• Священномученик Лаврентий (Князев), епископ Балахнинский, - ЗАДАЧА ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ: ЗАПОЛНИТЬ ПУСТОТУ ИСТОЧНИКОМ ПОЛНОТЫ ВСЯКОЙ ЖИЗНИ - ХРИСТОМ.

    Сегодня Русская Церковь вспоминает мученическую кончину священномученика Лаврентия Епископа Балахнинского и иже с ним убиенных священномученика Алексия Порфирьев пресвитера и мученика Алексия Нейдгардта. Предлагаем нашим боголюбивым читателям познакомиться с поучением священномученика Лаврентия. - Ред.

    Речь Преосвященнейшаго Лаврентия Епископа Балахнинскаго, на первом организационном собрании Нижегородскаго Спасо-Преображенскаго Православнаго Братства возрождения церковно-общественной жизни.

    Первыми словами, возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры, которыми мы начали сегодня молитву пред открытием нашего собрания являются два дивных слова: «Христос Воскресе!» Сколько глубокого смысла и содержания заключается в этих двух, только словах! Какая радость, какая отрада наполняет душу, когда их впервые услышишь в пасхальную заутреню! Отчего же такою радостию, такою отрадою веет от них? Да оттого, что в них, в этих словах, слышится победный гимн и торжество царства света, истины, добра и правды над царством тьмы, лжи и неправды. Еще накануне, можно сказать, Воскресения Христова это мрачное царство, повидимому, торжествовало свою полную победу: Истина, Святость, Правда - поругана, умерщвлена и заключена во гроб, казалось, на веки. Но в тот момента, когда ад готовился торжествовать свою победу, Божественный Свет мгновенно ослепил его и разрушил его царство, и из гpоба яко от чертога, возсия Христос...

    Это величайшее мировое торжество окрыляет дух наш радостным упованием, что и в той величайшей борьбе, которая красною нитью проходит через всю историю Mиpa, борьбе царства тьмы, лжи и неправды с царством истины, света и правды, конечная и всесовершенная победа будет на стороне этого последнего. Об этом ясно говорит нам слово Бoжиe. В мире скорбни будете, говорил Господь Своим ученикам, но дерзайте, яко Азъ победих мир (Иoaн. XVI, 33). Нова небеси и нова земли, говорит св. Ап. Петръ, по обетоваию Его (Господа) чаем, в них же правда живет (II Петра III, 12), и где, следовательно, уже не будет места какой-либо неправде.

    06 November 2016 читать далее

  • Священномученик Никон (Рождественский) Архиеп. Вологодский и Тотемский - БЕРЕГИТЕ СОКРОВИЩА ЦЕРКОВНЫХ ПРЕДАНИЙ!

     

    I.

    Мы живем в печальное время. Идеалы принижаются, постоянно уходя из сознания нашего куда-то далеко, в область тумана и забвения, чистые понятия и воззрения, веками воспитанные Церковью, тускнеют, сама способность распознавать, в чем чистая истина, чистое, Богу угодное добро и богоподобная духовная красота, - слабеет в современном христианине, даже и православном. Когда размышляешь об этом, как-то невольно проносятся в мысли слова незабвенного святителя Филарета Московского: "Когда наступает тьма на дворе, то усиливают свет в доме". А тьма усилилась настолько, что люди возлюбили тьму больше, чем свет, и свет нередко, называют тьмою, а тьму светом... Я не говорю уже о тех, кто сознательно лукавит в своей совести, кто бежит от света Христова, просвещающего всякого человека в недрах Церкви - воспитанием в заветах Церкви - Христовой невесты, кто, возлюбив грех, спешит укрыться от обличений совести - судии неподкупного во мраке лукавых софизмов. Такие люди, сами погружаясь во тьму, влекут за собою и других, распространяя эту тьму вокруг себя. И вот этих то других, стоящих на распутии, колеблемых ветрами всяких современных мудрований и как будто потерявших руководящее начало в жизни, - мне искренне жаль!

    Мне хочется крикнуть им: поближе к Церкви, братия мои, подальше от современных шатаний в области мыслей, в области жизни! Церковь с материнской любовию дает сама это руководящее начало в жизни, эту спасительную нить, за которую держась, вы не заблудитесь в бесконечном лабиринте человеческих смышлений и всегда верно будете распознавать истинный путь жизни и православного мировоззрения. Это начало, эта нить есть общецерковное предание, всегда верное учению слова Божия - Священного Писания, всегда являющееся выражением и отображением жизни Церкви времен минувших, от Апостолов до Самого Господа Иисуса Христа, даже до наших позднейших дней. Дух Божии, присно живущий в Церкви Христовой и ее оживляющий, в ней присно дышащий, охраняет верных чад ее от всякого самочиния в области мысли, ибо всякое свое мнение, всякую нововозникшую мысль свою они проверяют мнением Церкви и ее пастырей и учителей всех веков и времен, чтобы таким образом быть в неизменном ей послушании и единении со всею историческою Церковью и с ее вечным главою Господом Иисусом.

    Таким образом, в основе отношений православно-верующего сына к Матери-Церкви лежит смиренная, сыновне беззаветная любовь к ней, как к невесте Христовой непорочной, как к матери нашей благодатной.

    05 November 2016 читать далее

  • «Дом Романовых». 2" - 57 мин., режиссер Виктор Ф. Семенюк, СПбСДФ, 1992 г.

    Священномученик Иосиф (Петровых), Митрополит Петроградский понимал истинное значение Православного царства и потому глубоко скорбел, видя, как далеко отошла от этого идеала христианской государственности императорская власть Петербурга. В его дневнике есть характерная запись от 30 июля 1909 г.: «Невозможно быть истинным слугою земного Царя, не будучи истинным слугою Божиим. Только истинный Божий слуга имеет все побуждения и средства быть верным слугою Царя и полезным членом Церкви и Отечества» («В объятиях Отчих». Дневник инока, 4092).

    «Дом Романовых». 2" - 57 мин., режиссер Виктор Ф. Семенюк, СПбСДФ, 1992 г. Над фильмом также работали М. Литвяков и В. Беляков.

    Этот фильм – хроникально-историческое эссе, созданный на основе исторических киноматериалов. Киносъемка так называемой царской хроники велась разными операторами, среди них можно назвать братьев Патэ, А. Ягельского, А. Ханжонкова. Фильм предоставляет уникальную возможность рассмотреть лица давно ушедшей эпохи, ощутить дух того времени, воочию «познакомиться» с повседневной жизнью последнего русского императора и его семьи. «Дом Романовых» - это фильм-реконструкция жизни Царской семьи, целиком смонтированный на основе сохранившейся царской кинохроники и с использованием документов того времени. Благодаря усилиям Сергея Белякова были найдены и заново открыты многие раритетные документы и уникальная кинохроника.

    Специальный приз фестиваля Православного кино г. Москва.

    03 November 2016 читать далее

  • Новое знамение Божие. ЧУДО ОБНОВЛЕНИЯ ФОТОПОРТРЕТА МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКОГО) В ХАРЬКОВЕ (1994)

    Обновившийся портрет владыки Антония (Храповицкого)

    Недавно в Харькове произошло чудо Божие свидетельствующее о неоскудевающей милости Господа-Пастыреначальника к Его чадам. Случилось следующие. Бывшая катакомбная харьковская община не решалась присоединиться к РПЦЗ и находилась в неопределенном состоянии. И вот однажды, когда насельницы этой общины пробудились от ночного сна, то они увидели, что старый фотографический портрет митрополита Антония (Храповицкого) обновился. Портрет давно уже хранился в общине и был совсем черный, а тут он вдруг просветлел (см. фотографию). Это чудо в значительной степени повлияло на решение общины присоединиться к РПЦЗ, что случилось вскоре.

    Обновившийся портрет является очень редким портретом митрополита Антония. Будущий первоиерарх Русской Зарубежной Церкви выглядит на этом портрете еще довольно молодо. По всей вероятности портрет был написан в бытность владыки Антония архиепископом Харьковским.

    Преосвященный Антоний был назначен на Харьковскую кафедру в 1914 году. Нам кажется, что чудо обновления портрета митрополита Антония неслучайно произошло в Харькове. Задумаемся над словами Владыки Антония. сказанными впервой проповеди к харьковской пастве. Безусловно эти слова относятся и к нам, сегодняшним христианам.

    03 November 2016 читать далее

  • «ТВЕРДОЕ СОЗНАНИЕ ПРАВОТЫ СВОЕЙ ВЕРЫ – НЕ ГОРДОСТЬ И НЕ САМОВОСХВАЛЕНИЕ».

    В ближайшие дни начнется Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заграницей. Торжественное открытое Собора состоится в воскресение 17/30 сентября с. г. в Вознесенском кафедральном храм на Бронксе. Занятия его будут вестись ежедневно в Новой Коренной Пустыни в Магопаке, в течение двух недель подряд или несколько больше. Обсуждению и решению, подлежат многие важные вопросы, касающиеся как обычной повседневной церковно-административной и богослужебной жизни, так и самой идеологии Русской Зарубежной Церкви. Все истинные ревнители веры и Церкви всегда столь многого ожидают от каждого вновь созываемого Архиерейского Собора, а более всего – утверждения себя и всех верующих в чистой, неповрежденной православной вере, в духе нашего исконного подлинного православного благочестия и во всецелой верности и преданности истинной Православной Церкви, служащей только Христу Спасителю и больше никому.

    В связи с предстоящим Собором находим своевременным изобличить еще одну ложь, которой нечестно пользуются враги Русской Зарубежной Церкви в своих нападках на нее, с целью дискредитировать служителей и верных чад ее. Весьма лукаво путая в сознании, русских людей истинные понятия о добре и зле, и принимая на себя личину христианского смирения, они пытаются обвинять нас в противохристианской гордости, приписывая нам «самовосхваление», когда мы говорим о правоте пути нашей Русской Зарубежной Церкви и горячо призываем всех к неуклонному и твердому следованию по этому единственно-правому пути.

    В чем ложь такого обвинения?

    03 November 2016 читать далее

  • Определение Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей о старом обряде (12/25 сентября 1974 г.)

    Третий Всезарубежный Собор 1974 г.

     

    Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей разсмотрел вопрос об отношении Русской Церкви к держащимся ею некогда церковным обычаям и обрядам, известным под общим названием старого обряда, содержащихся в богослужебных книгах, изданных до середины XVII столетия, а также о запрещениях и клятвах, которые были наложены московскими соборами 1656 и 1667 года и отдельными лицами на соблюдающих эти обычаи.

    Ввиду того, что:

    1) Православная Христова Церковь издревле допускала разнообразие местных обычаев при условии единства в истинах веры;

    2) что старые обряды не выражают какого-либо неправославного мудрования, в котором их обвиняли участники помянутых соборов;

    3) что наложенные этими соборам клятвы были причиной многих бедствий для Русской Церкви, и привели не к умиротворению Церкви, чего хотели их составители, а к церковному расколу и отпадению от Церкви многих приверженцев старых обрядов, к безплодной полемике по обрядовым вопросам, в пылу которых обеими сторонами применялись недопустимые «поносительные выражения», а также к гонениям на инакомыслящих, отчего пострадали многие ревнители старых обрядов;

    4) что старые обряды составляют часть нашего общего церковно-исторического наследия, которое не следует искоренять;

    5) что с тех пор, как в 1800 году Русской Церковью было позволено употребление старых обрядов, запрещение их перестало быть действующим и подлежит отмене;

    03 November 2016 читать далее

  • Архимандрит Сильвестр (Малеванский), будущий Епископ, Ответ православного на предложенную старокатоликами схему о Святом Духе (1874)

    Архимандритъ Сильвестръ (Малеванскій), будущій Епископъ, Отвѣтъ православнаго на предложенную старокатоликами схему о Святомъ Духѣ. // Труды КДА, 1874, Т. III, № 8 (августъ), С. 182-302.

     

    Статья полностью выложена здесь >>> (PDF)

     

    Вопросъ ο вѣчномъ исхожденіи Св. Духа, равно какъ и вопросъ ο вѣчномъ рожденіи Сына Божія, касается самаго образа бытія въ внутренней жизни Божества, и потому онъ по самому существу своему принадлежитъ къ такой области, которая стоитъ далеко выше нашего разума и всего доступнаго нашему опыту. Давать, поэтому, здѣсь просторъ свободному изслѣдованію разума, или какимъ бы то ни было умственнымъ соображеніямъ независимо отъ откровенія, по меньшей мѣрѣ было бы неумѣстно и безплодно, не говоря уже ο томъ, что это противно бы было чувству живой и истинной вѣры. Если здѣсь остается какое либо мѣсто для дѣйствія вѣрующаго разума, то это именно только въ разъясненіи, раскрытіи в формулированіи того образа представленія ο Божествѣ, какой сообщенъ намъ самимъ откровеніемъ, и притомъ въ тѣхъ только точныхъ границахъ, какія обозначены тѣмъ же откровеніемъ. Только внутри ихъ можетъ быть одна несомнѣнная истина, а внѣ ихъ-мѣсто, если не для положительныхъ заблужденій, то для сомнительныхъ предположеній и произвольныхъ мнѣній. Такое требованіе, налагаемое на разумъ самимъ существомъ предмета, такъ естественно и законно, что трудно бы было сказать что либо противъ него. И ему то, въ примѣръ дальнѣйшимъ вѣкамъ, со всею строгостію, непрерывно и неуклонно слѣдовала древняя церковь въ своемъ отношеніи къ богооткровенному ученію ο непостижимомъ для насъ образѣ бытія лицъ Пресвятыя Троицы, характеризующемъ ихъ личныя свойства. Останавливаясь ва этомъ ученіи, она заботилась объ одномъ, чтобы извлечь изъ него такое понятіе или представленіе ο личныхъ свойствахъ лицъ Св. Троицы, которое бы прямо и непосредственно вытекало отсюда, и которое бы по своему содержанію было ни больше, ни меньше того, что здѣсь дано для его образованія. Такая заботливость древней церкви ясно вынаруживалась въ ея строгой придерживаемости къ самой буквѣ Писанія, когда оказывалось нужнымъ точно выразить свою мысль ο лицахъ Св. Троицы, какъ это, напримѣръ, требовалось, и по преимуществу, при изложеніи ученія въ символахъ.

    29 October 2016 читать далее