Значеніе св. постовъ.
Постъ,... какимъ жесткимъ, суровымъ представляется слово это нынѣ многимъ даже изъ добрыхъ христіанъ! И все-же учрежденіе постовъ основано на словѣ Божіемъ; говорятъ о постахъ и ветхій и новый завѣты. Господь нашъ Іисусъ Христосъ не только самъ постился, но далъ на этотъ счетъ новелѣнія и своимъ ученикамъ. Въ нагорной проповѣди Господа для совершенія нѣкоторыхъ великихъ дѣлъ любви постъ поставляется даже необходимымъ условіемъ.
Если же для самыхъ учениковъ Господа постъ долженъ былъ по установленію Господа имѣть великое значеніе, то тѣмъ болѣе для міра онь дѣло вовсе не второстепенное. Чѣмъ болѣе, особенно въ наше время, развита въ обществѣ страсть къ разнаго рода наслажденіямъ и удовольствіямъ, тѣмъ болѣе значитъ основаній существуетъ ждать отъ истиннаго христіанина, что онъ ратовать будетъ противъ нихъ самымъ дѣломъ, будетъ упражняться въ противномъ, тѣмъ искреннѣе воспользуется для того средствами, рекомендованными въ самомъ словѣ Божіемъ.
Мало того. Постъ извѣстенъ многимъ и языческимъ народамъ какъ древняго такъ и новаго времени. У нѣкоторыхъ изъ нихъ оиъ соединяемъ былъ съ бичеваніемъ себя, кроеніемъ тѣла ножами и проч. (напр. у жрецовъ Ваала на Кармилѣ, 3 Царствъ XVIII, 28), чѣмъ язычники думали настроить боговъ по отношенію къ себѣ благопріятно и вынудить у нихъ исполненіе различныхъ своихъ желаній. Но и тамъ, гдѣ посты наблюдаемы были безъ подобныхъ ужасовъ, какъ народомъ, такъ и частными лицами они всегда считались учрежденіемъ богоугоднымъ.
У народа Израильскаго первоначально относительно постовъ не было опредѣленныхъ законныхъ постановленій. Самъ Моисей получилъ законъ во время 40-дневнаго поста, и все-же въ пятокнижіи его встрѣчается относительно поста только одно постановленіе: предписывался постъ во дни очищенія (Лев. XVI, 29. 31). Тѣмъ не менѣе какъ въ народѣ еврейскомъ такъ и у отдѣльныхъ его личностей посты были обычны издревле; принято было поститься въ знакъ печали общественной и при частныхъ несчастьяхъ. О такихъ постахъ говорится напр. въ 1 Царствъ VII, 6; 2 Царствъ ХII, 6. Воздерживались при этомъ отъ пищи или вовсе или отчасти и продолжали наблюдать это воздержаніе въ теченіе болѣе или менѣе короткаго времени, не мылись, не умащали волосъ, носили грубыя одежды, спали на жесткихъ постеляхъ, ходили босыми; все это служило знакомъ внутренней печали. Но эти символическія состоянія, первоначально бывшія лишь средствомъ, впослѣдствіи стали считаться сами въ себѣ за цѣль достойную усилій, за дѣло достойное человѣка, стоящее награды отъ Бога какъ Ему угодное. Пророки возставали противъ такого безсодержательнаго поста; такъ ревновалъ противъ этого Іоиль (II, 12. 13), Исаія (LVIII, 4) и др., но они не могли остановить этаго извращенія въ учрежденіи первоначально чистомъ и святомъ. Во время Вавилонскаго плѣна и въ послѣдующія за тѣмъ времена посты наблюдаемы были чисто фарисейски, въ чемъ Господь и обличалъ іудеевъ. Такъ изъ Евангелія отъ Луки (XVIII, 12) мы знаемъ, что поститься дважды въ недѣлю было признакомъ строгаго іудея.
Обличая постъ фарисейски наблюдаемый Господь поста тѣмъ однако же нс отмѣнилъ. Самъ Онъ постился въ теченіи 40 дней, находясь въ пустынѣ, и далъ своимъ ученикамъ правила праваго наблюденія постовъ (Мѳ. VI, 17 и д.); на послѣдующее же время для совершенія нѣкоторыхъ. чудесныхъ дѣлъ безусловно указалъ на постъ какъ на средство (Мѳ. XVII, 21).
По этому-то посты наблюдаемы были и въ Апостольской Церкви; постились по нѣкоторымъ поводамъ какъ сами Апостолы (Дѣян. X, 9; 1 Кор. IX, 27; 2 Кор. VI, 5), такъ и цѣлыя христіанскія общины (Дѣян. XIII, 2; XIV, 23). По смерти Апостоловъ посты стали получать характеръ закона, ибо обусловливаться стали не произволеніемъ и охотой каждаго въ данный моментъ или время, а начали они пріурочиваться къ извѣстнымъ днямъ и временамъ. Уже во ІІ-мъ столѣтіи стало входить у христіанъ въ повсемѣстный обычай поститься дважды въ недѣлю, въ среду въ память преданія Христа, въ пятокъ же въ воспоминаніе распятія Его. Но когда секта Монтанистовъ, настаивая на постахъ, начала стараться усилить чрезъ то свое вліяніе въ Церкви, Церковь указала этому средству покаяннаго исправленія жизни правыя времена и цѣли.
Все-же 40 дневные посты предъ праздниками Пасхи и Р. Хр. возникли лишь въ IV вѣкѣ; другіе изъ постовъ, наблюдаемыхъ нашей Церковью, произошли еще позднѣе. Но не во времени происхожденія ихъ здѣсь дѣло, а въ томъ, что они были плодомъ христіанскаго духа, уподоблявшаго себѣ міръ. Безъ этого же духа и самое христіанство уподобляться можетъ духу міра. Отреченія отъ міра и самоотверженія отъ своихъ учениковъ постоянно требовалъ какъ Господь самъ, такъ равнымъ образомъ и Апостолы постоянно напоминали христіанскимъ общинамъ о трезвенности и бодрствованіи. При высокомъ призваніи христіанина, съ другой стороны при слабости человѣческой нашей природы какими иными средствами и можетъ быть поддерживаемо въ насъ, благородство цѣлей и расположеній? Для насъ, празваныхъ къ славнымъ благамъ небеснаго царства, всѣ остальныя блага имѣютъ значеніе лишь въ той мѣрѣ, въ какой не препятствуютъ достиженію высшаго блага; воздерживаться отъ удовольствій то тѣхъ то этихъ, которымъ міръ отдается всецѣло, для христіанина потому неизбѣжно, если онъ не хочетъ превратиться въ соль, потерявшую свою соленость. Такое воздержаніе сугубо необходимо для внутренняго очищенія и для освобожденія себя изъ рабства дурнымъ навыкамъ. Для дѣйствія Духа Божія чрезъ это душевное очищеніе предуготовляется благопріятная почва и Онъ тѣмъ дѣйственнѣе тогда освящаетъ свой сосудъ. Это освященіе внутренняго человѣка совершается медленно, сопровождается постоянно вновь возникающей внутренней борьбой и не иначе можетъ совершиться какъ при строгомъ наблюденіи за внѣшнимъ нашимъ человѣкомъ. Представьте тѣла ваши во жертву живую, святую, благоугодную Богу для разумнаго служенія вашего (Римл. XII, 1), умоляетъ Апостолъ; но только подъ условіемъ умерщвленія въ тѣлѣ нашемъ всего земнаго грѣховный нашъ человѣкъ можетъ быть приведенъ въ то состояніе, при которомъ всѣ силы и тѣла и духа посвящаетъ онъ нераздѣльно на служеніе Богу. Съ этой точки зрѣнія постъ оказывается для христіанина дѣйствительнѣйшимъ воспитательнымъ средствомъ. Именно потому, что и питьемъ и ѣдой отягощается чувство и отвлекается отъ небеснаго призванія, и должны быть наблюдаемы воздержность и постъ.
Но какъ всѣмъ на свѣтѣ человѣкъ злоупотребляетъ, такъ измѣняется имъ произвольно и природа поста христіанскаго. И для христіанина отклониться здѣсь отъ идеи истиннаго поста столь же легко, какъ легко было то и для іудея и для язычника.
Истинный постъ долженъ быть наблюдаемъ по свободному къ тому расположенію, долженъ быть благовременъ и умѣстенъ, долженъ сопровождаться правымъ настроеніемъ духа.
Свобода же обусловливается искренностію; не внѣшнимъ только образомъ должно воздерживаться отъ пищи и питья, но и въ сердцѣ дурные помыслы подавлять. Истинный постъ долженъ быть обнаруженіемъ чистоты сердечной и средствомъ для противодѣйствія притязаніямъ чувственности. Въ ветхомъ завѣтѣ постъ обозначается выраженіемъ: душу смирять (Лев. XVI, 29); и Господь нашъ выражается подобнымъ же образомъ, когда состояніе поста и печали сопоставляетъ одно съ другимъ (Мѳ. IX, 15). Уже пророки возставали противъ поста только внѣшняго безъ соотвѣтственныхъ внутреннихъ расположеній (Іоил. II, 12. 13; Зах. VII, 5; VIII, 19; Ис. LVIII, 4). И Господь самъ предостерегалъ отъ искушенія полагать значеніе поста во внѣшности лишь и въ мелочахъ: Поститесь не предъ людьми, принимая на себя мрачныя лица, но предъ Отцемъ небеснымъ, видящимъ тайное (Mѳ. VI, 16-18).
Признакомъ истиннаго поста служитъ далѣе смиреніе. Со свободой и искренностью оно находится въ тѣсной связи; постъ и возникаетъ изъ печали по Богѣ, производящей раскаяніе во спасеніе, раскрытіе во внутреннемъ человѣкѣ новой жизни. Обновленіе же это жизни должно выразиться въ измѣненіи всего образа поведенія, въ иномъ распредѣленіи времени, въ дружественности и любвеобиліи обращенія, въ трезвенности работъ призванія, во всей семейной нашей жизни; во всемъ этомъ должно отразиться живое общеніе нашей души съ Богомъ и вліяніе сего общенія на измѣненіе нашего поведенія.
Кромѣ этихъ качествъ къ христіанскому посту относятся еще дѣла любви. Уже въ ветхомъ завѣтѣ пророкъ Исаія взывалъ къ народу: Раздѣли съ голоднымъ хлѣбъ твой; скитающихся бѣдныхъ введи въ домъ твой; увидишь нагаго, одѣнь, и отъ единокровнаго твоего не укрывайся: вотъ постъ угодный Господу (Ис. LXIII, 5-7), за который Онъ благословляетъ насъ и видимо и духовно. И Спаситель постъ, раздачу милостыни и молитву сопоставивъ между собою, указалъ тѣмъ правый родъ и образъ поста (Мѳ. VI); молитвою должны мы въ это время бытъ обращены къ Богу, милостынею къ ближнимъ, постъ необходимъ для насъ самихъ; одно здѣсь обусловливается другимъ. Постъ есть дѣло доброе слѣдовательно не только потому, что обусловливаетъ собою дѣла любви, но важенъ онъ и по тому дѣйствію, какое производитъ собою на наше сердце. Поститься, это значитъ учиться самоотверженію, учиться обуздывать свою волю, оказывать тѣ или другія услуги ближнимъ.
Итакъ правый постъ состоитъ въ обращеніи, въ существенномъ, внутреннемъ измѣненіи образа нашей жизни (Дѣян. IX, 9). Вмѣстѣ съ тѣломъ должна быть очищаема отъ грѣховъ и душа. – Тѣло, этотъ храмъ Духа Святаго, должно быть сосудомъ радостей духовныхъ (1 Кор. VI, 19), а не радостей состоящихъ въ принятіи лишь пищи и питья; чрезъ постъ должно себя пріучать находить высшее удовольствіе въ перваго рода радостяхъ; особенно тому необходимъ онъ, кто несвободенъ отъ искушеній чувственности (Мѳ. XVII, 21). – Постъ есть лучшее средство для пробужденія и поддержанія въ себѣ молитвеннаго настроенія духа, бодрости душевной и чистоты мыслей (1 Петр. IV, 8; Дан. IX, 3; Дѣян. X, 30). – Въ особенности постъ необходимъ при выслушиваніи, чтеніи, изученіи слова Божія, предъ принятіемъ св. таинъ (Дѣян. ХIII, 1. 3), для подавленія въ себѣ грубости, недружелюбія (Ис. LVIII, 5; Мѳ. VI, 18; Римл. XIV, 15 и д.), при преломленіи воли и согласованіи ея съ волей Божественной (Рим. XII, 1), при жизни достойной христіанина (1 Кор. IX, 27).
«Ярославскія Епархіальныя Вѣдомости». 1883. № 6. Ч. Неофф. С. 44-47.