Св. прав. о. Іоаннъ Кронштадтскій – Поученіе въ день Преображенія Господня.

Преобразися предъ ними (Іисусъ): и просвѣтися лице Его, яко солнце, ризы же Его быша бѣлы яко свѣтъ. (Матѳ. 17, 2).

Нынѣ мы воспоминаемъ и празднуемъ славное Преображеніе причистыя плоти Господа нашего Тисуса Христа. Преображеніе это было при трехъ земныхъ свидѣтеляхъ – при апостолахъ Петрѣ, Іаковѣ и Іоаннѣ. Іисусъ Христосъ по обычаю взошелъ на гору помолиться, какъ человѣкъ, Отцу небесному. Въ то время, какъ Онъ молился, Божество Его вдругъ просіяло чрезъ тѣло Его: лицо Его сдѣлалось свѣтло, какъ солнце, а одежды Его отъ внутренняго свѣта Божества и отъ свѣта тѣла – стали бѣлы, какъ свѣтъ, – такъ бѣлы, что ни какой бѣлильщикъ не въ состояніи такъ убѣлить ихъ. Явились Моисей и Илія, древніе великіе пророки; они говорили съ Господомъ. О чемъ же они говорили? – Говорили о страданіяхъ, которыя Спаситель рода человѣческаго имѣлъ претерпѣть ради спасенія нашего въ Іерусалимѣ. Глаголаста же исходъ Его, егоже хотяше скончати во Іерусалимѣ (Луки 9, 31). Апостолъ Петръ, увидѣвъ въ такой славѣ Господа и пророковъ, сказалъ Господу: Господи! добро есть намъ здѣ быти; если хочешь, мы сдѣлаемъ здѣсь три сѣни (палатки): одну Тебѣ, одну Моисею и одну Иліи. Еще онъ говорилъ, какъ свѣтлый облакъ осѣнилъ ихъ, и вотъ изъ облака слышится голосъ: сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ: Того послушайте (Матѳ. 17, 5). Гласъ былъ отъ Бога Отца. Услышавъ божественный гласъ, ученики Господни пали ницъ и сильно убоялись. Господь подошелъ къ нимъ, коснулся ихъ и сказалъ: встаньте и не бойтесь. Они возвели взоръ свой: не было уже никого, кромѣ Іисуса Христа. Когда стали сходить съ горы, Господь сказалъ имъ, чтобы они никому не говорили о видѣніи дотолѣ, пока Онъ воскреснетъ изъ мертвыхъ.

Итакъ воображайте себѣ, возлюбленные братія, прославленный видъ пречистой плоти Господней, подобно солнцу просіявшей на Ѳаворѣ, – и наслаждайтесь дольше, дольше этимъ небеснымъ зрѣлищемъ; воображая его, торжествуйте духомъ своимъ и радуйтесь: это – нашъ человѣческій ликъ просіялъ въ такой славѣ, въ тѣснѣйшемъ единеніи его съ существомъ Самого Бога-Слова. Торжествуйте и радуйтесь въ той надеждѣ, что, если вы будете послушны въ этой привременной жизни Господу своему, послѣдуете Его божественнымъ заповѣдямъ, то Онъ преобразитъ нѣкогда такою же славою и ваши тѣла – такъ, что они сообразны будутъ славному тѣлу Его; въ этомъ увѣряетъ и Самъ Господь, когда говоритъ, что праведники просвѣтятся, какъ солнце, въ царствѣ Отца небеснаго (Матѳ. 13, 43); и св. апостолъ Павелъ, который говорилъ, что Господь преобразить смиренное тѣло наше такъ что оно будетъ сообразно славному тѣлу Его (Филип. 3, 21). – Но для чего Господь преобразился во славѣ на горѣ Ѳаворской и только предъ тремя учениками Своими?

Братія! Господу Іисусу Христу надо было пострадать за насъ и быть до того поруганнымъ и уничиженнымъ, что, если бы ученики Его прежде страданій Его не были утверждены разными знаменіями или чудесами въ вѣрѣ въ Него, какъ Сына Божія, они могли бы соблазниться касательно Его лица, отпасть отъ него и разсыпаться, каждый въ свою сторону. Надобно было какимъ-либо поразительнымъ чудомъ увѣрить ихъ, что Онъ есть во истину Отчее сіяніе, свѣтъ отъ свѣта, Сынъ Божій волею грядущій страдать за насъ. Такимъ чудомъ, между прочимъ, Господь избралъ преображеніе тѣла Своего на горѣ, и вотъ лице Его просвѣтилось, какъ солнце, а одежды возблистали, какъ свѣтъ, и Самъ Богъ Отецъ глаголалъ изъ облака: сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ: Того слушайте (Матѳ. 17, 5). И такъ ученики Христовы преображеніемъ Господа были заблаговременно приготовлены къ тому, чтобы не соблазняться страданіями и смертію своего возлюбленнаго Учителя и Господа. – Что же касается того, почему Господъ преобразился только предъ тремя учениками, то это по той причинѣ, что по закону достаточно было трехъ свидѣтелей для удостовѣренія во всякой истинѣ.

Братія! Господь всѣмъ Своимъ послѣдоватслямъ завѣщалъ также скорби и страданія въ этомъ мірѣ: въ мірѣ скорбни будете (Іоан. 16, 33), говорилъ Онъ ученикамъ Своимъ предъ Своими страданіями; иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ (Матѳ. 16, 24). И такъ терпите безропотно всѣ посылаемыя вамъ Богомъ скорби. Но не страшитесь страданія и скорби, ибо они приведутъ васъ къ вѣчнымъ радостямъ на небесахъ; подобно тому, какъ и Господь, послѣ страданій и крестной смерти Своей и воскресенія Своего, вошелъ въ вѣчную радость царствія небеснаго и по человѣчеству Своему. Какъ злато въ горнилѣ очищается и просвѣтляется, такъ и душа человѣческая въ горнилѣ скорби и страданія также очищается и просвѣтляется. И вотъ отъ чего Господь оставилъ въ удѣлъ Своимъ послѣдователямъ въ этомъ мірѣ прелюбодѣйномъ и грѣшномъ многоразличныя скорби; они служатъ великимъ благомъ для самихъ страдальцевъ и задаткомъ ихъ будущаго вѣчнаго блаженства. Печаль ваша въ радость будетъ (Іоан. 16, 20), говоритъ Господь. – Кто изъ святыхъ, начиная съ Самой преблагословенной Матери Господа Іисуса Христа до послѣдняго праведника, не скорбѣлъ въ этой жизни и скорбію не вошелъ въ царствіе небесное? Никто. Всѣ многими скорбями вошли въ царство славы. – И такъ, скорби духовныя преобразуютъ насъ, очищаютъ и просвѣтляютъ наши души. – И вотъ еще почему Господь грядущій на вольную страсть нашего ради спасенія преобразился во славѣ: Онъ хотѣлъ показать всѣмъ Своимъ послѣдователямъ, имѣвшимъ страдать за Него, что ихъ страданія приведутъ ихъ къ небесной славѣ, что они просвѣтятся сами, какъ солнце, въ царствѣ Отца небеснаго (Матѳ. 13, 43).

Къ чему еще обязываетъ всѣхъ и каждаго изъ насъ праздникъ Преображенія Господня? Онъ обязываетъ всѣхъ насъ преображаться внутренно. Нѣтъ надобности говорить о томъ, какъ необходимо каждому преобразовать, измѣнить себя къ лучшему, только посмотри безпристрастно каждый въ свое сердце, посмотри на свои помыслы, желанія, намѣренія, предпріятія, слова и дѣла, – и тотчасъ явно будетъ, какъ необходимо немедленно приступить къ преобразованію своего сердца. Чѣмъ исполнены наши сердца почти каждый день и часъ? Вѣдающій всѣ тайны сердецъ человѣческихъ, Господь Іисусъ Христосъ говорилъ, что отъ сердца человѣческаго исходятъ помышленія злая, прелюбодѣянія, убійства, татьбы, лихоимства, обиды, лукавствія, лесть, студодѣянія, око лукаво, хула, гордыня, безумство (Марк. 7, 21. 22). Да и всякій изъ насъ, внимательный къ себѣ, не можетъ не сознаться, что его сердце почти постоянно порождаетъ мерзости грѣховныя: маловѣріе, сомнѣнія, самолюбіе, хладность къ Богу и ближнему, злобу, осужденіе, злорадство и зложелательство, зависть, гордость, высокомѣріе, непослушаніе, ложный стыдъ, презорство, пристрастіе къ земной жизни и ненасытную алчность къ земнымъ благамъ, не рѣдко соединенную съ обидою для ближняго (именно алчность къ деньгамъ, къ яствамъ и напиткамъ, особенно къ вину и къ многоразличнымъ сластямъ, также къ срамнымъ дѣламъ, пристрастіе къ нарядамъ и блестящимъ украшеніямъ); лѣность, особенно въ важномъ дѣлѣ спасенія, и праздность со всѣми праздными занятіями, какъ то: картами, табакокуреніемъ, совершенно безполезною для души игрою на музыкальныхъ инструментахъ, возведенною въ научное искусство, пляскою и чтеніемъ книгъ наполненныхъ празднословіемъ. устное празднословіе и сквернословіе и пр. Доселѣ едва не всякій изъ насъ очень, очень мало, а иной и вовсе не мудрствовалъ о горнемъ, а мудрствовалъ все о земномъ, и имѣлъ въ себѣ не духъ Христовъ, а духъ міра сего, пекся о тѣлѣ и презиралъ душевныя потребсти; дорого цѣнилъ земное, тлѣнное и пренебрегалъ небеснымъ и вѣчнымъ, исполненъ былъ самолюбія и мало, мало имѣлъ боголюбія и братолюбія. Кто же послѣ этого станетъ отвергать, что всякому изъ насъ необходимо немедленно приступить къ преобразованію своего сердца и своей жизни, которыя были доселѣ противны Евангелію?

И такъ братія и сестры во славу преобразившагося на Ѳаворѣ Господа, призвавъ въ помощь благодать Его, приступимъ съ сегоднишняго же дня къ преобразованію своихъ сердечныхъ расположеній и своей суетной жизни. Да не устрашаетъ никого трудность этого преобразованія: благодать Божія всесильна. Будемъ неотступно просить ее у Бога; скажемъ: Господи! безъ Тебе мы не моможемъ творити ничесоже (Іоан. 15, 5); Самъ исправи стопы наши къ дѣланію заповѣдей Твоихъ. Не забудемъ, что царствіе небесное усиліями пріобрѣтается, и только усильные искатели пріобрѣтаютъ его (Матѳ. 11, 12), по словамъ Самого Господа. Маловѣръ пусть трудится надъ пріобрѣтеніемъ вѣры, читая усердно слово Божіе и житія святыхъ; хладный въ любви къ Богу и ближнему, да проситъ у Бога любви: ибо всякъ даръ совершенъ, тѣмъ болѣе – совершеннѣйшій даръ любви – свыше есть сходяй отъ Отца свѣтовъ (Іaков. 1, 17), – и пусть упражняется въ любви; гордецъ и высокомѣрный, да отложитъ гордость и высокомѣріе свое и всѣмъ сердцемъ да прилежитъ смиренію, злой и презорливый, да отложитъ злобу и презорство свое и да взираетъ на всѣхъ и каждаго съ почтеніемъ и любовію; завистливый да оставитъ зависть свою; лѣнивый и нерадивый – лѣность и нерадѣніе свое, праздный – праздныя занятія свои, сребролюбивый – сребролюбіе свое; пьяница – пьянство; чревоугодникъ – чревоугодіе свое; тать – татьбу свою; любодѣй – любодѣяніе свое; суетный – суетность, всякій – всякое зло.

Когда будемъ вести себя такимъ образомъ, тогда достойно, какъ истиные послѣдователи Христовы, будемъ праздновать праздникъ Преображенія Христова. Тогда преобразившись и просвѣтившись душевно на землѣ, мы просвѣтимся яко солнце въ царствіи Отца небеснаго (Матѳ. 13, 43). Аминь.

 

«Таврическій Церковно-Общественный Вѣстникъ». 1912. № 22. С. 855-861.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное: