• Протоіерей Илія Ливанскій – Слово въ день памяти св. священномученика Іоанна Кукшы, Просвѣтитель Орловскаго края.

    Протоіерей Илія Ливанскій – Слово въ день памяти св. священномученика Іоанна Кукшы, Просвѣтитель Орловскаго края.

    Какъ могу достойно прославить святыхъ мужей, бывшихъ въ честномъ Печерскомъ монастырѣ, для которыхъ язычники крестились и становились иноками, а іудеи принимали св. вѣру? Но и не могу умолчать о блаженномъ священномученикѣ и черноризцѣ сего монастыря Кукшѣ, о которомъ всѣ знаютъ, что онъ прогонялъ бѣсовъ, крестилъ Вятичей, дождь свелъ, изсушилъ озеро, сотворилъ многія другія чудеса и послѣ многихъ мукъ убитъ былъ съ ученикомъ своимъ Никономъ. За два года предузнавшій свое отшествіе къ Богу, пророчествовавшій о многомъ, исцѣлявшій больныхъ, Пименъ, ставъ среди церкви, громко сказалъ: «братъ нашъ Кукша убитъ, на разсвѣтѣ». Сказавъ это, онъ преставился въ одинъ день и часъ со Святыми. (Изъ «Сказанія» св. Симона, Еписк. Владим. и Сузд., о Печер. инокахъ).

    Таковъ, братія, былъ св. священномученикъ Іоаннъ Кукша, равноапостольный Просвѣтитель древней страны Вятичей и въ частности теперешняго нашего Орловскаго края, по краткому церковно-лѣтописному сообщенію о немъ Святителя Христова Симона, Епископа Владимірскаго и Суздальскаго, въ его «Сказаніи о Печерскихъ инокахъ».

    09 September 2022 читать далее

  • Владимірская чудотворная икона Пресвятыя Богородицы.

    «Не умолчимъ никогда Богородице, силы Твоя глаголати недостойны. Аще бо Ты не бы предстояла молящи: кто бы насъ избавилъ отъ толикихъ бѣдъ, кто же бы сохранилъ донынѣ свободны».

    Преблагословенная Богородица, согласно обѣщанію Своему и по успеніи не оставлять вѣрующихъ всесильнымъ покровительствомъ, присно ходатайствуетъ за насъ предъ Всевышнимъ Сыномъ и Богомъ Своимъ, предстоя одесную Его престола. Невидимое заступленіе Матери Божіей предъ милосердымъ Господомъ благотворно и многообразно выражается на землѣ. Обозрѣвая умомъ минувшія судьбы Христовой церкви, мы можемъ еще въ древнихъ писаніяхъ мужей достовѣрныхъ находить безчисленное множество доказательствъ Ея благости и любви къ роду человѣческому. Всѣ разнообразныя благодѣянія Ея нѣтъ возможности изобразить; изъ нихъ лишь небольшая часть занесена на страницы лѣтописей христіанской церкви. За этотъ благодатный покровъ Богоматери отвсюду во вселенской церкви Христовой слышатся Ей благодарственныя и хвалебныя пѣснопѣнія, въ которыхъ Она достойно ублажается, какъ честнѣйшая херувимовъ и славнѣйшая серафимовъ, какъ Царица, Владычица и Ходатаица міра, взбранная Воевода, Радость скорбящихъ. Заступница обидимыхъ – и тому подобными наименованіями.

    07 September 2022 читать далее

  • Новосвмуч. пресвитеръ Іоаннъ Восторговъ – ДУХОВНАЯ ЦѢЛЬНОСТЬ.

    «Не преклоняйтесь подъ чужое ярмо съ невѣрными. Ибо какое общеніе праздности съ беззаконіемъ? Что общаго у свѣта со тьмою? Какое согласіе между Христомъ и Веліаромъ?» (2 Кор. VI, 14-15).

    Какъ передать и выразитъ это наставленіе апостола на нашемъ современномъ языкѣ? Чего онъ требуетъ отъ христіанъ въ приведенныхъ словахъ?

    Мы бы сказали, что апостолъ требуетъ отъ насъ безраздѣльнаго, чуждаго противорѣчій служенія нашему христіанскому званію и призванію, требуетъ полной и всецѣлой послѣдовательности нашей мысли и жизни, требуетъ того, что теперь называется на языкѣ образованнаго общества цѣльностью духа.

    Нужны ли намъ такія напоминанія? Безусловно ли важны и необходимы такія рѣшительныя требованія отъ вѣрующихъ?

    05 September 2022 читать далее

  • Архіепископъ Иліодоръ (Чистяковъ) – Бесѣда въ недѣлю 12-ю по Пятидесятницѣ.

    Архіепископъ Иліодоръ (Чистяковъ) – Бесѣда въ недѣлю 12-ю по Пятидесятницѣ.

    Матѳ. XIX, 16-28.

    Хрістіанинъ подобенъ путнику, текущему изъ страны чуждей въ отечество; земля для него – страна чуждая ; небо – отечество его; стези къ небесному отечеству – вѣра во Іисуса Хріста и жизнодательныя его заповѣди. – Братіе! Кому дорого спасеніе, тотъ долженъ, подобно Евангельскому юношѣ, тещи ко Іисусу Хрісту, вопрошать Егo о путяхъ къ животу и слѣдовать тому, чему научаетъ Небесный Учитель истины.

    Евангельскій юноша, приступивши ко Іисусу, вопрошалъ Его о путяхъ къ животу. «И се, единъ нѣкiй приступль, рече Ему: Учителю благій, что благо сотворю, да имамъ животъ вѣчный» (ст. 16). Евангельскій юноша научаетъ всѣхъ и каждаго, въ комъ, среди тьмы недоумѣній, искать свѣта истины? – Во Іисусѣ Хрістѣ, иже есть свѣтъ животный: «въ томъ животъ бѣ и животъ бѣ свѣтъ человѣкомъ» (Іоан. I, 4). Къ чему обращать чувства сердца? – Не къ земнымъ благамъ, но небеснымъ – къ сокровищу нетлѣнному, – еже есть животъ вѣчный. «Что благо сотворю, да имамъ животъ вѣчный»? Какъ привлекать благоволеніе Всеблагаго? – Не одними словами, но паче дѣлами. «Не всякъ бо глаголяй ми: Господи, Господи», вѣщаетъ Спаситель, «внидетъ въ Царствіе Небесное, но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесѣхъ» (Матѳ. VII, 21).

    03 September 2022 читать далее

  • Святитель Димитрій, митрополитъ Ростовскій – Побѣдоносная Защитница (Поученіе на празднество Пресвятыя Богородицы Донскія).

    Святитель Димитрій, митрополитъ Ростовскій – Побѣдоносная Защитница (Поученіе на празднество Пресвятыя Богородицы Донскія).

    «Взбранной Воеводѣ побѣдительная, яко избавльшеся отъ злыхъ, благодарственная восписуемъ Ти раби Твои, Богородице».

    Дня нынѣшняго, въ сей святой обители почитающе соборнѣ празднествомъ икону пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и приснодѣвы Маріи, нарицаемыя Донскія, о нарицаніи томъ восхотѣхъ увѣдати, слышателіе мои возлюбленніи; и извѣстихся отъ достовѣрныхъ повѣствователей и лѣтописцовъ, яко егда благовѣрный Великій Князь Димитрій Іоанновичь, имѣ брань съ нечестивымъ царемъ Мамаемъ Татарскимъ межъ Дономъ и Непрядвою рѣкою, тогда тамо бяше сія пречестная чудотворная Икона въ полцѣхъ Христіанскихъ, принесенная отъ Донскаго воинства въ даръ Великому Князю, въ помощь же на сопротивныя. И молитвами Пречистыя Богоматере, чудесною же ея силою отъ иконы сел исходящею побѣждены быша Агаряне: и Великій Князь со Христіанскимъ воинствомъ славно торжествуя, во своя возвратися, и принесе съ собою честную и чудотворную сію икону, нарицаемую Донскую, отъ бывшей тамо за Дономъ побѣды. Еще же и о обители сей, отъ образа пресвятой Богородицы Донской нарицаемой Донскою, увѣдати хотящи, извѣстихся отъ достовѣрныхъ повѣствованій и отъ лѣтописцовъ, яко во дни благовѣрнаго Государя царя и Великаго Князя Ѳеодора Іоанновича, бывшу нашествію Крымскія орды на Московскаго государства державу, егда Татарскій царь Муратъ Кирей приближися подъ царствующій сей градъ, изыде благовѣрный царь и Великій Князь Ѳеодоръ Іоанновичь съ воинствомъ своимъ, и на семъ мѣстѣ ополчися противу Агаряновъ, принесе же въ полки свои и икону сію пресвятыя Богородицы Донской: и побѣди Агарянскіи полки, и прогна я помощію Пречистыя Богородицы, ейже и воздая благодареніе, на семъ мѣстѣ созда церковь каменну, при нейже нынѣ есть трапеза, и списокъ съ чудесныя иконы въ ней постави, и отъ того времени наречена бысть обитель Донская.

    01 September 2022 читать далее

  • Владиміръ Петровичъ Соколовъ – Языкъ древне-русской иконописи.

    I. Образныя одежды.

    Древне-русская иконопись, ставя своею главною цѣлью назиданіе, наученіе вѣрующихъ религіозно-нравственной жизни и пробужденіе въ нихъ религіознаго чувства, цѣнила въ иконописи прежде всего и выше всего идею, содержаніе иконы. Внѣшняя, техническая сторона иконописи цѣнилась настолько, насколько она вѣрно и точно передавала церковный характеръ изображаемаго лица или священнаго событія и выражала взгляды на нихъ русскихъ книжниковъ того времени. Если мы вспомнимъ взглядъ русскаго народа на икону, какъ на особенно священный предметъ среди церковныхъ вещей, если припомнимъ, какое вниманіе обращала русская церковь вообще на дѣло иконописанія, если вспомнимъ, что икона – «слово Божіе», то легко можно понять, почему и внѣшняя сторона иконописи, ея техника, ея графика и живопись, т. е. языкъ иконы, также какъ и содержаніе иконы, была предметомъ серьезныхъ заботъ Церкви, иконописцевъ и вѣрующихъ.

    30 August 2022 читать далее

  • Митрополитъ Арсениій (Москвинъ) – О написаніи въ себѣ внутренняго человѣка по подобію Христову (Слово въ день пренесенія Нерукотвореннаго Образа).

    Митрополитъ Арсениій (Москвинъ) – О написаніи въ себѣ внутренняго человѣка по подобію Христову (Слово въ день пренесенія Нерукотвореннаго Образа).

    «Чій образъ сей и написаніе» (Матѳ. 22, 20)?

    Вопросъ очень обыкновенный; но отвѣчать на него тѣмъ, которые подошли къ Іисусу Христу съ коварнымъ намѣреніемъ обольстить Его словомъ, было нелегко. Они видѣли себя въ опасности потерять отъ неудачнаго отвѣта всю выгоду своей злонамѣренной хитрости, столъь тщательно придуманной цѣлымъ сонмомъ иродіанъ и фарисеевъ.

    Дѣло состояло въ томъ, что фарисеи вмѣстѣ съ иродіанами согласились представить Господа Іисуса предъ лицемъ народа или оскорбителемъ вѣры, столь много, по-водимому, ими уважаемой, или противникомъ Кесарю, въ подданствѣ коего тогда находилась Іудея, и для того приступили къ Нему съ хитрымъ вопросомъ: «должно ли давать дань Кесарю, или нѣтъ» (Матѳ. 22,17)? – воображая себѣ, что если Іисусъ Христосъ скажетъ: «должно», то можно будетъ обвинить Его въ оскорбленіи вѣры, которая, по ихъ мнѣнію, освобождала іудеевъ, какъ сыновъ Божіихъ, отъ всякой дани чужеземному и притомъ языческому государю; а если скажетъ: «не должно», тогда можно будетъ предать Его въ руки римскаго правосудія, какъ опаснаго возмутителя народа.

    29 August 2022 читать далее

  • Иванъ Василевичъ Баженовъ – Перенесеніе нерукотвореннаго образа Господа нашего Іисуса Христа.

    Въ то время, когда Господь Іисусъ Христосъ жилъ на землѣ и училъ людей Царствію Божію, а также творилъ чудеса и исцѣлялъ больныхъ, въ г. Эдессѣ по ту сторону рѣки Евфрата жилъ князь Авгарь. Онъ былъ боленъ проказой, снаружи покрывшей тѣло его синеватыми язвами, а внутри онъ чувствовалъ ломоту костей. До Авгаря дошелъ слухъ объ Іисусѣ Христѣ и Его чудесахъ и онъ запылалъ сильнымъ желаніемъ видѣть Іисуса Христа, дабы получить отъ Него исцѣленіе. Но князь былъ разслабленъ тѣломъ, а потому не могъ отправиться въ Палестину самъ. Поэтому онъ послалъ въ Іудею посольство съ письмомъ къ Іисусу Христу.

    Письмо было слѣдующаго содержанія: «Князь Эдесскій Авгарь Іисусу благому Спасителю, въ странахъ іерусалимскихъ явившемуся, во плоти радоватися. До меня достигъ слухъ о Тебѣ и Твоихъ преславныхъ чудотвореніяхъ, какъ безъ врачевства и лекарствъ Ты исцѣляешь болѣзни, слѣпымъ даешь зрѣніе, хромымъ хожденіе, отгоняешь отъ людей нечистыхъ духовъ, очищаешь прокаженныхъ, разслабленныхъ, въ теченіе многихъ лѣтъ лежащихъ на одрѣ, врачуешь словомъ и воскрешаешь мертвыхъ. Слыша о Тебѣ, что Ты совершаешь столь дивныя чудеса, я относительно Тебя пришелъ къ такого рода двумъ заключеніямъ: Ты или Богъ, сошедшій съ неба, или Сынъ Божій. Посему я и обращаюсь къ Тебѣ съ такимъ смиреннымъ моленіемъ, да потрудишься придти ко мнѣ и исцѣлить неизлѣчимую болѣзнь мою, отъ которой я страдаю уже много лѣтъ. Дошло до меня также, что іудеи ненавидятъ Тебя и хотятъ причинить Тебѣ зло. Я же имѣю городъ, хотя и небольшой, но красивый и изобилующій всѣмъ. Итакъ приходи ко мнѣ и живи со мною въ моемъ городѣ, въ которомъ для насъ обоихъ найдется все потребное».

    28 August 2022 читать далее

  • Стихира-осмогласникъ «на цѣлованіе» на Успеніе Пресвятыя Богородицы (Твореніе митрополита Кіевскаго Григорія Цамблака).

    Стихира-осмогласникъ «на цѣлованіе» на Успеніе Пресвятыя Богородицы (Твореніе митрополита Кіевскаго Григорія Цамблака).

    Данная стихира предназначена для пения во время поклонения образу Успения Пресв. Богородицы в конце утрени, как последняя в соответствующем ряду стихир «на целование». В древности поклонение совершалось перед иконой праздника, но с XV в. на Балканах и на Руси более популярными становятся лицевые плащаницы с изображением почившей Богоматери – в связи с распространением там Иерусалимского устава в обрядах страстного богослужения). В основу данного текста легли стихиры целования Креста (Крестопоклонной недели, Крестовоздвижения и Изнесения Честных Древ Животворящего Креста) и стихира «Приидите, ублажим Иосифа» на целование Плащаницы в Великий пяток – самая известная из них. Стихира на Успение исполняется на все 8 гласов (указаны в скобках), смена которых обусловлена тональным сродством гласов византийской системы. Текст стихиры (Чтения в Импер. Обществе истории и древностей Российских. М. 1846. № 3. С. 4-6.) приводится с минимальными поправками и устранением церковно-славянских архаизмов. Для удобства пения текст разбить на колена и отмечены остановки. Ред.

    Мѣсяца Августа въ 15-й день.

    На Успеніе Пресвятыя Богородицы,поемъ сей стихъ на цѣлованіе, твореніе киръ Григорія Цамблака. Слава и нынѣ, гласъ 8-й, осмогласникъ:

    (Гласъ 1-й:) Днесь Владычица и Богородица,/ Пресвятая Дѣва Царица,/ преходитъ отъ земныхъ къ премірнымъ,/ къ Царю царствующему, къ Сыну Своему и Богу,/ сопричаститися царствію вѣчному,/ паче же превѣчному и конца не имущему,/ не на колесницѣ рабски, якоже Илья,/ но матерски Царица царски,/ на Сыновнихъ рукахъ со множествы вой херувимскихъ./ И тогда лучшіи апостоловъ предпосылаеми,/ по облакомъ предпоставляеми пресвѣтлыми ангелы/ пречистому Твоему и богопріятному тѣлу,/ преукрашеннѣй церкви Царя Небеснаго,/ въ ней же непостижимый и неприкосновенный написуется Плоть,/ и отъ сосцу животочну доится./ Богъ убо сый, сподоби за милосердіе/ совершенно вообразитися Ею въ человѣчество/ и подати ему Божества достояніе./ И предсташа весь ликъ богословецъ,/ не дванадесятѣхъ, но и седмьдесятѣхъ,/ исходныя пѣсни пояху,/ честь воздающе апостольскаго сословія, глаголюще:/ что Тебѣ речемъ? кіими мѵры проводимъ Тя, Мѵропріемнице Небесная?/ кое кадило принесемъ Ти, златая Кадильнице?/ Недоумѣемся и удивляемся,// како одръ великаго Царя, на малѣ одрѣ мертволѣпно безъ дыханія лежитъ?

    28 August 2022 читать далее

  • Митрополитъ Платонъ (Городецкій) – О томъ, что между сномъ и смертію существуетъ великое сходство (Слово въ день Успенія Божіей Матери).

    Митрополитъ Платонъ (Городецкій) – О томъ, что между сномъ и смертію существуетъ великое сходство  (Слово въ день Успенія Божіей Матери).

    Священный дѣеписатель, повѣствуя о блаженной кончинѣ Божіей Матери, говоритъ, что Пресвятая Дѣва, какъ бы сномъ на малое время смертію уснувши, вскорѣ отъ ней, какъ отъ сна воспрянула, и отрясши мертвость гробную, какъ бы сонное дреманіе, узрѣла безсмертную во свѣтѣ лица Господня жизнь и славу (Чет.-Мин. 15 авг.). Посему кончина Ея справедливо называется успеніемъ.

    Впрочемъ, смерть и каждаго человѣка можетъ назваться сномъ, хотя не столь дивнымъ и славнымъ, какъ успеніе Богоматери. Это не наша только мысль, – такъ думали древніе мудрецы, называвшіе сонъ изображеніемъ смерти; это внушалъ Самъ Іисусъ Христосъ, когда говорилъ, что Лазарь и дщерь Іаирова не умерли, а только уснули (Іоан. 11, 14. Марк. 5, 35-39); сему вѣруетъ наша Церковь, называя умершихъ усопшими.

    Но почему смерть называется сномъ? Что между ними общаго? Потому что между сномъ и смертію дѣйствительно находится великое сходство.

    27 August 2022 читать далее