• Протоіерей Александръ В. Горскій, О священнодѣйствіи вѣнчанія и помазанія Царей на царство (1856)

    14/27 марта - празднование Федоровской иконы Пресвятой Богороидцы в память избрания в 1613 году на царство Михаила Федоровича Романова. - Ред.

    Протоіерей Александръ В. Горскій, О священнодѣйствіи вѣнчанія и помазанія Царей на царство (1856), Прибавленія къ Твореніямъ Св. Отцовъ, 1882, Ч. 29. Кн. 1. С. 117-151.

    Статья полностью выложена здесь >>> (PDF)

    Царелюбивая Россія глубоко чувствуетъ и съ преимущественною торжественностію выражаетъ радость о Царѣ своемъ въ денъ его священнаго вѣнчанія на царство. И въ высокомъ свѣтѣ является царственное величіе помазанника Божія въ сей денъ вѣнчанія.

    Во святилищѣ Божіемъ, среди избранныхъ членовъ государства, священнодѣйствіемъ запечатлѣвается державная власть, основанная на законѣ престолонаслѣдія, отъ Царя царствующихъ пріемлетъ благословеніе Самодержецъ могущественной монархім, чтобы быть живымъ орудіемъ промышленія Божія, слугою Божіимъ. Священнымъ помазаніемъ обновяются духовныя силы избранника Божія, чтобы онъ могъ понести бремя великаго служенія, чтобы его направленіемъ въ царствѣ земномъ приготовлялись граждане царства небеснаго. Видимый причастникъ царственной власти Того, Емуже «дадеся всяка власть на небеси и на земли», приближается къ престолу Вседержителя и становится ближайшимъ общникомъ Божественной трапезы.

    Представляя себѣ такое значеніе священнаго вѣнчанія и помазанія православныхъ царей нашихъ, невольно чуствуемъ желаніе объянсить себѣ начало и происхожденіе сего учрежденія православной церкви и православной державы.

    Для сего намъ нужно обратиться къ учрежденіямъ греческой церкви и имперіи и къ древнимъ отечественнымъ памятникамъ.

    27 March 2017 читать далее

  • Св. прав. о. Іоаннъ Кронштадтскій – Слово въ недѣлю четвертую Великаго поста.

    Св. прав. о. Іоаннъ Кронштадтскій – Слово въ недѣлю четвертую Великаго поста.

    Видение преподобного Иоанна Лествичника, с житием и монашескими подвигами. Москва. Икона XVI в. ГИМ. В верхней части – преп. Иоанн и образ лестницы небесного восхождения; чуть ниже изображена обитель покаяния, из 5-го слова «Лествицы».

     

    Сегодня, возлюбленные братія и сестры, читано было евангельское повѣствованіе отъ Марка объ исцѣленіи Іисусомъ Христемъ бѣсноватаго глухаго и нѣмаго отрока, за котораго просилъ отецъ его, – чрезъ изгнаніе злѣйшаго нечистаго духа, причинявшаго несчастному отроку глухоту и нѣмоту. «Духъ нѣмой и глухой»! сказалъ Господь нечистому, «Я повелѣваю тебѣ, выйди изъ него, и впредь не входи въ него. И вскрикнувъ, и сильно сотрясши его, злой духъ вышелъ; и отрокъ сдѣлался, какъ мертвый, такъ что многіе говорили, что онъ умеръ. Но Іисусъ, взявъ его за руку, поднялъ его; и онъ всталъ». Но послушайте, сколь золъ былъ мучившій отрока демонъ. Отецъ этого отрока говорилъ Господу, что демонъ, гдѣ только ни схватывалъ его, бросалъ его на землю, – и несчастный испускалъ пѣну изо рта, скрежеталъ зубами своими, и весь оцѣпенѣвалъ. Это же сдѣлалось и на тотъ разъ, когда отецъ привелъ его къ Спасителю. И когда Господь спросилъ отца, какъ бы не вѣдая, хотя, какъ Богъ, все зналъ: «какъ давно это сдѣлалось съ нимъ»? Тотъ сказалъ, что – съ дѣтства, и прибавилъ, что демонъ много разъ бросалъ его и въ огонь и въ воду, чтобы погубить его; и просилъ Господа – сжалиться надъ нимъ и сыномъ, и помочь, если что можетъ. Іисусъ сказалъ ему: «если сколько-нибудь можешь вѣровать, – все возможно вѣрующему». И несчастный маловѣрный отецъ со слезами воскликнулъ: «вѣрую, Господи! помоги моему невѣрію». Видите, какую силу Господь приписываетъ вѣрѣ и вѣрующему: «все возможно вѣрующему», говоритъ Онъ. Вѣрующій можетъ и бѣсовъ изгонять и всякія болѣзни исцѣлять. А какъ безсиленъ и жалокъ невѣрующій! Онъ и съ собою совладѣть не можетъ и грѣховъ своихъ одолѣть не можетъ, но, какъ рабъ, служитъ имъ и мучится ими. Такъ какъ несчастный отецъ сначала приводилъ бѣсноватаго сына своего къ апостоламъ и они не могли изгнать изъ него этого бѣса, то они наединѣ спросили Господа: «почему мы не могли изгнать его»? Господь на это сказалъ имъ: «сей родъ не можетъ выйти иначе, какъ отъ молитвы и поста» (Марк. 9, 17-29). Вотъ и похвала отъ Господа посту и молитвѣ. Вотъ евангельская основа поста.

    26 March 2017 читать далее

  • Вышел в свет первый номер журнала «Православный Путь».

    Дорогие во Христе Братья и Сестры, наши боголюбезные читатели!

    Поздравляем Вас с выходом первого номера журнала "Православный Путь". Ниже мы выкладываем целиком издательский файл для душевной пользы, давая тем самым возможность познакомиться более широкому кругу читателей с нашим журналом. Желающие приобрести бумажный вариант должны обратиться в нашу редакцию. Напоминаем, что это некоммерческое издание. Цена нашего журнала складывается из расходов на печать и доставку.

    Журнал полностью выложен здесь >>> (PDF)

    25 March 2017 читать далее

  • Я. Ѳ. Головацкій - Попытки и старанія римской куріи ввести грегоріанскій календарь у славянъ православныхъ и уніатовъ.

    Я. Ѳ. Головацкій - Попытки и старанія римской куріи ввести грегоріанскій календарь у славянъ православныхъ и уніатовъ.

    Комиссия 1582 г. пореформированию календаря при папе Григории XIII.

    Римскіе папы давно старались подчинить себѣ русскую церковь и подавитъ православіе, чему находимъ многія доказательства въ лѣтописяхъ, актахъ и документахъ разныхъ лицъ и временъ. Для осуществленія этой мысли они придумали и церковную унію, на которую нельзя смотрѣть какъ на событіе случайное, неожиданное, насилу вторгнувшееся въ исторію, какъ думали нѣкоторые историки. Соединеніе западно-русской церкви съ римскою было событіе, приготовленное длиннымъ рядомъ позитивныхъ дѣйствій, происшедшее совершенно естественно изъ положеиія дѣлъ, изъ началъ католической церкви, изъ духа папизма и политически-религіозныхъ расчетовъ римской куріи, которая съ самаго начала стремилась къ подчиненію всѣхъ церквей главенству папы и пользовалась всѣми силами и всякими средствами къ осуществленію этого плана. Вспомнимъ древнія сношенія папъ съ русскими князьями, обѣщаніе королевской коровы Роману Мстиславичу и Миндовгу, коронованіе Даніила Романовича и т. д. Съ другой стороны, обратимъ вниманіе на постоянныя подстрекательства польскихъ королей и крестоносцевъ противъ Литвы и Руси и настоятельныя внушенія имъ истреблять невѣрныхъ схизматиковъ, которыми наполнены почти всѣ буллы и письма папъ [1], — и мы убѣдимся, что Польша была только орудіемъ въ рукахъ папъ. Польша не имѣла никогда своей народной политики, а управлялась посредствомъ нунціевъ римскими папами; короли не могли сдѣлать ни малѣйшаго политическаго движенія безъ вѣдома и разрѣшенія папъ. Всѣ политическія цѣли Польши должны были подчиняться главнымъ цѣлямъ римской куріи. Папа былъ главою католической церкви и верховнымъ государемъ въ Европѣ, короли же были, такъ сказать, его вассалами, платившими ему дань и подчинявшимися его абсолютной волѣ.

    Притязанія папъ на всемірное владычество рано отозвались на юго-западной Руси. Давно, еще до введенія уніи, Галицкая и Червонная Русь подвергалась притѣсненіямъ королей и стѣсненіямъ въ вѣроисповѣданіи и исполненіи церковныхъ обрядовъ. Еще въ XIV столѣтіи король Казиміръ, захвативъ Галицкое княжество въ свою власть, угрожалъ патріарху, что, если онъ не посвятитъ въ галицкіе епископы Антонія, то Русь, по приказу короля, будетъ крещена въ латинскую вѣру. Въ 1372 г. папа далъ приказъ Краковскому епископу, именемъ папы, лишить епископскихъ достоинствъ всѣхъ православныхъ епископовъ Галицкой Руси и отрѣшить ихъ отъ церкви [2]. Конечно, этотъ приказъ, по причинѣ безсилія Поляковъ, остался безъ исполненія. Подъ владычествомъ Польши въ Галичѣ 150 лѣтъ не было епископа и русское духовенство подчинено было католическому архіепископу (иной разъ и мірскимъ людямъ — старостамъ) для того, чтобы «схизматики тѣмъ удобнѣе были приведены къ католической вѣрѣ, по крайней мѣрѣ исправились бы въ своихъ заблужденіяхъ» [3].

    24 March 2017 читать далее

  • Фильм «Последний бал»

    Фильм Бориса Лизнёва «Последний бал» — кинометафора исторического пути династии Романовых. Лента создана на основе старых фотографий костюмированного бала, который проводился в Зимнем дворце Санкт-Петербурга 11 и 13 февраля 1903 года во время которого вся знать Российской Империи присутствовала в костюмах эпохи Царя Алексея Михайловича. Это был последний костюмированный бал Дома Романовых. Около 250 фотографий с того бала сохранилось в коллекциях разных музеях. В фильме искусно вмонтированы в нынешние интерьеры Зимнего дворца. Снимки, а также письма и воспоминания участников тех событий рассказывают о расколе царского двора, об одиночестве Николая II, который на том балу предстал в образе Царя Алексея Михайловича, о предвидении Государем своей трагической судьбы. В фильме звучат стихи Великого Князя Константина Константиновича Романова.

    Доп. информация: Фильм Бориса Лизнёва «Последний бал» удостоен целого ряда наград, в числе которых: Специальный приз фестиваля "Золотой Витязь" (Омск, 2012); Приз за лучшую режиссуру - VIII международный фестиваль христианских фильмов и телепередач "Magnificat" (Минск, Глубокое, 2012); Х Международный кинофестиваль православного кино "Покров" (Киев,2012) - приз за лучшую операторскую работу, приз за реализованный сценарий, премия имени Сергея Лосева за лучшую режиссуру; Гран-при XIV Кубанского международного православного фестиваля «Вечевой колокол», 2012.

    23 March 2017 читать далее

  • ВЕЧНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ПАСХАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

     

    Щелкнув на картинку получите изображение наивысшего качества.

    Индиктионом называется период времени, заключающий в себе 532 года, после которых круг солнечный (из 28 лет) и лунный (19 лет) опять начинают свое течение в прежнем порядке (28 Ч 19 = 532); опять дни Пасхи и других праздников будут следовать, как в прежние 532 года.

     

    22 March 2017 читать далее

  • Древнія русскія пасхаліи на осьмую тысячу лѣтъ отъ сотворенія міра.

    Древнія русскія пасхаліи на осьмую тысячу лѣтъ отъ сотворенія міра.

    Рука Дамаскина из рукописи Великий миротворный круг.

    Древнія русскія пасхаліи на осьмую тысячу лѣтъ отъ сотворенія міра. // Православный собесѣдникъ. 1860. Ч. 3. С. 331-356.

    Статья полностью выложена здесь >>> (PDF)

    Извѣстно, что въ концѣ XV вѣка, когда, по византійскому счисленію, исполнялась седмая тысяча лѣтъ отъ сотворенія міра, у насъ въ Россіи ждали втораго пришествія Христова. Главнымъ основаніемъ этихъ ожиданій служила тогдашняя пасхалія, которая доведена была только до седмитысячнаго года отъ сотворенія міра, и въ которой противъ этого года было написано: «здѣ страхъ! здѣ скорбь! Аки въ распятіи Христовѣ сей кругъ бысть, сіе лѣто и на концѣ явися, въ неже чаемь и всемірное твое пришествіе». Когда седмитысячный годъ отъ сотворенія міра (1492 отъ P. X.) прошелъ благополучно, а съ нимъ «извелася» и пасхалія, дѣло составленія новой пасхаліи получило особенную важность. Нужно было самою же пасхаліею доказать неосновательность той мысли, какую давала простымъ умамъ прежняя пасхалія, именно, будто конецъ пасхаліи предвѣщаетъ и кончину міра. «Простые люди», дѣйствительно, боялись не только прямаго предсказанія пасхаліи о близкой кончннѣ міра, но и конца самой пасхаліи. Они думали, что, пасхалія есть непосредственно-божественное произведеніе, искони данное въ руководство людямъ для опредѣленія времени празднованія пасхи – па 7000 лѣтъ, и что, по прошествіи седмой тысячи лѣтъ, съ концомъ пасхаліи необходимо послѣдуетъ и кончина міра. Итакъ составители новой пасхаліи должны были доказать «простымъ людямъ», что кончина міра нисколько не зависитъ отъ конца пасхаліи, что можно вывести пасхалію на сколько угодно лѣтъ, и кончина міра отъ того ни приблизится, ни отдалится: міръ будетъ стоять столько лѣтъ, сколько угодно и извѣстно одному Богу. Такія именно разсужденія и предпосылаютъ своимъ пасхаліямъ на осьмую тысячу лѣтъ московскій митрополитъ Зосима, составившій (въ 1493 г.) пасхальное расчисленіе на 20 лѣтъ, въ особенности же новгородскій архіепископъ Геннадій, продолжившій это расчисленіе до 70 года осьмой тысячи (включительно), и священникъ новогородскаго Софійскаго собора Агаѳонъ, написавшій въ 1540 году пасхалію на всю осьмую тысячу безъ дватцати лѣтъ.

    22 March 2017 читать далее