• Протоіерей Николай Благоразумовъ – Событіе Преображенія Господня, между многимъ другимъ, заключаетъ въ себѣ нѣкоторое откровеніе для насъ о Церкви небесной-прославленной.

    Протоіерей Николай Благоразумовъ – Событіе Преображенія Господня, между многимъ другимъ, заключаетъ въ себѣ нѣкоторое откровеніе для насъ о Церкви небесной-прославленной.

    Слово произнесенное въ придворномъ Спасоборскоиъ соборѣ 6 августа 1907 г.

    Повторимъ себѣ, братіе и сестры во имя Христово, (слышанное нами на утрени) повѣствованіе св. евангелиста Луки, какъ болѣе полное, о славномъ Преображеніи Господа нашего Іисуса Христа: «взявъ съ Собою Петра, Іоанна и Іакова, взошелъ Онъ (Iисусъ Христосъ) на гору помолиться. И когда молился, видъ лица Его измѣнился, и одежда Его сдѣлалась бѣлою, блистающею. И вотъ два мужа бесѣдовали съ Нимъ, которые были Моисей и Илія. Явившись въ славѣ, они говорили объ исходѣ Его, который Ему надлежало совершить въ Іерусалимѣ (т. е. о крестной смерти Его). Петръ же и бывшіе съ Нимъ отягчены были сномъ; но, пробудившись, увидѣли славу Его и двухъ мужей, стоявшихъ съ Нимъ. И когда они отходили отъ Него, сказалъ Петръ Іисусу: Наставникъ! Хорошо намъ здѣсь быть; сдѣлаемъ три кущи (палатки), одну Тебѣ, одну Моисею и одну Иліи, самъ не зная, что говорилъ. Когда же онъ говорилъ это, явилось (свѣтлое – Мѳ ХVII, 5) облако, и осѣнило ихъ; и устрашились, когда вошли въ облако» (Лк. IX, 29-34).

    25 августа 2018 читать далее

  • Митрополит Виталий (Устиновъ) – Что есть на потребу для нашего спасенія.

    Митрополит Виталий (Устиновъ) – Что есть на потребу для нашего спасенія.

    Докладъ Архіепископа Канадскаго Виталія (Устинова) на съѣздѣ молодежи въ Торонто, лѣтомъ 1984 г.

    Весь девятнадцатый вѣкъ былъ послѣднимъ этапомъ идеологическаго штурма противъ православной русской державы. Всякая же интенсивная мысль имѣетъ свою нравственную силу, а потому всѣ главныя мысли, которыми жила въ большинствѣ своемъ отошедшая отъ Церкви мыслящая интеллигенція, не могли не воплотиться въ жизнь. И они выразилась въ страшной Русской революціи, въ уничтоженіи благодатнаго русскаго государства, а за нимъ и въ сокрушеніи большинства христіанскихъ монархій Европы. Такъ какъ Русская монархія несомнѣнно стоитъ въ центрѣ вниманія всѣхъ разрушительныхъ силъ міра, то мы и хотимъ очень бѣгло обратить ваше вниманіе на духовные процессы въ нашей странѣ въ періодъ XIX вѣка.

    24 августа 2018 читать далее

  • Протопресвитеръ Флоръ Жолткевичъ – Православіе, какъ жизнь во Христѣ и со Христомъ (По священнику С. Тихомирову).

    Протопресвитеръ Флоръ Жолткевичъ – Православіе, какъ жизнь во Христѣ и со Христомъ (По священнику С. Тихомирову).

    Православіе есть совершившееся и совершающееся Боговоплощеніе, земная жизнь Христа Спасителя, Его смерть и воскресеніе и Его царственное присутствіе. Здѣсь – вся христіанская догматика, вся христологія. То, что однажды свершилось въ земной жизни Христа, навсегда сохраняетъ свою силу, благодатно осуществляясь въ Церкви. Очами вѣры и опытомъ сердца мы присутствуемъ при этомъ свершеніи. Нашъ церковный годъ опредѣляется Боговополощеніемъ, онъ утверждается рядомъ праздниковъ и другихъ памятныхъ дней изъ жизни Спасителя. И это не воспоминанія только – сколь слабымъ было бы выраженіе нашей религіозной жизни, если бы это были только воспоминанія! Это, въ извѣстной степени, и самыя событія! вѣрующіе co-переживаютъ, однажды совершившееся. Боговоплощеніе, въ основныхъ своихъ моментахъ, отъ Рождества до Вознесенія и Пятидесятницы, совершается въ Церкви непрестанно. Въ этомъ вся сила православія, ибо какая же иная можетъ быть сущность у христіанской вѣры, если не пришествіе Христово на землю! Наши торжественныя богослуженія съ ихъ богатымъ обрядомъ не только воспоминанія, но и таинственныя свершенія. Въ день Рождества Христова воистину раждается Христосъ, какъ въ дни Страстной седмицы воистину страждетъ, а въ день Св. Пасхи воистину воскресаетъ! Это вѣдѣніе совершившихся страстей и воскресенія настолько живо и дѣйственно въ православіи, что изъ него только можно понять дѣйствительное значеніе этихъ дней. Это не воспоминаніе, но самое событіе. Это вновь во времени раскрывающееся навѣки свершившееся воплощеніе Христово. Земная жизнь Спасителя, завершившаяся Его Вознесеніемъ, оставаясь отдѣльнымъ фактомъ міровой жизни, въ Церкви воспроизводится какъ фактъ, всеобщій, основной, исчерпывающій все сущее. Вѣдь внѣ этого факта, въ мірѣ нѣтъ ничего имѣющаго вѣчное значеніе, и этотъ фактъ живетъ въ нашей временной жизни, въ Церкви, которая есть Тѣло Христово.

    20 августа 2018 читать далее

  • Три поученія епископа Іустина (Полянскаго) на Праздникъ Преображенія Господня.

    Икона Преображения Господня с сценами из монашеской жизни. Икона Георгия Клонтзаса (1603)

     

    I. Поученіе въ навечеріи Преображенія Господня (На Всенощной).

    «Пріидите нынѣ лучшимъ измѣнимся измѣненіемъ, себѣ на утріе добрѣ уготовимъ – на гору предвзыти Божію святую» (Стих. 3 на предпр. Преображенія Господня – на Вечерни).

    Такъ святая Церковь приглашаетъ насъ нынѣ – уготовить себя лучшимъ измѣненіемъ къ завтрашнему восходу на св. гору Божію, чтобы намъ не слышать только о Преображеніи, но и видѣть его! Почему? Потому, во 1-хъ, что Преображеніе Господне само по себѣ есть одно изъ самыхъ восхитительныхъ для духа и сердца зрѣлищъ; а во 2-хъ, потому, что происходившее на Ѳаворѣ съ Спасителемъ должно выразится и надъ нами, ибо каждаго христіанина, по слову Апостола, ожидаетъ преображеніе отъ славы въ славу (2 Кор. 3, 18). Преображеніе Господа есть образъ нашего преображенія. Какъ же намъ не желать узрѣть сей Божественный Образъ? И такъ, пріидите уготовимъ себе взыти на гору Божію святую. Какъ взыти?

    18 августа 2018 читать далее

  • Новосвященномученики пресвитер Cергий Тихомиров и клирик Николай Прозоров – антисергианские пастыри расстреляны под праздник Преображения.

    Новосвященномученики пресвитер Cергий Тихомиров и клирик Николай Прозоров – антисергианские пастыри расстреляны под праздник Преображения.

    Иерей Николай Прозоров (слева) и протоиерей Cергий Тихомиров (справа) были прославлены РПЦЗ в 1981 г. в сонме Новомучеников и Исповедников Российских в лике новосвященномучеников. Память пресвитера Сергия отмечается 6 августа по ст. ст., а клирика Николая 4 авсгута по ст. ст. – ред.

    После пресловутой декларации митроп. Сергия 1927 г., непризнанной Митрополитом Петроградским Иосифом, митр. Сергий назначил ан его кафедру митрополита Серафима (Чичагова), но его отказалась принять группа духовенства, возглаляемая викарным епископом Гдовским Димитрием (Любимовым), получившая в народе и на жаргоне чекистов за преданность митр. Иосифу название "Иосифляне".

    Сначала ГПУ им не препятствовало, чтобы усилить церковный раскол. Их кафедральным собором стал Храм Воскресения на Крови (место убиения Царя-Освободителя). За ними осталось несколько храмов на окраинах: храм во имя Тихвинской Б. М. в Лесном, на Охте, на Обводном канале и крошечная церковь в лесу на Пискаревке за полотном Ириновской жел. Дороги, вблизи больницы имени Мечникова (бывш. Императора Петра Великого). В этом храме Св. Александра Ошевенского служил скромный пастырь о. Николай Прозоров.

    17 августа 2018 читать далее

  • Память Семи Отроков Ефесских.

    Согласно церковному преданию, юноши Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке. Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные юноши – сыновьями других знатных граждан. Все они проходили военную службу.

    Правивший в середине III века император Декий, возвел гонения на христиан. От всех граждан требовалось принести жертвы языческим божествам, а непокорных ждала смерть. Юноши исповедовали веру во Христа и были лишены знаков воинского отличия, но император, надеясь на то, что отроки одумаются, отпустил их.

    Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон. Там они проводили время в молитве, готовясь к мученической кончине. Самый младший – Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся и их ищут, чтобы представить на суд.

    17 августа 2018 читать далее

  • «Духовная Брань». Свято-Афанасьевское издание. № 16 (20) – 15 августа (2018).

    «Духовная Брань». Свято-Афанасьевское издание. № 16 (20) – 15 августа (2018).

    «Духовная Брань». Свято-Афанасьевское издание. № 16 (20) – 15 августа (2018), полностью выложен здесь >>> (PDF)​

    Содержание номера:

    От редакции.

    ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ. Епископ Григорий (Граббе).

    ЗАРУБЕЖНАЯ ЦЕРКОВЬ ПОД НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТАМИ: БЫЛ ЛИ КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ? Георгий Зайде.

    РЕЗОЛЮЦИЯ ВТОРОГО ВСЕЗАРУБЕЖНОГО СОБОРА 1938 ГОДА. По вопросу современных общественных течений и их нраственным значении (в часности «русском фашизме»), по докладу Б. Р. Гершельмана.

    МЕМОРАНДУМ, ПОДАННЫЙ ГЕРМАНСКИМ ВЛАСТЯМ СОВЕЩАНИЕМ ЕПИСКОПОВ, состоявшемся в Вене от 3/16 октября 1943 г.

    ПИСЬМО ГЕНЕРАЛУ ДВАЙТУ Д. АЙЗЕНХАУЕРУ, ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ ВОЙСКАМИ США ЗАГРАНИЦЕЙ ОТ СИНОДА РПЦЗ от 25 августа 1945 № 318.

    МЕМОРАНДУМ.

    ОТВЕТ МИТРОПОЛИТА АНАСТАСИЯ НА ОБВИНЕНИЕ РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ГИТЛЕРОМ. Из послания к русским православным людям по поводу Обращения Патриарха Алексия к архипастырям и клиру т. наз. Карловацкой ориентации» (октябрь 1945 г.).

    ОТ КАНЦЕЛЯРИИ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РПЦЗ (1947 Г.).

    ВСЕЧЕЛОВЕЧНАЯ РУССКАЯ ДУША БЕЛОЙ РОЗЫ. О подвиге новомученика Александра Шмореля, умученного нацистами.

    ОТЕЧЕСКОЕ СЛОВО.

    15 августа 2018 читать далее