• Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Какое значенiе для неравственной жизни имѣетъ вѣра во Іисуса Христа, какъ Бога.

    Христос – Единородный. Икона XVIII в. из храма Единородного сына Божьего в дер. Килани на Кипре.

    Мы взялись за посильный отвѣтъ на подобный вопросъ въ виду заявленія Л. Тостого о томъ, будто догматы Символа вѣры не только не имѣютъ никакого значенія для нравственной жизни, но напротивъ противорѣчатъ требованіямъ Нагорной Проповѣди, излагающей ученіе о христіанской добродѣтели.

    Впрочемъ и помимо Толстого долженъ же каждый просвѣщенный христіанинъ сознавать, какая для него польза въ томъ, что онъ исповѣдаетъ Іисуса Христа истиннымъ Богомъ и это исповѣданіе считаетъ однимъ изъ условій своего спасенія. Спасеніе дается исполняющимъ заповѣди (Матѳ. ХІХ, 17), а потому, если нельзя спастись безъ вѣры въ Божество Іисуса Христа и во Св. Троицу, то значитъ, что безъ этихъ вѣрованій не возможно исполнять заповѣдей, не возможно созидать въ себѣ совершенства евангельскія и преоборать грѣховныя страсти.

    10 August 2021 читать далее


  • Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Нравственная идея догмата Церкви.

    Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Нравственная идея догмата Церкви.

    Когда предлагается читателямъ (болѣе или менѣе) новое изъясненіе христіанскихъ догматовъ, то вѣрующій по-православному авторъ всего менѣе разсчитываетъ ввести въ сознаніе Церкви какую-либо новую истину; напротивъ, онъ убѣжденъ, что полнота истины есть всегдашнее достояніе сознанія церковнаго; и если, напр., до IV вѣка понятіе естества и лица оставались невыясненными, или если до 7-го вселенскаго собора не былъ формулированъ опредѣленно догматъ иконопочитанія: то это вовсе не значитъ, чтобы ранѣе Церковь не знала правильнаго ученія о Троицѣ, или бы колебалась между идолопоклонствомъ, и иконоборствомъ. Въ данныхъ случаяхъ не содержаніе вѣры получало придадатокъ въ христіанскомъ сознаніи, но обогащеніе мысли человѣческой заключалось въ томъ, что нѣкоторыя человѣческія понятія или бытовыя явленія разъяснялись съ точки зрѣнія истиннаго христіанства. И ранѣе IV вѣка Церковь знала изъ Евангелія и Преданія, что Отецъ и Сынъ едино, что мы спасаемся вѣрою во Св. Троицу, но какъ соотнести эти истины съ человѣческими философскими понятіями лица и естества, иначе – какое мѣсто получаютъ эти понятія въ существѣ Божіемъ, – этому научили людей отцы перваго собора и послѣдующіе.

    31 July 2021 читать далее


  • Новосвмуч. Митр. Владиміръ (Богоявленскій) – Слово в день Пятидесятницы.

    Новосвмуч. Митр. Владиміръ (Богоявленскій) – Слово в день Пятидесятницы.

    «Я пришелъ, чтобы низвестъ огонъ на землю,

    и какъ желалъ бы Я, чтобы онъ уже возгорѣлся»

    (Лук. 12, 49).

     

    О какомъ это огнѣ говоритъ здѣсь Господь нашъ? Отвѣтъ на этотъ вопросъ даетъ намъ нынѣшній праздникъ Пятидесятницы. Когда ученики Іисуса въ 50-й день по Воскресеніи Христовомъ собрались въ Іерусалимѣ, въ Сіонской горницѣ, на нихъ сошелъ Обѣщанный Утѣшитель, – Духъ Святый въ видѣ огненныхъ языковъ, т. е. потоковъ. Почему Онъ явился имъ въ видѣ огня? Потому что дѣйствія Духа Святаго подобны дѣйствію огня. Съ огненною силою объялъ Онъ учениковъ Христовыхъ, огненную ревность о царствіи Божіемъ зажегъ Онъ въ сердцахъ ихъ; съ огненною силою лилась рѣчь, которою они возвѣщали о великихъ дѣлахъ Господпихъ; какъ огонь, жгла эта пропопѣдь сердца слушателей. Вотъ усиливается огонь этотъ, проникаетъ сквозь сердца слушателей, и они, по слову Іоанна, крестятся Духомъ Святымъ и огнемъ. Огонь распространяется, и напрасно книжники, первосвященники и старѣйшины народа усиливаются положить ему преграду: онъ расторгаетъ узы, разламываетъ темницы и проторгается чрезъ гробъ Стефапа. Вотъ охватываетъ онъ Павла, и этотъ послѣдній разрушаетъ стѣну Закона, и падаютъ границы ветхаго Завѣта; неудержимо распространяется онъ въ странахъ языческаго міра, и куда ни проникнетъ, – всюду падаютъ идольскія капища, всюду, какъ заря, восходитъ и начинается новая жизнь въ умершемъ мірѣ, и, народы, доселѣ ненавистные другъ другу, соединяются въ одиой братской любви. Таково свойство Святаго Духа, которое Господь называетъ огнемъ. Онъ дѣйствительно подобенъ огню. Какъ огонь, очищаетъ Онъ сердца вѣрующихъ.

    22 June 2021 читать далее


  • Епископъ Виссаріонъ (Нечаевъ) – Единеніе въ вѣрѣ при разноязычіи (Поученіе въ день Пятидесятницы).

    Егда снизшедъ, языки слія, раздѣляше языки (народы) Вышній; егда же огненныя языки раздаяше, въ соединеніе вся призва, и согласно славимъ Всесвятаго Духа.

    Симъ церковнымъ пѣснопѣніемъ прославляется даръ языковъ, ниспосланный въ депь сошествія Святаго Духа на апостоловъ и послужившій залогомъ соединенія народовъ въ вѣрѣ во Христа, въ противоположность смѣшенію языковъ[1], положившему начало раздѣленіи народовъ на отдѣльныя группы съ уклоненіемъ отъ единства вѣры. Смѣшеніе языковъ произошло во время вавилонскаго столпотворенія. Главными виновниками столпотворенія были потомки Хама, одного изъ сыновей Ноя. Они желали утвердить свою власть надъ прочими потомками Ноя и съ этою цѣлію устроить средоточіе, откуда они могли бы простирать эту власть на всѣхъ людей. До сихъ поръ, несмотря на великую разность происшедшихъ отъ Ноя племенъ въ бытовыхъ условіяхъ, ихъ соединялъ одинъ общій для всѣхъ языкъ. Такое соединеніе было бы весьма полезно для всѣхъ, еслибы всѣ единомысленпы были въ вѣрѣ и благочестіи. Къ сожалѣнію, этого единомыслія не могло быть. Потомки Хама склонны были къ нечестію, въ предвѣдѣніи котораго Господь осудилъ ихъ, въ лицѣ внука его Ханаана, на порабощеніе другимъ племенамъ. Само собой разумѣется, какъ пагубно было бы для потомковъ Ноя, происшедшихъ отъ его сыновей Сима и Іафета, еслибы потомкамъ Хама удалось ихъ предпріятіе – соединить всѣхъ подъ своею властію и устроить общую для всѣхъ столицу съ возвышавшеюся надъ нею башнею. Благодаря единству языка, господствующіе племя съ успѣхомъ могло бы распространять свое растлѣвающео вліяніе на прочія племена.

    19 June 2021 читать далее


  • Митрополитъ Леонтій (Лебединскій) – Поученiе въ день Вознесенiя Господня.

    Митрополитъ Леонтій (Лебединскій) – Поученiе въ день Вознесенiя Господня.

    Въ дому Отца Моего обители многи суть:

    аще ли же ни, реклъ быхъ вамъ:

    иду уготовати мѣсто вамъ (Іоан XIV, 2).

     

    Разлучаясь съ Господомъ Іисусомъ Христомъ, ученики Его – св. апостолы скорбѣли, и скорбь ихъ была, конечно, естественна, потому что они должны были оставаться на землѣ, когда Учитель ихъ вознесся на небо; они должны были бороться съ многочисленными препятствіями на пути своей дѣятельности, терпѣть гоненія и постоянно находиться въ опасности лишиться жизни за имя Христово; а Христосъ Спаситель уже на небѣ, а не на землѣ. Но Онъ вчера и днесь, Той же и вовѣки (Евр. XIII, 8). Онъ не измѣненъ въ своихъ обѣтованіяхъ. Спаситель сказалъ нѣкогда: идѣже еемь Азъ, ту и слуга мой будетъ (Іоан. XII, 26). И вотъ, при вознесеніи своемъ на небо, въ утѣшеніе апостоламъ говоритъ: въ дому Отца моего обители многи суть: иду уготовати мѣсто вамъ (Іоан. XIV, 2). Какая нѣжная заботливость Спасителя объ ученикахъ и какое для нихъ утѣшеніе! Что могли значить всѣ страданія, которыя апостолы терпѣли за Христа, передъ тѣми радостями, передъ тѣмъ блаженствомъ, которыя уготованы были имъ Іисусомъ Христомъ на небѣ еще до переселенія ихъ съ земли? Но, братія, и всѣмъ намъ вѣрующимъ уготованы мѣста отъ вознесшагося Господа въ обителяхъ Отца небеснаго, если только останемся вѣрнымп до смерти своему Господу. И о сихъ-то обителяхъ небесныхъ мы должны сколько можно чаще помышлять, чтобы чрезъ пристрастіе въ землѣ не лишиться ихъ по смерти.

    09 June 2021 читать далее


  • Епископъ Христофоръ (Смирновъ) – Слово на память св. прав. Іова многострадальнаго.

    Епископъ Христофоръ (Смирновъ) – Слово на память св. прав. Іова многострадальнаго.

    «Образъ пріимите, братія моя, злостраданія и долготерпѣнія, пророки, иже глаголаша именемъ Господнимъ. Се блажимъ терпящія. Терпѣніе Іовле слышастe и кончину Господню видѣсте, яко многомилостивъ есть Господь и щедръ» (Іак. 5, 10-11).

    Если не всѣ вы, братія, то многіе изъ васъ читали или въ храмѣ слышали священное повѣствованіе о злостраданіяхъ и долготерпѣніи Іова, о которомъ Самъ Богъ свидѣтельствовалъ, «яко нѣсть такова отъ сущихъ на земли: человѣкъ незлобивъ, истиненъ, непороченъ, благочестивъ, удаляяйся отъ всякаго зла». Слышали и знаете, какъ этотъ человѣкъ, по наущенію и кознямъ діавола, лишившись богатства, дѣтей, пораженъ былъ страшною болѣзнію – проказою, и долженъ былъ, какъ всѣ прокаженные, удалиться изъ города. Лишенный общенія съ живыми людьми, покрытый струпьями и гноемъ съ ногъ до головы, какъ живой мертвецъ, какъ трупъ, сидѣлъ онъ въ полѣ на навозѣ, и черепкомъ очищалъ гной. Какъ жестоки были страданія Іова, можно судить по его словамъ: «еслибы вѣрно взвѣшены были всѣ вопли мои и вмѣстѣ съ ними положили на вѣсы страданіе мое, оно вѣрно перетянуло бы песокъ морской. Оттого слова мои неистовы. Ибо стрѣлы Вседержителя во мнѣ ядъ пьетъ духъ мой, ужасы Божіи ополчились противъ меня».

    Страшны, какъ видите, нестерпимо страшны были тѣлесныя страданія Іова, и вотъ къ этимъ-то невыразимымъ страданіямъ присоединяются еще нравственныя страданія – неожиданныя огорченія со стороны малодушной жены его и со стороны друзей. Вотъ на этихъ-то обстоятельствахъ я и хочу остановить ваше вниманіе, къ назиданію вашему.

    19 May 2021 читать далее


  • Новосвмуч. пресв. Іоаннъ Пьянковъ – О миролюбіи.

    Новосвмуч. пресв. Іоаннъ Пьянковъ – О миролюбіи.

    «Если возможно для васъ, со всѣми людьми миръ имѣйте».

    (Рим. XII, 18)

     

    Миръ, т. е. тишина и спокойствіе между людьми, есть истинное благополучіе на земли. Благоденствуетъ семейство, если существуетъ въ немъ миръ и согласіе. Благоденствуетъ общество, если всѣ члены его единодушно трудятся для его пользы, въ полномъ послушаніи начальству. Благоденствуетъ Церковь, если всѣ христіане, какъ дѣти Одного Отца, живутъ въ союзѣ мира и любви. Пріятно слышать и видѣть, когда люди дѣлаютъ другъ другу добро, подаютъ руку помощи, оказываютъ другъ другу любовъ и миролюбіе, избавляютъ отъ горя, нужды, даютъ добрые совѣты и предупреждаютъ отъ опасностей.

    Но больно видѣть и слышать, когда люди своимъ братьямъ по плоти причиняютъ горе, бѣдствіе и страданія душевныя и тѣлесныя, желаютъ имъ зла и погибели, не подаютъ руку помощи въ несчастіяхъ.

    09 May 2021 читать далее