• Епископ Григорий (Граббе) - ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В НАШИ ДНИ.

    «Всё у нас должно быть второстепенным

    в сравнении с заботой о детях и с тем,

    чтобы воспитывать их в наказании и научении Господнем».

    Свят. Иоанн Златоуст

    Мы ежедневно с ужасом читаем в газетах о преступ­лении подростков. Насилия, убийства малолетними преступни­ками родителей, братьев или сестер, — никогда не соверша­лись в таком количестве, как в наше время.

    Мне вспоминается сейчас одно особенно потрясающее преступление.

    Четверо подростков нашли в парке на скамейке неиз­вестного им молодого человека. Они без всякого повода на­пали на него, избили, поджигали ему ступни папиросами, ис­тязали его и, наконец, утопили.

    Они совершили это преступление по какой-то извращенно­сти своей природы, как искатели сильных ощущений. Они и пошли в парк с тем, чтобы найти жертву для своего са­дизма.

    Естественно явилось подозрение, что они психически ненормальны. Однако скоро газеты сообщили, что юноши эти внешне совершенно нормальны. Они не были наркоманами, не происходили изъ подонков общества, а были детьми, каза­лось, совершенно нормальных, благоустроенных семейств.

    Родители говорили о них, как о хороших мальчиках, их умственное развитие в школе расценивалось, как стоя­щее выше среднего.

    Откуда же такой садизм, откуда такая преступная, бес­смысленная жестокость?

    Есть что-то страшное в духовном состоянии молодого поколения, в котором мы видим растущее число таких чудовищ.

    13 January 2017 читать далее

  • СЕРВИЛИЗМ ПАТРІАРХА АЛЕКСІЯ І (1947 г.)

    Сервилизм (раболепство, от латинского servus – раб) – отступление от принципов морали и канонического права в угоду государственным властям. – Ред.

    Издающаяся въ Мюнхенѣ украинская газета «Украинска Трибуна» въ № 87 (111) сообщаетъ весьма интересныя данныя о томъ, что Московскій патріархъ Алексій, по случаю 800-лѣтія Москвы, совершилъ въ своемъ «кафедральномъ соборѣ» торжественный молебенъ о здравіи Сталина, во время котораго была впервые оглашена новая ектенія, долженствующая теперь произноситься во время бого­служеній во всѣхъ церквахъ, подчиненныхъ совѣтскому патріарху.

    Текстъ этой ектеніи настолько необыченъ и по меньшей мѣрѣ страненъ, что съ нимъ слѣдуетъ ознакомиться каждому вѣрующему, проживающему за предѣлами совѣтскаго государства и имѣющему возможность свободно и безъ принужденія подвергнуть его обстоятельной и безпристрастной критикѣ.

    Итак, 18 октября с. г. въ Москвѣ, въ православномъ храмѣ, православнымъ патріархомъ впервые въ исторіи нашей Церкви была провозглашена слѣдующая ектенія:

    «И еще молимся о великомъ совѣтскомъ государствѣ, о мирѣ, здравіи и спасеніи всего народа православнаго».

    «И еще молимся о здравіи и спасеніи всѣхъ умныхъ и храбрыхъ руководителей православной родины нашей».

    «И еще молимся о здравіи и спасеніи великаго вождя Россіи Іосифа Сталина и о всемъ доблестномъ и побѣдоносномъ воинствѣ его».

    Далѣе, во время своего слова, произнесеннаго по случаю Московскихъ торжествъ, патріархъ Алексій сказалъ, что Сталинъ явля­ется «нашимъ великимъ и мудрымъ вождемъ, который твердою рукою ведетъ нашу страну по старинному освященному пути силы, величія и славы».

    12 January 2017 читать далее

  • Епископ Григорий (Граббе) - ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

    Доклад на съезде Св. Владимирской Молодежи (14/27 июля 1958 г.)

    Известный Канадский хирург, д-р Пенфильд, специалист по операциям мозга, обнаружил интересное явление. Он производил исследование мозга одной женщины средних лет с помощью специального электродного аппарата.

    Пациент при таких исследованиях не усыпляется, а ос­таётся въ полном сознании. И вот, при прикосновении аппа­рата д-ра Пенфильда к какой-то клеточке мозга, его пациентка с изумлением воскликнула, что она вновь переживает во всех подробностях бывшие у неё несколько лет назад ро­ды.

    Она передавала всю обстановку родильной палаты, все звуки, свои переживания и чувства, как будто событие это вновь происходило теперь.

    Врачи давно знали, что прикосновение к той или иной клеточке мозга можетъ вызвать известное движение, но новостью было то, что можно вызвать к жизни старые переживания съ такой яркостью, как будто событие, послужившее для них причиной, вновь имеет место.

    Последующие опыты показали, что мозг может быть уподоблен пластинке фильма или, еще больше, ленте записывающего звуки аппарата.

    Когда эта лента свёрнута, ничего не видно на её поверх­ности. Но вот, включается аппарат и раздаются в точности давно записанные звуки. Так и электродный инструмент хи­рурга вновь вызывает к жизни впечатления, давно забытые и, казалось бы, совершенно изглаженные из памяти человека.

    Это явление должно быть для нас очень важным и поучительным.

    12 January 2017 читать далее

  • Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ I-й (1981).

    Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ I. Къ 50-лѣтію священнослуженія (1931-1981 гг.). Нью-Іоркъ 1981.

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    Святитель Митрополит Филарет — третий по счёту Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей — занимает в истории этой Церкви особое место. При нём было совершено четыре прославления: Св. Праведного Отца Иоанна, Кронштадтского Чудотворца; Преподобного Германа, Аляскинского Чудотворца; и Св. Блаженной Ксении, бездомной странницы Петрова Града, Новомучеников и Исповедников Российских.

    Дальний Восток — золотой уголок расцвета заграницей Православия и традиций Святой Руси — недаром именовали о. Архимандрита Филарета «Дальне-Восточным Златоустом». Его слово гремело всегда и везде и было исполнено глубокой веры и молитвы, пропитано стойкостью и непоколебимым стоянием в Истине. Оно имело особую силу, ибо было отражением жизни самого проповедника. Наше Зарубежье имеет, в лице Владыки Митрополита Филарета, неоценимое сокровище, данное нам от Бога. Наш общий долг любить, ценить и не огорчать Святителя Филарета, сохранять послушание подлинному Русскому Епископату, быть верным Истине, и дорожить своей Родной Русской Православной Церковью.

    В этой книге читатель найдёт ясное истолкование глаголов Жизни Вечной св. Евангелия.

    11 January 2017 читать далее

  • Новосвмуч. Архіеп. Никонъ (Рождественскій) – Утѣшеніе у яслей Хрістовыхъ.

    Слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ (Лук. 2, 14).

    И пославъ Иродъ, изби вся дѣти, сущія въ Виѳлеемѣ и во всѣхъ предѣлѣхъ его (Мѳ. 2, 16).

    Небеснымъ миромъ и благодатною радостью наполняется сердце наше въ свѣтлый праздникъ Рождества Хрістова у священныхъ яслей Младенца — Превѣчнаго Бога. Въ пѣснопѣніяхъ Церкви громко звучитъ торжествующая пѣснь небожителей: Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе! Всему міру, всему человѣчеству возвѣщается радость велія: днесь родися вамъ Спасъ, Иже есть Хрістосъ Господь во градѣ Давидовѣ (Лк. 2, 11).

    Но когда мысль наша, отвлекается отъ яслей Хрістовыхъ шумомъ бурнаго моря житейскаго, обращается къ тому, что творится въ мірѣ въ наши скорбные дни, то и сердце наше начинаетъ смущаться, начинаетъ вопрошать: гдѣ же возвѣщенный Ангелами миръ? гдѣ — въ человѣцѣхъ благоволеніе? Возстали царства на царства, народы на народы; милліонныя войска не прерываютъ ужасныхъ битвъ: на пространствѣ нѣсколькихъ тысячъ верстъ льются обильные потоки крови, не говорю уже о слезахъ, коими столь же обильно орошается вся земля. Гдѣ же столь вожделѣнный миръ и благоволеніе?

    Да не смущается сердце ваше, глаголетъ Богомладенецъ отъ яслей Своихъ: зрите, не ужасайтеся: подобаетъ бо всѣмъ симъ быти.

    11 January 2017 читать далее

  • Епископ Григорий (Граббе) – КАК ПОДОБАЕТ СТОЯТЬ В ХРАМЕ ПРАВОСЛАВНОМУ ХРИСТИАНИНУ

    Настоящая статья была составлена в 1928 году и тогда же послана на просмотр Блаженнейшему Митрополиту Антонию. который в письме от 28 мая 1928 года написал автору: "Сегодня отослал Вашу работу о поклонах в редакцию Церковных Ведомостей с резолюцией: напечатать 200 оттисков. Спасибо Вам за солидное исследование". Владыка в том же письме, однако, сделал указание о желательности некоторого дополнения исследования, для чего автор взял его из редакции названного журнала. Оно поэтому не было помещено своевременно в Церковных Ведомостях, а теперь печатается в дополненном виде. – Ред.

    «Все благообразно и по чину да бывают»

    (1 Кор. ХІV, 40).

    I.

    «Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едины якоже и Мы... Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради Мене... да будут едино, якоже Мы едино есма: Аз в них и Ты во Мне: да будут совершени во едино» (Ин. XVII, 11, 20, 23). Вот слова Евангелия, свидетельствующие о единосущии Лиц Святой Троицы и указывающие нам на высочайший идеал единства, который должен осуществляться в Христовой Церкви. Как? — Прежде всего, взаимной любовью между всеми членами Церкви — «да любы, еже Мя еси возлюбил, в них будет и Аз в них» (Ин. XVII, 26). Любовь эта должна соединять нас в единое Тело — Церковь, имеющую Главою Христа. Единство Её должно проявляться во всех сторонах жизни, а прежде всего, в молитве и богослужении. Так научил нас Спаситель, давая ученикам Свою молитву. Все прошения её произносятся во множественном числе, относясь не к одному молящемуся, а ко всей Церкви. «Учитель мира и наставник единства, говорит по этому поводу св. Киприан Карфагенский, прежде всего не хотел, чтобы молитва была совершаема врозь и частно, так, чтобы молящийся молился только о себе. В самом деле, мы не говорим: Отче мой иже еси на небесех, хлеб мой даждь ми днесь; каждый из нас не просит об оставлении только своего долга, не молится об одном себе, чтобы не быть введену во искушение и избавиться от лукаваго. У нас всенародная и общая молитва и тогда, когда мы молимся не за одного кого-либо, но за весь народ, потому что мы — весь народъ — составляем одно»[1].

    10 January 2017 читать далее

  • Епископ Григорий (Граббе) - СВЯТЫЕ ОТЦЫ НА ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРА

    Святые отцы IV Вселенского Собора изгоняют еретиков. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия XIV в.

    Речь, произнесённая на торжественном собрания 22 октября/4 ноября 1951 г. в Нью-Йорке.

    Нелегко даётся человеку познание истины.

    Господь говорит, что узрят Бога, т. е. познают Того, Кто есть и Путь, и Истина, и Жизнь, (Ин. XIV, 6) — чистые серд­цем (Мф. V, 8).

    Грех же искони скрывает от нас истинный лик Бо­жий. Особенно можно сказать это о смертном грехе гордости. Гордый ум не зрит Бога. Он не способен усваивать ис­тин, раскрываемых Богом о Себе. Гордый человек созда­ёт своё, искажённое представление о Боге и с ожесточением отстаивает это представление, как непререкаемую истину.

    Таково происхождение всех ересей. Ересиархи не хотят подчинять свой ум, свое сердце и душу голосу Вселенской Церкви. И они борятся с этим голосом, когда он осужда­ет их заблуждение.

    Напротив, подлинные сыны Церкви во всех своих сомнениях ищут ответа у неё, в её Писании и Предании. Если возникает у них недоумение, они добросовестно, в мире, смирении, любви и молитве стараются разслышать и уразуметь доходящий до них с отдаленных веков голос Церкви.

    Они знают, что полнота истины содержится в Церкви, что Ей она вручена Самим Её Божественным Главой.

    Мы помним обетование Господне: «Создам Церковь Мою и врата ада не одолеют её» (Мф. XVI, 18). Веря этому обетованию, мы знаем, что и в последние дни отступления все-таки останется малое стадо, которое и будет Церковью на земле и что, таким образом, на земле всегда были и бу­дут, до второго Пришествия Спасителя, иерархи и общины, принадлежащие к Таинственному Телу Христову.

    09 January 2017 читать далее

  • В ОПРОВЕРЖЕНИЕ СЛОВ «НАДО ВСЕМ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ».

    В ОПРОВЕРЖЕНИЕ СЛОВ «НАДО ВСЕМ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ».

    Критский еретический лже-собор 2016 г.

    Фреска сербского храма Св. Иоанна Владимира в Баре

    «Блажен муж,

    иже не иде на совет нечестивых,

    и на пути грешных не ста,

    и на седалищи губителей не седе»

    (Пс. 1,1)

    Один из недобрых плодов экуменизма - экуменическая дружба, помогающая сжиться с грехом инославных, которая завязывается между экуменистами. Незаметно для самих себя участники экуменических встреч отступают от своих прежних убеждений и усваивают особый язык, терминологию и образ мышления, которые вырабатываются в процессе диалога. Этим достигается отчуждение православных от Матери-Церкви, затмение их сознания инославными, еретическими заблуждениями. Недаром святой апостол Павел говорит, что «худые сообщества развращают добрые нравы» (I Кор. 15,33). Экуменическая дружба всячески способствует размыванию вероисповедных границ, т.е. разрушению церковной ограды. Экуменисты проникаются заблуждениями инославных и сживаются с их грехом.

    1) ВНЕ ЦЕРКВИ НЕТ ЕДИНОМЫСЛИЯ И ЕДИНОДУШИЯ ВЕРУЮЩИХ

    Пусть не обольщают себя некоторые словами, сказанными Господом: «идеже еста два или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде их» (Мф. 18, 20). Извратители Евангелия и ложные толкователи приводят эти слова, но это слова последующие, а предыдущие они пропускают; напоминая об одной части, а о другой коварно умалчивают; как сами отделились от Церкви, так рассекают и целость одного и того же места. Господь, внушая ученикам своим хранить единомыслие между собою и мир, говорит им: «глаголю вам, яко аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, иже на небесех; идеже бо еста два или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде их» (Мф. 18, 19-20) – и тем показывает, что многое предоставляется не многочисленности, но единомыслию молящихся. «Аще два от вас совещаета на земли», – говорит Он. Таким образом. Господь заповедал сперва единодушие, указал на согласие и научил верно и решительно соглашаться между собою. Как же согласится с кем-либо тот, кто не согласен с телом самой Церкви и со всем братством? Как могут собираться во имя Христово двое или трое, о которых известно, что они отделяются от Христа и от Евангелия Его? Ведь не мы отошли от них, а они от нас. После того как через учреждение ими различных сборищ произошли у них ереси и расколы, они оставили главу и начало истины. А Господь говорит о Своей Церкви, говорит к находящимся в Церкви, что если они будут согласны, если, сообразно с Его напоминанием и наставлением, собравшись двое или трое, единодушно помолятся, то, несмотря на то что их только двое или трое, они могут получить просимое от величия Божия. «Идеже еста два или трие» собраны «во имя Мое», ту есмь посреде их, т.е., посреде простых и миролюбивых, боящихся Бога и хранящих заповеди Его.

    09 January 2017 читать далее

  • Святитель Проклъ, патр. Константинопольскій – Похвальное Слово Пресвятой Богородицѣ.

    Святитель Проклъ, патр. Константинопольскій – Похвальное Слово Пресвятой Богородицѣ.

    Всѣ празднества въ честь святыхъ досточудны, и уподобляются блистанію звѣздъ. Какъ звѣзды, бывъ утверждены на небѣ въ извѣстномъ порядкѣ, на извѣстномъ разстояніи одна отъ другой, распознаются и освѣщаютъ весь земной шаръ; одна и та же звѣзда видна и у индійцевъ, не скрывается и отъ скиѳовъ, сіяетъ надъ землею и озаряетъ море, путеводствуя плавателей; и хотя всѣхъ ихъ, по причинѣ множества, именъ мы не знаемъ, однако удивляемся ихъ красотѣ и блеску: такъ и всякій святой. Хотя останки (святыхъ) заключены въ гробахъ; но сила ихъ не ограничивается поднебесною. И что сказанное справедливо, можно тебѣ удостовѣриться изъ самаго опыта. Палестина скрываетъ останки Авраама, а куща его споритъ съ раемъ: тамъ Богъ произнесъ приговоръ Адаму; здѣсь же гостепріимно принятъ былъ патріархомъ. Кости Іосифа вмѣщаются въ одинокомъ гробѣ; но брань его съ египтянкою изумляетъ концы вселенной. Гробъ Моисея неизвѣстенъ (Втор. 34, 6); но о немъ и по смерти возвѣщаетъ жезлъ, разсѣкшій Чермное море. Гдѣ погребенъ Исаія — не знаемъ; но вся Церковь провозглашаетъ его пророчество: «се Дѣва во чревѣ зачнетъ и родитъ Сына» (Ис. 7, 14). Даніилъ погребенъ въ Вавилонѣ; но вѣщаніе его слышится по всей землѣ: «се на облацѣхъ небесныхъ, яко Сынъ человѣчь идый бяше» (Дан. 7, 13). Ананія и другіе (два) отрока скончались также въ Вавилонѣ; но вся вселенная каждодневно воспѣваетъ ихъ пѣснь: благословите вся дѣла Господня Господа (Дан. 3, 57). Іезекіиль преданъ землѣ у Персовъ; но онъ съ Херувимами вопіетъ: «благословенна слава Господня отъ мѣста Его» (Іез. 3, 12). Такимъ образомъ діаволъ не получилъ никакой пользы отъ того, что нанесъ смерть Адаму въ раю: такъ какъ чрезъ смерть Богъ отверзъ праведнымъ дверь упованія.

    08 January 2017 читать далее

  • Новосвмуч. Архіеп. Никонъ (Рождественскій) – Евангельскіе волхвы и мудрецы нашего времени.

    Возсіяетъ Звѣзда отъ Іакова и возстанетъ Человѣкъ отъ Израиля...(Числ. 24, 17).

    Видѣхомъ звѣзду Его на востоцѣ и пріидохомъ поклонитися Ему (Мѳ. 2, 2).

    Звѣздамъ служащіи звѣздою учахуся Тебѣ кланятися Солнцу правды и Тебе вѣдѣти съ высоты Востока (Тропарь праздника).

    Дивны пути Промысла Божія въ судьбахъ міра, неисповѣдимы они въ домостроительствѣ спасенія рода человѣческаго! Самыя заблужденія людей, если только они искренни, если только человѣкъ ищетъ истины Божіей отъ чистаго сердца, Господь направляетъ ко спасенію человѣка.

    Господь Богъ нашъ не есть Богъ только іудеевъ, но и язычниковъ: Онъ есть Творецъ и Спаситель всѣхъ сыновъ Адамовыхъ. Народъ еврейскій избранъ былъ изъ всѣхъ народовъ земныхъ только для того, чтобы сохранить въ немъ, посредствомъ особаго водительства Божія, начатки истиннаго богопознанія среди той тьмы, въ какую погрузилось грѣшное человѣчество ко времени пришествія въ міръ Спасителя міра. Ко спасенію же и призывалъ и приготовлялъ Господь всѣхъ людей, весь родъ человѣческій. У ветхозавѣтнаго евангелиста, какъ называютъ великаго пророка Божія Исаію, есть небольшая, но чудная картина, изображающая какъ бы въ лицахъ состояніе и чаянія древняго языческаго міра подъ образомъ мрачной ночи. Пророкъ говоритъ о потомкахъ Исава, но слово его можетъ быть отнесено ко всему языческому міру.

    07 January 2017 читать далее