Поученія во дни Успенскаго поста о земной жизни Пресвятой Богородицы (IV-е).

(предыдущее)

4.

Слава Богородицы, носившей въ своемъ пречистомъ чревѣ воплотившагося отъ Нея Единороднаго Сына Божія, была поистинѣ Ея внутреннею славою, какъ сказалъ о Ней св. Давидъ псалмопѣвецъ: вся слава дщеры Царевы внутрь (Псал. 44, 14). Никто, кромѣ Нея самой, не зналъ тайны благовѣщенія. Царица, готовившаяся родить великаго Царя, не гордилась Своимъ положеніемъ, въ смиренномъ молчаніи слагала въ сердцѣ Своемъ и небесные глаголы ангела благовѣстника, и пророческій слова Елизаветы, привѣтствовавшей Ее, какъ Матерь Божію. Не открыла великой тайны, столь славной для Нея, даже Іосифу обрученному мужу своему. Іосифъ недоумѣвалъ, когда Марія обрѣтеся имущи во чревѣ (Мат. 1, 18). Онъ уже готовъ былъ отпустить Ее изъ своего дома. И однако же не Она Сама, но ангелъ Господень открываетъ праведному Іосифу великую тайну Богородицы, Ея внутреннюю славу.

Между тѣмъ приближалось время рождества Христова. Къ тому времени вышелъ указъ отъ римскаго императора, владѣвшаго тогда всею землею, чтобы сдѣлать все общую народную перепись. Каждый долженъ былъ записаться въ своемъ родномъ городѣ. Іосифъ и Марія должны были идти въ Виѳлеемъ, городъ Давидовъ, такъ какъ онъ былъ и ихъ роднымъ городомъ. Сюда они прибыли ночью. И не было имъ мѣста въ гостинницѣ или въ какомъ-либо домѣ; они должны были остановиться въ пустой пещерѣ, куда вовремя дневнаго жара пастухи обыкновенно загоняли свои стада. Маріи пришло время родить, и Она родила Сына Своего, Единороднаго Сына Божія, Сама спеленала Его и положила въ ясли. Никто на землѣ, кромѣ Пресвятой Дѣвы Маріи и старца Іосифа, не зналъ еще о томъ, что родился Спаситель всѣхъ живущихъ на землѣ. Въ Виѳлеемѣ всѣ спали, надъ Виѳлеемомъ была тьма и тишина ночная. Не спали только пастухи, которые ночью стерегли свои стада. И этимъ-то простымъ людямъ Господь первымъ открылъ Свою великую тайну; ангелъ Господень предсталъ предъ ними, и слава Госнодия осіяла ихъ. И говоритъ имъ ангелъ: «Не бойтесь; я возвѣщаю вамъ великую радость, Которая будетъ всѣмъ людямъ: въ городѣ Давидовомъ родился вамъ Спаситель, Христосъ Господь. Пойдите, въ извѣстной вамъ пещерѣ Виѳлеемской, въ ясляхъ вы найдете Младенца, только что повитаго пеленами; Онъ и есть Спаситель вашъ, Христосъ». Съ ангеломъ, благовѣстникомъ рождества Христова, явилось еще множество и другихъ ангеловъ небесныхъ, которые громко славили Христа: слава во вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе (Лук. 2, 14). Изумленные и вмѣстѣ обрадованные пастухи повѣрили словамъ благовѣстника и тотчасъ поспѣшили туда, куда онъ имъ указывалъ. Здѣсь они нашли все такъ, какъ имъ было сказано. Они разсказали Іосифу и Маріи все, что было возвѣщено имъ о Младенцѣ. Марія, когда такъ очевидно и даже торжественно проявилась и слава Божественнаго Младенца, и слава Ея самой, какъ Матери Божіей, Марія, по сказанію евангелиста Луки, «сохраняла всѣ слова сіи, слагая ихъ въ сердцѣ своемъ». Но какъ бы вопреки Ея смиренному желанію скрывать въ сердцѣ своемъ все, относящееся къ Ея славѣ, слава эта, прогремѣвшая теперь въ небесахъ Славословіемъ ангельскимъ, по волѣ Божіей скоро пронеслась и въ далекихъ концахъ земли. На дальнемъ востокѣ, въ предѣлахъ Персіи и Вавилона появляется около этого времена необыкновенная звѣзда небесная. Мудрецы персидскіе, занимавшіеся наблюденіемъ надъ движеніемъ звѣзднаго неба, не могли незамѣтить этой чудесной звѣзды. Потомки тѣхъ вавилонскихъ мудрецовъ, которые были учениками мудраго пророка Даніила, они вспомнили преданія своего древняго учителя и, почитая необыкновенную звѣзду знаменіемъ рожденія того великаго Царя, о которомъ предсказывалъ Даніилъ, отправились съ своего востока на западъ, изъ Персіи въ іудейскую землю, по указанію звѣзды. Они пришли наконецъ въ Іерусалимъ, столицу того царства, о которомъ, какъ они думали, говоритъ Даніилъ пророкъ, и спрашиваютъ: «гдѣ родившійся Царь іудейскій? Мы видѣли звѣзду Его, когда еще были у себя на востокѣ, и пришли поклониться Ему». Иродъ, тогда правилъ царствомъ іудейскимъ. Весь Іерусалимъ пришелъ въ смятеніе; Иродъ смутился больше всѣхъ. Онъ зналъ, что іудеи ждутъ себѣ Царя изъ рода Давидова, о которомъ писали пророки. Онъ призываетъ къ себѣ первосвященниковъ и людей ученыхъ, знающихъ книги пророческія, и спрашиваетъ, гдѣ по этимъ книгамъ должно родиться Христу, Котораго они ждутъ, какъ своего Царя. Они сказали: «въ Виѳлеемѣ іудейскомъ, ибо такъ о немъ написано пророкомъ». Лукавый Иродъ призвалъ къ себѣ восточныхъ мудрецовъ, разспросилъ о времени появленія звѣзды и послалъ ихъ впередъ въ Виѳлеемъ, съ тѣмъ чтобы они поклонились новорожденному Царю, а потомъ пришли и разсказали бы Ему, гдѣ они найдутъ его: «тогда и я, лукаво говорилъ Иродъ, пойду и поклонюсь Ему». По не для того, чтобы поклониться, онъ говорилъ все это, а чтобы убить Младенца, котораго онъ считалъ для себя опаснымъ соперникомъ въ царствѣ іудейскомъ. Восточные мудрецы, руководимые звѣздою, пришли въ Виѳлеемъ. Чудесная звѣзда остановилась надъ тѣмъ домомъ, гдѣ былъ Богомладенецъ. Сюда они вошли и съ драгоцѣнными дарами, а еще больше съ вѣрою и благоговѣніемъ поклонились Младенцу Христу, какъ Царю и Богу. Они были язычники, звѣздопоклонники; но звѣздамъ служащій звѣздою научены были поклониться Солнцу Правды Христу Богу. Марія и при этомъ новомъ проявленіи Ея славы только слагала все это въ смиренномъ Своемъ сердцѣ и тѣмъ какъ бы учила всѣхъ тому смиренію, которое потомъ Божественный Сынъ Ея положилъ въ основаніи всѣхъ евангельскихъ добродѣтелей и евангельскаго блаженства.

 

«Прибавленія къ Тульскимъ Епархіальнымъ Вѣдомостямъ». 1890. № 15. С. 85-88.

 

(продолжение)




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное: