• Замѣтки объ особенностяхъ Пасхальнаго богослуженія.

    Замѣтки объ особенностяхъ Пасхальнаго богослуженія.

    Въ виду наступающаго праздника св. Пасхи, считаемъ благовременнымъ припомнить и сгруппировать разъясненія, данныя въ разные годы частію редакціею нашего епархіальнаго органа, частію редакціями другихъ періодическихъ духовныхъ изданій («Церковныхъ Вѣдомостей», «Церковнаго Вѣстника» и иноепархіалыныхъ Вѣдомостей), – относительно нѣкоторыхъ частностей пасхальнаго богослуженія, – особенно не предусмотрѣнныхъ или не вполнѣ опредѣленныхъ церковныъ уставомъ. Для краткости мы ограничимся лишь общими замѣчаніями по вопросамъ о пасхальномъ богослуженіи, – предоставляя желающимъ прочитать болѣе подробныя разъясненія по процитованнымъ источникамъ.

    Пасхальную полупощницу не слѣдуетъ совершать въ траурныхъ ризахъ, которыя замѣняются бѣлыми уже въ Великую субботу на литургіи, при пѣніи «Воскресни Боже», – въ знакъ того, что съ слѣдующаго затѣмъ чтенія евангелія, повѣствующаго о чудѣ воскресенія Господа, занимается заря свѣтлаго пасхальнаго праздника («Литов. Епарх. Вѣд.» 1894 г., № 14-й; «Руков. для сел. паст.» 1895 г. № 14-й).

    01 May 2021 читать далее


  • Архіепископъ Димитрій (Самбикинъ) – Архипастырское наставленіе духовенству Подольской епархіи предъ наступленіемъ праздника Пасхи.

    Архіепископъ Димитрій (Самбикинъ) –  Архипастырское наставленіе духовенству Подольской епархіи предъ наступленіемъ праздника Пасхи.

    Въ виду наступленія величайшаго изъ праздниковъ православной церкви – св. Пасхи, свѣтлаго, всерадостваго дня Воскресенія Христова, я, по долгу архипастыря, счелъ нужнымъ предложить духовенству Подольской епархіи нѣсколько совѣтовъ относительно празднованія этого «торжества изъ торжествъ». Побужденіемъ къ сему съ одной стороны было замѣчаемое въ простомъ народѣ охлажденіе къ церковнымъ празднествамъ и религіозный индеферентизмъ, вслѣдствіе коего русскій православный въ дни нарочитыхъ праздниковъ христіанской церкви иногда вмѣсто посѣщенія своего приходскаго храма, отправляемся для слушанія Богослуженія въ костелъ, гдѣ завлекаютъ его и игрою на органахъ, и представленіемъ разнаго рода мистерій и, наконецъ, къ прискорбію нужно сказать, большимъ порядкомъ и благочиніемъ въ немъ, нежели въ иныхъ Церквахъ, гдѣ священники не радятъ о благоукрашенін своихъ храмовъ даже въ великіе праздники; съ другой стороны – и болѣе существенной стороны потому, что въ Подоліи, искони русской, православной странѣ, подъ вліяніемъ разныхъ неблагопріятныхъ историческихъ событій, не обращалось приходскими священниками, особенно въ селахъ, на точное исполненіе церковнаго устава, преимущественно въ отношеніи Богослуженія, а вслѣдствіе чего забывались древніе благочестивые обычаи въ празднованіи великихъ праздниковъ и что особенно замѣтно въ дни Свѣтлой Пасхальной Недѣли.

    01 May 2021 читать далее


  • Поученіе объ особенностяхъ службы въ великій пятокъ.

    Поученіе объ особенностяхъ службы въ великій пятокъ.

    Въ вечеръ великаго четвертка, во 2-мъ часу ночи (какъ полагается по уставу), или въ четвергъ во время всенощнаго бдѣнія (какъ дѣлается въ городскихъ церквахъ), или въ пятокъ утромъ (какъ бываетъ во многихъ сельскихъ церквахъ), совершается послѣдованіе святыхъ и спасительныхъ страстей Господа нашего Іисуса Христа, или утреня съ чтеніемъ двѣнадцати евангелій изъ всѣхъ евангелистовъ, о послѣднихъ дняхъ земной жизни Іисуса Христа, начиная съ предсмертной, умилительнѣйшей – отеческой и вмѣстѣ дружеской – бесѣды Его съ учениками, начатой въ домѣ совершенія вечери, продолженной и оконченной на пути въ садъ Геѳсиманскій: «Нынѣ прославися Сынъ человѣческій...», – до Его погребенія. Въ этой бесѣдѣ Іисусъ Христосъ высказалъ со всею искренностію и ясностію цѣль своего пришествія на землю, характеръ своего ученія и служенія, свои желанія и намѣренія, свои отношенія къ Отцу небесному и къ ученикамъ; заповѣдалъ ученикамъ взаимную любовь другъ къ другу и ко всѣмъ ближнимъ, предсказалъ имъ скорби въ мірѣ, а вмѣстѣ ободрилъ обѣтованіемъ послать имъ Утѣшителя и Наставника Святаго Духа. Этою бесѣдою Іисусъ Христосъ вразумилъ своихъ учениковъ, утѣшилъ и ободрилъ къ перенесенію ожидавшихъ ихъ скорбей.

    29 April 2021 читать далее


  • Замѣтка о богослужебныхъ особенностяхъ Страстной седмицы.

    Замѣтка о богослужебныхъ особенностяхъ Страстной седмицы.

    Къ рѣшенію вопросовъ изъ области пастырской практики.

    Въ Великій четвергъ и въ Великую субботу нѣкоторые находятъ возможнымъ совершеніе раннихъ литургій Василія Великаго, только не въ соединеніи съ вечернею и въ субботу безъ переоблаченія. Нельзя не согласиться съ тѣми пастырями, которые признаютъ служеніе литургій раннихъ въ четвергъ и субботу Страстной седмицы неумѣстнымъ. Во-первыхъ, говорятъ, совершеніе литургіи безъ вечерни въ эти дни противно Уставу и не имѣетъ для себя никакого основанія. Во-вторыхъ, предоставляя настоятелю въ другіе дни совершать литургію и раньше, и позже положеннаго времени (9 часовъ утра), уставъ для нѣкоторыхъ особенныхъ дней, въ томъ числѣ великихъ четверга и субботы, дѣлаетъ исключеніе, опредѣляя время совершенія литургіи въ сіи дни съ строгою точностію, – именно въ Великій четвергъ онъ предписываетъ совершать литургію въ восьмой часъ дня, по нашему – второй по полудни, въ Великую субботу – въ десятый часъ дня, по нашему – четвертый по полудни. Въ третьихъ, послѣ литургіи разрѣшается постъ, а въ четвергъ и субботу Страстной седмицы церковными правилами заповѣдуется проводить въ постѣ (Лаод. соб. прав. 49; Трулльск. соб. прав. 59). Такимъ образомъ, служеніе раннихъ литургій въ Великіе четвергъ и субботу является нарушеніемъ церковнаго Устава и не согласуется съ соборными постановленіями.

    29 April 2021 читать далее


  • Совершители таинства исповѣди по каноническому ученію православной и римско-католической церквей.

    Совершители таинства исповѣди по каноническому ученію православной и римско-католической церквей.

    Каноническое ученіе православной Церкви о совершителяхъ исповѣди въ настоящемъ его видѣ представляется слѣдующимъ.

    Всѣ епископы православной Церкви владѣютъ правомъ совершенія исповѣди, какъ наслѣдники апостольской власти вязать и рѣшить. Но православные епископы своимъ правомъ совершенія исповѣди владѣютъ, если такъ можно выразиться, принципіально, фактически предоставляя это право пресвитерамъ и самолично примѣняя его (фактически же) только въ крайнихъ случаяхъ: въ отлученіи, напр., грѣшниковъ отъ общенія церковнаго и принятіи ихъ обратно въ лоно св. Церкви, въ наложеніи публичной энитиміи, «въ вящшихъ и неудоборазсудительныхъ винахъ (въ области покаянія) приносимыхъ и предлагаемыхъ имъ» со стороны пресвитеровъ, по выраженію ставленной грамоты священнической и Духовнаго Регламента. Такимъ образомъ, право совершенія исповѣди въ православной Церкви фактически принадлежитъ почти исключительно пресвитерамъ.

    15 April 2021 читать далее


  • Замѣтка: Поминовеніе живыхъ и усопшихъ на Литургіи за сугубою ектеніею.

    Замѣтка: Поминовеніе живыхъ и усопшихъ на Литургіи за сугубою ектеніею.

    Въ нѣкоторыхъ С.-Петербургскихъ церквахъ практикуется обычай поминать на литургіи за сугубой ектеніей за здравіе и возносить заупокойную ектенію даже въ воскресные и праздничные дни. Подобный обычай представляется инымъ не только разсѣивающимъ молитвенное настроеніе, уничтожающимъ подъемъ духа у человѣка, «пришедшаго въ церковь праздновать праздникъ», но и прямо «противозаконнымъ». Такой взглядъ высказанъ, между прочимъ, въ «Церковномъ Вѣстникѣ» въ статьѣ Е. Поселянина (№ 17, 1905 г.). «По церковнымъ правиламъ, – говоритъ онъ, – такой ектеніи не полагается вовсе. Въ Москвѣ, напримѣръ, вы никогда не услышите поминовенія покойниковъ въ воскресенье». «Затѣмъ, по ученію Церкви: «превеликая бываетъ польза душамъ, о коихъ моленіе возносится, когда святая предлежитъ и страшная жертва»; сила церковнаго поминовенія въ вынутіи частей за проскомидіей и въ погруженіи ихъ, по пріобщеніи вѣрныхъ, въ Кровь Христову, а не въ той или иной ектеніи. Священники не интересаны, съ которыми мнѣ приходилось бесѣдовать объ этой подробности, признаютъ ея неправильность. Интересно бы знать, когда и какъ она завелась. А въ поддержаніи ея, мнѣ кажется, нельзя не видѣть нѣкоторый матеріальный разсчетъ. По крайней мѣрѣ, одинъ батюшка мнѣ такъ и отвѣтилъ: «это у насъ хлѣбъ отыметъ».

    08 March 2021 читать далее


  • Литургическія замѣтки из Самарскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостей 1897 г.

    Литургическія замѣтки из Самарскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостей 1897 г.

    Что означаетъ расположеніе перстней на престолѣ, указываемое въ Требникѣ: «лежатъ на деснѣй странѣ святыя трапезы перстни ихъ (т. е. брачущихся) два, златый и сребряный, сребряный убо уклонялся къ деснымъ, златый же къ лѣвымъ, близъ другъ друга».

    Значеніе такового расположенія перстней нужно объяснить по связи съ имѣющимъ наступить обмѣномъ колецъ между новобрачными. При обрученіи перстни налагаются на персты новобрачныхъ: «первѣе мужу златый, таже сребряный женѣ», – въ знакъ преимущества мужа предъ женой и повиновенія жены мужу. Послѣ этого совершается троекратный обмѣнъ, при участіи воспріемниковъ, а на рукахъ новобрачныхъ получаются перстни: у жениха невѣстинъ (серебряный), а у невѣсты жениховъ (золотой). Таково именно требованіе церковнаго устава; ибо перстень есть залогъ и какъ таковой долженъ храниться у другого. – Онъ есть постоянный напоминатель о близкомъ лицѣ. Поэтому не было бы смысла, если бы у каждаго изъ брачущихся – у жениха и невѣсты – оказался свой перстень. О себѣ самихъ всѣ помнятъ, и даже сь излишкомъ, безъ особаго напоминанія. Обмѣномъ же колецъ церковь хочетъ навсегда закрѣпить взаимное памятованіе брачущихся другъ о другѣ. Кромѣ того обмѣнъ колецъ совершается еще и затѣмъ, чтобы «женской слабости придать мужественный духъ и дать ей (женѣ) понять, что она входитъ въ согласіе съ мужемъ во всѣхъ дѣлахъ его» (Нов. Скр. ч. IV, гл. 10, § 9). Участіе воспріемниковъ изъ родственниковъ указываетъ на то, что на заключаемый бракъ имѣется согласіе родителей и лицъ брачущихся, или, за неимѣніемъ послѣднихъ живыми, – ихъ родственниковъ.

    02 February 2021 читать далее