Необычайное чудо, доказывающее истину воскресенія мертвыхъ (Поученіе на память свв. седми Ефесскихъ отроковъ, 4-го авг. ст. ст.)

Мы, братіе, вѣруемъ, что будетъ время, когда явится во славѣ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, повѣетъ на все Своимъ животворнымъ дыханіемъ, скажетъ Свое всемогущее слово, и всѣ мы, какъ бы отъ сна воспрянувъ, встанемъ изъ своихъ гробовъ, встанемъ и уже болѣе не ляжемъ въ нихъ, воскреснемъ и болѣе не умремъ. Эту истину, для вящшаго нашего убѣжденія Господь, въ продолженіе многихъ вѣковъ, подтверждалъ великими чудесами. Воскрешеніе мертвыхъ Имъ Самимъ и Его святыми, явленія изъ міра загробнаго, нетлѣніе св. мощей, чудеса, совершаемыя угодниками Божіими по кончинѣ ихъ, – все это не есть-ли убѣдительнѣйшее доказательство общаго воскресенія всѣхъ? Конечно такъ, братіе! Но, знайте, что эту истину иногда Господь подтверждалъ знаменіями болѣе чрезвычайными, чѣмъ указанныя, и подлинно превосходящими всякъ умъ. Одно изъ таковыхъ, для назиданія, сегодня мы и предлагаемъ вамъ. Надѣемся, что вы выслушаете его со вниманіемъ.

Святые семь отроковъ Ефесскихъ, память которыхъ св. Церковь совершаетъ 4 августа, жили во времена гонителя христіанъ, Декія, были дѣти городскихъ старѣйшинъ и всѣ исповѣдывали христіанскую вѣру. Декій, услыхавъ, что они христіане, долго принуждалъ ихъ принестя жертвы идоламъ, но, не успѣвъ въ этомъ, удалился изъ Ефеса, давъ имъ время на размышленіе. Въ его отсутствіе святые исповѣдники, взявши съ собою нѣсколько золота и серебра для своего прожитія, удалились изъ Ефеса и скрылись въ одной пещерѣ близъ города, и тутъ пребыли многіе дни въ молитвѣ. Младшій изъ нихъ, имя которому было Іамвлихъ, ходилъ изъ пещеры въ городъ, покупалъ тамъ пищу и приносилъ своимъ друзьямъ. Разъ, когда онъ былъ въ городѣ и услыхалъ, что Декій возвратился, то разсказалъ объ этомъ своимъ товарищамъ. Страхъ объялъ юношей, и они стали пламенно молиться Богу, чтобы Господь избавилъ ихъ отъ мучителя. Молитва была услышана, и Господь совершилъ надъ ними великое чудо. Не только сердца, но и все существо исповѣдниковъ Христовыхъ, и тѣла и души ихъ успокоились, погрузившись въ необычайный сонъ, совершенно сходный со смертію. Между тѣмъ Декій началъ искать ихъ, спрашивалъ о нихъ ихъ родителей, и, наконецъ, узнавъ, что они скрываются въ пещерѣ, рѣшилъ заживо погребсти ихъ тамъ и велѣлъ камнями завалить входъ въ эту пещеру, гдѣ были они. Повелѣніе было исполнено.

Протекли столѣтія, прекратились гоненія на христіанъ, а дивный сонъ святыхъ еще не проходилъ и не прекращался. Но, вотъ, въ царствованіе императора Ѳеодосія младшаго, появилась ересь, отвергавшая воскресеніе мертвыхъ. Тогда Господь, чтобы увѣрить всѣхъ въ истинѣ общаго воскресенія, и даровалъ жизнь св. отрокамъ и сдѣлалъ ихъ живыми свидѣтелями сего воскресенія. И возстали они отъ необычайнаго сна, продолжавшагося 372 года (по другимъ изв. 170 л.). Пробудившись какъ бы отъ вчерашняго сна, они возвратились къ прежнимъ мыслямъ и чувствованіямъ, и послали Іамвлиха въ городъ для покупки пищи, Когда Іамвлихъ подходилъ къ городу, то, увидавъ на воротахъ его изображеніе св. креста, удивился. Но еще болѣе удивился онъ, когда вошедши въ городъ, услыхалъ нѣкоторыхъ, клянущихся именемъ Божіимъ, и думалъ: «неужели это Ефесъ?» Наконецъ, вынувъ золотую монету, онъ сталъ покупать хлѣбы. Продавцы также удивились, увидя монету съ изображеніемъ Декія, и представили Іамвлиха начальнику города. Сей, вмѣстѣ съ епископомъ, долго распрашивалъ Іамвлиха, и, наконецъ всѣ они пошли къ пещерѣ. При входѣ въ пещеру, найденъ былъ ковчегъ съ оловянными дщицами и надпись на нихъ, которая свидѣтельствовала о закладенныхъ здѣсь нѣкогда седми мученикахъ. Вошедъ въ самую пещеру, они увидали сидящими и самихъ святыхъ отроковъ и прославили Бога. Это было въ 4-й день августа. Тотчасъ же послали вѣсть о чудесномъ событіи въ Царьградъ къ императору Ѳеодосію, и тотъ самъ немедленно прибылъ въ Ефесъ, вошелъ въ пещеру, гдѣ были святые, поклонился имъ до земли, облобызалъ ихъ и прославилъ человѣколюбца Бога. Много побесѣдовавъ съ царемъ о вѣрѣ Божіей, святые, послѣ того уже почили вѣчнымъ сномъ и предали души свои въ руки Божіи мѣсяца октября въ 22-й день.

Видите, братіе какъ показалъ Господь, черезъ это великое чудо, Свое неограниченное всемогущество и власть надъ нашею жизнію и смертію, надъ нашими душами и тѣлами и надъ всею судьбою нашею? И сонъ, продолжавшійся столько лѣтъ, при совершенной цѣлости тѣла, не есть ли несомнѣнное свидѣтельство всемогущества Божія и не доказываетъ ли, что сила, сохранявшая столько времени тѣла неповрежденными, легко можетъ и персти тѣла нашего возвратить нѣкогда прежній видъ? Конечно, такъ. Да и для чего Господу угодно было прекратить необыкновенный сонъ святыхъ именно въ то время, когда появилась ересь, отвергавшая воскресеніе мертвыхъ? Не ясно ли, что для того, чтобы проявленіемъ Своей всемогущей силы, обличить ложь, разсѣять сомнѣнія и невѣрныхъ въ истинѣ воскресенія сдѣлать вѣрными? Да сохранится же навсегда сія истина и въ нашихъ сердцахъ и умахъ! Будемъ всегда помнить о томъ, что мы воскреснемъ, что смерть и пребываніе нашего тѣла въ области тлѣнія, или его разрушеніе есть только переходъ къ новой жизни. Будемъ помнить объ этомъ для того, чтобы намъ и тѣло свое беречь чистымъ и непорочнымъ. Ибо оно воскреснетъ къ безсмертной жизни, и его вѣчная жизнь, по воскресеніи, будетъ соотвѣтствовать нашей настоящей жизни. Аминь.

 

«Смоленскія Епархіальныя Вѣдомости». 1892. № 15. Отд. Неофф. С. 696-699.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное: