• Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородицѣ (1164)

    Происхождение честных древ Животворящего Креста. Икона, 1510 год

    14 August 2016 читать далее

  • Сергей Васильевичъ Кохомскій – Почему дѣти христіанъ имѣютъ нужду въ крещеніи?

    Сергей Васильевичъ Кохомскій – Почему дѣти христіанъ имѣютъ нужду въ крещеніи?

    Для рѣшенія этого вопроса нужно припомнитъ православное ученіе о томъ, каковы плоды крещенія. Прежде всего крещеніе примиряетъ насъ съ Богомъ; оно освобождаетъ насъ отъ отвѣтственности и осужденія за грѣхъ первородный, ровно какъ и за личные наши грѣхи, совершенные до крещенія. Затѣмъ оно производитъ благодатную перемѣну въ нашемъ существѣ, какъ бы прививая насъ, которые доселѣ подобны были дикимъ вѣтвямъ, къ доброй Маслинѣ, къ истинной Лозѣ, къ Господу Іисусу Христу, влагая въ нашу природу начало новой, святой, Христовой жизни. Наконецъ, въ крещеніи распинается, по выраженію апостола Палва, нашъ ветхій человѣкъ, т. е. наша природная, наслѣдственная грѣховная испорченность, хотя это распятіе не должно понимать въ смыслѣ полнаго и окончательнаго умерщвленія ветхаго человѣка, такъ какъ и послѣ крещенія въ насъ остается удобопреклонность къ грѣху, порабощаемая и умерщвляемая не иначе, какъ путемъ самоотреченія и подвига. Итакъ, вопросъ, избранный нами, естественно распадается на три слѣдующіе вопроса. Во первыхъ, почему дѣти, раждающіяся отъ отца и матери, получившихъ нѣкогда крещеніе, не наслѣдуютъ отъ нихъ того оправданія, того освобожденія отъ отвѣтственности за грѣхи (первородный и личные), которое было плодомъ крещенія ихъ родителей? Почему даръ праведности подается каждому отдѣльно, какъ бы только въ личное его обладаніе и не можетъ какъ бы по наслѣдству переходить отъ родителей къ дѣтямъ? Во вторыхъ, почему начало новой святой жизни ограничивается предѣлами личнаго бытія каждаго отдѣльнаго христіанина, и какого бы развитія оно не достигло, въ какую бы мѣру не возрасло, не можетъ однако проникнуть до источниковъ естественнаго рожденія, чтобы оттуда происходили дѣти непорочныя, причастныя только святой Христовой жизни? Въ третьихъ, почему, какъ бы въ прямую противоположность этому, грѣхъ отъ родителей непремѣнно сообщается дѣтямъ и потому требуетъ при каждомъ новомъ плотскомъ рожденіи новаго врачеванія отъ Святаго Духа?

    12 August 2016 читать далее

  • М. Д. Муретов, Христианский Брак и Церковь (1916)

     

    М. Д. Муретов

    ХРИСТИАНСКИЙ БРАК И ЦЕРКОВЬ

    Реч на акте Императорской МДА 1-го октября 1916 года

     

    Митрофан Дмитриевич Муретов (1851-1917) принадлежит к числу славных деятелей Московской духовной академии, прослужил в академии более тридцати восьми лет, и все эти годы были заполнены учеными трудами. Священномученик Иларион (Троицкий) пишет о своем учителе, что „при устремлении мысли писателя в высокую сферу богословского созерцания труды М. Д. Муретова являются одним из редких исключений в так часто сухой и безжизненной экзегетической литературе. Они насыщены богословским содержанием. Это их отличительная черта. Многие статьи Митрофана Дмитриевича нельзя быстро читать. Их следует читать медленно. Их следует изучать. В них следует вдумываться”.

    09 August 2016 читать далее

  • Т. В. Барсовъ, Къ вопросу о сущности христіанскаго брака (1903)

     

    Т. В. Барсовъ

    КЪ ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ХРИСТІАНСКАГО БРАКА

    Христіанское чтеніе. 1903. № 9. С. 327-347.

     

    Статья полностью выложена здесь >>> (PDF)

    09 August 2016 читать далее

  • Архимандрит Еммануил (Каливас) – ОСУЖДЕНИЕ ПАПСТВА (1999).

    Архим. Еммануил (Каливас). Осуждение папства. Афины 1999.

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    СОДЕРЖАНИЕ

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    1. Мы и католики — одно и тоже? Мы ничем не отличаемся?

    2. Составляем ли мы вместе с ними одну и ту же Церковь или псевдоцерковь папы сама себя отлучает и осуждает, откалывается как ересь?

    3. Можем ли мы общаться с католической церковью как с Церковью Христа или она диахронически осуждена Его Церковью?

    08 August 2016 читать далее

  • Протопресвитеръ Михаилъ Помазанскій – Духовный опытъ христіанскихъ подвижниковъ, по твореніямъ преп. Симеона Новаго Богослова.

    Творенія подвижниковъ говорятъ намъ отчасти о такихъ состояніяхъ души, какія присущи каждому христіанину, да и вообще каждому человѣку. «Богъ нелицепріятенъ, но во всякомъ народѣ боящійся Его и поступающій по правдѣ пріятенъ Ему» (Дѣян. 10, 24-25), и потому каждый обращающійся съ искренней молитвою къ Единому Богу, Творцу и Промыслителю, ощущаетъ миръ и утѣшеніе въ душѣ своей. Однако лишь въ нѣкоторой ограниченной мѣрѣ творенія подвижниковъ касаются состояній, общихъ всѣмъ людямъ. Отъ этихъ низинъ жизни избранники Божіи подымаются на такія ступени и достигаютъ такихъ вершинъ, какія доступны только людямъ исключительнаго подвига и святости. «Святые говорятъ о странѣ, въ которой были», выразился одинъ изъ духовныхъ писателей. Мы же, во всей своей массѣ, хотя вошли въ тѣло святой Церкви Христовой, можемъ сказать о себѣ, что мы еле ногой вступили въ эту страну, остаемся стоять на ея границѣ; духовныя переживанія святыхъ продолжаютъ быть для насъ въ ихъ главной части недоступными.

    07 August 2016 читать далее

  • Видѣнiе 1909 года: Н. Н. Рышковскiй «ШЕСТВIЕ РАЗРУШИТЕЛЯ».

    ВИДѢНIЕ

    Я не знаю, что это было. Можетъ быть это сонъ, или экстазъ, или просто сложная, длинная галлюцинація. Но это случилось со мною въ дѣйствительности, безъ потери сознанія. И я чувствую неодолимую силу, понуждающую меня передать, пересказать обо всемъ, что я видѣлъ и слышалъ, — расказать о тѣхъ страшныхъ, чудовищныхъ обликахъ, которые предстали передъ моими глазами, когда я спалъ, или не спалъ, а можетъ быть и бредилъ какъ-то особенно, на яву и сознательно, лицомъ къ лицу съ той страшной и мрачной областью, которая предо мной открылась.

    06 August 2016 читать далее

  • А. Бѣляевъ, О безбожіи и антхристѣ, Т. 1. Подготовленіе, признаки и время пришествія антихриста (1898)

     

     

    А. Бѣляевъ, О безбожіи и антхристѣ, Т. 1. Подготовленіе, признаки и время пришествія антихриста, Сергіевъ Посадъ 1898.

     

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

     

    ОГЛАВЛЕНІЕ

    05 August 2016 читать далее

  • Окружное послание Собора архиереев Русской Православной Церкви за границей ко всем верным чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии сущим [о масонстве] (1932)

    Окружное послание Собора архиереев Русской Православной Церкви за границей ко всем верным чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии сущим [о масонстве] (1932)

    Архиерейский Собор РПЦЗ 1932 года.

    Сидят слева направо: архиеп. Феофан (Гаврилов), архиеп. Гермоген (Максимов), архиеп. Анастасий (Грибановский), митр. Антоний (Храповицкий), архиеп. Серафим (Лукьянов), архиеп. Гавриил (Чепур), архиеп. Дамиан (Говоров). Стоят: еп. Серафим (Ляде), еп. Тихон (Троицкий), свт. Серафим (Соболев), еп. Тихон (Лященко), еп. Николай (Карпов), о. Виктор (Святин).

     

    "Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытайте духов,

    от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире"

    (Иоан. IV, 1).

    — Если к какому нибудь времени, то к нашему наиболее всего приложимы эти священные слова возлюбленного ученика Христова и тайнозрителя Иоанна. Наше смутное время весьма скудно, пророками, но очень богато лжепророками. Мир оскудел «Духом Божиим», но очень богат «духом заблуждения».

    04 August 2016 читать далее

  • Какъ соблюдать церковный устав? Вопросъ объ единобразiи церковнаго богослуженiя на Архiейскомъ Соборѣ Русской Православной Церкви Заграницей (1951)

     

    Какъ соблюдать церковный устав? Вопросъ объ единобразiи церковнаго богослуженiя на Архiейскомъ Соборѣ Русской Православной Церкви Заграницей, Jordanville 1951. 21 с.

     

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

     

    Резолюцiя Архiейского Собора по вопросу объ единобразiи въ богослуженiи.

    Iоаннъ, Архiепископъ Шанхайскiй, Единобразiе въ богослуженiи…..4

    О введенiи единобразiя въ совершенiи богослуженiя…..7

    Какъ же надлежитъ намъ, священнослужителямъ, осуществить осознаваемое многими желанiе единства богослужебнаго чина и блюденiя богослужебнаго устава?.....8

    Протоiерей Iоаннъ Легкiй, Нуженъ ли чинъ совершенiя богослуженiя?.....15

    Отъ Архiейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей Руководственное Указанiе вѣрнымъ чадамъ Церкви….20

    04 August 2016 читать далее