Архимандритъ Антоній (Докторовъ) – Ѳаворская слава.

«Приспѣ день Божественнаго веселія: восходитъ на гору Ѳаворскую Владыка – Божества Своего облистати красоту» (Троп. предпр. Преобр.).

Для чего преобразился Господь предъ учениками Своими? «Да видѣвше – сказано – чудеса Свои, не устрашатся страданіи Твоихъ!» (Стих. Преобр.). – Страшное испытаніе предстояло вѣрѣ и любви Св. Апостоловъ къ Своему Учителю! Близилось время страданій Господа!.. Друзья и послѣдователи Его готовились быть очевидцами столь ужасныхъ Его поруганій, – готовились быть свидѣтелями самыхъ невѣроятныхъ событій, подъ ударомъ которыхъ содрогнулся даже камень вѣры Петра, – тотъ камень, на коемъ имѣла быть утверждена Церковь Христова! Тотъ, Кого они только что исповѣдали Сыномъ Божіимъ, скоро долженъ былъ выступить обезчещеннымъ паче всѣхъ сыновъ человѣческихъ! Предъ Кѣмъ трепетали самыя силы адовы – готовился принять всѣ оскорбленія, на какія только способна была подняться дерзкая рука человѣческая!.. Судія неба и земли шелъ на судъ судіи Римскаго, шелъ на осужденіе позорнѣйшей смерти, какой когда-либо подвергался невинный праведникъ! Тотъ, одно слово Котораго врачевало всякія болѣзни, скоро долженъ былъ покрыться съ головы до ногъ ранами, выступить изъязвленнымъ и окровавленнымъ Страдальцемъ!.. Предъ Кѣмъ стихали вѣтры, умолкали бури морскія и преклонялись всѣ стихіи поднебесныя, – Тотъ скоро готовился устыдить Своимъ позоромъ самое солнце! Кто обѣщалъ Своимъ послѣдователямъ столько благъ, кто хотѣлъ посадить Своихъ 12 спутниковъ на 12 престолахъ судіями Израиля, – Тотъ вдругъ окажется Самъ осужденнымъ, повѣшеннымъ на крестъ и сокрываемымъ – казалось, навсегда – въ нѣдрахъ земли жалкимъ истерзаннымъ Мертвецомъ!..

Это ли не ужасныя испытанія вѣры и любви Апостоловъ къ Своему Учителю!? Да и однихъ ли только Апостоловъ? Все человѣчество не было ли бы вправѣ задуматься надъ недоумѣннымъ вопросомъ, какимъ образомъ возможны были столь крайнія противорѣчія, и какъ могла выстоять предъ ними слабая вѣра и сердце человѣческое!

И вотъ Господь отвѣчаетъ, между прочимъ, на эту нужду Апостоловъ и всѣхъ насъ, чудомъ Своего славнаго Преображенія, – однимъ изъ тѣхъ событій, коихъ никакъ не могъ выдумать человѣкъ, и которыя ставятъ нашего Вѣруемаго и Исповѣдуемаго Господа превыше всякихъ сомнѣній и подозрѣній, дѣлая безотвѣтными всѣхъ невѣровъ и не живущихъ по вѣрѣ.....

Среди глубокой ночи, въ присутствіи трехъ избраннѣйшихъ учениковъ Своихъ, на горѣ Ѳаворской, во время пламенной молитвы къ Отцу Своему Небесному, Господь вдругъ просвѣтился весь необыкновеннымъ Божественнымъ свѣтомъ, преобразившимъ все Его существо: лице Его сіяло какъ солнце, одежды бѣлѣли паче чистѣйшаго снѣга! Слава Божества, сокрывавшаяся за добровольно одѣтою Имъ на Себя бренною оболочкою человѣческой плоти, какъ свѣтильню охватила ее вдругъ всю Своимъ чистѣйшимъ небеснымъ пламенемъ, и разливала по всей горѣ свѣтъ, пробудившій даже сомкнутыя крѣпкимъ сномъ очи Апостоловъ, находившихся въ значительномъ отдаленіи. Можно ли представить себѣ весь ужасъ, удивленіе и трепетъ Апостоловъ, изъ мрака соннаго возбудившихся вдругъ въ сей ослѣпительный свѣтъ Божественной Славы Господа, особенно когда небесный голосъ прогремѣлъ: «Сей есть Сынъ Мой Возлюбленный, о Немже благоволихъ: Того послушайте!..» (Мѳ. 17, 5) Онъ былъ не Одинъ... Ему предстояли два величайшихъ ветхозавѣтныхъ праведника, въ коихъ очевидцамъ Преображенія сейчасъ же дано было узнать Моисеи и Илію... – Для чего здѣсь именно Моисей и Илія? – Для того, чтобы подтвердить лучше только-что исповѣданную вѣру Петра и прочихъ апостоловъ, что Господь Іисусъ дѣйствительно Христосъ, Сынъ Бога Живаго, Глава закона и Царь пророковъ! – что Онъ не Іоаннъ Креститель, не Іеремія или другой какой изъ пророковъ, за одного изъ которыхъ принимали Его въ народѣ, но – Самъ Господь Пророковъ! – что Онъ – не раззоритель закона Моисеева и пророковъ, какъ клеветали на него фарисеи, ибо и Моисей въ такомъ случаѣ не предстоялъ бы Ему; а напротивъ – Самъ Пославшій нѣкогда Моисея и Пришедшій дать совершеннѣйшее исполненіе закона и пророковъ! – что Онъ не Богохульникъ, которымъ назовутъ Его распинатели, ибо въ такомъ случаѣ не потерпѣлъ бы сего безчестія Божія такой величайшій и грозный ревнитель Славы Божіей, какъ Илія! Но Онъ – Самъ Господь Иліи, Вдохновлявшій Его нѣкогда столь пламенною ревностію.

Нѣкогда, на Синаѣ, Моисей, при грозныхъ громахъ и молніяхъ, приводившихъ въ ужасъ народъ, принялъ законъ Божій, долженствовавшій быть пѣстуномъ во Христа!

Нынѣ, на Ѳаворѣ, въ тихомъ свѣтѣ небесной славы, въ блаженствѣ коей возгласилъ Петръ: «Господи, хорошо намъ здѣсь!» – тотъ же Моисей указуетъ Самого Христа, – Того, о Которомъ уму нѣкогда было обѣщано: «Пророка возставлю изъ среды братій твоихъ, якоде тебѣ...» (Втор. 18, 17).

Другой изъ небесныхъ свидѣтелей славы Преображенія, на Хоривѣ, «во гласѣ хлада тонка» внималъ Тому, Которому нынѣ предстоитъ во свѣтѣ блаженной славы: тамъ ревновалъ онъ о славѣ Божіей горькими жалобами на нечестіе во Израилѣ, – о избитыхъ пророкахъ, о разрушенныхъ жертвенникахъ: здѣсь, не сему ли именно пламенному обличителю нечестія прилично было предстоять Тому, Которому нечестіе Израиля готовило послѣднее ужаснѣйшее поруганіе – распятіе, распятіе Самого Сына Божія!... Какой Божественно-мудрый и убѣдительно-сильный подборъ свидѣтелей Божественной славы и достоинства Преобразившагося, хотя не Онъ Самъ, конечно, нуждался въ нихъ, а лишь наша слабая вѣра и недоумѣніе!

О, какъ дивно это милосердіе и снисхожденіе къ намъ Господа, подкрѣпляющаго нашу вѣру столь величественными знаменіями и засвидѣтельствованіями Своего Божества! Не бойтесь же страшной картины страданій Христовыхъ, блаженные очевидцы Его славнаго Преображеніи! Вотъ увѣряетъ васъ Самъ Страдалецъ, что если бы не добровольно Самъ Себя отдалъ Онъ на эти страданія за грѣхи наши, если бы не сокрылъ страшную силу Своего Божества въ смиреннѣйшемъ зракѣ раба, не коснулся бы Его поцѣлуй предателя, не встали бы слуги архіереевы поверженные ницъ однимъ словомъ Его: «вотъ Я!» – не вынесла бы земля страшной тяжести Креста, не стерпѣло бы небо смертельнаго вздоха, возлетѣвшаго съ Голгофы, растаялъ бы гробъ и вся вселенная отъ неприступной славы Божественнаго Мертвеца!...

Но Господь и донынѣ дѣлаетъ всѣхъ насъ свидѣтелями ужаснѣйшихъ поруганій Своего Имени и Величія, – свидѣтелями столь многихъ недоумѣнныхъ событій, грозящихъ поколебать, ниспровергнуть и попрать всю нашу вѣру и вѣрность своему Спасителю!

Страдаетъ и донынѣ Господь нашъ, братіе, великими невѣроятными страданіями! Сокрываетъ Славу Божества Своего донынѣ безпредѣльнымъ смиреннымъ долготерпѣніемъ предъ человѣческимъ нечестіемъ и дерзкимъ Богопоруганіемъ!

Господь и донынѣ дивно сокрываетъ славу Божества Своего во Св. Тайнахъ, и долготорпѣливо переноситъ все, чего въ этомъ смиреннѣйшемъ преображеніи почитаютъ Его достойнымъ: терпитъ и предательскій поцѣлуй отъ недостойно приступающихъ къ Нему въ таинствѣ Причащенія, и заушенія съ оплеваніями отъ невѣрующихъ въ непостижимую силу этого Таинства, и раны со всевозможными издѣвательствами отъ потерявшихъ всякую вѣру, совѣсть и страхъ Божій, поставившихъ «богомъ» свою собственную гордыню и наполнившихъ сердце свое идолами чревоугодія и самомнѣнія.

Други Христовы! Не соблазняйтесь подобными безотрадными картинами современнаго невѣрія и нечестія! Не приходите въ разслабленіе предъ безнаказанностію и мнимою силою противниковъ Евангелія, котораго никогда не вытѣснятъ безумныя рукописанія подъ диктовку ада! Не стыдитесь исповѣдывать Распятаго предъ врагами Распятаго! Отъ самой картины страшныхъ страданій Его научитесь, что не придетъ и не возможенъ – болѣе Любвеобильный Сострадатель нашимъ немощамъ, какъ Тотъ, Который примѣромъ Своимъ научилъ полагать душу свою за други своя! Отъ свѣтоносной славы Его Преображенія почерпите увѣренность, что не возстанетъ другой законодатель – болѣе Того, Которому предстоялъ на Ѳаворѣ величайшій изъ древнихъ законодателей! Не придетъ другой достойнѣйшій Сынъ Божій – кромѣ Того, Котораго засвидѣтельствовалъ своимъ продстояніемъ величайшій изъ ревнителей славы Божіей, – Котораго – скажу болѣе – указалъ намъ Самъ Отецъ Небесный гласомъ Своимъ: «Сей есть Сынъ Мой Возлюбленный, о Немъ же благоволихъ! Того послушайте».

Когда пламенный ревнитель славы Божіей Илія, справедливо призванный послужить во славѣ преобразившемуся Господу, снѣдался горестною скорбію о безотрадныхъ временахъ для благочестія, и истиннаго служенія Богу: «Господи! – жаловался онъ, – пророковъ Твоихъ избили, жертвенники Твои разрушили, остался я одинъ, и моей души ищутъ!» (3 Цар. 19, 14) – тогда возгласилъ ему Божественный отвѣтъ: «Я сохранилъ Себѣ 7000 человѣкъ, которые не преклонили колѣнъ своихъ предъ Вааломъ».

Братіе-христіане! Да не будетъ у васъ другой болѣе серьезной заботы, какъ та, чтобы не оказаться за предѣлами подобнаго же немногочисленнаго остатка людей Божіихъ въ наше тяжелое для вѣры и жизни по вѣрѣ – время!..

Не умедлите обращеніемъ ко Господу, если кто не устоялъ въ вѣрности и любви къ Нему; ибо – страшно сказать! – и слезному покаянію не всегда будетъ оставаться мѣсто. Такъ и Исавъ, по словамъ Апостола, потерявшій свое первородство, «покаянія мѣста не обрѣте, аще и со слезами поискалъ его» (Евр. 12, 17). Аминь.

 

А. І.

 

«Таврическій Церковно-Общественный Вѣстникъ». 1913. № 22. С. 681-686.

 

Объ авторѣ. Архимандритъ Антоній (Докторовъ), настоятель Бахчисарайскаго Успенскаго мо-ря въ Крыму. Въ міру Павелъ Николаевичъ Докторовъ былъ сынъ священника Тульской еп.; родился 22 Іюля 1889 г.; образованіе получилъ въ Тульской дух. семинаріи, по окончаніи которой служилъ въ теченіе 4-хъ лѣтъ въ должности псаломщика въ той же эпархіи, а въ февралѣ 1907 г. опредѣленъ былъ на должность надзирателя за воспитанниками Таврической Дух. Семинаріи; 10 іюля 1909 г. постриженъ въ монашество и 9 августа того же года посвященъ въ санъ іеромонаха; 19 августа 1910 г. назначенъ помощникомъ редактора «Тавр. Церк.-Общ. Вѣстника». 20 октября 1912 г. согласно прошенію, освобожденъ отъ должности надзирателя семинаріи и опредѣленъ въ число братіи Архіерейскаго дома крестовымъ іеромонахомъ. 15 іюня 1913 г. награжденъ наперснымъ крестомъ. 7 сентября 1913 г. исполняющій должность настоятеля Бахчисарайскаго Успенскаго. Указомъ Св. Синода отъ 25 октября 1913 г. утвержденъ въ должности настоятеля того же мон-ря, съ возведеніемъ въ санъ архимандрита, гдѣ и прослужилъ до дня своей смерти 16 іюля 1915 г. (въ г. Тулѣ отъ туберкулеза легкихъ, на 36-мъ году жизни). Архимандритъ Антоній былъ личностью, въ которой весьма опредѣленно была выражена углубленность. Строгій въ своихъ требованіяхъ къ жизни онъ искалъ идеаловъ въ монашествѣ, каковое принялъ 20 лѣтъ отъ роду. Обладая характеромъ, онъ, при всей молодости, имѣлъ вліяніе на значительное число порученныхъ его надзору воспитанниковъ (Некрологъ. // «Тавр. Церк.-Общ. Вѣстникъ». 1915. № 20. С. 803-804.). Членъ-казначей и дѣлопроизводитель Таврическаго Комитета Православнаго Миссіонерскаго Общества. Составилъ «Краткій историческій очеркъ дѣятельности Таврическаго Епархіальнаго Комитета Православнаго Миссіонерскаго Общества за первое десятилѣтіе (съ 1900 г. – 1910 г.)» («Тавр. Церк.-Общ. Вѣстникъ». 1910. № 9. С. 411-412; № 10. С. 462-463; № 11. С. 552-556.).




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное: