Протоіерей Михаилъ Поповъ – Познай самого себя.

Наступившее время поста, – время, опредѣленное Церковью на размышленіе, покаяніе и исправленіе человѣкомъ своей внутренней грѣховной природы, – даетъ намъ основаніе привести нѣсколько мыслей изъ сочиненій нашихъ православныхъ пастырей-проповѣдниковъ, сильныхъ словомъ и умудренныхъ своимъ пастырскимъ служеніемъ.

«Познай самого себя» – написано было на порогѣ одного древняго греческаго языческаго храма.

Древніе греческіе философы, считали главной мудростью человѣка познать самого себя, но и они уже знали, что это но такъ легко достижимо, что трудно углубиться въ самого себя, познать воѣ свойства своей души – добрыя и злыя, всѣ наклонности свои, всѣ страсти свои, – трудно потому, что мы одержимы самолюбіемъ, видимъ въ себѣ только хорошее, а худого не замѣчаемъ. Душа обыкновенныхъ людей подобна свѣчѣ, которая вокругъ себя освѣщаетъ всѣ предметы, а себя менѣе всего. Если свѣтъ въ душѣ человѣка разгорится, сіяніе отъ него распространяется далеко и высоко, до звѣздъ небесныхъ, но въ самомъ человѣкѣ оно едва мерцаетъ. Вы можете встрѣтить замѣчательнаго астронома, который сумѣетъ описать вамъ пути всѣхъ планетъ, докажетъ вамъ, на какомъ разстояніи отстоитъ одна звѣзда отъ другой, предскажетъ вамъ напередъ затменіе луны, но онъ не скажетъ знаетъ ли онъ свою душу, свой внутренній міръ.

Тоже можно сказать и о нашемъ тѣлѣ: своими глазами мы смотримъ на все, что насъ окружаетъ; мы много видимъ и замѣчаемъ, но того не видимъ и не чувствуемъ, что дѣлается въ нашемъ тѣлѣ. Мы не можемъ видѣть и не чувствуемъ, какъ отъ нашего сердца кровь идетъ къ легкимъ и выходитъ изъ нихъ, какъ желудокъ нашъ перевариваеть потребляемую нами пищу, какъ внутренности наши высасываютъ изъ переваренной пищи живительные соки, которые превращаются въ кровь, мясо, мозгъ, кость, хрящи, жилы и т. п. Все это для насъ тайна, такъ что когда заболѣетъ врачъ, пользуется услугами другого, т. к. самъ онъ не видитъ своей болѣзни, – другихъ узнать легче, чѣмъ самихъ себя, потому и считается высшею мудростью познать самою себя, т. е. познать дарованія своего духа, наклонности душевныя, уразумѣть, что въ нихъ совершеннаго, добраго, и что несовершеннаго, злого. Отсюда чтобы приблизиться къ истинно человѣческому совершенству, необходимо прежде познать самого себя. Іисусъ Христосъ Спаситель нашъ былъ для насъ истиннымъ примѣромъ всѣхъ высокихъ добродѣтелей. Но къ проповѣди Своего ученія Онъ приготовлялся 40-дневнымъ постомъ въ пустынѣ. Какъ Сынъ Божій, но вмѣстѣ и сынъ человѣческій, Онъ тѣломъ Своимъ, чувствами Своими подверженъ былъ слабостямъ человѣческой природы, но потомъ Онъ побѣдилъ природу и въ борьбѣ съ діаволомъ-искусителемъ позналъ Самого Себя. Діаволъ предлагалъ Ему всѣ царства земныя: искушеніе виликое, но оно не имѣло никакой силы. И св. апостолы искушали, испытывали самихъ себя, и предъ сошествіемъ на нихъ Св. Духа не были еще совершенными, не знали себя и своего званія: только сила Духа Божія переродила ихъ совсѣмъ. Св. ап. Павелъ, изъ посланій котораго видно, что онъ непрестанно испытывалъ себя, что онъ велъ постоянную борьбу съ ангеломъ сатанинымъ, который пакости ему дѣлалъ, пишетъ христіанамъ Коринѳской Церкви: себе искушайте, аще есте въ вѣрѣ, себе искушайте. Или не знаете себе, яко Ӏисусъ Христосъ въ васъ есть? Развѣ точію чимъ неискусни есте (2 Кор. 13, 5). Ито значить: познавайте себя и сами себѣ скажите, имѣете ли вѣру Христову и крѣпко ли стоите въ ней.

Истинный христіаинъ долженъ испытывать себя каждый день. Каждодневное испытаніе того, становимся-ли мы лучше или хуже, такъ необходимо для насъ, что безъ него мы не можемъ и называться христіанами.

Нужно постоянно и неотступно слѣдить на собою. «Дѣлайте такъ – говорить Преоев. Ѳеофанъ: съ утра поглубже утвердитесь въ помышленіи о Господѣ и потомъ весь день напрягайтесь, чтобы не отступить отъ Него. Дѣлаете ли что, говорите съ кѣмъ, идете, сидите, – умъ вашъ пусть будетъ съ Господомъ. Забудетесь, уклонитесь съ этого пути и опять воротитесь ко Господу и себя побраните съ сокрушеніемъ, – въ этимъ подвигъ духовнаго вниманія».

«Каждый день, часъ и минуту, – говорить о. Іоаннъ Кронштадтскій, – будь строгимъ наблюдателемъ и судіей всѣхъ мыслей, желаній и всѣхъ движеній сердечныхъ, словъ и дѣлъ и не допускай себѣ оскверняться ни единымъ помысломъ, воображеніемъ и желаніемъ грѣховнымъ, словомъ и дѣломъ, вѣдая, что Господь есть праведный Судія, каждое мгновеніе судящій тебя и оцѣнивающій всего твоего внутренняго человѣка. Соблюдай себя для Бога чистымъ непрестанно».

Теперь вопросъ въ томъ, какъ опредѣленно разузнать, что именно грѣшно и въ какой степени, – ясно, раздѣльно, какъ бы численно узнать свои грѣхи, критически пересмотрѣть всю свою жизнь, съ судомъ строгимъ и нелицепріятнымъ.

Для сего, – совѣтуетъ затворникъ Вышенскій, епископъ Ѳеофанъ, – поставь съ одной стороны Законъ Божій, а съ другой – собственную жизнь, и смотри, въ чемъ они сходны и въ чемъ несходны. Бери ты свое дѣло и подводи подъ законъ, чтобы видѣть, законно-ли оно, или бери законъ и смотри, осуществленъ ли онъ въ твоей жизни. Чтобы ничего не опустить въ зтомъ важномъ дѣлѣ, держись въ немъ какого-либо порядка. Сядь и припомни всѣ обязанности твои въ отношеніи къ Богу, ближнему и къ самому себѣ и потомъ просмотри свою жизнь по всѣмъ симъ отношеніямъ или разбирай заповѣди десятословія и заповѣди о блаженствахъ, одну за другою, и смотри, такова ли твоя жизнь. Или читай главы св. Евангелія отъ Матѳея, гдѣ Спаситель излагаетъ законъ собственно христіанскій, такаже посланія св. ап. Іакова; посланія ап. Павла, особенно къ Римлянамъ и къ Ефесянямъ, и проч. Читай все это и повѣряй жизнь свою, такова-ли она. Или, наконецъ, возьми чинъ послѣдованія исповѣди и по нему обсуди свое поведеніе.

Вслѣдствіе такого пересмотра своей жизни, откроется безчисленно множество дѣлъ, словъ, помышленій, чувствованій, желаній беззаконныхъ, коимъ не слѣдовало быть, а они допущены, – множество такихъ, кои слѣдовало сдѣлать, а они не сдѣланы, – да немалое число и сдѣланныхъ по закону окажутся оскверненными по нечистотѣ побужденій. Соберется всего этого безчисленное множество, а можетъ быть и вся жизнь окажется составленною изъ однихъ дѣлъ недобрыхъ.

На одномъ пересмотрѣ своей жизни, однако, останавливаться не слѣдуетъ; надобно проходить далѣе по пути грѣха или глубже входить въ грѣховное сердце, раскрывать и разоблачать строй его, число и взаимное сочетаніе склонностей. Когда все это будетъ сдѣлано, не можетъ укрыться и главная, всѣмъ завѣдывающая страсть.

Извѣстно, что корень всѣхъ грѣховъ есть самолюбіе. Изъ самолюбія выходятъ гордость, корыстность, сластолюбіе, а отъ этихъ – всѣ другія страсти. Всѣ склонности и порочныя привычки, открытыя уже человѣкомъ въ себѣ, оттѣняются одною какою-либо страстью и ею воодушевляются. Познаніемъ ея и должно завершиться сознаніе своей грѣховности.

Здѣсь должно быть положено начало чувства сердечнаго раскаянія, чувства обличенія, самобичеванія, которое, въ конечномъ своемъ результатѣ должно завершиться ревностнымъ желаніемъ христіанскаго покаянія въ таинствѣ св. исповѣди. Въ этомъ начало христіанской евангельской философіи, которая начинается словомъ Христовымъ: «покайтесь» (Mѳ. IV, 17; Мрк. I, 15).

 

Пр. П.

 

«Архангельскія Епархіальныя Вѣдомости». 1914. № 4. Ч. Неофф. С. 69-72.

 

Об авторе. Протоиерей Михаил Иванович Попов – родился 6 сентября 1862 г. в семье священника Малошуйского прихода Онежского у. Архангельской губ. В 1888 г. окончил СПбДА и был удостоен степени кандидата богословия. С августа 1888 г. был определен Св. Синодом смотрителем Ардонского Осетинского духовного училища, где прослужил по январь 1889 г. С 1889 по 1890 гг. – исполнял священнические обязанности при домовой церкви богадельни цесаревича Николая Александровича. 12 марта 1889 г. рукоположен в сан священника к церкви Ордонского Осетинского Духовного училища Владикавказской епархии. С 1890 по 1892 гг. – служил священником в Леснинском монастыре Холмско-Варшавской епархии, трудился законоучителем женской монастырской школы. 14 августа 1892 г. перемещен священником к Воскресенской церкви г. Архангельска. 29 апреля 1905 г. назначен преподавателем гомилетики и соединенных с нею предметов в Архангельскую духовную семинарию, а через год 10 мая 1906 г. – вновь настоятелем Воскресенской церкви Архангельска. В 1908 г. назначен благочинным над подворьем Соловецкого монастыря в Архангельске. Трудился законоучителем Архангельского городского трехклассного и низшего технического училищ, Воскресенской церковно-приходской школы. Преподавал гомилетику и соединенные с нею предметы в Архангельской духовной семинарии. В разное время был членом Архангельского Епархиального Училищного совета, председателем Проповеднического комитета, членом комиссии по делам раскола. Был вдохновенным, горячим проповедником братского движения на Севере, и сам создал в 1900 г. при Воскресенской церкви одноименное братство. Служение о. Михаила было отмечено поощрениями и наградами: – 15 ноября 1890 г. награжден набедренником; 24 августа 1891 г. – знак Холмского Братства 3-й ст.; 11 мая 1893 г. – скуфьей, 14 мая 1897 г. – камилавкой; 29 февраля 1900 г. – Библия от Св. Синода; 14 февраля 1901 г. – Архипастырское благословение с выдачей грамоты; 14 мая 1902 г. – наперсным крестом; 6 мая 1915 г. – орденом св. Анны 2-й ст. и орденом 3-й степени. Награжден палицею ко дню св. Пасхи 1918 года. 4 августа 1911 г. возведен в сан протоиерея. 10 августа 1920 г. был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации как участник «Союза духовенства и мирян». 30 января 1921 г. Московским Ревтрибуналом был приговорен к тюремному заключению сроком на пять лет, по амнистии ВЦИК от 7 ноября 1920 г. тюремное заключение заменено условным с сокращением срока до трех лет. В феврале 1921 г. вернулся в Архангельск и снова продолжил служить в Воскресенской церкви до следующего ареста. 5 октября 1926 г. был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации как участник «контрреволюционной организации духовенства Антония (Быстрова)». 4 февраля 1927 г. по постановлению Особого Совещания при Коллегии ОГПУ выслан в Архангельскую губ. на три года. В феврале 1930 г. возвратился из ссылки в Архангельск. Скончался 8 сентября 1930 г., похоронен на городском кладбище у церкви. В 1962 г. могила была уничтожена. 16 июня 1992 г. реабилитирован.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: