молебенъ св. муч. Трифону и прочиталъ заклятіе, обращая его къ мышамъ. Въ заклятіи упоминалъ раба Божія Андрея, какъ хозяина посѣвовъ. Окропивши въ этомъ мѣстѣ посѣвъ св. водою, я продолжалъ и въ другихъ пунктахъ служить молебны съ водоосвященіемъ и такъ же кропить посѣвы. Молитва наша къ св. муч. Трифону и въ настоящемъ случаѣ не осталась втуне: на загонахъ Андрея Васильевича Воробьева не было ни одного полевика въ продолженіи всего лѣта, хотя рядомъ же съ нимъ, на чужихъ загонахъ, звѣрки эти производили страшное опустошеніе[3].

Указанные нами факты, читатель, не нуждаются ни въ какихъ коментаріяхъ, такъ какъ краснорѣчиво говорять сами за себя.

Слава Богу, благодѣявшему намъ по молитвамъ св. мученика Трифона!\

 

Священникъ Петръ Строковъ.

С. Березовка, Балашовскаго уѣзда.

«Саратовскія Епархіальныя Вѣдомости». 1878. № 46. Отд. Неофф. С. 711-716.

※    ※    ※

Помощь Божія.

Въ приходѣ села Антилохова, Ковровскаго уѣзда, гдѣ я состою священникомъ, нынѣшнимъ лѣтомъ былъ вотъ какой случай.

17 іюля на поляхъ крестьянъ появился въ большомъ количествѣ червь, который главнымъ образомъ истреблялъ ленъ, – обрывалъ листокъ и головку. – Крестьяне, пораженные такимъ невиданнымъ явленіемъ, упали духомъ. Не зная никакихъ мѣръ противъ такого бѣдствія, они пришли ко мнѣ съ просьбою дать имъ добрый совѣтъ, какъ избавиться отъ этого несчастія, которое угрожало раззореніемъ. Я съ своей стороны могъ предложить имъ только одну мѣру: обратиться съ усердною молитвою къ Господу Богу, именно – въ продолженіе трехъ дней ходить въ церковь за вечернее богослуженіе и литургію, въ каждый изъ этихъ дней совершать ходъ съ св. иконами на поля и тамъ служить молебствіе св. мученику Трифону. Прихожане радушно приняли мой совѣтъ, – и въ слѣдующіе три дня, 18, 19, и 20 числа, съ вечера совершалось всенощное бдѣніе, а утромъ литургія. 18 числа, послѣ литургіи, я прибылъ съ св. иконами на поля прихожанъ. Дѣйствительно, полосы льна, на которомъ находился червь, представляли самое удручающее явленіе: на каждомъ стеблѣ льна висѣло по нѣскольку червей; многіе стебли уже лишены были листьевъ и верху. Съ полнымъ упованіемъ на всемогущую помощь Божію, я совершилъ молебствіе св. мученику Трифону и окропилъ поле св. водой съ елеемъ отъ лампады мученика. Къ вечеру того же дня на поляхъ прихожанъ появились большія стаи птицъ. Птица, поспѣшно перелетая съ одной полосы на другую, съ жадностію истребляла червей; она не переставала пользоваться своей добычей въ продолженіе трехъ сутокъ. На другой день, 19 іюля, снова обошли съ св. иконами кругомъ всего яроваго поля. Въ это время червь мѣстами ползъ по дорогѣ въ направленіи къ лѣсу. На третій день, когда прибыли для молебствія на поля, на нихъ уже почти совсѣмъ на замѣтно было червей. – Такъ Господь, по молитвѣ св. мученика Трифона, скоро прекратилъ грозное для крестьянъ бѣдствіе.

Прихожане мои, обрадованные такою скорою помощію Божіею, дали обѣщаніе первое число Февраля (память св. муч. Трифона) всегда праздновать молитвенно въ благодарное воспоминаніе объ избавленіи отъ бѣдствія.

 

Священникъ I. Семеновскій.

«Владимирскія Епархіальныя Вѣдомости». 1888. № 18. Ч. Неофф. С. 679-680.

 

[1] Хутора эти носятъ еще названіе Островскихъ.

[2] Черви эти темнозеленаго цвѣта, имѣютъ жесткую кожу, длиною немного болѣе полувершка и толщиною съ ржаную соломенку; вся нижняя часть туловища порыта ножками, которые и даютъ имъ возможность быстро двигаться.

[3] Когда я пишу эти строки, на поляхъ Воробьева начали появляться полевики въ небольшомъ количествѣ, но такъ какъ хлѣбъ уже снятъ съ корня, то для хозяина посвѣвовъ они безвредны.

 

См. также:

Заклинаніе святаго мученика Трифона.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: