Священникъ Александръ Накропинъ – О нѣкоторыхъ выраженіяхъ требника въ послѣдованіи Св. Крещенія.

Высокій долгъ пастырской обязанности требуетъ правильнаго и точнаго исполненія по крайней мѣрѣ самаго необходимаго, съ чѣмъ священникъ встрѣчается ежедневно.

Дѣйствительно въ церковной практикѣ есть случаи требующія поясненія, особенно это требуется при совершеніи важнѣйшаго и перваго Таинства Св. Крещенія. Въ требникѣ въ послѣдованіи св. Крещенія изложены всѣ тѣ выраженія, по которымъ священникъ обязанъ совершать дѣйствія, сопровождающія самое таинство; но выраженія эти, требуютъ болѣе точнаго и опредѣленнаго изъясненія. Хотя въ требникѣ не выражено, какъ совершать дуновеніе, но въ практикѣ принято совершать дуновеніе при крещеніи всегда крестообразно, а въ требникѣ при семъ случаѣ говорится только: «и дуетъ на лицо его трижды».

Въ началѣ послѣдованія Св. Крещенія, предъ огласительной молитвой и возложеніемъ руки на крещаемаго, священникъ обязанъ совершать дуновеніе трижды и непремѣнно всегда крестообразно. Крестообразное дуновеніе совершается согласно указанію учителя Церкви Сѵмеона Солунскаго, какъ объ этомъ говорится у него въ 4-й главѣ о крещеніи; то на основаніи именно этого ученія Сѵмеона Солунскаго дуновеніе при послѣдованіи Св. Крещенія всегда неизмѣнно должно совершаться крестообразно{1}. Послѣ дуновенія непосредственно слѣдуетъ благословеніе младенца.

Такимъ же образомъ совершается такое же крестообразное дуновеніе и послѣ четвертаго заклинанія, или четвертой запрещательной молитвы, какъ надписывается въ нашемъ требникѣ. При этомъ случаѣ въ требникѣ говорится: «и будетъ Священникъ на уста его, на чело, и на перси» и это дуновеніе такъ же должно быть совершено крестообразно непремѣнно по ученію того же учителя церкви Сѵмеона Солунскаго. Въ первые вѣка христіанства заклинанія надъ оглашенными совершались отдѣльно особенными прислужниками – заклинателями, какъ называли тогда Аколуѳами.

Нужно сказать, что все что только есть самаго древнѣйшаго въ церковной практикѣ такъ это именно огласительная молитва съ возложеніемъ руки, заклинанія и отрицанія отъ временъ Апостольскихъ отъ перваго вѣка христіанства дошедшее до насъ въ томъ самомъ видѣ, какъ оно употреблялось въ первенствующей церкви Христовой. Всеобщее употребленіе этихъ молитвъ и дѣйствія при крещеніи во всемъ христіанскомъ мірѣ тѣмъ болѣе подтверждаетъ церковно-археологическое значеніе ихъ; въ томъ видѣ, какъ они употребляются въ православной Церкви, употребляются онъ и въ церквахъ всѣхъ другихъ христіанскихъ исповѣданій. Нужно прочитать поученія св. Кирилла, архіепископа іерусалимскаго, отца IV в., чтобы видѣть всю важность и необходимость этихъ приготовительныхъ молитвъ для оглашенныхъ: поученія эти, по возвышенности изложенія, можно сказать, неподражаемы въ этомъ отношеніи.

Послѣ огласительныхъ молитвъ слѣдуетъ и самое послѣдованіе Св. Крещенія, въ которомъ при освященіи воды слѣдуетъ тоже троекратное дуновеніе, какъ выражено въ семъ случаѣ въ требникѣ: «и знаменуетъ воду трижды, погружены персты въ воду, и дунувъ въ ню...» Дуновеніе въ семъ случаѣ, какъ и въ предыдущихъ, совершаемое троекратно, совершается непремѣнно крестообразно, по указанію Сѵмеона Солунскаго въ 5 главѣ о крещеніи{2}. Въ послѣдованіи Св. Крещенія, послѣ освященія воды, предъ погруженіемъ крещаемаго въ купель, совершается помазаніе освященнымъ елеемъ. Въ семъ случаѣ вошло въ практику нѣкоторыми священниками помазывать спину крещаемаго младенца. Въ требникѣ выражено такъ: «творитъ креста образъ на челѣ и персехъ и на междураміи». Изображая елеемъ крестъ священникъ сопровождаетъ произнесеніемъ словъ на челѣ: «во имя Отца и Сына и Св. Духа»; на персехъ: «во изцѣленіе души и тѣла». При этомъ здѣсь разумѣются и междурамія, означая именно ту часть тѣла между плечами, которая спереди, а потому нѣтъ нужды поворачивать новорожденнаго задомъ и помазывать ему спину. Если бы междурамія дѣйствительно означало заплечій, то помазаніе спины непремѣнно совершалось бы и въ греческой церкви, тѣмъ болѣе, что самыя выраженія читаемыя въ оригиналѣ могутъ быть поняты лучше, нежели переводъ на церковно-славянскомъ языкѣ. Въ книжкѣ: «Сводъ указаній и замѣтокъ по вопросимъ Пастырской практики», въ § 13 предложенъ вопросъ: какое понятіе соединять съ выраженіемъ междураміе, употребляемое въ послѣдованіи Св. Крещенія? Въ этой замѣткѣ въ началѣ, по-видимому, вопросъ этотъ рѣшается правильно, но далѣе и въ заключеніе говоритъ: нужно замѣтить, что оно (т. е междураміе) «въ церковно-славянскомъ языкѣ употребляется безразлично въ томъ и другомъ числѣ, напримѣръ священникъ творитъ крестообразъ на челѣ и на персехъ и на между-раміи, а немного ниже: «знаменуетъ его перси и междурамія»{3}.

Приводя эти выраженія требника составитель этой замѣтки очевидно принимаетъ слово: между-раміи за единственное число. Но чтобы правильно прочитать и неговорить о безразличномъ употребленіи двухъ чиселъ, совѣтую предварительно правильно прочитать внимательнѣе выраженія требника, гдѣ видно ясно, что въ обоихъ случаяхъ поставлено множественное число; въ греческомъ требникѣ въ первомъ случаѣ поставлено: (τῶν μεταφρένων) родительный падежъ множественнаго числа, такъ какъ ἕπὶ требуетъ родительнаго падежа, а во второмъ случаѣ: το μετὰφρενα винительный – множественнаго числа. Въ обоихъ случаяхъ, какъ видно ясно, употреблено множественное число, а не единственное, слѣдственно здѣсь нѣтъ мѣста той оговоркѣ, которая находится въ этой замѣткѣ: говорятъ однаножь, что если-бы словомъ междураміе имѣлось въ виду обозначить предплечіе, то оно и было бы поставлено во множественомъ числѣ». Такое рѣшеніе недоумѣннаго вопроса не только не надоумитъ, и еще больше затемнитъ, почему вопрошающіе по этому вопросу и указываютъ на выводъ и заключеніе этой замѣтки. Церковно-славянскій переводъ нашего требника, строго придерживаясь греческаго оригинала, ставитъ въ первомъ случаѣ такъ же родительный множественнаго числа: между-раміи, по русски: между-рамій. Мышцы здѣсь означаютъ именно предплечія т. е. мочь физическую падшей природы человѣка, на которую и испрашивается въ семъ случаѣ изцѣленіе.

Въ требникѣ выражено: «и егда же помажется все тѣло». Судя по этому выраженію требника слѣдовало бы помазывать все тѣло новорожденнаго: но это у насъ невошло въ церковную практику, какъ у грековъ, по указанію Сѵмеона Солунскаго, въ 6 главѣ о крещеніи, помазывать все тѣло новорожденнаго (βρέφος){4}. Сѵмеонъ Солунскій въ указаніи своемъ поясняетъ почему надлежитъ помазывать все тѣло новорожденнаго.

У грековъ помазаніе младенца освященнымъ елеемъ совершается такъ: принесенный елей, предъ погруженіемъ младенца священникъ выливаетъ на руки воспріемника, который держитъ ихъ сложенными надъ купелью, освятивъ елей, читая положенную молитву, священникъ двумя перстами, какъ говорится въ семъ случаѣ въ требникѣ «вземлетъ отъ елея и творитъ креста образъ...» Омоченными въ освященный елей перстами помазываетъ крещаемаго, а оставшимся въ рукахъ елеемъ кумъ (кумбари) помазываетъ все тѣло младенца. Нѣкогда по древнему церковному уставу это совершалось Діаконами{5}.

Впрочемъ въ этомъ отношеніи греки относятся безразлично, нисколько непретендуя, если крещеніе совершаетъ русскій священникъ, зная что въ практикѣ русской церкви это непринято. Греческій священникъ непремѣнно помазываетъ все тѣло новорожденнаго (εἰς ὅλον τὸ σῶμα) такъ какъ самое погруженіе крещаемаго въ купель въ семъ случаѣ есть подобіе смерти: мертвымъ быти убо грѣху, но живымъ же Богови. Дѣйствительно по точному значенію Пресвитеръ помазываніемъ крещаемаго елеемъ, какъ бы приготовляетъ его къ таинственному погребенію, какъ мертвеца, ибо отнынѣ онъ долженъ: помышлятъ мертвыхъ убо быти грѣху, но живыхъ же Богови о Іисусѣ Господѣ нашемъ, какъ читается при крещеніи въ положенномъ Апостолѣ.

Въ греческомъ требникѣ при помазаніи елеемъ есть небольшее различіе съ нашимъ требникомъ, а именно: тамъ означено помазывать прежде ноги, а потомъ уже руки, вѣроятно, соотвѣтственно значенію произносимыхъ словъ: «во еже ходить ему по стопамъ заповѣдей», такъ какъ руки помазываются въ семъ случаѣ именно только, какъ физическія силы человѣка.

Вообще елей имѣетъ символическое значеніе мира, напоминаетъ намъ здѣсь масличную вѣтвь Ветхаго завѣта, – примиреніе Бога съ человѣками, – сошествіе Сына Божія на землю. Таинственный елей, такъ говоритъ, въ семъ случаѣ, краснорѣчивый описатель дней Богослуженія Православной церкви, означаетъ здѣсь благую маслину Іисуса Христа въ которой «прививается крещаемый, какъ новая вѣтвь, отторгнутая на всегда отъ дивой маслины міра. Это совершается, какъ говоритъ онь, въ знаменіе мира Божія съ человѣками; ибо Господь, предобразуя грядущую благодать свою, послалъ въ ковчегъ Цоя голубицу съ масличной вѣтвію»{6}.

Въ послѣдованіи Св. Крещенія, послѣ молитвъ омовенія въ 8 день, предъ постриженіемъ власовъ, положено вытирать мѣста запечатлѣнные Св. Мѵромъ, – это вытираніе нѣкоторыми производится крестообразно, чего дѣлать въ требникѣ невыражено, а говорится такъ: «кропитъ отроча и взять губу новую напоенную водой отираетъ лице его съ главой и перси и проч.»

Въ первобытной церкви Хоистовой, въ первые вѣка христіанства когда ново-крещенный приводился въ церковь на 8 день, носившій бѣлую одежду въ продолженіи осми дней въ знавъ торжества, въ то время онъ окроплялся и омывался какъ уже совершенно очищенный, какое значеніе и имѣло это дѣйствіе въ то время, такъ какъ и въ самыхъ выраженіяхъ требника: «омылся еси повторяется» два раза; но въ послѣдующія времена, во избѣжаніе оскверненія Св. Мѵра, еще со древнихъ временъ, опредѣлено послѣ миропомазанія, тутъ же при крещеніи, вытирать мѣста зяпечатлѣнныя Св. Мѵромъ, но не крестообразно, а просто вытирать губой (новой какъ говорится въ требникѣ) хорошо намоченой водой, а не обрывочномъ, который едва можно держать пальцами.

Нужно такъ же замѣтить, что у грековъ есть хорошій обычай крестить младенца непремѣнно въ теплой водѣ. Такому вполнѣ полезному и благому обычаю слѣдовало бы подражать, вмѣняя въ обязанность для всѣхъ рѣшительно. Теплота воды можетъ имѣть здѣсь символическое значеніе все надѣляющей Благодати Божіей. Дѣйствительно купель для новорожденнаго младенца можетъ быть купаніемъ, какъ самое слово по гречески: Βάπτισμα – купаніе погруженіе въ воду и означаетъ собственно; но каково то бываетъ для младенца, когда его опустятъ въ совершенно холодную воду, еще только что родившагося, какъ обыкновенно у насъ дѣлается; чѣмъ можетъ протестовать безпомощное созданіе, кромѣ отчаяннаго крика, и каковы только могутъ быть послѣдствія отъ купанія иъ совершенно холодной водѣ новорожденнаго малютки?. Дѣйствительно смертность малолѣтнихъ въ деревняхъ поразительна, какъ можетъ указать статистика.

Въ настоящее время разработка путемъ печати нѣкоторыхъ вопросовъ касающихся церковной практики дѣйствительно при началѣ пастырскаго служенія много облегчаетъ трудъ, – это не то старое время, когда въ деревнѣ трудно было достать книгу для чтенія, теперь не только книги, но и самый органъ духовенства Епархіальвыя Вѣдомости печатаютъ часто все относящееся въ церковной практикѣ. Остается только пожелать, чтобы вопросы касающіяся церковной практики были разработываемы, какъ можно, полнѣе въ научномъ отношеніи.

 

Священникъ Александръ Накропинъ.

 

«Таврическія Епархіальныя Вѣдомости». 1883. № 2. Отд. Неофф. С. 77-81.

 

{1} Συμὲον о Θεσσαλονίκης Αρχιεπίσκοπους Κεφάλαιν περί Βάπτισμα: Ὅθεν καὶ καλὸν εἶναι μετὰ τὴν κοινωνίαν Χριστοῦ... Σταυροειδῶς δὲ γίνεται τὸ φύσημα.

{2} Συμὲον о Θεσσαλονίκης Κεφαλ. 5 περί Βάπτισμα: Κάμνωντας τὸν τύπον τῷ Σταυρῶ μὲ τὸ χέρι το καὶ μὲ τὸ φύσημα μεν...

{3} Сводъ замѣтокъ и указаній по вопросамъ пастырской практики, стр. 69.

{4} ἀπὸ τὴν κεφαλὴν ἕως εἰς ὅλον τὸ σῶμα. Κεφαλ. 6.

{5} Душеполезное Чтеніе за 1877 г. Одинцевъ.

{6} Муравьевъ. Письма о Богослуженіи восточной каѳоличесной церкви изд. 9, 1863 г. стр. 149.

 

Об авторе. Священник Александр Андреевич Накропин. Окончил ХерсонскуюДС. 19 августа 1850 г. был рукоположен во диакона, а 22 августа – в священники и приставлен к Елизаветградской церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери. 15 июня 1854 г. указом архиеп. Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова) переведен в Архангело-Михайловскую церковь, г. Алупка. Служил в самое тяжелое время – во время Крымской войны (1853-1856 гг.). 13 января 1856 г. был переведен в Никольскую церковь г. Бахчисарая. Здесь стал одним из ведущих популяризаторов истории христианства средневековья. Он издал более 22 исторических статей в епархиальном журнале. Умер в 1895 г




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: