• «Духовная Брань». Свято-Афанасьевское издание. № 2 (30) – 15 января (2019).

    «Духовная Брань». Свято-Афанасьевское издание. № 2 (30) – 15 января (2019).

    «Духовная Брань». Свято-Афанасьевское издание. № 2 (30) – 15 января (2019), полностью выложен здесь >>> (PDF)​

    Содержание номера:

    БОГОЯВЛЕНИЮ ТЕЗОИМЕНИТЫЙ. 125 лет с преставления святителя Феофана Затворника. От редакции.

    СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН (ГОВОРОВ), ЗАТВОРНИК ВЫШИНСКИЙ. (Краткое житие.)

    ЗАВЕЩАНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ПЕРЕД УХОДОМ В ЗАТВОР.

    ЗАВЕТ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ИЗ ЗАВТОРА. Чтение или слушание душеполезных книг необходимо для спасения.

    НА ВЫСОТЕ ИСТИННОЙ И ЧИСТОЙ ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ. По мыслям святителя Феофана Затворника.

    КРЕСТ МОЛИТВЕННОГО ВОСХОЖДЕНИЯ К БОГУ В ХРАМЕ. Диаграмма составлена на основе труда святителя «О храме Божием».

    ПРОВОЗВЕСТНИК КАРЫ БОЖИЕЙ РУССКОМУ НАРОДУ. Архиепископ Аверкий (Таушев)

    22 January 2019 читать далее

  • ДОРОЖИТЕ ПРАВДОЙ. (450-летие преставления святителя Филиппа, митр. Московского).

    I. Св. Филиппъ, митроп. московскій, память котораго совершается нынѣ, происходилъ отъ знатнаго рода бояръ Колычевыхъ. Онъ родился въ Москвѣ въ 1507 году и въ мірѣ носилъ имя Ѳеодора. Родители его отличались благочестіемъ и состраданіемъ къ несчастнымъ; эти добрыя качества они сумѣли внушить и сыну, который еще въ молодости отличался религіознымъ расположеніемъ духа. Сначала Ѳеодоръ жилъ при дворѣ великаго князя Василія Іоанновича, но по смерти его онъ, на тридцатомъ году жизни, рѣшился оставить міръ и тайно, въ простой крестьянской одеждѣ, удалился изъ Москвы въ Соловецкій монастырь. Полтора года проходилъ Ѳеодоръ различныя тяжелыя послушанія въ монастырѣ: рубилъ дрова, копалъ въ огородѣ землю, работалъ на мельницѣ и на рыбной ловлѣ. Постриженный съ именемъ Филиппа, онъ черезъ девять лѣтъ по вступленіи въ монастырь былъ избранъ всѣми иноками единогласно въ игумены. Много предстояло трудовъ и заботъ Филиппу въ обители, но онъ былъ неутомимъ. При Филиппѣ возникло множество зданій, устроена мельница, улучшено земледѣліе, множество болотистыхъ мѣстъ осушено. Все свое состояніе, полученное отъ родныхъ, употребилъ Филиппъ на улучшеніе монастыря. Заботясь о томъ, чтобы монашествующіе вели истинно-христіанскій образъ жизни, Филиппъ написалъ уставъ, въ которомъ предписывалъ имъ постоянное трудолюбіе; а въ монастырь принималъ только тѣхъ, которые искренно желали посвятить себя на служеніе Богу.

    22 January 2019 читать далее

  • «ОПЯТЬ МОЙ ІИСУСЪ И ОПЯТЬ ТАИНСТВО». (Слово на Богоявленіе Господне, иже во святыхъ отца нашего Григорія Богослова, архіепископа Константинопольскаго)


    Икона Крещение Господне. 15 век, школа Андрея Рублева
     

    По записям Студийского Устава на праздник Крещения Господния для Уставного Чтения определено чтение Слова на Богоявленіе свят. Григория Богослова. (См у проф. В. П. Виноградов. Уставные чтения (проповедь книги): Историко-гомилетическое исследование. Сергиев Посад, 1914. Вып. 1: Уставная регламентация чтений в Греческой Церкви, C. 55.). Предлагаем нашим читателем ознакомиться с ним в сокращении и переложении на русский язык. Греческий текстъ слова помещен у Migne’я, Patrologiae cursus completus, series graeca, t. XXXVI, col. 356-360. - Ред.

    Опять мой Іисусъ и опять таинство, но таинство не лживое и непристойное, исполненное эллинскаго заблужденія и веселія, а — таинство высокое, божественное и изливающее высшій свѣтъ. Святый день свѣтовъ, котораго мы достигли и праздновать который нынѣ удостоились, началомъ своимъ имѣетъ крещеніе Христа, «свѣта истиннаго, Иже просвѣщаетъ всякаго человѣка, грядущаго въ міръ» (Іоан. 1, 9), — совершаетъ мое очищеніе и возрождаетъ тотъ свѣтъ, который мы нѣкогда получили свыше, но потомъ омрачили и ослабили грѣхомъ. Итакъ, послушайте божественнаго гласа, который весьма громко раздается для меня, тайнозрителя (божественныхъ вещей) и тайноводителя: «Азъ есмь свѣтъ міру» (Іоан. 8, 12), посему «приступите къ Нему и просвѣтитеся, и лица ваша», ознаменованныя высшимъ свѣтомъ, «не постыдятся» (Псал. 33, 6). Нынѣ время возрожденія: возродимся свыше! Нынѣ время возсозданія: облечемся опять въ перваго Адама! Не станемъ оставаться въ томъ состояніи, въ какомъ находимся, но сдѣлаемся такими, какими были прежде. «Свѣтъ свѣтитъ во тьмѣ», во мракѣ настоящей жизни и плоти, «тьма» его преслѣдуетъ, но не обнимаетъ (Іоан. 1, 5), то-есть враждебная сила неотступно преслѣдуетъ видимаго Адама, но встрѣчается съ Богомъ и побѣждается Имъ, дабы мы, оставивши тьму, приблизились къ свѣту, потомъ сдѣлались совершеннымъ свѣтомъ, сынами свѣта невечерняго. Смотрите же на благодать дня сего и на силу сего таинства. Не вознесены ли вы отъ земли? Не возведены ли вы на высоту нашимъ словомъ и водительствомъ? Но еще выше вознесетесь, когда настоящей рѣчи будетъ споспѣшествовать Божественное Слово. Таково ли было очищеніе законное и преобразовательное, коего вся польза заключалась во временныхъ кропленіяхъ и очищеніи оскверненныхъ пепломъ юницы? Таковы ли были таинства язычниковъ? Языческіе обряды и таинства суть нелѣпости, темное изобрѣтеніе демоновъ, вымыселъ развращеннаго ума, созданный временемъ и прикрываемый баснословными разсказами. И пусть сими нелѣпостями забавляются язычники и демоны, которые довели первыхъ до такого безумія. А поелику намъ дарована возможность избѣгнуть суевѣрнаго заблужденія, наслаждаться истиною, служить Богу живому и истинному и возноситься надъ тварью и всѣмъ временнымъ и измѣняющимся: то мы и должны разсуждать и размышлять о Богѣ и божественномъ.

    18 January 2019 читать далее

  • Священникъ Владиміръ Левашевъ – Святость жизни и чудотворенія – главнѣйшія основанія канонизаціи святыхъ.

    Священникъ Владиміръ Левашевъ – Святость жизни и чудотворенія – главнѣйшія основанія канонизаціи святыхъ.

    Гроб-колода, в котором был погребен прп. Серафим. Изготовленный самим преподобным.

     

    Имена всѣхъ святыхъ, отъ вѣка угодившихъ Господу Богу, вѣдомы Ему единому. Но многихъ изъ нихъ Онъ явилъ и являетъ міру, какъ молитвенниковъ нашихъ н заступниковъ. Много святыхъ, которыхъ милосердіемъ Божіимъ явлены намъ только имена, но не сохранилось никакихъ останковъ. Много такихъ, отъ которыхъ сохранились нѣкоторыя части тѣла, или даже только кости. Много и такихъ, тѣла которыхъ почиваютъ въ совершенномъ нетлѣніи, т.-е. неразрушенныя и неповрежденныя. Отсюда явствуетъ, что Православною Церковью по изволенію Божію причислены къ лику святыхъ не только тѣ мужи и жены, тѣла которыхъ сохранились въ совершенномъ нетлѣніи, но и тѣ, отъ которыхъ сохранились только части тѣла, кости, или даже только имена. Слѣдовательно, должны быть и еще основанія для признанія святости угодниковъ Божіихъ, а не одно только нетлѣніе ихъ тѣла.

    Какія же эти основанія?

    14 January 2019 читать далее

  • Правила иже во святыхъ Отца нашего Василiя Великаго, извлеченныя изъ Св. Писанiя къ охраненiю и созиданiю Православной Вѣры и Благочестiя Христiанскаго (1896)

     

    Н. П,

    ПРАВИЛА ИЖЕ ВО СВЯТЫХЪ ОТЦА НАШЕГО ВАСИЛIЯ ВЕЛИКАГО,

    извлеченныя изъ Св. Писанiя къ охраненiю

    и созиданiю Православной Вѣры

    и Благочестiя Христiанскаго, 

    Кiевъ 1896.

     

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    14 January 2019 читать далее

  • Бесѣда Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго въ недѣлю по Рождествѣ Христовѣ.

    Бесѣда Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго въ недѣлю по Рождествѣ Христовѣ.

    Пещера Рождества. Базилика Рождества Христова в Вифлееме

    Прошедшею бесѣдою нашею съ вами, братіе мои, могло бы окончиться чтеніе повѣствованій евангельскихъ о рожденіи Спасителя нашего: ибо все, что сказуютъ намъ Евангелисты о семъ преславномъ событіи, и важнѣйшая часть о немъ же преданій церковныхъ, изведены нами на среду и представлены вниманію вашему. Но простите, если мы, подобно земледѣльцамъ, хотимъ оградить посѣянное — воспоминаніемъ и, собравши во едино всѣ главныя впечатлѣнія, предать ихъ на сохраненіе уму и сердцу вашему. Можетъ быть, и для васъ, подобно путникамъ при окончаніи своего поприща, пріятно будетъ обратить взоръ назадъ, еще разъ взглянуть на пройденное, привести на память, что было слышано, и извлечь изъ того для себя запасъ на путь дальнѣйшій. Ибо, хотя мы съ окончаніемъ настоящихъ празднествъ не будемъ продолжать чтеній евангельскихъ, а обратимся къ другому роду собесѣдованій; но вы не оставите, безъ сомнѣнія, слѣдовать чистою мыслію за дѣяніями Господа, и по примѣру того, какъ поступали мы съ вами въ продолженіе настоящихъ дней, сами будете при празднествахъ въ честь Его, разсматривать событіе празднуемое, углубляться въ его смыслъ и цѣль, и такимъ образомъ извлекать изъ каждаго празднества духовную пищу для своего ума и сердца.

    12 January 2019 читать далее

  • ИЗ ИСТОРИИ НАВЯЗЫВАНИЯ АВТОКЕФАЛИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТЬЮ.

    ИЗ ИСТОРИИ НАВЯЗЫВАНИЯ АВТОКЕФАЛИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТЬЮ.

    Обращенiе Архіепископа Амвросія, бывшаго Питтсбургскаго и Вествиржинскаго (1972 г.).

    Схиархиепископ Амвросий (Мережко) после принятия Американской Митрополией автокефалии (1972 г.), ушёл на покой и обратился к перевоиерарху РПЦЗ свт. митр. Филарету (Вознесенскому), о принятии в лоно Русской Православной Церкови Заграницей. Владыка Амвросий скончался 26 ноября/9 декабря 1974 г. на 86 году своей земной жизни. 2/15 декабря в Синодальном соборе в Нью-Iорке свт. митр. Филарет с сонмом духовенства совершил панихиду о усопшем архипастыре. – Ред.

    Почитаю своимъ долгомъ обратиться со своимъ словомъ къ русскому православному духовенству и русскимъ православнымъ людямъ въ Сѣверной Америкѣ. Я полагаю, что они должны знать о причинахъ, побудившихъ меня отказаться отъ принадлежности къ епископату Православной Церкви Америки и просить о принятіи меня въ составъ іерархіи Русской Православной Церкви Заграницей.

    11 January 2019 читать далее

  • Предание о трёх золотых монетах, поднесённых Христу волхвами.

    Предание о трёх золотых монетах, поднесённых Христу волхвами.

    Предание извлечено из старинной рукописи, найденной в одном испанском монастыре.

    Когда Ангел Господень предупредил Иосифа о необходимости бежать в Египет, последний хотел захватить с собою всё, что он мог, но, будучи беден, ему остались на всё долгое путешествие лишь те три золотые монетки, которые получил Младенец в подарок от пришедших с Востока волхвов.

    Эти три монетки Иосиф положил в пояс.

    Он покинул Вифлеем со Христом и Марией. Была тёмная ночь. Ослик шёл, ангелы охраняли, Мария молилась, Христос спал.

    Когда настал день, Святое Семейство оказалось у подошвы Хевронских гор, где ещё сейчас показывают могилу Авраама и Сарры.

    Там находился бедный прокажённый, который жил, спрятавшись в одной из многочисленных пещер. Услышав шаги путешественников, он вышел из своего убежища и стал смотреть. Христос ему показался таким хорошим, весь окружённый сиянием, Мария и Иосиф такими добрыми, что он дерзнул подойти к ним поближе; но, будучи проклятым, он не смел приблизиться и крикнул издали: «О, вы проходящие мимо, смилуйтесь надо мною». Услыша крик, Христос проснулся и протянул к несчастному свои руки. Он посмотрел на Марию, Мария на Иосифа, а Иосиф подозвал к себе прокаженного, дал ему первую из своих трёх золотых монет, ибо понял, что в этом заключается желание Божественного Сына Марии.

    10 January 2019 читать далее

  • Епископ Ириней (Орда) – ХРИСТОСЪ ПРЕДЪ ЛИЦЕМЪ МІРА СЕГО.

    Епископ Ириней (Орда) – ХРИСТОСЪ ПРЕДЪ ЛИЦЕМЪ МІРА СЕГО.

    Поученіе о томъ, какъ отнеслись люди къ Христу въ ночь рождества Его и какъ относятся нынѣ въ праздники Рождества Его.

    Во своя пріиде и свои Его не пріяша

    (Іоан. 1, 11)

    Перенесемся мысленно за 1900 лѣтъ назадъ и сравнимъ первую рождественскую ночь съ нынѣшнимъ праздникомъ. Вотъ два бѣдныхъ, усталыхъ путника, Іосифъ и Марія, послѣ трехдневнаго странствованія по гористымъ дорогамъ, входятъ въ Виѳлеемъ, небольшой городокъ іудейскій. Была холодная зимняя ночь. Усталые отъ долгаго, изнурительнаго путешествія, эти путники подходятъ то къ тому, то къ другому дому, прося пустить ихъ на ночь; они уже успѣли обойти всѣ узкія и грязныя улицы іудейскаго городка; но никто не сжалился надъ бѣдными назаретскими странниками. Пространствовавши напрасно въ темнотѣ и на холодѣ по виѳлеемскимъ улицамъ, они наконецъ очутились за городомъ, нашли пустую пещеру, въ которую пастухи во время непогоды загоняли скотъ. И здѣсь, въ этомъ мѣстѣ, въ этомъ загонѣ для скота Іосифъ и Марія должны были искать мѣстечка для Того, Кто пришелъ спасти людей и даровать имъ такія милости, такія богатства, съ которыми не могутъ сравниться горы золота и драгоцѣнныхъ камней. Какое страшное униженіе испытываетъ Божественный Спаситель уже при самомъ рожденіи Своемъ! Уже при рожденіи Его исполнились на Немъ слова евангелиста Іоанна: во своя пріиде и свои Его не пріяша. Люди не дали Ему и столько даже мѣста, гдѣ Ему голову преклонить. Младенецъ Іисусъ лежитъ въ пещерѣ, въ ясляхъ; а изъ людей никто и не думаетъ, чтó совершилось на землѣ, именно, что Богъ сошелъ съ неба, что Слово стало плотію. Въ эту чудную, въ эту священную ночь къ пещерѣ Спасителя пришли только три пастуха, все же остальное человѣчество спало: спалъ Виѳлеемъ, спалъ Іерусалимъ, спала вся іерусалимская земля, весь міръ былъ въ объятіяхъ сна. Надъ вертепомъ засіялъ необычайный свѣтъ; но люди не видятъ ничего и спятъ. Отверзается все небо, ночь заблистала необычнымъ свѣтомъ, но люди спятъ. Ихъ не интересуетъ, что явился небесный Пастырь, Который пришелъ искать и спасти погибшихъ, Который явился дать выкупъ за всѣхъ.

    09 January 2019 читать далее

  • О терпѣніи въ страданіяхъ и любовь ко врагамъ (Уроки изъ св. первомученика Стефана).

    О терпѣніи въ страданіяхъ и любовь ко врагамъ (Уроки изъ св. первомученика Стефана).

    I. Св. архидіаконъ Стефанъ, память коего совершается нынѣ, былъ первымъ изъ семи діаконовъ, (почему и называется архидіакономъ), назначенныхъ апостолами для попеченія о бѣдныхъ; онъ былъ исполненъ благодати и духовной силы, и совершалъ великія чудеса и знаменія въ народѣ, обращая къ вѣрѣ въ І. Христа. Нѣкоторые изъ іудеевъ вознегодовали за это на Стефана, и вступили въ споръ съ нимъ; но не могли противостоять мудрости и Духу, которымъ онъ говорилъ. Тогда они возмутили народъ, схватили Стефана, привели его на судилище и представили ложныхъ свидѣтелей, которые говорили, будто Стефанъ произноситъ хульныя слова на св. храмъ и на законъ. Всѣ, сидѣвшіе на судилищѣ, смотря на Стефана, увидѣли лицо его, какъ лицо ангела. Стефанъ защищался въ одушевленной рѣчи и смѣло упрекалъ іудеевъ въ невѣріи и грѣхахъ. Когда іудеи выслушали эту рѣчь, то возмутились и заскрежетали зубами своими. Стефанъ же, исполненный Свят. Духа, воззрѣлъ на небо, увидѣлъ славу Божію и Іисуса, стоящаго одесную Бога, и сказалъ: «вотъ я вижу небеса отверстыя и Сына человѣческаго, стоящаго одесную Бога». Эти слова привели іудеевъ въ такую ярость, что они закричали громкимъ голосомъ, затыкали уши свои, и единодушно устремились на Стефана. Затѣмъ вывели его за городъ и стали бросать въ него каменьями. Между тѣмъ онъ молился за враговъ и послѣднія слова его были: «Господи, не постави имъ сего во грѣхъ!» Онъ первый изъ христіанъ пострадалъ за вѣру, а потому и получилъ прозваніе первомученика.

    09 January 2019 читать далее