АКАѲИСТЪ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦѢ НАШЕЙ БОГОРОДИЦѢ. (Суббота 5 недѣли святой Четыредесятницы).

Щелкнув на картинку получите изображение наивысшего качества.

I.

Совершаемый особо въ субботу 5 недѣли Великаго поста акаѳистъ Божіей Матери по своему происхожденію восходитъ къ очень древнему времени и служить прекраснымъ памятникомъ явленнаго г. Константинополю невидимаго заступленія Богородицы. Эта столица Византійской имперіи при самомъ своемъ основаніи (329 г.) была посвящена равноапостольнымъ царемъ Константиномъ Божіей Матери, Которую онъ всегда почиталъ своей Великой Покровительницей. Въ Константинополѣ воздвигнуты были въ честь Ея многіе храмы; тамъ – по Влахернскомъ храмѣ хранилось святое изображеніе Ея, написанное, по преданію, евангелистомъ Лукою; тамъ же, какъ особая святыня, хранились и священная риза и поясъ Пресвятыя Богородицы. И вотъ, въ 626 году, при императорѣ Иракліи и патріархѣ Сергіи, Константинополь подвергся тяжкой опасности: на него напали сразу два дикихъ народа, персы и авары, которые, заключивши союзъ между собою, одновременно подступили къ городу и начали осаждать его съ суши и съ моря. Положеніе города было отчаянное: самого императора въ это время не было въ столицѣ., онъ находился тогда съ главнымъ своимъ войскомъ въ глубинѣ Персіи, преслѣдуя царя Хозроя, взявшаго незадолго предъ этимъ г. Іерусалимъ и ограбившаго храмъ Гроба Господня. Пользуясь отсутствіемъ императора изъ Константинополя, полководецъ персидскаго царя Сарбазъ собралъ третью часть персидскаго войска (остальные же воины были заняты войной съ Иракліемъ), вторгся въ предѣлы византійской имперіи и никѣмъ не удерживаемый достигъ Халкидона, на пути своемъ предавая все огню и мечу, разрушая города, христіанскіе храмы и умерщвляя много православныхъ. Въ то же время аварскій каганъ почти со стотысячной толпой варваровъ также вторгся въ греческую имперію, устремился на Константинополь съ моря и покрылъ Черное море военными судами. Союзники разсчитывали захватить столицу «какъ въ сѣтку», взять ее какъ «птичье гнѣздо». Перепуганные жители для спасенія города отправили къ врагамъ пословъ съ просьбою отступить отъ города, за что обѣщали имъ богатый выкупъ. Но варвары прогнали посланныхъ и велѣли сказать жителямъ осажденнаго города, чтобы они взяли по верхней и нижней одеждѣ на человѣка и уходили въ Азію, оставивъ весь городъ со всѣмъ имуществомъ во властъ побѣдителей, и что въ такомъ только случаѣ городъ будетъ пощаженъ: иначе они не оставятъ въ немъ камня на камнѣ.

