Протоіерей Ѳеоктистъ Іорданскій – Поученіе о воспитательномъ значеніи пѣнія.
Поздравляемъ васъ съ храмовымъ праздникомъ, благочестивые прихожане храма сего!
Царица небесная сподобила и насъ помолиться на вашемъ праздникѣ. Съ особеннымъ, умиленіемъ молились мы, слушая ваше пѣніе, юныя воспитанницы! Въ плавномъ, стройномъ пѣніи вашемъ намъ какъ бы слышались первые пѣвцы перваго хора въ Божіемъ мірѣ, непрестанными гласы взывающіе: Святъ, Святъ, Святъ Господь Саваоѳъ, полны суть небеса и земля славы Твоея (Ис. 6, 1-3). Этотъ чудный хоръ ликовалъ отъ радости еще тогда, когда Господь только-что полагалъ основаніе земли, именно въ четвертый день творенія, егда сотворены быша звѣзды (Іов. 38, 7).
Слышали пѣніе этого небеснаго хора пророки. Прор. Исаія, призываемый къ пророческому служенію, видѣлъ отверзшіяся небеса и въ небесномъ храмѣ на величественномъ престолѣ сѣдящаго Господа и вокругъ Него многое множество ангеловъ, восклицающихъ: Святъ, Святъ, Святъ Господь Саваоѳъ! Столпы зданія потрясались отъ ихъ восклицаній.
По откровенію Іоанна Богослова, святые ангелы, предстоя престолу Господа Славы, немолчно поютъ Ему одну пѣснь: Аллилуія (Апок. 19, 4).
При рожденіи Іисуса Христа пастыри Виѳлеемскіе слушали ангельское пѣніе: слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ.
Но и самъ человѣкъ составлялъ и пѣлъ пѣсни во славу Божію.
Первый пѣвецъ и составитель пѣсней во славу Божію былъ великій пророкъ Моисей. Онъ воспѣлъ чудную пѣснь, по переходѣ народа Божія чрезъ Чермное море и пѣлъ со всѣмъ народомъ Божіимъ: Помощникъ и покровитель бысть мнѣ во спасеніе... Не смолкъ еще этотъ хоръ пѣвцовъ Моисеевыхъ, какъ вышла въ средину народа Божія сестра его, пророчица Маріамъ, окруженная еврейскими дѣвицами, и, ходя кругами, какъ бы хороводомъ, онѣ велегласно пѣли: поимъ Господеви, славно бо прославися, коня и всадника вверже въ море.
Тотъ же Моисей для обличенія непостояннаго народа израильскаго и для возбужденія въ немъ чувства раскаянія, составилъ и пѣлъ: вонми, небо, и возглаголю... (Втор. 32).
Св. Анна, матерь Самуила, не имѣвшая долгое время дѣтей, получивъ потомъ отъ Бога по молитвѣ своей сына, выразила чувства своей благодарности въ пѣсни: утвердися сердце мое во Господѣ, вознесеся рогъ мой въ Бозѣ моемъ (1 Цар. 19, 20).
Пророкъ Аввакумъ, предвидѣвъ пришествіе Господа, воспѣвалъ: отъ юга пріидетъ Богъ, слава силѣ Твоей, Господи (Авв. 3).
Пророкъ Исаія, предсказывая пришествіе Мессіи, воспѣвалъ: отъ нощи утреннюетъ духъ мой къ тебѣ, Боже, миръ даждь намъ (- 20).
Пророкъ Іона пѣлъ во чревѣ китовѣ: возопихъ въ скорби моей ко Господу Богу моему, и услыша мя (-2). Три отрока, Троицы равночисленніи, въ пещи огненной въ Вавилонѣ пѣли: Господа пойте и превозносите Его во вѣки.
Царь Давидъ – дивный пѣвецъ составилъ дивную Псалтирь и избралъ искусныхъ пѣвцовъ, которые пѣли его псалмопѣнія и въ храмѣ, и дома, и на пути. И у насъ въ новозавѣтной церкви псалмопѣнія Давидовы или поются, или читаются безотмѣнно за каждымъ богослуженіемъ. Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, по окончаніи тайной вечери, съ Своими апостолами пошелъ въ Геѳсиманію на вольныя страданія съ пѣніемъ псалмовъ Давидовыхъ.
Въ сегоднешній праздникъ на утрени величаніе Пресвятой Дѣвѣ Маріи есть ея собственное славословіе и пѣніе: величитъ душа моя Господа, и возрадовася духъ мой о Бозѣ Спасѣ моемъ. Эту пѣснь Богородицы мы поемъ за каждой утреней и въ будничные дни.
Видите, юныя пѣвчія, что пѣніе церковное есть дѣло Божіе и Богу угодное, и св. церковь за каждымъ богослуженіемъ молится за труждающихся и поющихъ, а въ иныхъ пѣсняхъ проситъ Богородицу утвердить пѣвцовъ своихъ въ божественной славѣ своей и сподобитъ ихъ вѣнцовъ славы.
Одинъ угодникъ Божій, во время празднованія Покрову Пресвятыя Богородицы видѣлъ, какъ святая Богородица ходила по храму и на главы усердно молящихся возлагала по цвѣтку дивной красоты, а на главы благоговѣйно поющихъ возлагала она не по цвѣтку только, а по прекрасному вѣнку изъ этихъ дивныхъ цвѣтовъ. А одному знаменитому пѣвцу (Іоанну Кукузелю) бывшему при дворѣ царя Греческаго, когда онъ, будучи уже монахомъ, пѣлъ акаѳистъ Пресвятой Богородицѣ и по окончаніи задремалъ, Пресвятая Богородица явилась и сказала: «Пой, Іоаннъ, я тебя не оставлю», – и вложила въ руку его золотую монету, которая и до сихъ поръ сохраняется въ одномъ изъ Аѳонскихъ монастырей.
Такимъ образомъ вы, юныя пѣвчія, своимъ пѣніемъ во храмѣ Божіемъ исполняете послушаніе ангельское. Ангелы на небеси, съ любовію другъ на друга взирая, поютъ побѣдную пѣснь, какъ у насъ пѣвчіе, въ четыре голоса, поюще, вопіюще, взывающе и глаголюще: Святъ, Святъ, Святъ Господь Саваоѳъ!
Навыкнувъ церковному пѣнію вы, молодыя пѣвчія, незамѣтно познакомитесь съ церковно-славянскимъ языкомъ и съ тѣми событіями, которымъ посвящены священныя пѣсни. Высокія пѣсни Іоанна Дамаскина, Андрея Критскаго и другихъ пѣснопѣвцевъ будутъ приводить васъ въ восторгъ особенно тогда, когда Господь приведетъ кому-либо изъ васъ учить другихъ пѣнію и церковко-славянскому языку.
Пѣніе старыхъ русскихъ народныхъ пѣсней, исполненныхъ поэзіи, музыкальности и древняго благочестія, имѣетъ тоже воспитательное значеніе, но это зависитъ отъ выбора пѣсней. Пѣніе же церковное по преимуществу имѣетъ значеніе воспитательное, облагораживающее умъ и сердце дѣтей, смягчающее грубость нравовъ, поставляющее учащихся въ хорошее расположеніе духа и производящее въ нихъ сосредоточенность въ самихъ себѣ.
Была одна христіанка – поэтъ пѣвчая, благородная дѣва, которая, воспитывалась въ кругу другихъ благородныхъ дѣвицъ и, видя, что даръ пѣснопѣній постыдно расточается иными на мірскія пѣсни, дала обѣтъ пѣть только однѣ духовныя пѣсни; и вотъ она составила канонъ на Великую Субботу: Волною морокою... Не рыдай мене, мати... И этотъ возвышенный по мыслямъ и чувствамъ и трогательный по своему напѣву канонъ поютъ въ Великую субботу по всѣмъ православнымъ церквамъ.
Имя сей дѣвѣ – Кассія[1]; она была благородная римлянка. Примѣръ, достойный подражанія для васъ, юныя дѣвы, стремящіяся достигнуть совершенства въ пѣніи.
За симъ всѣмъ Богородицу и Матерь Свѣта въ пѣснѣхъ возвеличимъ, особенно въ храмовой праздникъ честнаго ея Покрова и будемъ величать ее въ пѣсняхъ немолчно во всѣ дни живота нашего.
Сказано въ церкви Кологривской женской гимназіи въ храмовой праздникъ 1 октября.
Протоіерей Ѳеоктистъ Іорданскій.
«Костромскія Епархіальныя Вѣдомости». 1908. Отд. Неофф. № 20. С. 528-530.
[1] Преп. Кассія пѣснописица, Константинопольская (память 7 сентября) – почитается мѣстночтимой святой въ двухъ Помѣстныхъ Церквахъ – Александрійской и Элладской. Особенно почитается какъ покровительница греческаго острова Касосъ (греч. Κάσος) на юго-востокѣ Эгейскаго моря. Σωφρόνιος (Ευστρατιάδης) Μητρ. Λεοντοπόλεως. Αγιολόγιον της Ορθοδόξου Εκκλησίας. Είσοδος Γ'. Αθήνα: Εκδότης: Αποστολική Διακονία της Εκκλησίας της Ελλάδος, 2010, σ . 248. У Архіеп. Сергія (Спасскаго) память подъ числомъ 16 октября. Полный Мѣсяцесловъ Востока. Т. 2. Святой Востокъ. Владиміръ. 1901. С. 321. – ред.