• Священникъ Николай Воиновъ – Почему апостолъ Петръ изображается на иконахъ съ ключами, а апостолъ Павелъ съ мечемъ?

    Священникъ Николай Воиновъ – Почему апостолъ Петръ изображается на иконахъ съ ключами, а апостолъ Павелъ съ мечемъ?

    Ключи на иконѣ Апостола Петра означаютъ «ключи царства небеснаго», которые Господь Іисусъ Христосъ, во время земной жизни Своей, обѣщалъ Первоверховному Апостолу дать за твердое и рѣшительное исповѣданіе Его Сыномъ Божіимъ. Дѣло происходило такъ. «Пришедши въ страны Кесаріи Филипповой, Іисусъ спрашивалъ учениковъ Своихъ: за кого люди почитаютъ Меня, Сына Человѣческаго? Они сказали: одни за Іоанна Крестителя, другіе за Илію, а иные за Іеремію, или за котораго нибудь изъ пророковъ. Онъ говоритъ имъ: а вы за кого почитаете Меня? Симонъ же Петръ, отличавшійся отъ прочихъ Апостоловъ особенною горячностію и рѣшимостію духа, одинъ, предваряя ихъ, исповѣдалъ Христа новымъ исповѣданіемъ христіанскимъ: «Ты еси Христосъ, Сынъ Бога живаго». И за такое твердое и рѣшительное исповѣданіе Господь не только похваляетъ его, но и ублажаетъ: «блаженъ ты, Симонъ, сынъ Іонинъ», сказалъ Онъ Апостолу, «потому что не плоть и кровь (не люди и не твой разумъ) открыли тебѣ это, но Отецъ Мой, сущій на небесахъ». За симъ въ награду за первое и новое исповѣданіе Христа Петръ одинъ, преимущественно предъ другими Апостолами, услышалъ отъ Христа новое слово о Церкви и на первоначальномъ всеобщемъ Камнѣ основанія – Христѣ (1 Петр. 2, 4), положенъ первымъ изъ послѣдующихъ, меньшихъ камней основанія, то есть Апостоловъ (Еф. 2, 20). «И Я говорю тебѣ», сказалъ ему Господь, «ты Петръ и на семъ камнѣ (на камнѣ вѣры твоей и исповѣданія)[1], Я создамъ Церковь Мою и врата ада не одолѣютъ ея. И дамъ тебѣ ключи царства небеснаго», говоритъ наконецъ ему Господь (Матѳ. 16, 13-19).

    11 July 2022 читать далее

  • Протоіерей Петръ Смирновъ – Слово въ день св. первоверховныхъ апостоловъ Петра и Павла.

    Протоіерей Петръ Смирновъ – Слово въ день св. первоверховныхъ апостоловъ Петра и Павла.

    «Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вамъ слово Божіе: ихже взирающе на скончаніе жительства, подражайте вѣрѣ ихъ» (Евр 13, 7).

    Вотъ какія обязанности возлагаетъ на насъ одинъ изъ празднуемыхъ нынѣ Церковію первоверховныхъ апостоловъ – св. апостолъ Павелъ въ отношеніи къ наставникамъ нашимъ, которые проповѣдывали намъ слово Божіе. Обязанность поминать наставниковъ онъ тѣсно соединяетъ съ обязанностію подражать вѣрѣ ихъ. Посему, чтобы совершаемое нынѣ нами нарочито празднованіе, въ честь св. первоверховныхъ апостоловъ Петра и Павла, было для насъ спасительно, поревнуемъ благочестію ихъ. А для сего остановимъ наше вниманіе хотя на нѣкоторыхъ, болѣе выдающихся, добродѣтеляхъ ихъ и при томъ такихъ, которыя свойственны каждому христіанину, къ какому бы званію и состоянію онъ ни принадлежалъ.

    11 July 2022 читать далее

  • Профессоръ-протоіерей Михаилъ Лисицынъ – Святой Апостолъ Павелъ.

    Профессоръ-протоіерей Михаилъ Лисицынъ – Святой Апостолъ Павелъ.

    Св. апостолъ Павелъ родился въ г. Тарсѣ Киликійскомъ (въ Малой Азіи) отъ родителей іудеевъ изъ колѣна Веніаминова. Онъ имѣлъ наслѣдственныя права римскаго гражданина. Въ Тарсѣ получилъ онъ свое образованіе у знаменитаго іудейскаго учителя Гамаліила. Этотъ Гамаліилъ былъ единственнымъ лицомъ въ синедріонѣ, которое посовѣтовало не подвергать христіанъ гоненію, такъ какъ, если дѣло ихъ не отъ Бога, то оно само собою разрушится. Этому мудрому совѣту послѣдовалъ весь синедріонъ. Такъ велико было вліяніе этого Гамаліила.

    11 July 2022 читать далее

  • Фотій Николаевичъ Бѣлявскій – Святый Апостолъ Петръ.

    Фотій Николаевичъ Бѣлявскій – Святый Апостолъ Петръ.

    Святый апостолъ Петръ носилъ до призванія его Господомъ къ апостольскому служенію имя Симона; онъ былъ безхитростный и некнижный рыбакъ, родомъ изъ Галилейскаго городка Виѳсаиды. Трудами своихъ рукъ онъ снискивалъ пропитаніе престарѣлому своему отцу Іонѣ, тещѣ и своей семьѣ. – Первымъ обратился ко Христу братъ Петра, апостолъ Андрей; этотъ послѣдній, пробывъ съ Господомъ день, привелъ къ нему и Симона.

    Іисусъ, взглянувъ на него и провидя, что Петръ первый изъ апостоловъ исповѣдуетъ Его Сыномъ Бога живаго, сказалъ: «Ты, Симонъ, сынъ Іонинъ, наречешься Петръ, что значитъ камень». – Однако, и послѣ этой встрѣчи съ Господомъ Андрей и Петръ обратились къ своимъ обычнымъ занятіямъ, пока Господь, проходя однажды близъ моря Галилейскаго и увидѣвъ ихъ, чинившихъ сѣти, не сказалъ имъ: «Идите за Мной, Я сдѣлаю васъ ловцами человѣковъ». Съ этихъ поръ святый апостолъ Петръ неотступно слѣдовалъ за Господомъ, видя Его чудеса, наслаждаясь Его лицезрѣніемъ и Его Божественными словами.

    11 July 2022 читать далее

  • Протоіерей Климентъ Ѳоменко – У гробовъ святыхъ первоверховныхъ апостоловъ Петра и Павла въ Римѣ.

    Протоіерей Климентъ Ѳоменко – У гробовъ святыхъ первоверховныхъ апостоловъ Петра и Павла въ Римѣ.

    Съ давнихъ временъ нашихъ благочестивыхъ паломниковъ привлекали къ себѣ для благоговѣйнаго поклоненія не только великія святыни Востока, но и святыни Запада. Что влекло русскихъ поклонниковъ къ границамъ Запада? – Гробы святыхъ первоверховныхъ апостоловъ Петра и Павла въ Римѣ и мироточивыя мощи святителя Николая въ Баръ-градѣ. Наши благочестивые паломники не страшились «путническаго труда» для поклоненія симъ великимъ святынямъ. Въ концѣ прошлаго вѣка предпринялъ «путническій трудъ» къ симъ святынямъ одинъ извѣстный кіевскій пѣшеходъ, могила котораго находится теперь въ Кіево-Братскомъ монастырѣ, Василій Григоровичъ-Барскій. Въ 30-хъ годахъ XIX столѣтія къ гробницамъ первоверховныхъ апостоловъ прибылъ для поклоненія русскій царь Николай І-й, направивъ затѣмъ изъ Рима свои стопы въ Баръ-градъ для поклоненія мощамъ святителя Николая. У сей мѵроточивой гробницы въ 1894 г. молился за Русскую землю императоръ Николай ІІ-й.

    11 July 2022 читать далее

  • Профессоръ-протоіерей Михаилъ Лисицынъ – Поученіе по житію св. Сампсона Страннопріимца, пресвитера.

    Въ числѣ немногихъ святыхъ, почитаемыхъ Церковью, св. Сампсонъ почитается какъ бы нашимъ народнымъ святымъ. Причиною этому послужила, вѣроятно, главная добродѣтель святого, прославляемая Церковью, а именно: любовь его къ бѣднымъ и больнымъ и вообще ко всѣмъ нуждавшимся въ пріютѣ и попеченіи, почему и былъ названъ онъ Страннопріимцемъ. Русскій народъ извѣстенъ своею любовью къ разнаго рода «несчастнымъ», а также испоконъ вѣковъ славился своимъ гостепріимствомъ и страннопріимствомъ. Вотъ тѣ вѣроятныя причины, которыя и имя св. Сампсона сдѣлали столь любезнымъ нашему народу, что онъ призналъ св. Сампсона, уроженца древняго Рима, за своего, ибо въ немъ увидѣлъ исполненіе своихъ завѣтныхъ стремленій помогать нуждающимся въ страннопріимствѣ. Въ личности св. Сампсона нашъ народъ увидалъ свое родное, узрѣлъ отображеніе своей собственной души въ ея лучшихъ проявленіяхъ.

    Извлечемъ же изъ житія св. Сампсона спасительные и для своей жизни примѣры.

    10 July 2022 читать далее

  • Священникъ Владиміръ Данкевичъ – Поучительное чтеніе въ четвертую недѣлю по Пятидесятницѣ.

    Священникъ Владиміръ Данкевичъ  –  Поучительное чтеніе въ четвертую недѣлю по Пятидесятницѣ.

    «Ни во Израили толики вѣры обрѣтохъ. Глаголю же вамъ: яко мнози отъ востокъ и западъ пріидутъ и возлягутъ со Авраамомъ и Исаакомъ и Іаковомъ во царствіи небеснѣмъ: сынове же царствія изгнани будутъ во тму кромѣшнюю: ту будетъ плачъ и скрежетъ зубомъ» (Mѳ. 8, 10-12).

    Какъ это, братія, могло случиться, что евреи – народъ Божій избранный, о которыхъ Пророкъ сказалъ: «вѣдомъ во Іудеи Богъ и во Израили веліе Имя Его» (Псал. 75, 2), – несмотря на всѣ благодѣянія и милости Божіи, не увѣровали во Христа (за исключеніемъ нѣкоторыхъ избранныхъ) и лишены были за это царства небеснаго, а язычники, замѣнившіе истину Божію ложью (Римл. 1, 25) и измѣнившіе славу нетлѣннаго Бога въ образъ, подобный тлѣнному человѣку (ст. 23), не только увѣровали во Христа, но и удостоились за свою вѣру похвалы отъ Него? Какъ могло случиться, что въ Господѣ Іисусѣ Христѣ они не признали Обѣтованнаго Мессіи, но преслѣдовали и гнали Его до крестной смерти? – Очень просто. Подъ вліяніемъ ученій руководителей своихъ – фарисеевъ и саддукеевъ, они погрязли въ чувственности и привязались къ землѣ; вслѣдствіе этого уму ихъ предносились не образы Моисея, Исаіи и другихъ пророковъ, предзнаменовавшихъ пророческое служеніе Спасителя, – не страдальческіе образы Іосифа, проданнаго братьями, – Іова, внезапно обнищавшаго и дошедшаго потомъ до крайней степени человѣческаго несчастія, которыми предуказывалась Его первосвященническая жертва, – а величественные образы Давида, Соломона и другихъ царей, когда они жили счастливо и безпечально. Вотъ это-то уклоненіе отъ преданныхъ Богомъ завѣтовъ и погруженіе въ земные житейскіе расчеты и было причиною невѣрія іудеевъ и отверженія ихъ Богомъ.

    09 July 2022 читать далее

  • Сказаніе о явленіи Тихвинскія иконы Божія Матери.

    Сказаніе о явленіи Тихвинскія иконы Божія Матери.

    «Странно чудо явленія образа Твоего, Владычице, и несказанно» (Стихир. на мал. веч.).

    Какъ солнце пресвѣтлое возсіяла надъ сѣверными предѣлами земли Русской икона Богоматери, именуемая Тихвинскою. Какъ любящая Мать, Царица Небесная посѣщала сею иконою земнородныхъ чадъ своихъ, освящая воздухъ Своимъ шествіемъ, благословляя грады и веси земли Русской. Это дивное явленіе иконы было въ 1383 г., при державѣ великаго князя Димитрія Іоанновича Донского.

    На великомъ Ладожскомъ озерѣ рыбаки закидывали свои сѣти. Вдругъ осіялъ ихъ необычный лучезарный свѣтъ. Взглянувъ къ небу, они увидѣли, что надъ водою по воздуху шла икона Богоматери съ Предвѣчнымъ Богомладенцемъ на лѣвой рукѣ Ея. Икону со всѣхъ сторонъ обливалъ свѣтъ, подобный солнечному сіянію. Рыбаки бросили свое занятіе и съ удивленіемъ и радостью смотрѣли вслѣдъ иконы, желая видѣть: куда она идетъ и гдѣ остановится? Но икона сокрылась отъ очей ихъ и явилась за 30 верстъ отъ озера, на мѣстѣ Смольновѣ. Здѣсь поставили для нея часовню; многіе болящіе получили отъ нея исцѣленіе, но скоро святая икона невидимо скрылась оттуда. Ее увидѣли версты за двѣ отъ Смольнова, близъ села Вымоченицъ: она и здѣсь стояла на воздухѣ и сіяла неизреченнымъ свѣтомъ. Со всего села стеклись жители и усердно молились Царицѣ Небесной. Икона спустилась на землю, народъ съ благоговѣніемъ поклонялся ей, многіе получили отъ нея исцѣлеленія. Скоро тутъ поставили часовню, а потомъ и церковь, но святая икона не долго оставалась въ новомъ храмѣ. Она преславно явилась за 19 верстъ отъ Вымоченицъ надъ горою Куковой, осѣнила сіе мѣсто своимъ прехожденіемъ и остановилась за версту оттуда, на мѣстѣ Кожела, за 20 верстъ отъ Тихвина. По молитвамъ жителей святая икона ниспустилась на землю; тотчасъ же для нея построили часовню, а вскорѣ и храмъ; но и здѣсь пребываніе иконы было краткое. Вскорѣ, какъ легкое облако, носимая по воздуху невидимою силою, она явилась на горѣ близъ г. Тихвина. Стеклось множество народа, изъ сосѣднихъ селъ прибыли священники со святыми крестами и иконами и вмѣстѣ съ народомъ взывали къ иконѣ Богородицы: «Пріиди къ намъ. Царице! Пріиди къ намъ, Владычице! Призри на насъ, недостойныхъ рабовъ Твоихъ, посѣти насъ свыше и свѣтозарнымъ Твоимъ пришествіемъ просвѣти насъ, омраченныхъ грѣхами!..».

    09 July 2022 читать далее

  • Протоіерей Феодоръ Знаменскій – Чудотворная Тихвинская икона Божіей Матери въ Исаакіевскомъ каѳедральномъ соборѣ въ С.-Петербургѣ.

    Протоіерей Феодоръ Знаменскій – Чудотворная Тихвинская икона Божіей Матери въ Исаакіевскомъ каѳедральномъ соборѣ въ С.-Петербургѣ.

    Драгоцѣннѣйшимъ украшеніемъ Исаакіевскаго каѳедральнаго собора въ С.-Петербургѣ и предметомъ благоговѣйнаго поклоненія служитъ святая икона Божіей Матери Тихвинская. Православные обитатели града святаго Петра, постоянные и временные, знаютъ ее, какъ одну изъ достопримѣчательныхъ святынь сѣверной столицы, и молятся предъ нею, подобно тому, какъ въ Казанскомъ соборѣ предъ Казанскимъ образомъ Божіей Матери, въ Скорбященской церкви предъ образомъ Божіей Матери всѣхъ Скорбящихъ Радости.

    Святая икона эта прославилась чудесами милости Божіей въ Петербургѣ, въ самый годъ освященія Исаакіевскаго собора (1858), и какъ бы дарована ему Царицей Небесной въ благословеніе свыше. Въ то время находилась эта святыня у благочестивой женщины, мѣщанки Троице-Сергіевскаго посада, Марьи Денисовой Востоковой, квартировавшей на 3 улицѣ Песковъ, въ ветхомъ деревянномъ домикѣ купеческаго сына Ершова, на чердакѣ, въ маленькой комнатѣ. Досталась она Востоковой отъ проживавшаго въ томъ же домикѣ бондаря-раскольника, въ уплату за долгъ въ три рубля. Получивши въ собственность святую икону, Марья Денисова отдала ее живописцу скрѣпить и почистить, такъ какъ икона отъ небрежности бондаря, державшаго ее у себя въ сараѣ, отъ сырости попортилась, на ней показались даже трещины. Въ Великую субботу на Страстной недѣлѣ (въ 1858 г.) живописецъ возвратилъ икону Востоковой, и она, въ подновленномъ видѣ, послѣ церковнаго освященія, поставлена на столѣ въ ея квартирѣ. Чрезъ нѣсколько времени приходитъ въ комнату Востоковой неизвѣстная женщина и, подавая ей 6 рублей, говорить: «купи ты кіотъ для святой иконы, а что останется – употреби на масло». Востокова сама дѣйствительно имѣла большое усердіе сдѣлать кіотъ для этого образа, но средствъ не имѣла. «Какъ тебя зовутъ, раба Божія»? спросила женщину Востокова. – «Господь знаетъ какъ меня зовутъ, а ты сдѣлай, что тебѣ сказано». Востокова, подумавъ, что кто нибудь изъ знакомыхъ ея, не желая быть узнаннымъ, послалъ деньги чрезъ неизвѣстное ей лицо, пріобрѣла на толкучемъ рынкѣ кіотъ за четыре рубля, а на остальные купила лампаду и масла. Такимъ образомъ, въ первый разъ предъ святою иконою затеплилась лампада въ праздникъ Рождества Богородицы, 8-го сентября 1858 г. Съ тѣхъ поръ, неизвѣсгно какъ, по всему Петербургу разнеслось извѣстіе о пребываніи у Маріи Востоковой на Пескахъ чудотворной иконы. Разныя лица стали посѣщать убогую квартиру Востококой, молиться предъ святой иконой и приносить жертвы дли нея. Усердіе приходившихъ увеличилось отъ чудесныхъ исцѣленій, совершавшихся послѣ молитвы. Видя большое стеченіе народа, Востокова просила епархіальное начальство перенестисвятую икону въ церковь. И вотъ, по распоряженію въ Бозѣ почившаго высокопреосвященнаго митрополита Григорія и, безъ сомнѣнія, по милостивому соизволенію Царицы Небесной, святая икона 5 марта 1859 г. досточестно перенесенавъ Исаакіевскій каѳедральный соборъ.

    09 July 2022 читать далее

  • «Чувствую, что страдаю за веру, правду и откровенность, а также за любовь к простому народу». Новосвмуч. о. Георгий (Степанюк) – Новомученик Российский из Забужной Руси.

    Новосвмуч. иерей Георгий Фёдорович Степанюк родился в 1880 г. в селе Полична Брестского уезда Гродненской губернии (нынешний Гайновский повят Подляского воеводства Республики Польша) в семье отставного унтер-офицера Фёдора Антоновича, происходившего из деревни Поличной, и его жены Марфы Филипповны. 7 апреля Георгия крестили в местной церкви. С 1900 года Георгий Фёдорович был учителем народно-приходской школы в деревне Ногородовичи Гродненской волости (ныне Белоруссия). После того, как в семье Георгия и Евфросинии Степанюков умерли трое малолетних детей, Георгий принял решение служить Богу. Он отправился учиться в Москву.

    После окончания Московских пастырских курсов в 1911 году Георгий Степанюк был рукоположен в священный сан и направлен в Туркестанскую епархию, где служил священником в селе Глиновка Лепсинского уезда Семиреченской области. 1912 году отца Георгия за непорочную службу был награждён набедренником. Впоследствии его перевели в село Андреевское того же уезда (ныне с. Кабанбай, Алакольский район, Алма-Атинская обл., Казахстан). Служа в андреевской церкви, отец Георгий был законоучителем местной церковно-приходской школы и преподавал арифметику.

    09 July 2022 читать далее