Епископъ Сергій (Соколовъ) – Бесѣда въ день Преображенія Господня.
Для просмотра изображения кликните по нему.
Нужно-ли, братіе, слабое наше слово, когда при вожженныхъ всюду свѣтильникахъ, какъ бы во свѣтѣ Ѳаворскомъ, такъ прекрасно, ни съ чѣмъ несравнимо, поучаетъ насъ служба церковная? Составленная великимъ пѣснопѣвцемъ святимъ Іоанномъ Дамаскинымъ и его сподвижниками, преимущественно Космою, епископомъ Маюмскимъ, она съ самою возвышенною, священною поэзіею и неподражаемымъ витійствомъ раскрываетъ духъ настоящаго празднества.
Мановеніемъ вся носяй, воспѣваетъ Церковь, ногами пречистыми на гору Ѳаворску взыде Христосъ помолитися (Кан. п. 8, 1). Молитва вознесла его превыше всего міра. И онъ становится царствующимъ Царь прекрасенъ и иже всюду владѣющимъ Господъ силенъ, блаженъ и во свѣтѣ живый неприступнѣмъ, безлѣтенъ свѣтъ и сіяніе Отчее (Ирм. 8, 2 на хвал. стих.). Тутъ было несравненно большее, чѣмъ сіяніе небесной души, отражающееся иногда на человѣческомъ лицѣ, несравненно большее тѣхъ вдохновенныхъ, пламенныхъ взоровъ, которые, сверкая подобно молніи, обнаруживаютъ нравственную красоту. Преображеніе было явленіемъ чудеснымъ, тайна коего въ чудодѣйственной силѣ молитвы: въ немъ открылась слава божества Господа Іисуса Христа съ своею безконечною полнотою. Событіе сіе предуказапо было въ ветхозавѣтныхъ прообразахъ. Ему предшествуетъ свѣтлый кругъ древнихъ Богоявленій. Оно проливаетъ обильный свѣтъ на вѣроученіе христіанское. Адамово очернѣвшее естество, воспѣваетъ Церковь, просвѣтивъ на Ѳаворѣ богосодѣла е, якоже въ раи. (стих. на стиховн. мал. веч.) Іисусъ Навинъ солнце устави, прообразуя день божественныя страсти. Яко неопалимая купина возблиста на Ѳаворѣ слава Божества. Столпомъ огнезрачнымъ и облакомъ древле, Иже въ пустыни Израиля ведый, днесь на горѣ Ѳаворстѣй, неизреченно во свѣтѣ Христосъ просія. Столпъ огненный Христа преобразующася, облакъ же явѣ благодать Духа, осѣнившую на Ѳаворѣ, предсказаша явленнѣйше. (Ирм. 3, 2). Соглаголюще Моѵсей и Илія, читаемъ мы въ канонѣ, предстояху раболѣпно Тебѣ, Владыцѣ Христу, къ нимъ же парою огня и мрака и тонкимъ хладомъ бесѣдовалъ еси: слава силѣ Твоей, Господи! (Ирм. 4, 3). Почему и какъ явились Моѵсей и Илія на Ѳаворѣ, разъясняется преимущественно въ пареміяхъ и стихирахъ на великой вечерни. Въ лицѣ ветхаго законодателя Моѵсея – законъ, а въ лицѣ великаго, взятаго на небо пророка – пророки, служатъ Творцу и Исполнителю закона и пророковъ, яко Христу Богу, глаголавшему древле закономъ и пророки (на Госп. воззв. 4 стих.). Тотъ и другой таинственнымъ. чуднымъ образомъ удалены были отъ міра сего и должны были приготовить божественнаго Искупителя къ чрезвычайной смерти. Оба, подобно Христу, выдержали сорокадневный постъ, оба удостоились видѣть Бога, но какъ? Когда Онъ давалъ законъ Моѵсею, явился на горѣ Синайской во мракѣ, послѣ бури, трубныхъ звуковъ, отъ которыхъ пристращенъ и трепетенъ быстъ самъ Моѵсей (Евр. 12, 21): нынѣ же на Ѳаворѣ Онъ является въ тихомъ, невечернемъ свѣтѣ, измѣняя мракъ законный въ свѣтлый облакъ преображенія (стих. на мал. веч.), во свѣтѣ благодати и истины; Онъ хощетъ взыскать, спасти и облаженствовать всѣхъ, немогшнхъ исполнить тяжкій, неудобоисполнимый ветхозавѣтный законъ (Евр. 12, 18 и 19). Иліи пророку Господь явился во гласѣ хлада тонка, но послѣ бури, раззорявшей горы и сокрушавшей каменіе (3 Цар. 19, 11), послѣ страшнаго землетрясенія и огня: теперь же лицемъ къ лицу тотъ и другой боговидецъ созерцаютъ Господа; видѣніе славы Его – не огнъ паляй, не духъ буренъ (полѵел. сѣдал.), но сокрывъ молнію Божества подъ плотію, свѣтъ неприступной славы Божества Онъ умѣряетъ кроткимъ образомъ человѣческимъ и изъ пречистой плоти человѣческой испускаетъ лучи Божества, сколько могли вмѣстить, не опалиться Апостолы. Священнолѣпно стояще Моѵсей и Илія на горѣ Ѳаворѣ, слышимъ мы въ канонѣ, Божественныя начертаніе ясно Ѵпостаси видѣвше, паче луче солнечныя облисшани, облиты свѣтомъ Того, Кто сіяніе славы и образъ Ѵпостаси Бога (Ирм. 8, 3): вотъ въ какой славѣ, по сказанію Евангелиста, явились (Лук. 9, 31) они на Ѳаворѣ. Огнь, не опаляя вещи тѣлесныя, видѣнъ бысть невещественныхъ Моѵсеемъ и Иліею единъ отъ двою, во двою совершенну естеству явися Христосъ апостоломъ (Ирм. 4, 3). Когда свѣтлый облакъ осѣнилъ ихъ, тогда, по изъясненію святаго Іоанна Дамаскина, творца нынѣшняго канона, они съ Господомъ вошли въ облакъ, какъ въ святилище: вотъ какая близость, непосредственность служенія и прославленія ихъ съ Богомъ! За ними вошли во облакъ и три избраннѣйшіе апостола: и здѣсь какъ бы во святилищѣ, во святая святыхъ, Господь явилъ имъ, какъ и пророкамъ, началообразныя доброты благолѣпіе, якоже можаху вмѣщати (стих. на литіи). На сей славной горѣ Ветхій Завѣтъ соединяется съ Новымъ: подобно тому какъ на другомъ холмѣ, на древѣ крестномъ, милость и истина срѣтостася, правда и миръ облобыастася. И самая гора представляла собою Церковь. Затѣмъ, шумъ изъ облака посылашеся богогласенъ, извѣствуя новое чудо: Отецъ бо Свѣтовъ Сей есть, апостоломъ вопіяше, Сынъ Мой возлюбленный, Того послушайте. Шумъ богогласенъ изъ облака бысть, якоже гласъ Божій быстъ изъ облака при скиніи Моѵсеевой и во храмѣ Соломоновомъ (Ирм. 9, 3). И вотъ скинія и куща, достойная Богочеловѣка, умѣряющая зной, свѣтлая, освѣщающая! При гласѣ изъ облака ѳаворскаго небожители не глаголаста уже болѣе исходъ Его, т. е. о крестѣ, смерти и мгновенно скрылись. И не въ облакѣ славы, и не въ огненной колесницѣ Іисусъ отойдетъ отъ учениковъ, но въ мукахъ, съ распростертыми руками на позорномъ крестѣ, не между Моѵсеемъ и Иліею, но между двумя разбойниками: вотъ къ чему клонились глаголы ихъ объ исходѣ Его. При глаголахъ о семъ, при гласѣ Бога, Ангели, какъ и Апостоли, учитъ Церковь, вострепетаху (стих. на Госп. воззв.), но оставаясь благоговѣйными зрителями таинственной славы Преображенія, Ангелы отнюдь не насылали громовъ, и молній, бурь, землетрясеній и трубныхъ звуковъ, какіе они производили нѣкогда на горѣ Синайской, когда, по Апостолу, законъ вчиненъ былъ Ангелами (Галат. 3, 19). Къ внутреннему состоянію Апостоловъ и желанію Петра продлить блаженную минуту видѣнія преображенія и къ восклицанію его: «добро есть намъ здѣ быти» святые витіи наши примѣняютъ слова Апостола Павла о видѣніяхъ третьяго неба: въ тѣлѣ ли или внѣ тѣла не знаю, Богъ одинъ знаетъ (2 Коринѳ. 12, 3). Три избраннѣйшіе ученика восхищены были въ рай, до третьяго неба, какъ восхищенъ былъ впослѣдствіи первоверховный Апостолъ Павелъ, внѣ ли тѣла восхищены – они не знали этой тайны; въ тѣлѣ ли – еще большая тайна. Но то несомнѣнно, что «гдѣ святые, тамъ и небо и сколько степеней святости, столько и небесъ: гдѣ были величайшіе праведники и Самъ Господь, во святыхъ почивающій, тамъ было третье небо, небо небесъ». Когда святые небожители глаголаста исходъ Его, Ангели, благоговѣйно приникнувъ къ тайнѣ (1 Петр. 1, 12) креста и вмѣстѣ воскресенія Господа, ангельскими языки славили Бога. Все тамъ было въ блаженномъ движеніи, но все въ строѣ и гармоніи пренебесной, для описанія которой нѣтъ словъ на языкѣ человѣческомъ. «Ангельскіе глаголы суть самыя вещи. Апостолы слышали и видѣли ихъ, какъ видѣли лики святыхъ».
Къ таинственному явленію и глаголамъ небожителей и преславному преображенію Творца и Господа своего не осталась безучастною природа. Богоотецъ Давидъ, воспѣваетъ Церковь, провидѣвъ Духомъ преславное Преображеніе Гспода, всю теаръ издалеча призываетъ въ веселію и славословію Господа: воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвалѣ Его. Во исповѣданіе и въ велелѣпоту облекся ecи, одѣяйся свѣтомъ яко ризою. И все земное преисполнено умиленія, все объято священнымъ страхомъ, все въ нѣмомъ благоговѣніи повергается въ прахъ. Пророкъ Давидъ и другіе древніе провидцы воспѣваютъ также въ особенности таинственную гору Божію, гору Сіоню, юже возлюби Богъ, въ ней же созда святилище Свое, горы Сіонскія, ребра Северова, Ѳаворъ и Ермонъ о имени Твоемъ возрадуются зѣло (антифоны). И всѣ пророки и пѣснопѣвцы изливаются въ святой молитвѣ: Господи! посли свѣтъ Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя въ гору святую Твою! Многія чудесныя знаменія въ природѣ воспѣваются въ высокоторжественной нынѣшней службѣ. Какія же именно? какъ они произошли и въ чемъ ихъ тайна? Извѣстно, что Самого Преобразившагося Преображеніе должно было приготовить для борьбы съ духомъ тьмы и съ смертію и въ Геѳсиманіи и на Голгоѳѣ; апостоламъ оно должно было освѣтить лучемъ славы предстоящіе имъ мрачные дни, да егда узрятъ Его распинаема, страданіе убо уразумѣютъ вольное (кондакъ). Бывшее предвареніемъ первосвященническаго служенія Господа на крестѣ, преображеніе было для Него предъизображеніемъ преславнаго, пресвѣтлаго воскресенія Его изъ гроба и преобразованіемъ втораго славнаго пришествія Его во славѣ Отца Небеснаго, со всѣми ангелы и святыми. Начатокъ прославленныхъ этихъ святыхъ и вмѣстѣ предзнаменованіе того, что и всѣ праведніи просвѣтятся яко солнце въ царствіи Отца Небеснаго (Матѳ. 13, 43) представляютъ явившіеся во славѣ (Лук. 9, 31), т. е. въ сіяніи божественнаго Свѣта Христа величайшіе праведники Ветхаго Завѣта. И вотъ, какъ на Голгоѳѣ, такъ и на Ѳаворѣ, небеса убояшася, земля вострепета, зарею божества скрыся чувственное солнце. Предъ лицемъ Tвоимъ, Христе, горы уклонишася и гора небеси подобляшеся: свѣтъ предъ ногами Твоима. Небо лучезарное, яко риза свѣтозарная, опускается на пресѣтлые ликъ и одежды Твоя (Ирм. 5, 1). Уподобившаяся небеси гора, все лучезарное небо и озаренное свѣтомъ божества видимо предъизображали собою новое небо и новую землю, въ ниже правда живетъ, солнце и луна не зайдутъ, но самъ Господь будетъ незаходимымъ свѣтомъ, а нынѣшняя небеса и земля огню блюдома суть, стихіи сжигаемы раззорятся, земля и яже на ней дѣла сгорятъ (2 Петр. 3. 7. 12. 13).
Вотъ сколько тайнъ, па ряду съ возвышенною священною поэзіею, скрыто въ нынѣшней Службѣ церковной. Поспѣшимъ заключить настоящую бесѣду слѣдующимъ благожеланіемъ. Съ молитвою по умилительной, небесноусладительпой церковной службѣ Преображенія, соединимъ раскаяніе, особенно когда вспоминаемъ и будемъ вспоминать въ ней исходъ Господа и конецъ всего міра. Какъ хорошо было бы поговѣть, исповѣдаться и пріобщиться святыхъ Таинъ, когда и постъ и богослуженіе все располагаетъ насъ къ тому. Слезами раскаянія убѣлимъ, яко снѣгъ, одѣяніе душъ нашихъ и украсимъ его неистлѣннымъ сребромъ и златомъ (1 Петр. 1, 12), т. е. свѣтлыми, богоугодными дѣлами. Ангелы Божіи возрадуются о нашемъ раскаяніи и спасеніи, прославятъ и возвеличатъ за него Бога, и къ намъ явятся, придутъ святые небожители, какъ шли они въ крестномъ ходѣ во святыхъ иконахъ. Душа каждаго изъ насъ сдѣлается сѣнію ѳаворскою, гдѣ будетъ витать благодать, обитать Богъ, Его ангелы и святые. Свѣтлый облакъ славы и благодати Божіей осѣнитъ и насъ. Рано или поздно мы взыдемъ на гору высоку и превознесенну, гдѣ въ трехъ свѣтахъ и сіяніяхъ слава Вышняго горитъ, гдѣ паритъ Его люлюбовь и струитъ безпредѣльное блаженство. Упоенные симъ блаженствомъ, мы въ священномъ восторгѣ будемъ восклицать съ Петромъ: Господи! Добро есть намъ здѣ быти (Матѳ. 17, 4). Добро есть здѣ быти, любилъ восклицать о сей горѣ и храмѣ боголѣпнаго Спасова Преображенія святый строитель храма, святитель Варсонофій. Неопустительный посѣтитель службъ церковныхъ, когда не могъ, по немощи, ходить въ церковь, опн велѣлъ возить его въ храмъ; здѣсь онъ обновлялся и преображался духомъ. Оставивъ паству и каѳедру Тверскую, онъ скончалъ исходъ свой и погребенъ здѣсь же при любимомъ имъ храмѣ боголѣпнаго Спасова Преображенія. Здѣсь почивая во святыхъ мощахъ своихъ, тамъ на небѣ онъ почіетъ въ сонмѣ ангеловъ и святыхъ, во свѣтѣ лица Божія, во славѣ неизреченнаго блаженства. И для насъ, какъ и для него, да будетъ холмъ и храмъ сей вмѣсто Ѳавора небеснаго; а погребальная его пещера, нѣкогда (при открытіи святыхъ мощей его) преисполненная свѣта и благоухапія, да будетъ для насъ вмѣсто Геѳсиманской и Голгѳоской пещеры Господа. Благоговѣйно торжествуя здѣсь преславное Преображеніе Господа и молитвенно воспоминая исходъ Его и великаго угодника Его и нашъ собственный, да возносимъ души и сердца наши на Ѳаворъ небесный, превыше всего земнаго, пристрастнаго, преступнаго. Возлюбимъ богослуженіе церковное, какъ любилъ его, услаждался имъ великій угодникъ Божій, всегдашній нашъ заступникъ и ходатай предъ Богомъ.
О Слове Божіе, мудросте и сило! Твоего Преображенія свѣтлое торжество сподоби насъ совершити во свѣтѣ добрыхъ дѣлъ. Тебѣ, сѣдящему во свѣтѣ неприступнемъ, Ему же безчисленна и вои небесніи съ трепетомъ покланяющеся, непрестанно трисвятую пѣснь поютъ, смиренно молимся: умы наши просвѣти, сердца очисти, кончину житія благую даруй намъ и въ день судный сподоби слышати гласъ Твой благій; пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣдите уготованное вамъ царствіе вмѣстѣ со Мною, возлюбленнымъ Его Сыномъ.
Произесена въ Казанскомъ Преображеномъ монастырѣ.
Епископъ Сергій.
«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1890. № 31. С. 997-1001.