-
Священникъ Александръ Преображенскій – Братское слово къ поющимъ.
Пойте Богу нашему, пойте... Пойте всѣ разумно (По. XL, 7, 8).
Пойте поочередно словословіе Господу (Пс. СХLVI, 7).
Херувимы и серафимы непрестанными гласи Господу взываютъ: Святъ, святъ, святъ Господъ Богъ Саваоѳъ! полны суть небеса и земля величества славы Твоея (Хвалебную пѣснь св . Амвросія Медіоланскаго)!
Вотъ первая пѣснь первыхъ пѣвцевъ перваго хора въ Божіемъ мірѣ. Какой это чудный хоръ безплотныхъ силъ! Этотъ хоръ создала прежде видимаго міра любовь Бога Отца. Этотъ хоръ небесныхъ силъ ликовалъ отъ радости уже въ то время, когда Господь еще только полагалъ основаніе земли (Іов. XXXVIII, 7). Немолчно этою пѣснію славословитъ онъ Господа и до днесь. Пѣснь его трисвятую слышалъ въ откровеніи своемъ Исаія Пророкъ. Слышала пѣніе этого небеснаго хора и грѣшная земля. Въ Виѳлеемѣ рождается отъ честнѣйшей херувимовъ Дѣвы Маріи Господь Іисусъ Христосъ, и таже любовь Бога Отца посылаетъ ангельскій хоръ пѣвцевъ въ юдоль земную и раздается въ ночной тиши небесная пѣснь: Слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ въ человѣцѣхъ благоволеніе (Лук. II, 13, 14)! Слышатъ эту пѣснь – Дѣва Марія, Іосифъ Праведный, пастухи Виѳлеемскіе, да, быть можетъ, и еще немногіе, но благочестивые люди.
13 October 2021 читать далее
-
Изъ Распоряженіи Епархіальныхъ Начальствъ: О церковныхъ хорахъ и регентахъ.
Безчинное пѣніе запрещается Православною Церковію.
Предложеніе Его Преосвященства, Преосвященнѣйшаго Сергія, Епископа Вятскаго и Слободского, отъ 24 Февраля 1896 года за № 759-мъ.
Одинъ изъ помощниковъ Епархіальнаго Миссіонера сообщаетъ мнѣ, что «ему нерѣдко приводилось слышать отъ раскольниковъ и получать письма отъ занимающихся дѣломъ миссіи, что существующіе въ нѣкоторыхъ селахъ, заводахъ и городахъ церковные пѣвческіе хоры своимъ пѣніемъ не привлекаютъ раскольниковъ ко Св. Церкви, но отталкиваютъ ихъ и даже расположенныхъ къ православію. Многіе хоры заботятся о громогласности, театральности и излишней вычурности напѣвовъ и, такимъ образомъ, подаютъ поводъ заключать объ отсутствіи въ нихъ благоговѣнія, смиренія, молитвеннаго расположенія духа. Раскольники и даже православные называютъ такое пѣніе безчиннымъ воплемъ, неестественнымъ крикомъ, запрещеннымъ 75 правиломъ 6-го вселенскаго собора. Многіе хоры, дѣйствительно, выбираютъ крикливые піесы, концерты; выполняютъ ихъ неправильно, негармонично, не разборчиво, съ потерею всякаго смысла. Знаю, говоритъ помощникъ Миссіонера, такой случай: въ одной сельской церкви хоръ запѣлъ концертъ «Высшую». Насколько онъ былъ непріятенъ даже православнымъ, можно видѣть изъ того, что они, слушая его, говорили: «лучше бы попросту пѣли». При томъ лица, составляющія церковные хоры, ведутъ себя на клиросѣ неблагопристойно, на соблазнъ многимъ». Радѣтели церковнаго единенія спрашиваютъ меня: «что отвѣчать раскольникамъ о такомъ пѣніи и о такомъ поведеніи пѣвчихъ?».
13 October 2021 читать далее
-
Протоиерей Николай Трубецкой – Православное церковное пение в своем историческом развитии.
Святитель Iоаннъ (Максимовичъ) издалъ указ, по которому на день памяти препп. Романа Сладкопѣвца и Iоанна Кукузеля, то есть 1/14 октября, назначался праздникъ пѣвчихъ. Въ этотъ день по окончанiи литургiи полагается провозглашать пѣвчимъ многолѣтiе. Святитель писалъ: «По окончанiи богослуженiя желательно устроить прихожанамъ храма угощенiе для пѣвчихъ, какъ знакъ вниманiя и благодарности за ихъ труды и усердiе» (Распоряженiе Высокопресв. Архiеп. Iоанна объ установленiи праздника для всѣхъ церковныхъ пѣвцовъ. // «Вѣстникъ Швейцарского Викарiатства». 1951. Декабрь. № 38. С. 4.). – ред.
I.
Начало христианскому богослужебному пению было положено Иисусом Христом на Тайной вечери, когда Он, после установления таинства ев. Евхаристии, отправляясь на вольные страдания, в последний раз со своими учениками воспел псалмы (Мф. 26, 30; Мр. 14, 26).
Религиозное одушевление, охватившее апостолов и других учеников Христа после Его воскресения, по свидетельству евангелиста Луки, проявлялось в том, что они целые дни проводили в Иерусалимском храме, «прославляя и благословляя Бога» (Деян. 2, 42). Но прославлять Бога в иудейском храме можно было только в еврейских богослужебно-обрядовых формах.
13 October 2021 читать далее
-
Слово на Воздвиженіе честнаго и животворящаго креста, Панталеона, діакона Великой Церкви.
Вновь возносится крестъ, – вновь тварь радуется. Вновь возносится крестъ, – вновь празднуютъ народы. Но лучше возвращусь со словомъ своимъ къ началу. И такъ, вновь возносится крестъ, – вновь тварь обновляется. Вновь возносится крестъ, – вновь Адамъ возсозидается. Вновь возносится крестъ, – вновь изъ ребра мать всѣхъ живущихъ создается. И эта мать является теперь поистинѣ помощницею, а не злоумышленницею по примѣру прежняго. Вмѣсто плода съ древа познанія, она срываетъ плодъ съ древа жизни; вмѣсто преслушанія оказываетъ повиновеніе, вмѣсто проклятія воспринимаетъ благословеніе, вмѣсто «въ печали родишь», пріобрѣтаетъ дѣторожденіе въ радости; вмѣсто тлѣнія, облекается въ безсмертіе. Но кто – эта мать всѣхъ живущихъ? Какая иная мать срываетъ плодъ съ древа жизни, какъ не Церковь Божія, и чѣмъ инымъ можетъ быть это древо, какъ не крестомъ Бога, прекраснаго Жениха Церкви?
26 September 2021 читать далее
-
«Что душа въ тѣлѣ, то Духъ Божіи въ церкви». Слово блаженнаго Августина въ день Пятидесятницы.
Настоящимъ торжествомъ мы, братіе, прославляемъ пришествіе Святаго Духа, Котораго послалъ Господь на землю, по Своему обѣтованію, которое Онъ изрекъ Своимъ ученикамъ слѣдующимъ образомъ: аще не иду Азъ, Утѣшитель не пріидетъ къ вамъ: аще ли же иду, послю его къ вамъ (Іоан. 16, 7). И вотъ, послѣ того какъ Господь пострадалъ, умеръ, воскресъ и вознесся на небо, оставалось исполниться Его обѣтованію. Ожидая исполненія этого обѣтованія, ученики его, числомъ, какъ сказано, яко сто и двадесятъ (Дѣян. 1, 16), т. е. десятикратно увелилившимся въ сравненіи съ числомъ апостоловъ (ибо апостоловъ Господь избралъ двѣнадцать, а Духа послалъ ста двадцати), пребывали въ одномъ домѣ, терпяще единодушно въ молитвѣ и моленіи (Дѣян. 1, 14). Проводя такъ время, они самою вѣрою и молитвою, самымъ духовнымъ ожиданіемъ содѣлали себя новыми мѣхами, способными вмѣщать въ себя новое, небесное вино. И вотъ оно излилось! Ибо Господь Іисусъ Христосъ, этотъ многоплодный виноградный гроздъ, уже созрѣлъ и былъ прославленъ.
22 June 2021 читать далее
-
Слово на утрени на праздникъ св. Пасхи.
Перифразъ пасхальнаго слова св. Златоуста, сдѣланнаго Высокопреосвященнымъ Митрополитомъ Кіевскимъ Платономъ.
Христосъ воскресе!
«Кто благочестивъ и боголюбивъ», – говоритъ св. Златоустъ, – кто истинно чтитъ Бога и любитъ Его искренно, «да насладится сего добраго и свѣтлаго торжества», т. е. преславнаго воскресенія Христова, которое мы нынѣ празднуемъ и въ коемъ Господь такъ дивно показалъ и благость Свою къ роду человѣческому, и премудрость въ искупленіи его отъ вѣчной погибели, и силу Свою надъ врагами спасенія нашего. – «Кто рабъ благоразумный», кто данные ему отъ Бога таланты – время, силы и способности, не скрываетъ напрасно въ землю, не иждиваетъ на земныя только дѣла и удовольствія, но мудро употребляетъ на служеніе Господу и стяжаніе вѣчнаго блаженства, «да внидетъ радуяся въ радость Господа своего», да будетъ участникомъ той духовной радости, которую Господь уготовалъ вѣрвымъ рабамъ Его, искупленнымъ кровію Спасителя (Матѳ. 25, 21). – «Кто потрудился постяся», – кто во время прошедшаго поста не оставался въ праздности, но усердно трудился надъ дѣломъ спасенія своего, «да пріиметъ нынѣ динарій», – получитъ въ благодатныхъ плодахъ воскресевія Христова ту награду, какую обѣщалъ Богъ добрымъ дѣлателямъ (Матѳ. 10, 10. 20, 1-8). – «Кто работалъ съ перваго часа», – исполнялъ волю Божію съ дѣтства, или съ того времени, какъ Господь призвалъ его въ вертоградъ Свой т. е. въ Церковь Христову, «пусть получитъ нынѣ плату, слѣдующую ему по справедливости». – «Кто пришелъ послѣ третьяго часа», приступилъ къ дѣлу Божію не вдругъ, но опустилъ нѣсколько времени, «да празднуетъ благодаря» Бога за снисхожденіе къ нему. – «Кто успѣлъ придти по шестомъ часѣ», пришелъ на зовъ Божіи еще позже, когда протекла уже половина его жизни, «пусть ни мало не безпокоится; ибо онъ ничего не лишится» изъ тѣхъ благъ, которыя воскресшій Господь даруетъ всѣмъ, желающимъ вкушать оныя. – «Кто пропустилъ и девятый часъ», замедлилъ еще болѣе и началъ трудиться надъ дѣломъ Божіимъ тогда, какъ день жизни его склонился уже къ вечеру, «пусть приступитъ безъ всякаго сомнѣнія и боязни»: ибо нынѣ явилась благодать Божія, спасительная всѣмъ человѣкамъ (Тит. 2, 11). – «Если кто успѣлъ придти только въ одинадцатый часъ», – даже и тотъ, кто вышелъ на дѣло Божіе очень поздно, сталъ пещись о спасеніи души своей уже въ старости, «и тотъ да не страшится замедленія: ибо домовладыка, любя честь», и будучи щедръ, «пріемлетъ и послѣдняго какъ перваго, успокоиваетъ и пришедшаго въ одинадцатый часъ, какъ трудившагося съ перваго часа», воздавая всѣмъ должное. «И первому удовлетворяетъ», награждая его по справедливости, «и послѣдняго милуетъ» по снисхожденію, «и оному даетъ» заслуженное, «и сему даритъ» по благости Своей; «и добрыя дѣла пріемлетъ» съ радостію, и благое «намѣреніе лобызаетъ» съ любовію; «и дѣяніе чтитъ» какъ должно, «и доброе расположеніе хвалитъ».
02 May 2021 читать далее
-
Проф.-протоіерей Михаилъ Лисицынъ – О греческомъ, болгарскомъ, сербскомъ и знаменномъ распѣвахъ.
Свт. архіеп. Іоаннъ (Максимовичъ) издалъ указ, по которому на день памяти препп. Романа Сладкопѣвца и Iоанна Кукузеля, то есть 1/14 октября, назначался ПРАЗДНИКЪ ПѢВЧИХЪ. Въ этотъ день по окончанiи литургiи полагается провозглашать пѣвчимъ многолѣтiе. Святитель писалъ: «По окончанiи богослуженiя желательно устроить прихожанамъ храма угощенiе для пѣвчихъ, какъ знакъ вниманiя и благодарности за ихъ труды и усердiе» (Распоряженiе Высокопресв. Архiеп. Iоанна объ установленiи праздника для всѣхъ церковныхъ пѣвцовъ. // «Вѣстникъ Швейцарского Викарiатства». 1951. Декабрь. № 38. С. 4.). – ред.
Весь цивилизованный міръ съ удивленіемъ и восхищеніемъ смотрѣлъ эти дни на появившіяся новыя силы на фонѣ исторіи, а именно на балканскія народности. Весь міръ ахнулъ отъ изумленія, какъ быстро и въ порядкѣ совершилась мобилизація военныхъ силъ балканскихъ государствъ и еще болѣе поразился, когда балканскія войска быстро стали отнимать у турокъ одну позицію за другой, одинъ городъ за другимъ. Всѣ говорили, что балканскіе народы разыграли войну «какъ по нотамъ». И, дѣйствительно, въ походѣ балканскихъ армій чувствовался ритмъ, а ритмъ, какъ извѣстно, душа музыки. Ритмъ даетъ различную окраску одной и той же мелодіи. Ритмъ вліяетъ на психику людей особеннымъ образомъ. Именно, благодаря ритму, мы, когда слушаемъ какую-либо музыку, невольно пристукиваемъ ногой или барабанимъ пальцами. Ритмъ есть источникъ движенія. Онъ будитъ души людей и заставляетъ ихъ не спать, а дѣйствовать и при томъ дѣйствовать такъ, а не иначе. Знаете ли, гдѣ ритмъ имѣетъ господствующее значеніе? Въ танцахъ. И при томъ отъ такого или иного ритма получаетъ характеръ и свой танецъ. Въ барабанномъ боѣ есть также только ритмъ. Отъ одного ритма солдаты идутъ мѣрнымъ маршемъ, отъ другого бѣгутъ. Ритмъ даетъ стройность движенію войскъ.
12 October 2020 читать далее
«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)
Рубрики:
- Церковь, Государство и Общество
- ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ
- ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО
- ЦЕРКОВНО-НАРОДНЫЙ МЕСЯЦЕСЛОВ НА РУСИ
- ЦЕРКОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА
- ХРАМОЗДАТЕЛЬСТВО
- УЧИЛИЩЕ МОЛИТВЫ
- УЧАСТИЕ МИРЯН В ЖИЗНИ ЦЕРКВИ
- Уставные чтения (проповедь книги)
- УРОКИ ИЗ ЖИЗНИ СВЯТЫХ
- УРОКИ БОГОСЛУЖЕНИЯ
- Узкий путь в Царство Небесное
- СЛУЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ ХРИСТИАНКИ
- СИНОДИК ПРАВОСЛАВИЯ
- СИЛА БОЖИЯ И НЕМОЩЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ
- СВЯЩЕННАЯ БОРЬБА РПЦЗ С АПОСТАСИЕЙ
- Святоотеческое Училище Благочестия
- СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ
- СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ВОЗНЕСЕНСКИЙ)
- СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ШАНХАЙСКИЙ И САН-ФРАНЦИССКИЙ
- СВЯТИТЕЛЬ АВЕРКИЙ (ТАУШЕВ)
- Святая Русь под омофором Богородицы
- СВЕТОЧИ ХРИСТИАНСТВА
- РУССКИЙ ПАСТЫРЬ
- РУССКИЙ ИНОК
- РПЦЗ, ТРЕТИЙ РЕЙХ И ВОВ
- РОЖДЕСТВЕНСКОЕ
- ПСАЛТИРЬ
- ПРОПОВЕДНИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
- ПРОПОВЕДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ
- ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
- ПРАВОСЛАВНЫЕ ОТВЕТЫ
- Православное Христиансто и современный мир
- Православное Христиансто и его враги
- Православная Христианская Семья
- ПРАВОСЛАВНАЯ ПОЭЗИЯ
- ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА
- Православная Община
- ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНОГРАФИЯ
- ПОУЧИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
- Поучения Святых Отцов
- ПОСТНИЧЕСТВО
- ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ
- ПАСХАЛИЯ И ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
- ПАСХА ГОСПОДНЯ
- ПАСТЫРСКИЙ КРЕСТ
- Основная
- ОРУЖИЕ ПРАВДЫ
- О ПОКРОВИТЕЛЯ НАШЕГО ЦЕНТРА
- НОВОСТИ ИЗ ЖИЗНИ ЦЕРКВИ
- Новомученики и исповедники Российские
- НЕИЗВРАЩЕННАЯ ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ
- НЕБЕСНАЯ ПОМОЩЬ В НАШИХ НУЖДАХ И ПЕЧАЛЯХ
- НАШИ ИЗДАНИЯ
- НАЗИДАТЕЛЬНЫЯ РАЗМЫШЛЕНІЯ
- МЫСЛИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА
- МОНАШЕСКОЕ ДЕЛАНИЕ
- МИТРОПОЛИТ ВИТАЛИЙ (УСТИНОВ)
- МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ)
- МИССИОНЕРСТВО
- ЛИТУРГИКА
- КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ)
- КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН
- КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
- КАНОНИКА (ЦЕРКОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО)
- ИМЯБОЖИЕ - ДРЕВНЯЯ ЕРЕСЬ
- ЗАПАДНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ
- ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
- ЕРЕСЬ СЕРГИАНСТВА (СЕРВИЛИЗМ)
- ЕПИСКОП ГРИГОРИЙ (ГРАББЕ)
- ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ
- ДУХОВНЫЕ СТИХИ
- ДУХОВНАЯ БЕСЕДА
- ДОГМАТ ИСКУПЛЕНИЯ
- ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ВО ХРИСТЕ
- ГОЛОС РУССКОГО ПАСТЫРЯ
- ВОСКРЕСНАЯ БЕСЕДА
- ВНЕБОГОСЛУЖЕБНОЕ ЧТЕНИЕ
- Видео
- ВЕЛИКОЕ ТАИНСТВО ЕПИСКОПСТВА
- В ПОМОЩЬ ГОВЕЮЩИМ
- БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ТЕКСТЫ И УКАЗАНИЯ
- БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ
- Архиерейский Собор РПЦЗ 2016
- Архиерейский Собор ПРЦ/РПЦЗ 2017
- АРХИЕПИСКОП АНТОНИЙ (БАРТОШЕВИЧ)
- Апостасия последних времен
- АНГЕЛОЛОГИЯ
- Азбука православного христианина
- АГИОЛОГИЯ
- «ДУХОВНАЯ БРАНЬ». Свято-Афанасьевское издание
Популярное:
- ПРАВОСЛАВНАЯ И ИУДЕЙСКАЯ ПАСХИ НИКОГДА НЕ СОВПАДАЮТ (ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ).
- Икона Богородицы «Непроходимая Дверь» – пророческая дверь непроходимая, виденная пророком Иезекиилем.
- Протоіерей Стефанъ Луканинъ – О значеніи крестныхъ ходовъ и освященія воды (Слово въ день Происхожденія честныхъ древъ Креста Господня).
- О СОСТОЯНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В КОНЦЕ МИРА (ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО, ГЛАВЫ 28-37)
- ЧТЕЦАМ И ПЕВЦАМ О ЦЕРКОВНОМ ЧТЕНИИ. ТРИ СТЕПЕНИ ХОРОШЕГО ЦЕРКОВНОГО ЧТЕНИЯ: ПРАВИЛЬНОСТЬ, ТОЛКОВОСТЬ, УМИЛИТЕЛЬНОСТЬ (1911)