• Протоіерей Алексѣй Парвовъ – Постъ св. Четыредесятницы по правиламъ древле-каноническимъ, обычаямъ древнихъ христіанъ и законамъ греко-римскихъ императоровъ.

    Постъ св. Четыредесятницы установленъ Церковію въ память сорокодневнаго поста Христова въ пустынѣ, а соединенная съ нимъ страстная недѣля въ памятъ страданій и смерти Спасителя, какъ такихъ событій, когда небесный Женихъ тѣлесно разлучился съ сынами брачными (Мат 9, 15).

    26 March 2018 читать далее


  • Протоиерей Григорий Дебольский – О говении по уставу православной церкви (М. 1877)

    Протоиерей Григорий Дебольский – О говении по уставу православной церкви (М. 1877)

    I.

    «Ныне ближайшее нам спасение. Нощь убо прейде, а день приближися.

    Отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света».

    Рим. 13, 11-12.

    Наступает святой пост, врач душ, воспитатель целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния (в понедельник 1-й недели Великого поста, на стиховнах утрени). Встретим его с радостью и достойным приготовлением. Довольно питали плоть разными яствами; дадим ей облегчение, позаботимся подкрепить, уврачевать и напитать душу воздержанием, молитвою, милостынею и покаянием, чтобы сподобиться бессмертной трапезы в причащении тела и крови Христовой. Ради снеди мы лишились земного рая: пойдем путем поста к раю небесному; смирим тело, чтобы возвысить душу и освободить ее из плена греховного; воспримем подвиг, чтобы сподобиться венца. Подвиг труден и продолжителен, но богоугоден и спасителен. Не будем сетовать о лишении брашен, как сетовали евреи в пустыне о котлах египетских, но возлюбим воздержание, да не вне рая возрыдаем якоже Адам, но в него внидем, как учит святая церковь.

    20 March 2018 читать далее


  • О ПОСТЕ И ГОВЕНИИ.

    О ПОСТЕ И ГОВЕНИИ.

    О пользе соблюдения постов.

    Приглашая к доблестному начатию выполнения св. поста, Православная Церковь Христова, как чадолюбивая мать, научает нас, как должно понимать пстинный, богоугодный пост. «Постящеся телесне», то есть намереваясь смирять свое тело воздерживаемся от всего, дающего ему обильную питательность, доходящую часто до обременения, мы в то же время должны наложить на себя и пост духовный: «постимся и духовне». А так как телесный пост для всех ясен, то ныне изъясняется лишь пост духовный, который состоит в том, чтобы оставить всякие непристойные пожелания и прихоти, развращающие душу, отвергнутъ все злые наветы со стороны врагов истинной веры, отуманивающие наши помышления, и предаться делам милосердия.

    Выполняя эти нетрудные обязанности, мы получим от Господа великую милость.

    18 March 2018 читать далее


  • Митр. прот. Николай Домбровский - Постъ какъ божественное установленіе и духовно-врачебное средство.

    Митр. прот. Николай Домбровский - Постъ какъ божественное установленіе и духовно-врачебное средство.

    С. Д. Милорадович. «В храме», 1897.

    Постъ въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ и въ писаніяхъ Св. Отцевъ называется духовною врачебницею.

    Итакъ, что такое постъ? Согласно Толковому словарю Даля: «воз- держаніе отъ скоромной пищи и отъ суетныхъ наслажденій». По ученію же Церкви Христовой, постъ — это религіозно-нравственное бодрствованіе и спаси­тельный подвигъ благочестія. Истинно христіанскій постъ состоитъ не только въ воздержаніи тѣла отъ извѣстнаго рода пищи, но и въ воздержаніи души отъ всего порочнаго. Это послѣднее воздержаніе должно соединяться съ подвигами усиленной покаянной молитвы, нравственной чистоты, благочестія и добродѣланія. «Постящеся, братіе, тѣлеснѣ, постимся и духовнѣ» — этими сло­вами Церковь побуждаетъ насъ усилен­но слѣдить какъ за своимъ тѣломъ, такъ и за своей душой.

    Исторія происхожденія поста, какъ религіозно-нравственнаго подвига послушанія человѣка Богу въ отношеніи воздержанія въ пищѣ, восходитъ къ заповѣди, данной Богомъ еще въ раю наше­му прародителю Адаму: «И заповѣдалъ Господь Богъ человѣку, говоря: отъ всякаго дерева въ саду ты будешь ѣсть; а отъ дерева познанія добра и зла, не ѣшь отъ него» (Быт. 2, 16-17). Такимъ образомъ, постъ такъ же древенъ, какъ и самъ человѣкъ.

    11 March 2018 читать далее


  • С. И. Смирновъ – Какъ говѣли въ древней Руси?

    С. И. Смирновъ – Какъ говѣли въ древней Руси?

    С.Д. Милорадович. «Исповедь», нач. XX в.

    «Восияетъ весна постная и цвѣтъ покаянья;

    очистимъ себе, братья,

    отъ всякая крови плотьскыя и душевныя»

    (Поученіе Владиміра Мономаха).

    I.
    Нравственное значеніе говѣнья. — Количество постовъ-говѣній. — Порядокъ говѣнья. — Великое говѣніе. — Счисленіе постныхъ дней. — Обрядъ прощанія. — Уставы о пищѣ въ постные дни.

    Строй церковной жизни въ древней Руси во многомъ отличался отъ современнаго. Въ немъ были черты глубокой христіанской древности, неизвѣстныя теперь. Къ тому же религіозно-нравственныя понятія времени, предписанія церковнаго устава или просто воззрѣнія духовенства отражались въ жизни гораздо ярче, чѣмъ въ настоящее время. Порядокъ говѣнья въ древней Руси одно изъ многознаменательныхъ явленій этого отжившаго строя церковно-бытовой жизни. Говѣнье обставлено было цѣлой системой требованій, обрядовъ и обычаевъ, которые, какъ звенья неразрывной цѣпи, охватывали вѣрующаго въ дни поста. Нѣкоторые остатки этихъ обычаевъ живы въ народѣ и доселѣ, но истолкованія ихъ надо искать въ русской древности. И возстановивъ древніе обычаи говѣнья, мы увидимъ, что ни въ чемъ иномъ не выражалась такъ замѣтно сильная зависимость русскаго человѣка отъ церкви, отъ ея устава, отъ ея служителя, какъ въ говѣньѣ, т. е. въ приготовленіи къ исповѣди и къ достойному принятію святыхъ Таинъ. Это было и у нашей древней церкви могущественнымъ средствомъ добраго вліянія на народъ.

    09 March 2018 читать далее


  • Архимандритъ Амвросій (Погодинъ) - Къ исторіи Великаго поста (Очеркъ).

    Архимандритъ Амвросій (Погодинъ) - Къ исторіи Великаго поста (Очеркъ).

    Общая исторія Великаго поста прекрасно изложена въ русскомъ богословіи: іеромонахомъ А. Соловьевымъ [1], протоіереемъ В. Барсовымъ [2], протоіереемъ А. Парвовымъ [3], священникомъ И. Воздвиженскимъ [4], а также въ капитальномъ трудѣ М. Скабаллановича «Толковый Типиконъ» [5]. Основной матеріалъ о Великомъ постѣ читатель также найдетъ въ «Новой скрижали» архіепископа Веніамина [6], въ «Настольной книгѣ для священно-церковно служителей» С. Булгакова [7] и въ русскомъ переводѣ толкованія каноновъ Православной Церкви епископа Никодима Милаша [8]. И у инославныхъ ученыхъ довлѣюще освѣщена исторія постовъ въ Христіанской Церкви [9]. Желающаго изучить исторію Великаго поста отсылая къ вышеуказаннымъ авторитетамъ, отъ себя мы прибавимъ нѣчто малое:

    1. Скажемъ о томъ, какъ понимался постъ въ ветхозавѣтныя времена и какъ онъ совершался; изслѣдуемъ тексты Новаго Завѣта, говорящіе о постѣ, и представимъ возникновеніе Великаго поста въ Православной Церкви; побесѣдуемъ объ общемъ значеніи поста, какъ освящающаго начала въ христіанской жизни и укажемъ на богатство мыслей въ этомъ отношеніи, которое намъ предоставляютъ богослужебные тексты.

    2. Затѣмъ представимъ посильное толкованіе: почему Господь нашъ Іисусъ Христосъ совершилъ именно сорокодневный постъ, и при этомъ приведемъ мнѣніе, приписываемое св. Кесарію Назіанскому; скажемъ о самомъ св. Кесаріи и передадимъ отрывокъ изъ «Бесѣдъ» («Діалоги»);

    3. И, наконецъ, познакомимъ читателя съ посланіемъ преп. Іоанна Дамаскина «О священныхъ постахъ», въ которомъ преподобный разсуждаетъ относительно длительности Великаго поста, свидѣтельствуетъ о спорахъ, бывшихъ въ тѣ времена въ Церкви, относительно этого вопроса и выражаетъ православное ученіе.

    27 February 2018 читать далее


  • О ГОВѢНІИ (Изъ разныхъ поученій).

    О ГОВѢНІИ (Изъ разныхъ поученій).

    По установившемуся у насъ обычаю, каждый православный христіанинъ, желающій въ теченіе великаго поста исполнить долгъ исповѣданія и пріобщенія св. Христовыхъ Таинъ, избираетъ для сего одну недѣлю и старается провести ее съ большею строгостію относительно употребленія пищи и съ большею внимательностію къ неопустительному посѣщенію храма Божія. Міряне не могутъ на весь постъ отрѣшиться отъ своихъ житейскихъ заботъ, оста­влять свои занятія и неопустительно являться ко всѣмъ службамъ церковнымъ. Поститься строго, такъ, какъ предписано Церковію, многіе считаютъ для себя даже вреднымъ и съ трудомъ выдерживаютъ одну избранную для говѣнія недѣлю.

    Какъ же должно поститься?

    27 February 2018 читать далее