Священникъ Александръ Преображенскій – Братское слово къ поющимъ.

Пойте Богу нашему, пойте... Пойте всѣ разумно (По. XL, 7, 8).

Пойте поочередно словословіе Господу (Пс. СХLVI, 7).

 

Херувимы и серафимы непрестанными гласи Господу взываютъ: Святъ, святъ, святъ Господъ Богъ Саваоѳъ! полны суть небеса и земля величества славы Твоея (Хвалебную пѣснь св . Амвросія Медіоланскаго)!

Вотъ первая пѣснь первыхъ пѣвцевъ перваго хора въ Божіемъ мірѣ. Какой это чудный хоръ безплотныхъ силъ! Этотъ хоръ создала прежде видимаго міра любовь Бога Отца. Этотъ хоръ небесныхъ силъ ликовалъ отъ радости уже въ то время, когда Господь еще только полагалъ основаніе земли (Іов. XXXVIII, 7). Немолчно этою пѣснію славословитъ онъ Господа и до днесь. Пѣснь его трисвятую слышалъ въ откровеніи своемъ Исаія Пророкъ. Слышала пѣніе этого небеснаго хора и грѣшная земля. Въ Виѳлеемѣ рождается отъ честнѣйшей херувимовъ Дѣвы Маріи Господь Іисусъ Христосъ, и таже любовь Бога Отца посылаетъ ангельскій хоръ пѣвцевъ въ юдоль земную и раздается въ ночной тиши небесная пѣснь: Слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ въ человѣцѣхъ благоволеніе (Лук. II, 13, 14)! Слышатъ эту пѣснь – Дѣва Марія, Іосифъ Праведный, пастухи Виѳлеемскіе, да, быть можетъ, и еще немногіе, но благочестивые люди.

Проходятъ вѣка (439 г.) и снова человѣкъ слышитъ ангельскую пѣснь надъ землею; это былъ благочестивый цареградскій отрокъ. Во время всеобщаго бѣдствія – землетрясенія совершался крестный ходъ; поднимается при тихой погодѣ сильный вихрь и мальчикъ силою вихря на глазахъ всѣхъ поднимается вверхъ и дѣлается невидимъ; всѣ считаютъ его погибшимъ, но проходитъ малое время и къ удивленію всѣхъ онъ невредимо опускается на землю и разсказываетъ молитвенно-изумленнымъ христіанамъ о чудной, не слыханной доселѣ пѣсни ангельской, которую онъ слышалъ на небѣ. Пѣснь эта: Святый Боже, святый крѣпкій, святый безсмертный. Весь народъ единодушно воскликнулъ тогда: помилуй насъ. Бѣдствіе прекратилось (Жит. св. Прокла Патр. Констант. 20 ноября). Вотъ пѣсни ангельскаго хора Господу Богу и отъ Бога!

Матерь Божія послѣ ангельскаго благовѣствованія своего о зачатіи отъ Нея Спасителя міра Господа нашего Іисуса Христа радостно спѣшитъ къ своей родственницѣ Праведной Елизаветѣ и при встрѣчѣ съ нею на ея боговдохновенный привѣтъ: благословенна Ты въ женахъ и благословенъ плодъ чрева Твоего... по наитію Святаго Духа поетъ: Величитъ душа моя Господа и возрадовася духъ мой о Бозѣ Спасѣ моемъ... (Лук. I, 39, 55). Проходятъ вѣка. Ублажаютъ вси роди своими пѣснями Присноблаженную Матерь Бога нашего, но это – пѣсни земнородныхъ, и къ хвалѣ ихъ присовокупляется на землѣ хвала безплотныхъ умовъ. Одному угоднику Божію, подвизавшемуся на святой горѣ Аѳонской и воспѣвающему въ уединеніи хвалу Богоматери, является Ангелъ и къ его человѣческой хвалебной пѣсни Богородицѣ прибавляетъ свою ангельскую: Честнѣйшую херувимъ и славнѣйшую безъ сравненія серафимъ... Рукою небожителя-пѣвца пѣснь эта пишется на камнѣ и въ такомъ видѣ хранится и доднесь на св. горѣ Аѳонской.

Господь нашъ Іисусъ Христосъ оставилъ намъ послѣ Себя свою божественную пѣснь-молитву: Отче нашъ, иже еси на небесѣхъ...

Всѣ эти небесныя и божественныя по преимуществу пѣснопѣнія вы всегда слышите въ храмахъ Божіихъ.

А вотъ и первая пѣснь человѣка къ Богу. Она записана въ самой старинной книгѣ, какая только существуетъ на свѣтѣ, и ею мы славословимъ Господа почти три съ половиною тысячи (3386) лѣтъ. Боговдохновенный составитель и первый пѣвецъ этой первой торжественной земной пѣсни былъ Великій Пророкъ, вождь и законодатель Еврейскаго, тогда Божія, народа – Моисей. Перейдя съ Еврейскимъ народомъ чудеснымъ образомъ черезъ Чермное море, онъ, движимый Духомъ Святымъ, воспѣлъ Богу благодарственную пѣснь и сыны Израилевы тутъ-же повторяли ее, припѣвая ему. Онъ пѣлъ: Помощникъ и Покровитель быть мнѣ во спасеніе. Сей мой Боге и прославлю Его... (Исх. ХV). Господу угодна была эта пѣснь мужей.

Не умолкла еще эта пѣснь Моисея и сыновъ Израилевыхъ, какъ Маріамь, его боговдохновенная сестра, выходитъ на средину народа Божія и поетъ: Поимъ Господеви. славно бо прославися: коня и всадника веерже въ море.... (Исх. ХV, 20). Съ нею запѣли и всѣ женщины Еврейскія. Впереди шли поющіе, позади играющіе, въ срединѣ дѣвы (Пс. LХVІІ, 26). И эта пѣснь женъ была угодна Господу.

Такая же чудная пѣснь воспѣта была и Анною – матерію Пророка Самуила. Господь разрѣшилъ по усердной молитвѣ долголѣтнее неплодство ея рожденіемъ Самуила; она отрокомъ привела его въ храмъ Божій, отдала его – первенца своего, согласно своему обѣщанію, на служеніе во всѣ дни его жизни при храмѣ Богу и воспѣла: Возрадовалось сердце мое въ Господѣ... Нѣтъ столь святаго, какъ Господь... Не умножайте рѣчей надменныхъ... Господь дѣлаетъ нищимъ и обогащаетъ, унижаетъ и возвышаетъ... Стопы святыхъ своихъ Онъ блюдетъ, а беззаконные во тьмѣ изчезаютъ... Господь сотретъ препирающихся съ Нимъ (1 Царств. II, 1-10). И эта пѣснь матери была угодна Господу.

И пѣлъ эти священныя пѣсни народъ Божій до временъ Царя и Пророка Давида. А сколько онъ для Господа народу своему и намъ оставилъ дивныхъ пѣснопѣній. Въ этихъ пѣснопѣніяхъ – псалмахъ онъ всѣхъ ангеловъ, всѣхъ людей, всякое твореніе Божіе призываетъ къ прославленію Господа. Хвали, душе моя, Господа, онъ поетъ: буду пѣтъ Богу моему доколѣ я живъ (Пс. CXLV, 2)... Пойте Богу нашему, пойте! Пойте Царю нашему, пойте... Пойте всѣ разумно (Пс. XLVI, 7, 8)... Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа... Пойте имени Его, ибо оно сладостно (Пс. CXXXIV, 1). Славьте Господа, ибо Онъ благъ, ибо въ вѣкъ милость Его (Пс. CΧΧΧV, 3)... Пойте поочередно славословіе Господу (Пс. CXLVI, 7)... Хвалите Господа... цари земные и всѣ народы. Хвалите Господа юноши и дѣвицы, старцы, и отроки (Пс. CXLVIII). Всякое дыханіе да хвалитъ Господа (Пс. CL).

Хоры искусныхъ пѣвцевъ составлены были самимъ царемъ пѣвцемъ; былъ хоръ сыновъ Кореевыхъ, хоръ Идиѳума, хоръ Еѳана и др. Давидъ-царь нарочито для каждаго хора пѣвцевъ составлялъ особые псалмы, и хоры поочередно и разумно пѣли эти псалмы въ храмѣ Божіемъ. Пѣсненно славословили Господа и на всякомъ мѣстѣ и во всякое время. На всякомъ мѣстѣ владычествуя Его благослови, душе моя, Господа (Пс. СІІ. 22); благословлю Господа на всякое время (Пс. XXXІІІ, 1). Пѣли въ домахъ, пѣли и въ пути. Вотъ отъ запада, сѣвера и моря и востока чада Божіи несмѣтными толпами и съ семьями своими идутъ на богомолье въ свой святой городъ Іерусалимъ къ празднику Пасхи. Во время пути составляются изъ богомольцевъ хоры: и старъ и младъ поетъ псалмы царя-пѣвца Давида (Пс. СХІХ-СХХХІІІ). Давно идутъ они по трудному пути; далеко уже домы ихъ, но не видно еще и горъ, окружающихъ Іерусалимъ (Пс. СХХІV) и не радуется сердце усталыхъ путниковъ. Ко Господу взывалъ я въ скорби моей и Онъ услышалъ меня... поютъ путники (СХІХ). Но вотъ показались вершины горъ Іерусалимскихъ. Усталость уменьшается. Возвожу очи мои къ горамъ, поютъ они, откуда придетъ помощь моя отъ Господа. Не дастъ Онъ поколебаться ногѣ моей... (Пс. СХХ). Уже выдѣляется изъ прочихъ горъ и гора Сіонъ. Прежняя пѣснь смѣняется новою, еще болѣе радостною. Надѣющійся на Господа, пѣснословятъ они, какъ гора Сіонъ не подвигнется... Но вотъ видны и городъ святой и храмъ Божій. Забыты путниками и усталость и трудности далекаго пути. Сѣявшіе со слезами, поютъ они, будутъ пожинать съ радостію... и этою пѣснію вливаютъ въ себя новую силу. При видѣ во всей красотѣ и величіи дома Божія раздается еще новая пѣснь. Если не Господь созиждетъ домъ, напрасно трудятся строющіе его (Пс. СХХVІ). Ближе и ближе подходятъ они къ святому мѣсту и, по мѣрѣ приближенія ихъ къ нему, увеличиваются и толпы путниковъ, усиливается и хоръ поющихъ, и, при видѣ Дома Божіяго – храма, этотъ хоръ въ новой пѣсни воспоминаетъ Давида, какъ онъ клялся Господу въ сокрушеніи своемъ построить Домъ Божіи: не дамъ сна очамъ моимъ и вѣждамъ моимъ дреманія, доколѣ не найду жилища Господу (Пс. СХХХІ). Наконецъ исполнилось желаніе трудниковъ: они достигли уже дворовъ Дома Божія, они уже въ притворахъ Храма и раздается торжественно-умилительная. заключительная пѣснь путниковъ. Се что добро, или что красно, но еже жити братіи вкупѣ (Пс. СХХХІІ), поютъ они и братски приглашаютъ къ пѣнію славословія Господу и пришедшихъ сюда прежде ихъ собратій. Се нынѣ благословите Господа вси раби Господни, стоящій въ храмѣ Господни, во дворѣхъ дому Бога нашего. Не только днемъ, но и въ нощехъ воздвигните, воздежите руки ваша во святая, и благословите Господа. Благословитъ тя Господь отъ Сіона, сотворивый небо и землю (Пс. СXXXIII). Такъ въ прежнія времена ветхозавѣтныя пѣснословили всѣ Господа на всякомъ мѣстѣ и во всякое время.

Пѣли эти священные псалмы хоры священниковъ и левитовъ при ежедневномъ богослуженіи въ храмѣ. Пятнадцать ступеней вели изъ святилища въ Святое Святыхъ. Не входили въ Святое Святыхъ священники, а только по ступенямъ, медленно и съ благоговѣніемъ поднимаясь, подходили къ нему и на каждой ступени пѣли новую псаломскую пѣснь Богу (Пс. CXVIII-СХХХІІІ). Пѣли эти и другіе псалмы Давида и Божіи пророки съ учениками своими – сынами пророческими. Пѣлъ богоглаголивый Аввакумъ (Авв. ІІІ); пѣлъ пророкѣ Іона во чревѣ китовѣ, образъ носяй Христа, страдавшаго и погребенію давшагося. Пророки къ прежнимъ пѣснопѣніямъ присовокупляли и свои боговдохновенныя пѣсни. Пѣли въ пещи и отроки, Троицы равночисленны, противовѣщая тривѣщанною цѣвницею (флейтою) мусикійскимъ органомъ своихъ злочестивыхъ мучителей. Они посредѣ пещнаго пламене, яко во цвѣтницѣ ликующе, пояху: Благословенъ еси, Господи, Боже отецъ нашихъ, препѣтый и превозносимый во вѣки (Дан. ІІІ, 51-90). Воспѣлъ Господа и праведный Захарія – отецъ Іоанна Предтечи. Всѣ эти пѣсни всегда угодны были Господу Богу, и поются онѣ въ храмахъ Божіихъ и до днесь. Это – славословія пророческаго хвалебнаго числа, славословіе хора пророческаго.

Эти боговдохновенныя пѣснопѣнія Господа, отъ частаго употребленія ихъ народомъ Божіимъ, извѣстны были даже и дѣтямъ и извѣстны были не по словамъ своимъ только, но и по напѣвамъ. Дѣти еврейскія встрѣчаютъ Господа Іисуса въ храмѣ Іерусалимскомъ пѣснію, взятою изъ Давидова псалма: Благословенъ грядый во имя Господне.... (Пс. CXVII, 25, 26). Пѣлъ хоръ дѣтей, и Господу Іисусу Христу пріятно было пѣніе этого дѣтскаго хора. И Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ пѣлъ псалмы (СХ-СХVIII) съ своими святыми Апостолами. Это – хоръ Апостоловъ, преславный Апостольскій ликъ, а Глава и Руководитель этого лика – Самъ Сынъ Божій. По совершеніи Тайной Вечери Господь удаляется изъ человѣческаго жилища – горницы Сіонской при пѣніи псалмовъ Давидовыхъ. Съ пѣніемъ ихъ Господь пошелъ изъ Іерусалима къ саду Геѳсиманскому на свои вольныя страданія за насъ и за всѣхъ людей. И Апостолы Господни заповѣдали христіанамъ научать и вразумлять другъ друга псалмами, славословіемъ и духовными пѣснями во благодати воспѣвая въ сердцахъ своихъ Господу (1 Кол. III, 16).

Вдумайтесь, братіе и сестры, призвавъ въ помощь Господа, въ сказанное и вы увидите, что пѣніе церковное есть святая обязанность каждаго христіанина, а не только дѣло однихъ пѣвчихъ и псаломщиковъ, – дѣло Божіе и всегда угодное Богу. Поютъ Ангелы Божіи, поютъ Пророки, поетъ Божія Матерь, поетъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ съ Апостолами.

Отъ того-то за каждымъ богослуженіемъ Святая Церковь и молится за поющихъ. Не мало Св. Церковь имѣетъ и нарочитыхъ молитвъ за поющихъ. Скажемъ хотя объ одной: ее вы часто можете слышать за всенощнымъ бдѣніемъ. Эта молитва-пѣснь читается такъ: Твоя пѣснословцы, Богородице, живый и независтный Источниче, ликъ себе совокупльшія духовно, утверди въ божественнѣй Твоей славѣ, вѣнцевъ славы сподоби (3-й пѣсни ирмосъ воскр. катав. и канона Богород.). Этими словами Св. Церковь молитъ Богородицу, чтобы Она утвердила поющихъ въ божественной славѣ Своей и сподобила ихъ въ будущей жизни вѣнцевъ славы. Воспѣваешь ты Богородицу, Матерь Божія ходатайствуетъ за тебя предъ своимъ Сыномъ Господомъ; воспѣваешь ты угодника Божія, онъ ходатайствуетъ за тебя предъ Господомъ, чтобы ты былъ участникомъ Божественной славы и получилъ вѣнецъ этой славы въ будущей жизни. А это – такая неоцѣненная награда отъ Господа, ради которой слѣдуетъ отдать и всю нашу земную жизнь съ ея благами, со всѣми ея радостями. Участіе въ божественной славѣ Богоматери, Высшей небесъ и Чистшей свѣтлостей солнечныхъ, преукрашенной божественною славою, награда вѣнцемъ славы, это – полное, совершенное царство небесное.

Въ житіяхъ святыхъ угодниковъ Божіихъ есть не мало чудныхъ разсказовъ о поющихъ. Такъ одному угоднику Божію въ храмѣ во время богослуженія дано было видѣть отъ Господа, какъ Ангелъ Господень возлагалъ на главы искренно молящихся по цвѣтку дивной красоты, а на главы благоговѣйно поющихъ возлагалъ онъ по прекрасному вѣнку изъ этихъ дивныхъ цвѣтовъ.

Въ другомъ повѣствованіи разсказывается объ Аѳонскомъ подвижникѣ, святомъ Іоаннѣ Кукузелѣ. Онъ еще въ дѣтскомъ возрастѣ за свой прекрасный голосъ взятъ былъ къ царскому дворцу и потомъ сдѣлался начальникомъ (доместикомъ) придворнаго хора. Но жизнь придворная не была по душѣ Іоанну, и онъ удалился на святую гору – Аѳонъ. Любилъ онъ церковное пѣніе и особенно любилъ воспѣвать Пресвятую Богородицу: въ праздники и воскресные дни приходилъ въ соборъ монастырскій и пѣлъ на правомъ клиросѣ. Его трудъ и усердіе къ священному пѣнію награждены были небеснымъ утѣшеніемъ. Въ акаѳистную субботу, по окончаніи канона, пѣвецъ Іоаннъ отъ утомлемія погрузился въ тонкій сонъ. Мѣсто, гдѣ стоялъ св. Іоаннъ на клиросѣ, было противъ иконы Богоматери. И что-же? Видитъ онъ, что Пресвятая Богородица какъ бы отдѣлилась отъ иконы, подходитъ къ нему и говоритъ: «Будь здравъ, чадо мое! пой, пой, Я не оставлю тебя». При словахъ этихъ Она вложила ему въ руку золотую монету. Іоаннъ пробуждается: видитъ икону Богоматери въ прежнемъ видѣ, и въ рукѣ своей златницу; съ радостными слезами молитвенно благодарилъ онъ Пресвятую Богородицу. Златница эта и поднесь находится при иконѣ Божіей Матери въ одномъ изъ Аѳонскихъ монастырей (Жит. св. Филарета еп. Черн. Сент. 1 числа). Соловецкій подвижникъ преп. Елеазаръ Анзерскій разсказываетъ: «Когда мы (поющіе) съ обѣихъ клиросовъ вышли на средину и стали пѣть: О Тебѣ радуется, Благодатная, всякая тварь... Матерь Божія сошла съ своего мѣста (иконы на лѣвой сторонѣ царскихъ вратъ) и стояла предъ нами, пока мы кончили пѣніе» (Жит. св. Соф. Дест. Янв. 13 числа).

Пусть же поющій постоянно видитъ, разумѣетъ и памятуетъ, что церковное пѣніе есть дѣло Божіе, дѣло угодное Богу и душеспасительное, но пусть непрестанно памятуетъ при этомъ и то, что душеспасительно оно бываетъ только тогда, когда совершается разумно, благообразно, по душевному, сердечному расположенію и любви къ Господу Іисусу, къ Пречистой Его Матери и къ угодникамъ Божіимъ.

Пусть каждый поющій вѣдаетъ, что людей къ пѣнію возставляетъ благодать (Ирм. 2-го кан. на Рожд. Христ. II, 8) и, приступая къ этому дѣлу Божію, въ храмѣ ли то, въ домѣ ли своемъ, или въ пути, всегда молитвенно проситъ у Господа ниспосланія благодати Святаго Духа достойно во вся времена воспѣвати и славити пречестное и великолѣпное имя Отца и Сына и Святаго Духа гласы преподобными (благоговѣйными), вышнія силы подражающе.

 

Священникъ Александръ Преображенскій.

 

«Прибавленіе къ Курскимъ Епархіальнымъ Вѣдомостямъ». 1893. № 4. Ч. Неофф. С. 71-80.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: