• ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ И СВОБОДА В ДУХЕ СВЯТОМ - ВАЖНЕЙШИЕ ЗАДАЧИ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА

     

    «Когда поведут предавать вас, не заботьтесь наперед,

    что вам говорить, и не обдумывайте;

    но что дано будет вам в тот час, то и говорите:

    ибо не вы будете говорить, но Дух Святый»

    (Мк.13:11)

    Кто живет во Христе, у того все должно быть вдохновенно, все вытекает из воздействия на него Святого Духа. Такому последователю Христа не нужно мучить себя предварительными расчетами и предугадываниями, что и как в данную предстоящую минуту сказать. Когда настанет минута, Дух Святой подскажет, как действовать и что сказать. Эта вера во вдохновение, эта надежда на Святого Духа, Который в каждую минуту настоящего озарит мысли и укрепит волю, должны быть постоянно у истинно верующего во Христа и живущего в Нем, и не только у отдельного человека, но и у целого народа...

    Жизнь в Церкви, и частная и народная, должна быть жизнью во Святом Духе, в Его свободе, в Его вдохновенном озарении мысли. Все это несомненно, но все же нужно иметь в виду, что для такого вдохновения, для такой свободы во Христе должна быть известная душевная почва. Если в душе полный хаос, полная неопределенность мыслей, мелкота и поверхностность чувств, отсутствие крепких привычек воли, то что может сделать с ними даже и вдохновение свыше? Как мы можем понять голос Бога, услышать и облечь его в ряд определенных мыслей? Чем мы можем почувствовать его тишайшее и глубочайшее дыхание? Где у нас силы и решимость следовать его велениям и жизнью свидетельствовать его истину? Когда Господь призывал к возрождению своих соотечественников, когда Он им указывал путь вдохновенного руководительства свыше, от Отца, Он имел пред собой в высокой степени культурную почву. Не в книжничестве она была, не во внешнем формализме, а в величайшей, непоколебимой прочности народно-религиозных традиций, всасывающихся в каждого с молоком матери. С первым лепетом уст, с первым проблеском сознания младенец вступал в строй строго определенных религиозных и народных воззрений. Чувства воспитывались в известном направлении и в полной гармонии со всем строем жизни, верований и убеждений и потому были цельными; каково бы ни было иногда их качество, но они во всяком случае не были расшатаны, мелки и поверхностны. Воля, чрез долговременные исторические испытания и религиозное воспитание, становилась твердой, закаленной. Конечно, этот строй души, под влиянием книжников и фарисеев, направлялся в ложную сторону; но все же он был строем, а не хаосом, он был определенной силой, а не колеблющимся бессилием, он был установившейся культурной почвой, а не сбродом всего случайного и наносного...

    29 October 2016 читать далее

  • Н. В. Гоголь - Размышления о Божественной Литургии

    Н. В. Гоголь - Размышления о Божественной Литургии

    Литургия «иже херувимы... » 1570-е г. Сольвычегодский Благовещенский собор.

    Кто хочет сколько-нибудь понять всю художественную красоту и благотворное воспитательное свойство нашего богослужения, наших церковных обрядов, тому следует прочитать превосходную книгу «Размышления о Божественной литургии» великого художника-поэта Николая Васильевича Гогола (1809-1852). Книга эта дает возможность осмысливать те впечатления, какие с детства слагаются в душе при посещении храма Божия и нашего православного богослужения. «Размышления о Божественной Литургии» — последнее произведение писателя и поэта, увидевшее свет уже после кончины писателя. Впервые были изданы в Санкт-Петербурге в 1857 г. малым форматом, как того хотел Гоголь, но при этом не было выполнено его второе желание — о том, чтобы издать ее без имени автора.

    Вот как о цели ее создания пишет сам автор: «Цель этой книги показать, в какой полноте и внутренней, глубокой связи совершается наша Литургия, - показать людям, еще мало ознакомленным с ее значением. Для этой цели здесь выбраны из множества объяснили Святых Отцов и Учителей Церкви только тe, которые доступны всем своею простотою и которые служат преимущественно к тому, чтобы показать правильный исход одного действия из другого. Намерение издающего эту книгу состоит в том, чтобы утвердился в голове читающего порядок всего. Он уверен, что всякому, со вниманием следящему за Литургиею, глубокое, внутреннее значение ее раскрываться будет само собою».

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    28 October 2016 читать далее

  • Архиепископ Варлаам (Ряшенцев) – О ХРИСТИАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

    Архиепископ Варлаам (Ряшенцев) – О ХРИСТИАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

    ВВЕДЕНИЕ

    Важность вопроса и современное его положение. Значение в деле воспитания семьи и школы. В чем главное зло?

    Нет, кажется, вопроса более насущного и жизненного, более назревшего и наболевшего, как вопрос о воспитании детей. В самом деле, в нем — залог семейного счастья, в нем — основа благополучия общества, в нем — крепость народов, в нем — краса и счастье жизни, но, как это ни странно, в нем же и возможный источник великих несчастий, омрачающих жизнь человека. Так велик и важен этот вопрос.

    При всем том ни один вопрос не обходился всегда обществом с таким невниманием и пренебрежением, как опять вопрос о воспитании.

    Современные интеллигентные люди без конца готовы интересоваться и спорить о формах правления, об устоях общественной жизни, о разных философских и литературных течениях — только не о семье и воспитании детей. Объясняется это отчасти тем, что дело воспитания — не видное и скромное, между тем требует серьезного труда, самоотвержения и даже подвига; современный же человек готов все допустить и со всем помириться, только не с самоотвержением и подвигом, ибо смотрит на жизнь с точки зрения удовольствия.

    Не интересуясь воспитанием и не понимая его, современные родители отдают своих детей на попечение мамок, нянек и разных гувернеров, в лучшем случае оставляя за собой лишь самый общий присмотр и общие указания. Положение — ненормальное: в самом деле, может ли посторонний человек, даже добрый и порядочный, заменить ребенку мать? Ведь ребенок — плоть от плоти и кость от кости матери; его душа — как бы часть души матери, и нет той силы, которая могла бы сравниться с силой матери по влиянию на ребенка. Отдавать духовное воспитание ребенка в чужие руки — значит отказываться от своего ребенка.

    27 October 2016 читать далее

  • Отвѣтное посланіе Святѣйшаго Правительствующаго Сѵнода ко Вселенской Патріархіи (25 февраля 1903 года)

    Постоянные члены священного синода митрополиты: Владимир (Богоявленский) Московский, Антоний (Вадковский) Санкт-Петербургский и Флавиан (Городецкий) Киевский

    Святѣйшему Архіепископу Константинополя, Новаго Рима, и Вселенскому Патріарху Господину Господину Іоакиму III со Святымъ и Священнымъ Сѵнодомъ Великой Христовой Церкви Константинопольской посылаемъ братское во Христѣ лобзаніе.

    Съ особою радостію и любовью получилъ Святѣйшій Сvнодъ Всероссійскій почтенное и духоносное посланіе Вашего Святѣйшества и Священнаго Вашего Синода, запечатлѣнное обычною на каѳедрѣ Златоуста ревностью о благѣ Церкви Божіей и неизмѣннымъ попеченіемъ о спасеніи всѣхъ, равно какъ и особою любовью и близостью къ Церкви Россійской; и по внимательномъ изслѣдованіи и разсужденіи, подвизается отвѣтствовать любви Вашей и сообщить Вамъ свое мнѣніе по вопросамъ, столь благовременно поставленнымъ Вашею мудрою попечительностью.

    27 October 2016 читать далее

  • Указъ Святѣйшаго Правительствующаго Сѵнода, отъ 19 Іюня 1890 г, за № 12, о катихизическихъ поученіяхъ пастырей къ прихожанамъ.

    Указъ Святѣйшаго Правительствующаго Сѵнода, отъ 19 Іюня 1890 г, за № 12, о катихизическихъ поученіяхъ пастырей къ прихожанамъ.

    Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор

    - первенствующий член Святейшего Синода 1890 года

     

    По указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, Святѣйшій Правительствующій Сѵнодъ имѣли сужденіе но предмету преподаванія православному народу въ храмахъ истинъ христіанской вѣры и благочестія. П р и к а з а л и : Святѣйшій Сѵнодъ издавна озабоченъ быль недостаткомъ просвѣщенія православной паствы и прилагалъ попеченіе «объ усиленіи церковнаго наставленія православнаго народа въ вѣрѣ и благонравіи». Для сего было предписываемо въ многолюдныхъ приходскихъ церквахъ открыть «постоянное преподаваніе христіанскаго ученія, въ каждый воскресный день, предъ литургіею или послѣ оной, въ добромъ порядкѣ, безъ классической сухости». Указано было, чтобы «въ таковыхъ поученіяхъ или бесѣдахъ излагаемы были существенныя истины и должности христіанскія» съ надлежащимъ приспособленіемъ къ «обстоятельствамъ слушателей, и чтобы языкъ въ сихъ поученіяхъ былъ внятный и простой» (Указ. Св. Сѵнода 25 Января 1821 г.). Основаніемъ къ сему распоряженію, между прочимъ, было то, что «великое число народа, въ низшихъ его классахъ, по безграмотству своему остается и дѣтей своихъ оставляетъ безъ правильнаго наставленія въ истинахъ христіанскихъ». Хотя катихизическіи по мѣстамъ бесѣды и распространяющаяся повсюду грамотность производятъ свое благотворное вліяніе, но нельзя еще сказать, чтобы «великое число народа» уже пришло въ познаніе существенныхъ истинъ христіанскихъ.

    27 October 2016 читать далее

  • Архиепископ Антоний (Синкевич), Лос-Анжелосский. Любовь к Богу и Ближнему. (Слово на Всенощной в день прославления Св. Оптинских старцев)

     

    Мною получено трудное послушание – сказать краткое слово о святых Оптинских старцах. Это трудно из-за множества данных о четырнадцати Старцах, подвизавшихся в течение 100 лет. Эти св. Старцы имели многие необыкновенные дары святости: дар пророчества и предсказаний, дар непрестанной молитвы, дар чудес, дар исцеления бесноватых, дар чтения мыслей и сердец, великое смирение, терпение, дар горячей любви ко всем – добрым и грешным, дар назидания и руководства в духовной жизни. Невозможно успеть сказать даже о малой части их ангельской жизни. Они сияли в Оптиной Пустыни от 1828-го до 1928-го года (год смерти старца Нектария).

    Скажем только очень немногое из их святой жизни, примера и поучений. Среди множества их предсказаний были пророчества о России и о том, что наступают великие потрясения и голод Слова Божия, но будет и избавление. Будем молиться преподобным Оптинским Старцам, чтобы помогли нам исправиться и стать достойными дожить до этого избавления.

    У св. Оптинских Старцев была одна общая особенность: почти все они много страдали тяжелыми болезнями или от клеветы и других испытаний, а трое из них от жестоких мучений в советских тюрьмах и концлагерях, перенося все с изумительным терпением.

    23 October 2016 читать далее

  • Память Свв. Отец 7-го Вселенского Собора

    VII Вселенский Собор. Миниатюра из Минология Василия II.

     

    Одиннадцатаго октября св. Православная Церковь творитъ воспоминаніе о святыхъ отцахъ седьмаго Вселенскаго собора (Если 11-е октября случится въ одинъ изъ дней седмицы, то служба отцамъ VII Вселенскаго собора совершается въ ближайшее воскресенье. – прим. Ред. ). Поводомъ къ созванію его благочестивою царицею Ириною и Константинопольскимъ патріархомъ Тарасіемъ была, такъ называемая, ересь иконоборцевъ.

    Начало ереси сей восходитъ ко временамъ императора Льва Исаврянина, издавшаго указъ, предписывавшій выносить святыя иконы изъ церквей и домовъ и сожигать ихъ на площадяхъ, а равно и уничтожать изображенія Спасителя, Божіей Матери и святыхъ угодниковъ, поставленныхъ въ городахъ на открытыхъ мѣстахъ или находящіяся на стѣнахъ храмовъ. Когда народъ сталъ препятствовать исполненію сего указа, тогда къ гонимымъ имъ святынямъ Левъ присоединилъ и ихъ ревностныхъ почитателей. Тотчасъ же было издано повелѣніе убивать всѣхъ, составлявшихъ толпу. И много — въ особенности женщинъ — пало въ тотъ день отъ мечей иконоборцевъ за свою любовъ и ревность къ святымъ иконамъ. Затѣмъ императоръ приказалъ закрыть высшую богословскую школу Константинополя и тѣмъ лишить православныхъ того побѣдоноснаго оружія въ борьбѣ съ иконоборцами, какое они умѣли извлекать изъ основательнаго богословскаго образованія. Нѣкоторые изъ Византійскихъ историковъ говорятъ даже, будто онъ въ тѣхъ же цѣляхъ сжегъ и богатую, имѣвшуюся при ней, библіотеку. Но гонитель отовсюду встрѣчалъ рѣзкое противорѣчіе своимъ распоряженіямъ. Изъ Сиріи, изъ Дамаска, противъ нихъ писалъ святый Іоаннъ Дамаскинъ. Изъ Рима, по смерти Григорія II-го продолжалъ писать преемникъ его, папа Григорій III-й. А изъ другихъ мѣстъ отвѣчали на нихъ даже открытыми возстаніями.

    23 October 2016 читать далее