• Архіепископъ Димитрій (Муретовъ) – О духовномъ воскресеніи человѣка (Слово въ недѣлю Новую, или Ѳомину).

    Архіепископъ Димитрій (Муретовъ) – О духовномъ воскресеніи человѣка (Слово въ недѣлю Новую, или Ѳомину).

    Послеши Духа Твоего, и обновиши лице земли.

    (Пс. 103, 30).

     

    Когда мы, братіе, торжествуемъ здѣсь, въ храмѣ Божіемъ, великія благодѣянія Божіи падшему роду человѣческому, – какое дивное, великое торжество совершается въ нерукотворенномъ храмѣ природы, которому покровомъ служитъ неизмѣримый сводъ небесный, освѣщаемый богозданными свѣтилами дня и ночи, у котораго подножіе земля, украшаемая теперь такъ роскошно и великолѣпно, какъ не одѣвался Соломонъ во всей славѣ своей! Когда здѣсь мы продолжаемъ радоваться и торжествовать славное и свѣтоносное Воскресеніе изъ мертвыхъ Господа Іисуса Христа, а съ Нимъ совоскресеніе и обновленіе всего рода человѣческаго, – какое свѣтлое и радостнѣйшее торжество воскресенія и обновленія послѣ зимней мертвенности и оцѣпенѣнія къ новой многоплодной жизни совершается тамъ, внѣ жилищъ нашихъ, гдѣ самые холмы и горы, по слову Пророка, препоясуются радостію! Когда здѣсь мы возносимъ пѣснь хвалы и благодаренія Господу, бдагодѣявшему намъ, – какая живая, восторженная пѣснь, полная жизни и радости, чувства вседовольства и блаженства, возносится миріадами голосовъ среди полей и луговъ, среди дебрей и лѣсовъ, среди горъ и удолій! Кажется, всѣ созданія Божіи и одушевленныя и неодушевленныя, повинуясь гласу пророческому, призывающему всю тварь къ хваленію Господа, вознесли едиными усты и единымъ сердцемъ одну чудную и таинственную, радостную и восторженную, неумолкающую пѣснь хвалы и благодаренія своему Творцу и Зиждителю, своему Владыкѣ и Промыслителю. Поистинѣ дивное, вселенское торжество совершается теперь въ окружающемъ насъ мірѣ. И нѣтъ сердца, которое не проникнулось бы живымъ сочувствіемъ къ сему всемірному торжеству, которое не билось бы особенно радостно при одномъ взглядѣ на то, что совершается теперь въ такъ называемой неодушевленной природѣ. Нѣтъ нужды, что это чудное торжество природы повторяется каждогодно. Каждый разъ оно ново для сердца, способнаго чувствовать близость къ себѣ Творца своего, наслаждаться чистою радостію, которая разливается во вселенной тѣмъ же животворящимъ Духомъ Божіимъ, который исполняетъ сердца избранныхъ Своихъ радостію неизглаголанною и прославленною. Каждый разъ оно поучительно для разума, способнаго созерцать сквозь видимое – невидимое, самую присносущную силу Божію, въ зерцалѣ творенія видѣть самый пречистый образъ Творца.

    08 May 2021 читать далее


  • Епископъ Іустинъ (Полянскій) – Поученіе въ Пятокъ свѣтлой седмицы (Живоносный источникъ).

    Епископъ Іустинъ (Полянскій) – Поученіе въ Пятокъ свѣтлой седмицы (Живоносный источникъ).

    Сегодня, братіе мои, къ неизсякаемому источнику благодати Воскресенія Христова прибавляется новый живоносный источникъ милосердія и щедротъ отъ лица Пречистой Матери воскресшаго Господа. Какими обильными струями изливается на насъ благодать Божія, особенно въ настоящую седмицу! И торжество Сына Божія и Дѣвы – все ко благу нашему, и торжество Матери Божіей – все для насъ и нашего спасенія.

    Гдѣ живая вѣра въ Сына Божія, гдѣ теплая любовь къ Богоматери; тамъ и живыя струи благодати, и цѣльбоносный источникъ спасенія. Первоначально живоносный источникъ открылся близъ Константинополя, тамъ источалъ обильныя струи чудесъ и исцѣленій; но не долго. Вскорѣ вмѣсто того источника, и въ нашемъ отечествѣ открылись безчисленные источники, при коихъ видимо – или открывались, или доселѣ открывается благодатная сила и помощь Приснодѣвы. Можно сказать, что многообразная стихія водная особенно усвоена Ею для ознаменованія разнообразныхъ щедротъ Ея ко всѣмъ страждущимъ и обремененнымъ. Посему и наше отечество празднуетъ нынѣ не чуждый праздникъ, а по случаю чуждаго воспоминаетъ и торжествуетъ множество собственныхъ радостныхъ событій.

    07 May 2021 читать далее


  • Священникъ Сергій Страховъ – Христосованіе со святыми (Слово на 4-й день Пасхи).

    Священникъ Сергій Страховъ – Христосованіе со святыми (Слово на 4-й день Пасхи).

    Святый пророче Божій Иліе, –

    Христосъ воскресе!

     

    Какъ члены единаго тѣла, Церкви, мы всѣ и можемъ, и должны другъ друга назидать (1 Сол. 5, 11) и словомъ, и примѣромъ. И высокой цѣны назиданіе нерѣдко исходитъ оттуда, откуда многіе не ждутъ его.

    Нашъ русскій простой народъ нерѣдко укоряютъ въ религіозномъ невѣжествѣ. И, конечно, отрицать нельзя: бываютъ печальные случаи его. Но иногда въ немъ же увидишь такую глубину религіознаго пониманія, такую ясность и живость вѣры, что и самъ, хотя и – пастырь Церкви, поучишься и другимъ захочешь передать тотъ же поучительный урокъ.

    05 May 2021 читать далее


  • Происхожденіе и значеніе разности во времени празднованія Пасхи въ Православной Церкви и у западныхъ христіанъ.

    Происхожденіе и значеніе разности во времени празднованія Пасхи въ Православной Церкви и у западныхъ христіанъ.

    Въ первыя времена христіанства въ разныхъ мѣстностяхъ православнаго Востока Пасха была празднуема въ разное время, смотря но мѣстному обычаю: то въ одно время съ евреями, то нѣтъ. Въ 324 году, на первомъ Вселенскомъ соборѣ въ Никеѣ, св. отцы постановили, чтобы христіане не праздновали своей Пасхи одновременно съ еврейской, а позднѣе, потому что Христосъ воскресъ послѣ нея. Въ этихъ видахъ на томъ же Вселенскомъ соборѣ было составлено опредѣленіе, по которому христіане должны праздновать свою Пасху въ первый воскресный день, слѣдующій за весеннимъ полнолуніемъ. Это постановленіе св. отцовъ служитъ и въ настоящее время основаніемъ для опредѣленія дня Пасхи какъ Православной Церкви, такъ и у западныхъ христіанъ. Но между тѣмъ только въ нѣкоторые годы празднованіе Пасхи бываетъ въ одинъ день у насъ и на Западѣ, а въ другіе годы тамъ празднуютъ Пасху иногда одною недѣлею (какъ въ настоящемъ году), а иногда четырьмя или пятью недѣлями ранѣе на него. Откуда яге такая разность и что она означаетъ?

    01 May 2021 читать далее


  • Подвижность празднина Пасхи.

    Подвижность празднина Пасхи.

    Послѣ Р. Хр. во всѣхъ общинахъ, признававшихъ Христа за Искупителя и Спасителя, и во всѣ времена поднимался вопросъ, почему праздникъ Пасхи и зависящіе отъ него подвижные праздники не пріурочены подобно празднику Р. Хр., Богоявленію, Благовѣщенію и другимъ къ опредѣленнымъ числамъ. Вопросъ о подвижности праздника Пасхи подробно обсуждаемъ былъ церковными писателями и отцами церкви какъ Греческой такъ и Латинской церкви; въ католической и протестантской церквахъ занимались этимъ вопросомъ знаменитости, а въ новѣйшее время и математики. «Пасха можетъ падать на который либо изъ дней между 22 марта и 25 апрѣля включительно». Это правило, временемъ освященное въ законъ, приковало Пасху къ этому періоду времени. Но этотъ законъ, такъ какъ онъ основывается на фазахъ луны, не настолько извѣстенъ въ гражданской и церковной жизни, чтобы и простолюдинъ тотчасъ же могъ опредѣлить день, на который въ извѣстный годъ падаетъ праздникъ Пасхи.

    01 May 2021 читать далее


  • Новосвмуч. пресвитеръ Іоаннъ Восторговъ – Плачъ надъ Гробомъ Христовымъ (Слово въ Великій Пятокъ надъ плащаницею).

    Новосвмуч. пресвитеръ Іоаннъ Восторговъ – Плачъ надъ Гробомъ Христовымъ (Слово въ Великій Пятокъ надъ плащаницею).

    Плачъ священный, пріидите, воспоимъ Христу Умершему!

    (Изъ пѣснопѣній Великой Субботы).

     

    «Іосифъ погребаетъ съ Никодимомъ, аки Мертвеца, Зиждителя».

    «Зашелъ еси подъ землю, Свѣтило Правды; уснулъ еси жизноподательнымъ сномъ во гробѣ»...

    И предъ этимъ Мертвецомъ, предъ этимъ гробомъ, что же приличнѣе дѣлать христіанину? Какія питать чувства и настроенія? Куда и на что обратить свое вниманіе?

    «Гряди, вся тварь! Пѣсни исходныя принесемъ Зиждителю!» Такъ отвѣчаетъ намъ Святая Церковь. И воистину, вся тварь, одушевленная и неодушевленная, приняла участіе въ этомъ единственномъ въ исторіи міра погребеніи...

    30 April 2021 читать далее


  • Протопресвитеръ Михаилъ Богословскій – Слово въ Великій Пятокъ.

    Протопресвитеръ Михаилъ Богословскій – Слово въ Великій Пятокъ.

    И оставльше Его, вси бежаша (Марк. 14, 50).

     

    Странно! Когда цари земные пріемлютъ царство: сколько торжествующихъ вокругъ престола ихъ! Взошелъ небесный Царь на Свой престолъ: и отъ языкъ нѣсть мужа съ Нимъ (Ис. 63, 3); вси бѣжаша!

    Мудрые міра сего, взвѣсившіе законы звѣзднаго неба, измѣрившіе глубины морей и высоты горъ, извлекшіе сокровища изъ нѣдръ земныхъ, разгадавшіе тайны собственнаго духа, вездѣ находили слѣды безконечной Мудрости и жаждали созерцать красоту безпредѣльнаго Божества. Оно явилось, сдѣлалось видимымъ для всѣхъ, осязаемымъ для умовъ самыхъ ограниченныхъ. Чтожъ земная мудрость? Всмотрѣлась, покивала главою своею, нарекла это юродствомъ, бѣжала!..

    30 April 2021 читать далее