Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Опытъ Христіанскаго Православнаго Катехизиса (1924).

Опытъ Христіанскаго Православнаго Катихизиса. Составилъ Митрополитъ Кіевскій Антоній. 1-е изд. Сремски Карловци 1924. 

Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

Въ 1924 году въ Югославіи Блаж. Митрополитъ Антоній (Храповицкій) выпустилъ въ свѣтъ «Опытъ Христіанскаго Православнаго Катихизиса». Высокій авторъ расположилъ иначе матеріалъ катихизиса Преосвященнаго Филарета и сдѣлалъ въ немъ важныя измѣненія, добавленія и сокращенія. Архіерейскій Синодъ Русской Зарубежной Церкви постановилъ замѣнить этимъ трудомъ, «какъ болѣе удобнымъ для усвоенія», прежній катихизисъ митрополита Филарета. Это постановлена потомъ было нѣсколько измѣнено вслѣдствіе возраженій преосвященныхъ Ѳеофана (Быстрова) и Серафима (Соболева). Уполномоченный Синодомъ епископъ Гавріилъ представилъ обоснованную защиту «Опыта», а самъ митрополитъ Антоній напечаталъ убѣдительное краткое поясненіе, объясняя сдѣланныя поправки тѣмъ, что онѣ выражаютъ святоотеческое освѣщеніе важнѣйшихъ догматавъ вѣры. Отразившееся, въ «Опытѣ Катихизиса», ученіе владыки Антонія представляется плодомъ его самостоятельнаго богословскаго творчества и синтезомъ догматическихъ истинъ Православія. Антіохійскій патріархъ Григорій IV, Зап.-Европ. митрополитъ Евлогій, Румынскій митрополитъ Пименъ и Греческій епископъ Хрисостомъ отозвались о взглядахъ владыки Антонія, какъ о новомъ вкладѣ въ ученіе Православной Церкви. Въ Опытѣ Катихизиса такъ распредѣленъ матеріалъ: 1) Предварительныя понятія о Божественномъ Откровеніи, о священномъ Писаніи въ особенности и о Преданіи въ особенности, о катихизисѣ въ частности 16 стр.; 2) Первая Часть «о вѣрѣ», 56 стр.; 3) Вторая часть «о благочестіи или богоугодной жизни», 53 стр.; всего 125 страницъ. (Основы Христіанской Православной Вѣры. Сост. прот. В. Глиндскій. Джорданвиллъ 1995. С. VII.)

Предисловіе къ опыту христіанскаго православнаго катихизиса.

Различныя собранія законоучителей, городскія, епархіальныя и окружныя, обращались ко мнѣ съ настойчивыми просьбами составить новый катихизисъ, болѣе свободный отъ западной схоластики, начавшей вторгаться въ наше богословіе со времени катихизисовъ Большого и Малаго, составленныхъ въ 17-мъ вѣкѣ кіевскими учеными, – первый – Лаврентіемъ Зизаніемъ, протоіереемъ изъ м. Корца, а второй – митрбполитомъ Петромъ Могилою. Я совсѣмъ отказался взять на себя такой непосильный трудъ, требующій усидчивой работы, для епархіальнаго архіерея вовсе недоступный при настоящихъ условіяхъ церковной жизни. Однако, настойчивыя ходатайства законоучительскихъ съѣздовъ, повторялись, вѣроятно, по той причинѣ, что мои статьи въ печати являлись именно поправками нашей догматики и иѳики и влекли отъ схоластическихъ наслоеній къ древнему преданію Церкви и здравому смыслу.

Въ настоящее время, будучи арестованъ и интернированъ въ уніатскомъ монастырѣ, въ Галиціи, я получилъ возможность располагать своимъ временемъ вотъ уже 4-й мѣсяцъ и за это время выполнилъ помянутую работу какъ бы начерно, т.-е., безъ справокъ съ прежними, до-филаретовскими, катихизисами, которые я читалъ въ свое время, но которыхъ здѣсь не могъ имѣть подъ руками, кромѣ католическаго катихизиса Тридентскаго собора (впрочемъ, изданнаго черезъ 200 лѣтъ послѣ послѣдняго) и православнаго катихизиса митрополита Филарета.

Хотя я писалъ въ своемъ опытѣ катихизиса то, что вынашивалъ въ своей душѣ болѣе 30-ти лѣтъ, но, вполнѣ сознавая, что такой трудъ, т.-е., составленіе учебнаго катихизиса, долженъ быть провѣренъ цѣлыми обществами іерарховъ и богослововъ, я могу назвать свой трудъ только матеріаломъ для такого общества и вовсе на буду отстаивать своей редакціи, если мнѣ докажутъ, что то или другое въ ней изложено ошибочно или неудобно для помѣщенія въ учебникѣ, и со своей стороны буду вполнѣ согласенъ внести въ нее разнообразныя поправки, если таковыя будутъ признаны желательными. Издавая свой трудъ, какъ матеріалъ, я отнюдь не желалъ бы, чтобы онъ цѣликомъ затѣнялъ Филаретовскій катихизисъ въ школѣ, но ничего не имѣю противъ того, чтобы тотъ или другой законоучитель при истолкованіи догматовъ и заповѣдей воспользовался иногда моими мыслями и ссылками на Св. Писаніе и Св. Преданіе и дополнилъ ими пробѣлы учебнаго катихизиса по разнымъ религіознымъ вопросамъ, коихъ народилось со времени кончины его автора оченъ много.

АНТОНІЙ, Митрополитъ Кіевекій и Галицкій.

17 марта 1919 г.

*    *    *

Авторъ приноситъ благодарность Святѣйшему Димитрію, Патріарху Сербскому съ его Синодомъ, пріютившимъ его на эти годы въ Патріаршемъ домѣ, а также Блаженнѣйшему Григорію, Патріарху Антіохійскому и Преосвященнымъ Митрополитамъ – Герасиму Бейрутскому и Александру Триполійскому, давшимъ ему средства для напечатанія книги.

31 октября 1924 г.

 

См. также:

Богословское творчество Митрополита Антонія (Храповицкаго) и критика его «Опыта христіанскаго православнаго катихизиса».




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: