Поученія во дни Успенскаго поста о земной жизни Пресвятой Богородицы (II-е).
2.
Приведутся Царю дѣвы въ слѣдъ ея, искреннія ея приведутся Тебѣ: приведутся въ веселіи и радованіи, введутся въ храмъ Царевъ. (Псал. 44, 15-16)
Такъ пророчески Давидъ въ псалмѣ 44-мъ изобразилъ славное введеніе Пресвятыя Дѣвы Маріи въ храмъ Господень. По священному преданію Церкви, Пресвятая Дѣва, какъ предобрученная небесному Царю невѣста, вошла въ храмъ Божій, какъ въ царскій чертогъ, сопровождаемая, по древнему обычаю, чистыми дѣвами, Ея подругами, искренними Ея.
Пресвятой Дѣвѣ было три года отъ рожденія; святые богоотцы Іоакимъ и Анпа поспѣшили исполнить свой задушевный обѣтъ, который они дали Господу, когда Богоотроковица была носима еще во чревѣ матери. Не пожалѣли они разстаться съ единственною радостью своей жизни, послѣднимъ утѣшеніемъ своей старости, съ своею возлюбленною Дщерью. Видя въ Ней еще въ младенчествѣ необычайно раннее проявленіе духовныхъ дарованій благодати Божіей, они скоро поняли, что только святый храмъ есть вполнѣ достойное Ея святости мѣсто для Ея дальнѣйшаго воспитанія и возрастанія. Вотъ почему они и поспѣшили свою трехлѣтиюю Дщерь привести въ храмъ и посвятить Ее Господу. Посовѣтовавшись съ своими родными, которые не только одобрили ихъ рѣшеніе, но и согласились сопровождать ихъ до Іерусалима, святые Іоакимъ и Анна пригласили сопутствовать имъ также нѣкоторыхъ изъ назаретскихъ дѣвицъ, преимущественно сверстницъ и подругъ Богоотроковицы. Такъ ясно исполнилось пророчество Давида: приведутся дѣвы въ слѣдъ ея, искреннія ея приведутся Тебѣ.
Особенною торжественностію отличалось вхожденіе Богоотроковицы въ самый храмъ. Дѣвы-спутницы слѣдовали за Нею съ зажженными свѣчами въ рукахъ. Первосвященникъ Захарія встрѣчаетъ Ее на ступеняхъ храма. Сама Богоотроковица, поставленная родителями своими на первой ступени, бьстро взошла безъ чьей-либо поддержки вверхъ чрезъ всѣ пятнадцать большихъ ступеней и скрылась за первой завѣсой, вступивши смѣло въ святилище, въ ту часть храма, которая по закону доступна была только однимъ священникамъ. Св. Захарія по внушенію Св. Духа открылъ для нея и дальнѣйшую вторую завѣсу, чтобы Она могла войти во святая святыхъ, въ ту главную часть храма, въ которую и онъ самъ, какъ первосвященникъ, могъ входить только одинъ разъ въ годъ. Пророчески онъ видѣлъ, что входящая Богоотроковица святѣе и превыше той святыни, которая должна была находиться въ этой части храма. Главнѣйшею святынею древней скиніи Моисеевой, а потомъ и храма Соломонова былъ ковчегъ завѣта, въ которомъ хранились каменныя скрижали, съ написанными на нихъ словами заповѣдей Божіихъ. Но въ храмѣ, который быль построенъ послѣ плѣна вавилонскаго вмѣсто Соломонова, и въ который вошла Пресвятая Дѣва Марія, не было этой главной святыни. Сама Пресвятая Дѣва является теперь этимъ священнымъ ковчегомъ, готовымъ принять въ Себя безначальное Слово Божіе. Св. Захарія, допуская ее войти во святая святыхъ, пророчески зналъ и разумѣлъ, что Она есть истинный ковчегъ завѣта, вмѣстилище Слова Божія, и достойна быть на томъ мѣстѣ, на которомъ уже давно недоставало главной ветхозавѣтной святыни, прообразовательнаго ковчега завѣта. Все это такъ неожиданно совершилось предъ глазами всѣхъ, принимавшихъ участіе въ торжествѣ, и всѣ удивлялись совершившемуся, даже ангели, по словамъ церковной пѣсни, вхожденіе Пречистыя зряще, удивишася: како Дѣва вниде во святая святыхъ.
Пресвятая Дѣва оставлена была родителями своими въ храмѣ Іерусалимскомъ. При храмѣ или, точнѣе сказать, вокругъ храма выстроено было множество большихъ домовъ, гдѣ жили и священники, исполнявшіе очередную службу, и левиты, и назореи, посвящавшіе себя на подвиги и служеніе Богу, и благочестивыя вдовицы, подобно извѣстной Аннѣ Пророчицѣ, служившія Богу постомъ и молитвами. Въ одномъ изъ такихъ домовъ, въ обществѣ благочестивыхъ вдовицъ назначено было теперь мѣсто жительства и для Пресвятой Дѣвы Маріи. Здѣсь Она подъ ихъ руководствомъ упражнялась въ чтеніи священнаго Слова Божія и въ полезномъ женскомъ рукодѣліи, вышивала драгоцѣнныя священныя одежды для священнослужителей храма. Но больше всего Она предавалась молитвѣ, для чего часто уходила во внутренность храма, въ самое святое святыхъ. Здѣсь являлся Ей ангелъ Гавріилъ, который по окончаніи Ея молитвы приносилъ Ей небесный хлѣбъ, и этимъ только хлѣбомъ Она большею частію питалась, пищу же обыкновенную, которая подавалась Ей отъ остатковъ церковныхъ приношеній, Она отдавала странникамъ и нищимъ. Таково было воспитаніе предназначенной быть Матерью Господа Пресвятой Дѣвы Маріи.
Что можетъ быть для насъ лучше этого примѣра? И мы, воспитывая дѣтей своихъ, должны стараться держать ихъ какъ можно ближе къ святой Церкви. Пресвятая Дѣва Марія не Сама пришла къ храму, а Ее трехлѣтнюю привели Ея родители и поставили на первой ступени храма. И мы должны своихъ дѣтей съ самаго ранняго дѣтства приводить къ храму, пріучать къ благоговѣйному стоянію во храмѣ, а затѣмъ пріучать ихъ къ чтенію божественныхъ писаній, къ мысли о невидимомъ и неотступномъ присутствіи при нихъ ангела-хранителя, къ которому дѣти должны часто обращаться съ своею сердечною молитвою, особенно же и сколько возможно чаще питать ихъ хлѣбомъ небеснымъ подаваемымъ въ таинствѣ св. причащенія. Хорошія дѣти выходятъ отъ такого воспитанія.
«Прибавленія къ Тульскимъ Епархіальнымъ Вѣдомостямъ». 1890. № 15. С. 80-83.