При такомъ безвыходномъ положепіи жителямъ столицы оставалась только одна надежда на всесильную защиту Пресвятой Владычицы и Заступницы города. И вотъ храмы столицы были отворены день и ночь, и народъ, не переставая, со слезами умолялъ Владычицу спасти городъ отъ разгрома иноплеменниковъ. Бывшій въ то время патріархъ Сергій въ утѣшеніе вѣрующихъ нѣсколько разъ совершалъ по стѣнамъ осаждаемой столицы крестные ходы на воды пролива въ сопровожденіи духовенства и многочисленнаго народа, неся на рукахъ своихъ древнѣйшую чудотворную икону Пресвятой Богородицы вмѣстѣ съ честною Ея ризою. И надежда благочестиваго патріарха и народа не была посрамлена. Въ ту самую ночь (это было именно съ пятницы на субботу 5 недѣли Великаго поста), когда соединенныя силы персовъ и аваровъ, съ моря и съ сухого пути, двинулись на сокрушеніе стѣнъ Константинополя, произошло чудо: какъ только патріархъ погрузилъ священную ризу Богородицы въ тихія воды пролива, внезапно поднялась ужасная буря напротивъ самаго Влахернскаго храма, воздвигнутаго въ честь Божіей Матери, разсѣяла и потопила корабли вражескіе со множествомъ войска. По словамъ древняго сказанія, «морскія волны воздымались какъ горы, и море свирѣпствовало и бушевало какъ дикій звѣрь, съ яростію нападало на враговъ Богоматери и немилосердно поглощало ихъ» (Тріодь постн., повѣсть о несѣдальномъ). Бывшіе на сушѣ непріятели были побиты ополчившимися православными и частію бѣжали со стыдомъ изъ-подъ стѣнъ города. Тогда-то утѣшенные скорымъ заступленіемъ Пресвятой Богоіюдицы православные, подобно древнимъ израильтянамъ, послѣ погибели фараоновыхъ полчищъ въ пучинахъ Чермнаго моря (Исх. 15, 6), простояли въ храмахъ во Влахернахъ цѣлую ночь, вознося хвалу и благодарность эту побѣдную «всенощную и несѣдальную» пѣснь: «Взбранной Воеводѣ». И съ тѣхъ поръ «на воспоминаніе толикаго и преестественнаго чудесе Церковь сицевый праздникъ пріятъ Матери Божіей возлагати въ настояще время, егда и побѣда Богоматерію бысть. Несѣдальный же (греч. «акаѳиста») речеся, зане просто стоящи тогда вси людіе Матери Слова пѣснь воспѣша» (Синаксарь субб. 5 нед. Вел. поста).

Съ этимъ празднествомъ святая Церковь впослѣдствіи соединила воспоминаніе о новомъ и двукратномъ, при помощи Божіей Матери, избавленіи Константинополя отъ сарацинъ въ царствованіе императоровъ Констатнна Погоната (670-671 гг.) и Льва Исавра (716-740 гг.). При Погонагѣ, послѣ семилѣтнихъ опустошеній въ окрестностяхъ Константинополя враги на большомъ флотѣ подплыли къ самому городу и осадили его. И въ этотъ разъ православный народъ во главѣ съ духовенствомъ, взявши пречестное древо Креста Господня и чудотворную икону Пресвятой Богородицы, обходилъ стѣны города и умолялъ Господа Бога о помилованіи. И вотъ, по предстательству Пресвятой Владычицы Богородицы, агарянскіе корабли, стѣсненные въ узкомъ мѣстѣ, у пристани Состенійской, были частію изломаны сильною бурею, а частію сожжены греками, остальные же корабли, пытаясь выйти въ Егейское море, встрѣчены были ужаснѣйшимъ градомъ и также погибли въ пучинахъ морскихъ, такъ что изъ 1.800 судовъ, приплывшихъ вначалѣ къ Царьграду, уцѣдѣло только десять. Въ третій разъ городъ этотъ заступленіемъ Богоматери былъ сохраненъ отъ сарацинъ при Львѣ Исаврѣ или, по сказанію другихъ, при императорѣ Михаилѣ III въ 866 году – отъ славянскихъ витязей Аскольда и Дира (Истор. Карамз. т. I, примѣч. 284). Покровительство Божіей Матери, явленное Константинополю во время этихъ двухъ нашествій враговъ, утвердило навсегда благочестивый обычай совершать акаѳистное благодарственное и вмѣстѣ молебное пѣніе Ей въ субботу на 5 седмицѣ св. Четыредесятницы.

Кто былъ творцомъ акаѳиста, опредѣленно неизвѣстно. Полагали, что онъ современенъ описанному первому чудесному заступленію Пресвятой Богородицы и, быть можетъ, самъ патріархъ Сергій, вмѣстѣ съ православнымъ народомъ молившійся предъ иконою Ея во Влахернскомъ храмѣ и свидѣтель самого чуда, тогда же или вскорѣ послѣ того составилъ полный акаѳистъ Богоматери на память грядущимъ поколѣніямъ о всесильномъ Ея воеводствѣ.. Но большинствомъ ученыхъ (изъ нашихъ Москов. митрополитъ Филаретъ, профессоръ Е. Ловягинъ и др.) составленіе этого акаѳиста приписываютъ жившему въ половинѣ VII вѣка духовному поэту Георгію Писидійскому, діакону великой Константинопольской церкви, который описалъ въ стихахъ и прозою войны императора Ираклія съ персами и другія современныя событія Византійской имперіи.

II.

Разсматриваемый акаѳистъ Пресвятой Владычицѣ Богородицѣ имѣетъ высокое по внутреннему содержанію достоинство, которое заключается не въ томъ только, что въ акаѳистѣ прославляется помощь отъ Нея христіанскому царству противъ враговъ, но преимущественно въ томъ, что въ немъ излагается великое таинство воплощенія Сына Божія для спасенія людей, и читатель или слушатель живо вводится въ созерцаніе какъ этого таинства, такъ и достоподражательныхъ добродѣтелей Божіей Матери. Акаѳистъ можно раздѣлить на двѣ части. Первая половина его – отъ 1 икоса по 7 кондакъ – вся имѣетъ основаніе историческое, а вторая половина – отъ 7 икоса до конца акаѳиста имѣетъ догматическій и отчасти нравоучительный характеръ.

Въ исторической части акаѳиста описываются Благовѣщеніе Пресвятой Богородицы и обстоятельства рождества и младенчества Іисуса Христа, именно – слѣдующими чертами. Ангелъ первостоятель – Гавріилъ, посланный съ небесъ къ Дѣвѣ Маріи, привѣтствуетъ ее и съ благоговѣніемъ созерцаетъ воплощаемаго въ ней Господа, Царя и Творца (икосъ 1). Пречистая Дѣва, услыша о чревоношеніи отъ безсѣменнаго зачатія, признаетъ странное слово Гавріила неудобопріемлемымъ для души и изъявляетъ свое недоумѣніе (кондакъ 2). На вопросъ Пресвятой Дѣвы Маріи: какъ можно родиться Сыну отъ чистой Дѣвы, архангелъ въ отвѣтъ съ благоговѣніемъ называетъ Ее таинницею совѣта Божія неизреченнаго, предначатіемъ чудесъ Христовыхъ, лѣствицею превышенебесною, которою нисшелъ Ботъ и пр. (ик. 2). Тогда сила Всевышняго осѣнила къ зачатію непознавшую брака Дѣву (конд. 3). Затѣмъ Пресвятая Дѣва Марія, имѣя во чревѣ Бога, поспѣшила на свиданіе съ праведною Елисаветою, и младенецъ послѣдней – Предтеча тотчасъ послѣ цѣлованія Маріи возрадовался и взыграніями во утробѣ матери своей, какъ бы пѣснями, привѣтствовалъ Богоматерь, произращающую Насадителя жизни нашей (ик. 3). Видя обрученную непорочную Дѣву Марію непраздною, цѣломудренный Ея обручникъ Іосифъ смутился: но узнавши, что Ея зачатіе отъ Духа Святого, прославилъ Бога (конд. 4). Далѣе изображаются обстоятельства рожденія Іисуса Христа. Вотъ пастухи виѳлеемскіе уже услышали ангельское благовѣстіе о пришествіи Мессіи во плоти и, поспѣшивъ къ Нему, какъ къ великому Пастырю, увидѣли въ ясляхъ Богомладенца, какъ бы агнца непорочнаго и привѣтствовали Матерь Агнца-Пастыря (ик. 4). Потомъ являются и другіе поклонники Богомладенца: волхвы, послѣдовавши блистанію таинственной богодвижимой звѣзды, обрѣли по ней искомаго ими Царя державнаго и прославили Его (конд. 5). Эти сыны халдейскіе, на рукахъ Дѣвы Маріи увидѣвши Владыку въ образѣ ряба, поспѣшили послужить Ему принесенными дарами и ублажили Ее какъ Матерь Звѣзды незаходимой, зарю таинственнаго дня и пр. (ик. 5). Оставивши коварнаго Ирода, волхвы возвратились въ свой Вавилонъ богоносными проповѣдниками, провозвѣстивъ всѣмъ о пришедшемъ Мессіи (конд. 6). Вскорѣ Богомладенецъ приносится родителями въ Египетъ, и пришествіе Его ознаменовано здѣсь паденіемъ идоловъ, и избавленные отъ нихъ прославили Богородицу (ик. 6; церковн. преданіе). Наконецъ, въ Іерусалимѣ старецъ Симеонъ, близкій къ смерти, съ рукъ Дѣвы Маріи принялъ Іисуса какъ младенца, но воздалъ Ему честь какъ совершенному Богу (конд. 7). Отсюда видимъ, что изложенныя священныя событія расположены въ акаѳистѣ въ хронологическомъ порядкѣ; только событіе бѣгства св. семейства въ Египетъ поставлено ранѣе Срѣтенія Господня во храмѣ, между тѣмъ, по общепринятому толкованію, послѣднее событіе предшествовало первому. Должно замѣтить, что священныя событія, изложенныя въ кондакахъ акаѳиста, обычно оканчивающихся пѣніемъ «аллилуія», обращены въ предметъ славословій къ Господу Іисусу, а событія, изложенныя въ икосахъ, содержащихъ многократно ангельское привѣтствіе «радуйся», обращены въ предметъ молитвенныхъ воззваній къ Пресвятой Богоматери.

Въ слѣдующей, во второй части акаѳиста, преимущественно догматической, воспѣвается высокое таинство боговоплощенія. Въ кондакахъ этой части, содержащихъ ученіе о воплощеніи Сына Божія, раскрывается по преимуществу высота и обиліе дарованной намъ благодати Господа. Такъ, вышній Богь для того явился на землѣ смиреннымъ человѣкомъ, чтобы насъ возвести на высоту (конд. 8). Великое таинство вочеловѣченія неприступнаго Бога есть предметъ изумленія для всѣхъ ангельскихъ чиновъ (конд. 9). Желая спасти людей, Онъ Самъ благоволилъ придти къ намъ и какъ Богъ ради насъ явился подобнымъ намъ человѣкомъ, подобное призвавши подобнымъ (конд. 10). Множество великихъ щедротъ Богочеловѣка не могутъ вполнѣ достойно воспѣть всякія наши пѣснопѣнія, хотя бы мы вознесли ихъ равночисленно песку (конд. 11). Восхотѣвши даровать прощеніе древнихъ долговъ всѣхъ людей, Разрѣшитель ихъ Самъ пришелъ къ удалившимся отъ Его благодати и раздралъ рукописаніе нашихъ грѣховъ (конд. 12). Что же касается икосовъ, то въ нихъ раскрывается преимущественно величіе Божіей Матери въ слѣдующихъ чертахъ. Рождество Іисуса Христа явило намъ новую тварь: Онъ произросъ отъ безсѣменной утробы Дѣвы, сохранивши дѣвство Ея (икосъ 7). Родившись отъ богопріемной Дѣвы, Богъ Слово въ свое пребываніе въ нижнихъ областяхъ бытія отнюдь не оставилъ престола Вышняго, ибо это было не прехожденіе мѣстное, но снисхожденіе и рожденіе отъ Дѣвы (ик. 8). Превелико таинство Приснодѣвы Матери! Оно неизглаголанно и неизъяснимо для самыхъ искусныхъ витій (ик. 9). Возвеличенная Божественнымъ воплощеніемъ, Пречистая Дѣва содѣлалась стѣною для дѣвъ, столпомъ дѣвства и твердымъ прибѣжищемъ для вѣрующихъ (ик. 10). Она есть Путеводительнища всѣхъ къ Божественному вѣдѣнію и Просвѣтительница ума (ик. 11). Какъ одушевленный храмъ Божества, Пресвятая Дѣва достойна всякаго прославленія и молитвенныхъ пѣснопѣній (ик. 12). Послѣдняя пѣснь акаѳиста – кондакъ 13-й составляетъ прекрасное заключеніе всего пѣснопѣнія хвалебнаго въ честь Господа Іисуса и Пречистой Его Матери. Пѣснь эта въ краткой молитвѣ къ «всепѣтой Матери» выражаетъ какъ все наше благоговѣніе къ Родившей «всѣхъ святыхъ свигѣйшее Слово», такъ и всю нашу надежду на Ея покровительство и предстательство въ настоящей и будущей жизни, при чемъ заключается хваленіемъ Господа: «аллилуія!» Такимъ образомъ, видимъ, что въ разсматриваемомъ акаѳистѣ содержится чистое евангельское ученіе о Богочеловѣкѣ, равно и похвалы Богородицѣ имѣютъ основаніе также евангельское. Въ молитвенныхъ воззваніяхъ къ Богоматери священный пѣсноиисецъ акаѳиста представляетъ различныя, большею частію соотвѣтственныя основной мысли каждаго икоса, ветхозавѣтныя прообразованія, относящіяся къ лицу Дѣвы Маріи, и величественными наименованіями изображаетъ какъ всѣ совершенства Ея, такъ и необыкновенное величіе предъ Богомъ и разнообразныя благодѣянія Ея вѣрующимъ чадамъ православной Церкви.

III.

Акаѳистъ Владычицѣ нашей Богородицѣ есть твореніе весьма замѣчательное и по особенному внѣшнему своему составу. Какъ обыкновенно бываетъ въ подобныхъ произведеніяхъ, онъ заключаетъ въ себѣ 13 строфъ кратчайшихъ, называемыхъ кондаками, и 12 пространнѣйшихъ, называемыхъ икосами, всего же 25 пѣснопѣній, которыя расположены такъ, что кондаки и икосы вездѣ слѣдуютъ одинъ за другимъ поперемѣнно. Слѣдующія за начальнымъ кондакомъ «Взбранной воеводѣ», который служитъ какъ бы темою всего акаѳиста, двадцать четыре пѣснопѣнія въ честь и славу Владычицы Богородицы, вмѣсто акростиха, расположены, начиная съ перваго икоса до конца, по порядку буквъ греческаго алфавита, содержащаго 24 буквы. Такъ, первый икосъ начинается съ первой греческой буквы А, кондакъ второй – съ буквы В, икосъ второй – съ Г и т. д., такъ что послѣдній кондакъ начинается съ послѣдней буквы греческаго алфавита. Начинаясь соотвѣтствующею по счету буквою алфавита, каждый кондакъ, кромѣ перваго, оканчивается всегда псаломскимъ припѣвомъ «аллилуія», а каждый икосъ въ заключеніи своемъ имѣетъ привѣтствіе Богоматери: «радуйся, Невѣсто неневѣстная!».

Икосъ, представляя хвалебную пѣснь въ честь Пресвятой Богородицы, состоитъ изъ двухъ неравныхъ частей. Первая изъ нихъ краткая своимъ содержаніемъ историческимъ или догматическимъ возвышаетъ мысли молящагося и вмѣстѣ располагаетъ его къ изліянію чувствованій, выражаемыхъ во второй части, которая вся заключаетъ въ себѣ прославленіе Божіей Матери. Послѣдняя часть каждаго икоса пространнѣйшая состоитъ изъ 12 хвалебныхъ воззваній къ Богоматери, начинающихся ангельскимъ привѣтствіемъ «радуйся». Эти воззванія писаны риѳмованными стихами и притомъ созвучными словами не только на концѣ, но н въ серединѣ каждаго двустишія и, наконецъ, въ каждыхъ двухъ соотвѣтствующихъ стихахъ содержится по одинаковому числу слоговъ. Въ упомянутыхъ 12 стихахъ икоса ясно замѣтенъ такъ называемый параллелизмъ членовъ, какъ это же видимъ и въ священной поэзіи еврейской (кн. Іова, Псалтирь, Притчи Соломона и др.). Внимательный читатель акаѳиста легко можетъ замѣтить, какъ каждые два краткіе стиха икоса или, точнѣе, полустишія, составляя почти вездѣ нѣчто цѣлое или строфу (обыкновенно называемую стихомъ), то выражаютъ одну и ту же мысль, но только другими словами, то двѣ мысли, сходныя между собою, или же мысль перваго члена разъясняется противо положнымъ понятіемъ въ членѣ второмъ и т. под.

IV.

Что касается церковнаго употребленія акаѳиста, то сначала праздникъ акаѳиста совершался только въ Константинополѣ – въ томъ самомъ Влахернскомъ храмѣ, въ которомъ хранилась чудотворная икона Божіей Матери и гдѣ народъ въ ночь приступа къ городу аваровъ и персовъ совершалъ всенощное молитвенное бдѣніе. На Аѳонѣ, въ монастырѣ Діонисіагѣ, показываютъ и нынѣ ту св. икону Богоматери, предъ которой въ первый разъ былъ воспѣтъ акаѳистъ. Въ IX вѣкѣ акаѳистъ этотъ внесенъ въ уставы монастырей св. Саввы и Студійскаго и потомъ въ Тріодь и съ того времени вошелъ во всеобщее употребленіе во всей восточной Церкви. Кстати упомянемъ о томъ, что на Аѳонѣ, въ монастырѣ Павловскомъ, акаѳистъ Пресвятой Владычицѣ Богородицѣ написанъ красками на стѣнѣ паперти, а въ монастырѣ Иверскомъ – на потолкѣ притвора. Изъ Греціи вмѣстѣ съ богослужебными книгами перешелъ къ намъ и этотъ богородичный акаѳистъ, переводъ коего встрѣчается уже въ рукописяхъ XI-XII вѣковъ. Принявши христіанскую вѣру изъ Византіи, русская Церковь приняла вмѣстѣ со всѣми празднествами и праздникъ акаѳиста, тѣмъ болѣе, что православная Россія неоднократно видѣла надъ собою явное покровительство Богоматери. Пречистый ликъ Ея на иконѣ неоднократно сопутствовалъ русскимъ войскамъ во время брани ихъ съ невѣрными и являлъ чудесную помощь тогда, когда силы, ихъ ослабѣвали. Такое чудесное избавленіе было послано нашему отечеству въ 1395 году въ княженіе великаго князя Василія Димитріевича отъ грознаго монгольскаго завоевателя Тамерлана (празднество 26 августа). Такая же чудесная помощь Пречистой Богоматери явлена была Россіи въ 1480 гиду противъ ордынскаго царя Ахмата (праздн. 23 іюня); также въ 1521 году – противъ нашествія татаръ крымскихъ, ногайскихъ и казанскихъ подъ предводительствомъ Махметъ-Гирея (праздн. 21 мая); далѣе въ 1613 году – противъ нашествія поляковъ (праздн. 22 октября), и такъ далѣе. Въ виду этихъ чудесныхъ избавленій всероссійская Церковь Христова со слезами невыразимой благодарности воспѣвала и въ особо установленныя церковныя празднества воспѣваетъ ту же благодарственную побѣдную пѣснь Вобранной Воеводѣ.

Въ нашей православной Церкви акаѳистъ въ честь Пресвятыя Владычицы Богородицы часто употребляется вѣрующими въ началѣ или по окончаніи службъ церковныхъ. Въ субботу же 5 недѣли св. Четыредесятницы онъ входитъ въ самый составъ богослуженія и поется по 8 гласу на утреннемъ богослуженіи и притомъ не весь вдругъ, но раздѣльно, въ промежуткѣ другихъ чтеній и пѣснопѣній, именно въ четыре раза (выхода), замѣняя сѣдалны, кондаки, икосы Минеи. Въ каждый разъ читается по три икоса и по три кондака такъ: во-первыхъ, послѣ 16 каѳизмы и малой ектеніи; во-вторыхъ – послѣ 17 каѳизмы и малой ектеніи; въ-третыіхъ – по 3 пѣсни канона и въ четвертыхъ – по 6 пѣсни канона. Каждое отдѣленіе начинается и оканчивается пѣніемъ перваго кондака «Избранной Воеводѣ», въ послѣднемъ же отдѣлѣ, кромѣ того, предъ этимъ кондакомъ снова повторяется первый икосъ «Ангелъ предстатель». Въ Типиконѣ сказано, что чтеніе акаѳиста бываетъ въ алтарѣ (Послѣдов. Суббота 5 седм. В. поста). При архіерейскомъ же служеніи совершается особенный «чинъ священнослуженія и обрядовъ, наблюдаемый въ Большомъ Успенскомъ Соборѣ» (листъ 7). Совокупно съ акаѳистомъ на утрени въ эту субботу поется, по уставу церковному, составленный св. Іосифомъ Студитомъ (IX в.) канонъ Божіей Матери, за исключеніемъ ирмосовъ, заимствованныхъ изъ богородичнаго канона св. Iоанна Дамаскина. Не можемъ здѣсь не замѣтить, что въ находящейся въ Московскомъ Кремлѣ церкви въ честь Положенія ризы Божіей Матери весь акаѳистъ изображенъ на стѣнахъ; олицетворенныя пѣсни его встрѣчаются и въ соборахъ Успенскомъ и Благовѣщенскомъ. Въ печати на славянскомъ языкѣ богородичный акаѳистъ извѣстенъ въ 1495 году. Между прочимъ въ Московской сѵнодальной библіотекѣ, сохраняется замѣчательная греческая рукопись этого акаѳиста съ 24 изображеніями по золотому полю, которая нѣкогда составляла собственность царя Алексѣя Комнена и въ 1662 году изъ Константинополя прислана въ Москву въ даръ царю Алексѣю Михаиловичу.

V.

Наконецъ, не можемъ не сказать о высокомъ значеніи и частномъ употребленіи богородичнаго акаѳиста. Весьма опытный въ духовной жизни святитель Игнатій (Брянчаниновъ) такъ говоритъ: «Въ акаѳистѣ этомъ какъ бы на обширной картинѣ безчисленными дивными чертами, красками, оттѣнками изображено великое таинство вочеловѣченія Бога Слова. Удачнымъ освѣщеніемъ оживляется всякая картина, и необыкновеннымъ свѣтомъ благодати озаренъ акаѳистъ Божіей Матери. Свѣтъ этотъ дѣйствуетъ сугубо: имъ просвѣщается умъ; отъ него сердце исполняется радости и извѣщенія. Непостижимое пріемлется какъ бы вполнѣ постигнутое, по чудному дѣйствію, производимому на умъ и сердце» («Аскет. опытъ», соч. Игнатія, бывшаго еп. Кавказ. т. 2, стр. 186). Многіе опыты подтвердили и подтверждаютъ благодатное дѣйствіе этого богородичнаго акаѳиста. Молитвенное чтеніе его во времена скорби, во время видимой опасности всегда производитъ утѣшеніе и привлекаетъ помощь усердной Заступницы христіанъ. Въ житіяхъ русскихъ святыхъ записано не мало примѣровъ того, что при чтеніи акаѳиста въ честь Богоматери многіе угодники сподоблялись благодатныхъ видѣній и откровеній. Преподобный Сергій Радонежскій, обычно въ глубокій вечеръ читая въ своей кельи акаѳистъ богородичный, однажды духомъ ощутилъ пришествіе къ нему Пресвятой Богородицы вмѣстѣ съ апостолами Петромъ и Іоанномъ и, поспѣшивъ для срѣтенія Ея въ преддверіе келейное, сподобился увидѣть здѣсь Честнѣйшую Херувимовъ и Славнѣйшую Серафимовъ, и Она тогда же утѣшила св. старца благодатными обѣтованіями о процвѣтаніи и охраненіи его обители мощнымъ Своимъ покровомъ (Четьн-Минен, 25 сент.). Подобно этому святому, преп. Александръ Свирскій ночною порою также при чтеніи богородичнаго акаѳиста сподобится дивнаго видѣнія самой Невѣсты неневѣстной, Которая съ предвѣчнымъ Младенцемъ на Своей десницѣ, окруженная сонмами ангеловъ, въ чудномъ сіяніи возсѣдала на горнемъ мѣстѣ у основанія заложеннаго преп. Александромъ храма во имя Пресвятыя Богородицы, при чемъ обѣщала преподобному какъ Свой покровъ обители его и всѣмъ въ ней подвизающимся, такъ и награды небесныя строителямъ и благотворителямъ храма (житіе прей. Алекс. Свир.). Преподобный Кириллъ Бѣлозерскій, имѣвшій благой обычай заканчивать вечернее свое правило молитвеннымъ чтеніемъ акаѳиста Пресвятой Богородицѣ, однажды въ полночь, когда возгласилъ 8-й кондакъ его «Странное рождество видѣвше», внезапно услышалъ слѣдующій голосъ отъ иконы Богоматери, предъ которою молится: «Кириллъ! изыди отсюда и иди на Бѣлоозеро: тамъ тебѣ Я уготовала мѣсто, гдѣ можешь спастись!» (Минея 6 іюня). Нѣкій пустынножитель Аѳонской горы имѣлъ обыкновеніе нѣсколько разъ въ день прочитывать акаѳистъ Божіей Матери предъ Ея образомъ, и вотъ однажды, когда въ старческихъ его устахъ еще звучалъ привѣтъ Приснодѣвѣ «радуйся», – вдругъ онъ услышатъ отъ Ея иконы слова: «радуйся и ты, старецъ Божій!» и тотчасъ получилъ повелѣніе поспѣшить въ ближнюю обитель заграфскую и возвѣстить тамъ объ угрожавшемъ ей искушеніи отъ враговъ православія и о мученическихъ вѣнцахъ доблестнымъ его исповѣдникамъ (сказанія о земной жизни Пресв. Богородицы, изд. 1869 г. 283-284 стр.).

Въ виду приведенныхъ и тому подобныхъ примѣровъ, ясно показывающихъ, съ какою особенною любовію Пресвятая Владычица Богородица внимаетъ молитвеннымъ Ей похваламъ въ разсмотрѣнномъ акаѳистѣ, святая православная Церковь въ правилѣ своемъ на субботы заповѣдуетъ всѣмъ благочестивымъ чадамъ своимъ чтеніе этого акаѳиста неотложно и далію говоритъ: «иніи любовь ко Іисусу сладчайшему и ко Пресвятой Богородицѣ имуще, по вся дни акаѳисты ихъ чтутъ, измѣняюще чрезъ день, си есть, въ субботу акаѳистъ Пресвятой Богородицѣ, въ недѣлю Іисусу сладчайшему, въ понедѣльникъ паки Пресвятой Богородицѣ, во вторникъ же Іисусу, и тако по вся дни, что есть зѣло похвально, яко богоугодное и благочестивое дѣло» (правило къ причащенію). Не можемъ здѣсь не упомянуть и о томъ, что многіе подвижники благочестія, весьма преуспѣвшіе въ подвигахъ духовныхъ, имѣли непремѣннымъ келейнымъ правиломъ молитвенное чтеніе акаѳистовъ Іисусу сладчайшему и Пресвятой Богородицѣ. Таковы были приснопамятные старцы: архимандритъ Паисій Величковскій и Ѳеофанъ Новоезерскій, схимонахъ Аѳанасій, подвижникъ Площанской пустыни, іеросхимонахъ Парѳеній, подвижникъ Кіево-Печерской лавры и многіе другіе подвижники.

И каждый благочестивый и внимательный читатель или слушатель этого древнѣйшаго богородичнаго акаѳиста[1] не можетъ не усмотрѣть, что въ немъ все благоухаетъ помазаніемъ отъ Святого Духа и все такъ просто, непространно, немногорѣчиво и удобопримѣнимо къ каждому. Отъ чтенія его – акаѳиста – умиляется и согрѣвается даже зачерствѣлое и холодное сердце. Соединяя въ себѣ съ внутренними достоинствами и красотами и внѣшнее изящество, акаѳистъ богородичный служитъ не только поучительнымъ, но н радостнымъ руководствомъ для возношенія молитвъ, благодареній и славословій. И особенно въ дни церковныхъ празднествъ Пресвятой Богородицѣ по случаямъ бывшихъ Ея предстательствомъ чудесныхъ избавленій мы должны воспѣвать ту же благодарственную побѣдную пѣснь Владычицѣ: «Мы, рабы Твои, какъ избавленные отъ бѣдъ, приносимъ Тебѣ, Богородицѣ, Воеводѣ, одерживающей побѣду въ брани, пѣсни побѣдныя, благодарственныя. А Ты, какъ имѣющая силу непобѣдимую, освобождай насъ отъ всякихъ напастей, чтобы мы взывали Тебѣ: Радуйся, Невѣста Неневѣстная!».

 

«Приходское чтеніе». 1913. № 37. С. 1037-1044.

 

[1] На русскомъ языкѣ имѣются два перевода акаѳиста: одинъ – митрополита москов. Филарета въ Прибавленіяхъ къ Твореніямъ св. отцевъ, 1855 г. Москва, т. ХIV, а другой – проф. Петерб. академіи Е. Ловягнна, изд. 1861 г.

 

См. другие материалы:

Протоіерей Климентъ Ѳоменко – Какъ понимать заключительный Богородичный тропарь Великаго (покаяннаго) канона? (Историческій экскурсъ).

Акаѳистъ Богородицы.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: