Поученія во дни Успенскаго поста о земной жизни Пресвятой Богородицы (III-е).

(предыдущее)

3.

Воспитанная въ храмѣ Божіемъ, питавшаяся здѣсь хлѣбомъ небеснымъ, ангельскимъ, Пресвятая Дѣва достигла наконецъ возраста дѣвическаго совершеннолѣтія, которое въ тѣ времена считалось на четырнадцатомъ году жизни. Родителей ея тогда уже не было въ живыхъ. Первосвященникъ и священники Іерусалимскаго храма должны были по отношенію къ Ней родительскій долгъ, предложили Ей вступить въ замужство. Но Пресвятая Дѣва объявила, что Она дала Богу обѣтъ приснодѣвства желая посвятить всю жизнь свою на служеніе одному только Богу. Услышавши о такомъ необычайномъ въ тѣ времена обѣтѣ, старцы іерусалимскаго храма на совѣтѣ своемъ разсудили, что хотя и необыченъ такой обѣтъ, но было бы не справедливо и беззаконно принуждать св. Отроковицу къ нарушенію обѣта, даннаго Богу. Не желая однако же брать на себя трудную обязанность охраненія Отроковицы отъ искушенія и клеветы, старцы обручили Ее св. праведному Іосифу, родственнику Ея и уже старцу возрастомъ. Такъ праведный Іосифъ принялъ отъ Первосвященниковъ для охраненія Пресвятую Дѣву, и Она изъ храма Іерусалимскаго переселилась въ назаретскій домъ Іосифа, человѣка небогатаго, по который былъ, какъ и Она Сама, изъ рода царя Давида. Здѣсь Она продолжала вести такую же святую жизнь, какую вела до тѣхъ поръ въ храмѣ Божіемъ. Однажды по обычаю своему Она читала книги пророческія и размышляла о словахъ пророка Исаіи: се Дѣва во чревѣ приметъ и родитъ сына – Еммануила; зная по другимъ пророчествамъ, что уже настало время пришествія на землю обѣщаннаго Богомъ Спасителя, Она думала, что уже теперь есть та землѣ та святая Дѣва, отъ которой долженъ родиться Спаситель. «Блаженна эта Дѣва; я желала бы быть у ней хотя бы послѣднею служанкой», такъ Она размышляла въ своемъ великомъ смиреніи. Во время такихъ Ея размышленій посланъ былъ къ Ней съ небесъ отъ Бога ангелъ Гавріилъ, прежде много разъ являвшійся ей, когда Она жила во храмѣ Божіемъ. И говоритъ ей ангелъ: «радуйся, благодатная! Господь съ Тобою; благословенна Ты въ женахъ». Она смутилась отъ этихъ словъ и размышляла: что бы значило такое привѣтствіе. Ангелъ объясняетъ ей, что это Она – та Дѣва, о которой пишетъ пророкъ Исаія, что именно отъ Нея родится обѣщанный людямъ Спаситель, что Сынъ, Который долженъ отъ Нея родиться, будетъ не простой человѣкъ, но Богочеловѣкъ, Сынъ Всевышняго, Сынъ Божій. Марія, слушая дивныя слова ангела, не забыла о своемъ обѣтѣ, данномъ Богу, оставаться навсегда Дѣвою, и говоритъ, какъ бы возражая ангелу и отклоняя отъ Себя ту великую честь, которую онъ Ей приписываетъ: «какъ это можетъ быть, когда Я по обѣту не могу вступить въ замужство?» Ангелъ отвѣчаетъ, что все это будетъ по всесильному и сверхъестественному дѣйствію Духа Божія. Смиренно покоряется волѣ Божіей, Марія, пріемлетъ опредѣленіе превѣчнаго совѣта Божія, и вотъ совершилось великое таинство воплощенія Сына Божія нашего ради спасенія.

Ангелъ, возвѣщая объ этомъ Боговоплощеніи, какъ бы для увѣренія въ томъ Дѣвы Маріи, открылъ Ей, что нѣчто чудесное совершилось и съ Ея родственницей Елизаветой, женой Захаріи, которая, доживши до глубокой старости, никогда прежде не рождала дѣтей, а теперь скоро должна родить Сына. Марія, выслушавщи все это, но тщательно сохраняя тайну воплощенія отъ Нея Сына Божія, вскорѣ послѣ ангельскаго благовѣщенія отправилась въ далекій путь, чтобы посѣтить Елизавету. Какъ только Богородица вошла въ домъ Захаріинъ, и какъ только Елизавета услышала отъ Нея обычное родственное привѣтствіе, младенецъ предтеча Господень взыгралъ во чревѣ своей матери, и Елизавета, какъ пророчица, воодушевленная Духомъ Божіимъ, произнесла всѣмъ извѣстныя слова: «благословена Ты въ женахъ и благословенъ плодъ чрева Твоего! И откуда это мнѣ, что пришла ко мнѣ Матерь Господа моего?» На эти пророческія слова послѣдовалъ столь же извѣстный всѣмъ намъ отвѣтъ Богоматери: величать душа Моя Господа, и возрадовася духъ мой о Бозѣ Спасѣ моемъ. Яко призрѣ на смиреніе рабы Своея, се бо отнынѣ ублажатъ Мя вси роди. Смиренная Марія пророчески предвидитъ, что настанетъ наконецъ то время, когда слава Ея, теперь такъ тщательно Ею скрываемая по великому Ея смиренію, торжественно по волѣ Божіей, откроется предъ всѣми народами.

Ублажая Пресвятую Матерь Божію, почитая Ее выше всѣхъ небесныхъ силъ ангельскихъ и прославляя всѣми похвалами церковными, мы, братіе, исполняемъ то, что было предсказано Ею въ домѣ Елизаветы: се бо отнынѣ ублажатъ Мя вси роди.

 

«Прибавленія къ Тульскимъ Епархіальнымъ Вѣдомостямъ». 1890. № 15. С. 83-85.

 

(продолжение)




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное: