• Проф. Михаилъ Николаевичъ Скабаллановичъ – Объясненіе важнѣйшихъ пасхальныхъ пѣснопѣній съ указаніемъ связи между ними.

    Проф. Михаилъ Николаевичъ Скабаллановичъ – Объясненіе важнѣйшихъ пасхальныхъ пѣснопѣній съ указаніемъ связи между ними.

    Едва ли найдется предметъ, о которомъ можно было бы говорить такъ много и со столькихъ самыхъ разнообразныхъ точекъ зрѣнія, какъ воскресеніе Христово. А для поэзіи оно можетъ датъ еще болѣе безконечный матеріалъ. Поэтому нелегкую задачу составляло для св. составителей пасхальной службы выбрать изъ этого матеріала наиболѣе важное и необходимое и расположить это по извѣстному плану.

    Сдѣлали ли они это и насколько успѣшно выполнили эту задачу? Почему о томъ, а не объ иномъ говорится въ пасхальныхъ пѣсняхъ? И слѣдуютъ ли онѣ какому-либо плану, системѣ?

    Съ этихъ точекъ зрѣнія, мы разсмотримъ здѣсь только разрозненныя, разсѣянныя тамъ и здѣсь въ пасхальной службѣ пѣсни, такъ какъ такое цѣльное произведеніе, какъ канонъ пасхальный, требуетъ особаго разсмотрѣнія и получилъ его уже на страницахъ нашего журнала{1}.

    15 April 2023 читать далее


  • Николай Васильевичъ Мальцевъ – Канонъ Великой Субботы.

    Николай Васильевичъ Мальцевъ – Канонъ Великой Субботы.

    «Волною морского Скрывшаго древле»..., поетъ Православная Церковь въ послѣдній день Великой Седмицы страстей Христовыхъ. Въ продолженіи многихъ вѣковъ эта, глубокая по содержанію и высоко-поэтическая по формѣ, священная пѣснь направляетъ мысли и чувства истинныхъ христіанъ къ смерти, погребенію и сошествію во адъ Побѣдителя смерти – Христа Жизнодавца. Завершительный моментъ безпримѣрнаго униженія, который оказался вмѣстѣ и началомъ побѣдной славы, служитъ основнымъ пунктомъ, около котораго вращается ея содержаніе. А мысль, что по воплощеніи Богъ никогда не переставалъ быть человѣкомъ и человѣкъ – Богомъ, выдѣляется, какъ главный связующій элементъ отдѣльныхъ частей цѣлаго. – Спасеніе наше, по канону, совершилъ истинный Богочеловѣкъ. Какъ ни поразительно, какъ ни чудесно, однако не должно подлежать сомнѣнію, что Онъ именно – страдалъ, Онъ умеръ и погребенъ, Онъ сходилъ во адъ и воскресъ. Онъ добровольно прошелъ скорбный путь великаго истощанія, Онъ же и торжественно прославился, побѣдивъ адъ и даровавъ людямъ спасеніе и вѣчную жизнь. Вотъ схема мыслей, которыя поэтически-образно развиваются въ надгробной пѣсни Христу.

    15 April 2023 читать далее


  • Предметы воспоминаній Православной Церкви на Страстной Седмицѣ.

    Щелкнув на картинку получите изображение наивысшего качества.

    Всѣхъ радость, Христосъ, истина, свѣтъ, животъ и міра воскресеніе, сущимъ на земли явися, Своею благостію, и бысть образъ воскресенія, всѣмъ подаяй божественное оставленіе. (Конд. въ суб. св. правед. Лазаря).

    Искупленіе совершено Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ въ опредѣленное время и однажды, но оно совершено для всего рода человѣческаго, для людей всѣхъ временъ, народовъ и каждаго человѣка въ особенности. Съ материнскою заботливостію пекущаяся о спасеніи чадъ своихъ Св. Церковь, часто воспоминая живоносныя страданія и смерть Спасителя, въ заключеніе четыредесятницы, на страстной седмицѣ, съ особенною силою живописуетъ, въ своихъ пѣснопѣніяхъ, чтеніяхъ и священнодѣйствіяхъ, плодотворныя и спасительныя страданія Господа нашего, съ обстоятельствами сопровождавшими смерть Спасителя, предшествовившими ей и слѣдовавшими за нею, для того, чтобы каждый Христіанинъ, по мѣрѣ пріемлемости, вѣрою, любовію, воздержаніемъ, благоговѣйнымъ размышленіемъ, благодушіемъ или терпѣніемъ въ скорбяхъ и бѣдствіяхъ, принялъ участіе въ страданіяхъ Спасителя и Его смерти, волею подъятыхъ Имъ за насъ и для насъ, чтобы важный пріобщился живописной силы страданіи Спасителя, по выраженію Апостола, сораспялся и спогребся Христу, чтобы Христосъ вѣрою вселился въ сердца наши (Ефес. III, 17). Да якоже воста Христосъ отъ мертвыхъ славою Отчею, тако и мы во обновленіи жизни ходити начнемъ (Римл. VI, 4-12).

    09 April 2023 читать далее


  • Проф. Михаилъ Николаевичъ Скабаллановичъ – Недѣля Ваій (Литургическій очеркъ).

    Проф. Михаилъ Николаевичъ Скабаллановичъ – Недѣля Ваій (Литургическій очеркъ).

    Стоитъ только вдуматься въ суть того, чѣмъ былъ для Спасителя Его предсмертный торжественный входъ въ Іерусалимъ, чтобы стало понятнымъ, почему Церковь отмѣтила это событіе однимъ изъ величайшихъ своихъ праздниковъ. Въ земной жизни Спасителя, такъ не похожей на обыкновенную человѣческую жизнь, едва-ли было какое-нибудь другое событіе, которое болѣе этого взволновало бы и потрясло все божественное существо Его.

    Собственно два событія необыкновенной важности произошли тогда со Спасителемъ, при чемъ первое изъ нихъ вызвало и обусловило второе. Первое заключалось въ томъ, что Спаситель воскресилъ четверодневнаго мертвеца. Случаи воскрешенія мертвыхъ избранниками Божіими знала и ветхозавѣтная исторія, но, какъ выражается одна церковная пѣснь, «не отъ гроба, ниже четверодневна». Это чудо показало въ Спасителѣ такую власть надъ адомъ и смертію, что оставался еще одинъ шагъ къ тому, чтобы Онъ воздвигъ отъ гроба Самого Себя послѣ смерти Своей. И этого не могли не сознавать смутно всѣ... Что же касается Самого Спасителя, то душа и сознаніе Его были уже полны мыслію о томъ, что чрезъ нѣсколько дней Онъ Самъ будетъ лежать въ такомъ же гробу и будетъ выдерживать борьбу со смертью и адомъ.

    08 April 2023 читать далее


  • Проф. Михаилъ Николаевичъ Скабаллановичъ – Благовѣщеніе Пресвятыя Богородицы.

    Проф. Михаилъ Николаевичъ Скабаллановичъ – Благовѣщеніе Пресвятыя Богородицы.

    Днесь спасенія нашего главизна, и еже отъ вѣка таинства явленіе... – поетъ святая Церковь въ праздникъ Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы. Проникая въ это чудное событіе, описываемое однимъ изъ св. Евангелистовъ, мы можемъ видѣть, какой глубокій и обширный смыслъ заключаетъ въ себѣ краткое пѣснопѣніе святой Церкви. Подлинно, здѣсь мы видимъ и главизну (κεφάλαιον), т. е. начало, основаніе, источникъ нашего спасенія, и таинство самое высокое и непостижимое, – видимъ, что совершаетъ Господь для спасенія человѣчества и чего требуетъ Онъ отъ человѣчества для принятія и усвоенія возвѣщаемой имъ тайны спасенія, – словомъ, видимъ все христіанство съ его чуднымъ, божественнымъ характеромъ, въ его существѣ и силѣ, хотя еще и сокровенной, подобно тому, какъ въ зернѣ пшеницы бываютъ сокрыты и стебель, и цвѣтъ, и плодъ.

    Посланъ бысть, – такими словами начинаетъ изображать событіе благовѣщенія св. Евангелистъ Лука, – ангелъ Гавріилъ отъ Бога во градъ Галилейскій, емуже имя Назаретъ, къ Дѣвѣ обрученнѣй мужеви, елуже иля Іосифъ, отъ дому Давидова: и имя Дѣвѣ Маріамъ (Лук. 1, 26. 27).

    06 April 2023 читать далее


  • Сергѣй Васильевичъ Кохомскій – Объяснительныя замѣтки къ канону св. Андрея Критскаго.

    Сергѣй Васильевичъ Кохомскій – Объяснительныя замѣтки къ канону св. Андрея Критскаго.

    Великій канонъ, поемый и читаемый по частямъ на великомъ повечеріи въ понедѣльникъ, вторникъ, среду и четвертокъ первой седмицы Великаго поста и въ цѣломъ видѣ на утрени въ четвергъ пятой седмицы того же поста, есть твореніе св. Андрея, архіепископа Критскаго, жившаго въ концѣ 7-го и въ началѣ 8-го вѣка. Содержаніе канона и общее направленіе его мыслей совершенно соотвѣтствуютъ времени его употребленія; онъ справедливо называется покаяннымъ или умилительнымъ (κατανυκτικός), время св. Четыредесятницы есть по преимуществу время покаянія. – Достоинства этого канона можно изобразить словами синаксаря на четвертокъ 5-й седмицы Великаго поста, гдѣ говорится, что онъ и «саму жесточайшую душу доволенъ умягчити и къ бодрости благой воздвигнути, аще точію съ сокрушеннымъ сердцемъ и вниманіемъ подобнымъ поется». Въ славянскомъ переводѣ великаго канона есть неясности, которыя мы и хотимъ устранить въ нижеслѣдующихъ примѣчаніяхъ. Порядокъ разсмотрѣнія тропарей канона и наши отступленія отъ извѣстнаго перевода проф. Ловягина уяснятся читателю при самомъ чтеніи примѣчаній.

    28 February 2023 читать далее


  • Аѳанасій Михайловичъ Ванчаковъ – На рѣкахъ Вавилонскихъ (Истолкованіе псалма 136-го).

    Аѳанасій Михайловичъ Ванчаковъ – На рѣкахъ Вавилонскихъ (Истолкованіе псалма 136-го).

    На рѣка́хъ Вавило́нскихъ, та́мо сѣдо́хомъ и пла́кахомъ, внегда́ помяну́ти на́мъ Сiо́на: На ве́рбiихъ посредѣ́ его́ обѣ́сихомъ орга́ны на́шя. Я́ко та́мо вопроси́ша ны́ плѣ́ншiи на́съ о словесѣ́хъ пѣ́сней, и ве́дшiи на́съ о пѣ́нiи: воспо́йте на́мъ от пѣ́сней Сiо́нскихъ. Ка́ко воспое́мъ пѣ́снь Госпо́дню на земли́ чужде́й; А́ще забу́ду тебе́, Iерусали́ме, забве́на бу́ди десни́ца моя́. Прильпни́ язы́къ мо́й горта́ни моему́, а́ще не помяну́ тебе́, а́ще не предложу́ Iерусали́ма, я́ко въ нача́лѣ весе́лiя моего́. Помяни́, Го́споди, сы́ны Едо́мскiя въ де́нь Iерусали́мль глаго́лющыя: истоща́йте, истоща́йте до основа́нiй его́. Дщи́ Вавило́ня окая́нная, блаже́нъ, и́же возда́стъ тебѣ́ воздая́нiе твое́, е́же воздала́ еси́ на́мъ: блаже́нъ, и́же и́метъ и разбiе́тъ младе́нцы твоя́ о ка́мень.

    Передъ Великимъ Постомъ въ три недѣли, начиная съ недѣли Блуднаго Сына, поется на всенощномъ богослуженіи весьма необычайная пѣснь, – это псаломъ 136-й, одинъ изъ псалмовъ, пѣсней и моленій, излившихся, по озаренію Духа Святаго, отъ ума и сердца псалмопѣвцевъ-пророковъ ветхозавѣтнаго народа еврейскаго. Пѣніе этого псалма установлено святою Церковію въ особо торжественныя минуты всенощнаго богослуженія: открываются царскія двери алтаря, поется возвышенное славословіе «Хвалите имя Господне», совершается кажденіе въ храмѣ, читается евангельское благовѣстіе о воскресеніи Господа; въ душѣ молящихся должно созидаться торжественное, радостное настроеніе, – и вдругъ среди торжественно-побѣдныхъ славословій раздается пѣснь плача; а разрѣшается она въ концѣ точно заклятіями, грозными, ужасными и, кажется, совершенно чуждыми духу исповѣдника святой православной вѣры, – этой вѣры прощенія, смиренія, милосердія и любви, по завѣтамъ Господа Іисуса Христа.

    Какой же смыслъ столь необычайнаго священнаго пѣснопѣнія, которое предлагается вѣрующимъ святою Церковію, безъ сомнѣнія, въ особливое назиданіе передъ днями поста и покаянія?

    19 February 2023 читать далее