Воспоминаніе спасительнаго возсоединенія западно-русскихъ уніатовъ съ Православной Церковью въ 1839 г. (9-й четвергъ по Пасхѣ).

Cобытіе ежегодно воспоминается въ Западной Руси, 9-й четвергъ по Пасхѣ, т. е. въ четвергъ послѣ недѣли 1-й по Пятидесятницѣ (Всѣхъ Святыхъ). – ред.

 

Праздникъ въ девятый четвергъ послѣ Пасхи – въ память возсоединенія уніатовъ съ Православною церковью.

Девятый четвергъ послѣ Пасхи празднуется не только православными, но и латинянами въ Западномъ краѣ Россіи; впрочемъ у тѣхъ и у другихъ причины празднованія, а равно и названія праздника различны. Латиняне посвящаютъ этотъ день воспоминанію установленія Iисусомъ Христомъ таинства Евхаристіи, и онъ общеизвѣстенъ подъ названіемъ праздника «Божія Тѣла» (solemnitas Corporis Christi). Правда, латинская церковь, какъ и православная, начиная съ древнѣйшихъ временъ и до сихъ поръ, отличаетъ особеннымъ торжественнымъ богослуженіемъ Великій Четвергъ какъ день, въ который собственно установлено было таинство причащенія. Но появленіе въ средніе вѣка, въ лонѣ римской церкви, разныхъ еретическихъ ученій и особенно протестантизма, въ которыхъ таинство Тѣла и Крови Христовой низводилось на степень простаго обряда, только напоминающаго о совершеніи Iисусомъ Христомъ сего таинства, послужило побужденіемъ къ установленію нарочитаго дня, въ который бы, при особенной торжественной обстановкѣ, воздавалось поклоненіе Тѣлу Христову и который бы сколько возбуждалъ и укрѣплялъ въ латинянахъ вѣру въ таинство, столько же служилъ обличеніемъ невѣрія. Въ первый разъ мысль о такомъ праздникѣ появилась въ половинѣ XIII в., при папѣ Урбанѣ IV, который буллой: «Transiturus de hoc mundo» установилъ праздникъ св. Евхаристіи подъ именемъ «Божія Тѣла». Нужно замѣтить, что на Западѣ онъ распространялся очень туго, такъ что въ Польшѣ и Литвѣ стали праздновать его, и то по мѣстамъ, уже послѣ Петроковскаго провинціальнаго синода въ 1559 году; благодаря только вліянію іезуитовъ, онъ сталъ распространяться здѣсь болѣе и болѣе, и праздноваться среди пышной обстановки – особенно въ Вильнѣ[1].

Въ уніатской церкви первые слѣды празднованія этого дня падаютъ на время извѣстнаго своими реформаторскими дѣйствіями въ пользу латинства Замойскаго собора 1720 г.; къ тому же времени относится внесеніе въ цвѣтную тріодь богослужебнаго чина въ честь «Божьяго Тѣла».

Но не смотря на столѣтіе отъ Замойскаго собора до уничтоженія Западно-русской церковнрй уніи – праздникъ этотъ или лучше смыслъ его не былъ вполнѣ понятъ народомъ, который далъ ему своеобразное названіе «Зеленецъ», «Зельна», подъ которымъ онъ существуетъ и до сихъ поръ. Какъ бы оправдывая свое названіе, въ этотъ день крестьяне приносятъ въ церковь разнаго рода зелень, цвѣты, которые освящаются по особому чину и хранятся ими для употребленія въ болѣзняхъ и т. п. обстоятельствахъ. Такимъ образомъ латинскій праздникъ св. Евхаристіи есть нововведеніе въ уніатской церкви, а вслѣдствіе сего онъ не привился къ уніатамъ крѣпко; исключеніемъ изъ этого могутъ служить только тѣ мѣстности, гдѣ много было костеловъ, а равно монастырей Латинскихъ и базиліанскихъ и, слѣдовательно, гдѣ ополяченіе и окатоличеніе народа шло довольно успѣшно.

Возсоединеніе уніатовъ съ православною церковію, совершившееся въ 1839 году, безспорно есть событіе имѣющее огромную важность, сколько въ церковномъ, столько же, если еще не болѣе, въ государственномъ отношеніи – событіе укрѣпляющее на вѣчныя времена Западный нашъ край за Россіей, дающее Россіи въ двумиліонной массѣ народа, вмѣсто прежнихъ враговъ Православія и Россіи, вмѣсто сторонниковъ латинства и пособниковъ Польшѣ, вѣрныхъ сыновъ церкви и друзей Россіи. Такое событіе, въ быстромъ и счастливомъ совершеніи котораго видѣнъ ясный перстъ Божій, не могло пройти безслѣдно въ церковной жизни, а потому въ 1840 г. 17 мая «св. Синодъ, благоговѣйно воспоминая ниспосланую въ прошломъ (1839 г.) отъ всещедраго Бога св. православной церкви милость возвращеніемъ ей многочисленной паствы, носившей подъ иновѣрною властію имя уніатовъ, признавъ достодолжнымъ въ западныхъ епархіяхъ, гдѣ это возвращеніе совершилось, ознаменовать воспоминаніе его принесеніемъ торжественнаго благодарственнаго Госноду Богу молебствія, назначивъ для сего 13-й день наступающаго мѣсяца іюня, и предписалъ покойному митрополиту Іосифу, тогда предсѣдателю Бѣлорусско-Литовской Коллегіи, отъ 17-го мая 1840 г., сдѣлать зависящее распоряженіе о совершеніи въ означенный день въ городахъ и др. мѣстахъ, гдѣ это онъ признаетъ удобнымъ, торжественное молебствіе Спасителю, соборнѣ, въ водосвятіемъ, крестнымъ ходомъ вокругъ церкви и колокольнымъ звономъ». Въ тоже время оберъ-ирокуроръ св. Синода гр. Протасовъ особымъ отношеніемъ писалъ покойному владыкѣ, что на его отвѣтственности остается совершеніе означеннаго молебствія, именно тамъ, гдѣ, по убѣжденію его, оно произведетъ одно лишь благое дѣйствіе и не будетъ поводомъ къ какимъ либо безпорядкамъ, или же не можетъ быть перетолковано какимъ либо превратнымъ образомъ. Такое же распоряженіе было сдѣлано и по др. епархіямъ[2]. Такъ какъ удачный или неудачный исходъ торжества падалъ на отвѣтственность архіепископа Іосифа, то онъ и отнесся къ нему съ свойственною ему осторожностію и предупредительностію. «Въ 13-й день іюня, писалъ онъ, празднуется въ настоящемъ (1840) году по римскимъ костеламъ праздникъ св. Евхаристіи (Boże Сіаłо). Праздникъ этотъ соблюдаемъ былъ вообще и по церквамъ бывшимъ уніатскимъ; но отъ нѣсколькихъ лѣтъ, по принятымъ косвеннымъ мѣрамъ, оный нечувствительно выводится изъ употребленія по Литовской епархіи, такъ что въ этотъ день богослуженіе почти неотправляется. Потому возобновленіе Богослуженія въ означенный день по возсоединеннымъ церквамъ требуетъ нѣкоторой предосторожности и особенныхъ наставленій духовенству; иначе могутъ произойти не то что безпорядки, но странности, противныя цѣли распоряженія св. Синода. Между тѣмъ означенныя предосторожности и наставленія не могутъ уже имѣть мѣста по краткости времени[3]; въ особенности же можно предвидѣть, что собравшійся къ Богослуженію возсоединенный народъ, вмѣсто участвованія въ собственномъ крестномъ ходѣ, можетъ обратиться къ таковому ходу римскаго духовенства, какъ по прежпей привычкѣ, такъ и потому, что возсоединенное духовенство не имѣетъ матеріальныхъ средствъ состязаться въ великолѣпіи крестнаго хода съ духовенствомъ римскимъ, совершаемаго въ этотъ день съ особенною торжественностію». Въ виду такихъ соображеній онъ предположилъ отслужить въ этомъ 1840 г. предписанное молебствіе только въ Жировицкомъ каѳедральномъ соборѣ, предполагая, по послѣдствіямъ онаго и по объясненіямъ съ благочинными епархіи, представить свое мнѣніе – полезно ли или нѣтъ на будущее время отправлять помянутое молебствіе въ возсоединенныхъ церквахъ. Въ то же время архіепископъ Іосифъ, какъ предсѣдатель Бѣлорусско-Литовской коллегіи, препроводилъ присланный на его имя указъ св. Синода о томъ же къ Минскому епархіальному начальству, вслѣдствія чего, преосвященный Антоній, епископъ Минскій, 24-го мая 1840 г. предписалъ благочиннымъ: Слуцкому, Минскому. Вилейскому, Довилейскому, Заберезинско-Борисовскому, Игуменскому, Подлененскому, Задисненскому, Пинскому, Любешовскому, Бобруйскому, Рѣчицкому, Мозырскому распорядиться, дабы въ 9-ый четвергъ послѣ Пасхи, въ нѣкоторыхъ церквахъ и преимущественно въ тѣхъ, гдѣ народъ привыкъ собираться на бывшій въ сей день праздникъ Божьяго Тѣла, отслужено было послѣ соборной обѣдни благодарственное молебствіе съ водоосвященіемъ, крестнымъ ходомъ вокругъ церкви и колокольнымъ звономъ, гдѣ же не предвидится собранія народа въ церковь тамъ не назначать Богослуженія. Оказалось, что это распоряженіе было исполнено въ точности во многихъ церквахъ епархіи, куда своевременно присылалось это распоряженіе.

Такимъ образомъ разрѣшеніе св. Синода встрѣтило въ Западныхъ епархіяхъ теплое сочувствіе: въ девятый четвергъ послѣ Пасхи во многихъ церквахъ Западныхъ епархій совершилось установленное Богослуженіе съ торжественнымъ крестнымъ ходомъ въ память возсоединенія уніатовъ съ православною церковію. А граждане г. Витебска обратились къ высшему начальству съ просьбою объ установленіи въ Витебскѣ, въ память возсоединенія уніатовъ съ православною церковію торжественнаго крестнаго хода на всегда, въ тотъ же день послѣ пятидесятницы, въ каковой оно совершилось тамъ въ первый разъ въ 1840 г. Въ слѣдствіе такого заявленія послѣдовалъ, по опредѣленіи св. Синода отъ 10-го іюля 1840 г., всеподданнѣйшій докладъ оберъ-прокурора св. Синодами въ 1-й день марта 1841 года, вышло слѣдующее Высочайшее повелѣиіе: «Въ ознаменованіе достопамятнаго событія возсоединенія уніатовъ съ православною церковію, установить на всегда торжественный крестный ходъ въ г. Витебскѣ въ тотъ же послѣ пятидесятницы день, въ какой совершилось въ первый разъ крестное хожденіе по сему вожделенному для православія событію; введеніе же подобныхъ крестныхъ ходовъ въ прочихъ мѣстахъ епархіи Полоцкой, а равно въ епархіяхъ Могилевской, Литовской, Минской и Волынской предоставить усмотрѣнію епархіальныхъ архіереевъ, по удобности и возможности». Увѣдомляя о таковомъ Высочайшемъ повелѣвіи, гр. Протасовъ писалъ 11-го апрѣля того же 1841 г. архіепископу Іосифу, что, для оказанія всякаго содѣйствія къ соблюденію во всемъ должнаго порядка во время праздника, имѣетъ онъ снестись съ начальствомъ губерніи.

На основаніи упомянутаго указа, которымъ предоставлено усмотрѣнію архіепископа Іосифа введеніе праздника въ 9-й четвергъ по Пасхѣ, онъ призналъ полезнѣйшимъ ввести означенные крестные ходы, на первый разъ, въ нѣкоторыхъ только церквахъ Литовской епархіи, предполагая вводить оные въ послѣдствіи по другимъ церквамъ, по мѣрѣ оказывающейся въ томъ надобности и пользы. 19-го апрѣля 1841 г. имъ сдѣлано по епархіи слѣдующее распоряженіе: 1) въ девятый четвергъ послѣ Пасхи, въ память возсоединенія уніатовъ еъ православною церковію, должно быть ежегодно совершаемо Богослуженіе, съ торжественнымъ крестнымъ ходомъ, въ слѣдующихъ церквахъ Литовской епархія, а) въ церкви Виленскаго Св. Духова монастыря, пока при каѳедральномъ соборѣ не устроится удобная мѣстность для крестнаго хода; б) въ Жировицкомъ каѳедральномъ соборѣ; в) въ Гродненскомъ Софійскомъ соборѣ; г) въ церквахъ Бытенскаго и Борунскаго монастырей; д) въ соборныхъ церквахъ – Бѣльской, Каменецкой и Кобринской; е) въ приходскихъ церквахъ – Пружанской и Клещелевской; 2) Въ тѣхъ изъ поименованныхъ мѣстъ, гдѣ находятся и др. православныя церкви, духовенство сихъ послѣднихъ вмѣстѣ съ народомъ отправлялось бы торжественно съ хоругвями и св. иконами въ назначенные для богослуженія соборные храмы, и совершивъ совокупно богослуженіе и крестный ходъ, возвращалось бы такимъ же порядкомъ въ свои церкви. Если прихожане др. какихъ либо православныхъ церквей Литовской епархіи пожелаютъ имѣть и у себя богослуженіе съ крестнымъ ходомъ въ помянутый выше день, въ память возсоединенія уніатовъ съ православною церковію, то подчиненныя начальства должны представлять это на разрѣшеніе его – Архіепископа.

Но такъ какъ при одновременномъ совершеніи крестныхъ ходовъ въ этотъ день и латинянами и православными могла бы произойти встрѣча двухъ процессій и вызвать непредвидѣнныя случайности, то покойный владыка того же числа писалъ къ Виленскому военному генералъ-губернатору Мирковичу о сдѣланіи въ прописанныхъ мѣстностяхъ зависящаго съ его стороны распоряженія по гражданской части, чтобы, для соблюденія надлежащаго благочинія и порядка, крестные ходы римскаго духовенства въ этотъ день не были обращаемы въ тѣ мѣста, гдѣ будетъ совершаться крестный ходъ православнаго духовенства. 13-го мая того же года онъ предложилъ Минской духовной консисторіи предписать благочиннымъ епархіи, дабы относительно богослуженія въ девятый четвергъ послѣ Пасхи, какъ въ настоящемъ году, такъ и на будущее время поступали по точному смыслу прописаннаго выше предписанія мѣстнаго архипастыря Антонія.

1841 году вновь учреждаемый праздникъ падалъ на 29-е число Мая. Въ указанныхъ въ предложеніи архіепископа Іосифа Церквахъ онъ совершался съ подобающею торжественностію. Конечно, Вильна, по мѣстнымъ условіямъ, отпраздновала его съ особеннымъ великолѣпіемъ. Крестный ходъ со всѣмъ наличнымъ въ Вильнѣ духовенствомъ, имѣя въ главѣ настоятеля Виленскаго Св. Духова монастыря архимандрита Платона, и въ сопровожденіи Виленскаго военнаго губернатора, всего генералитета, войска и многочисленнаго народа, безъ различія исповѣданій, начался изъ дворцовой церкви и продолжался по Большой улицѣ до Св. Духова монастыря въ самомъ стройномъ порядкѣ. На пути предъ Николо-Деренесенскою церквію, а также предъ каѳедрельнымъ Николаевскимъ соборомъ и св. Троицкимъ монастыремъ совершаемы были краткія литія съ крестнымъ осѣненіемъ и окропленіемъ св. водою на четыре стороны. На литургіи, въ обычное время, произнесено было архимандритомъ Платономъ слово о необходимости возсоединенія разномыслящихъ въ вѣрѣ, для котораго текстомъ взяты были слова ектеніи: О мирѣ всего міра, благостояніи св. Божіихъ церквей и соединеніи всѣхъ Господу помолимся. Послѣ литургіи и благодарственнаго молебствія совершенъ былъ вокругъ монастырской церкви крестный ходъ по чиноположенію, а потомъ послѣ отпуста въ церкви провозглашено обычное многолѣтіе. Наконецъ помянутый крестный ходъ съ духовенствомъ и народомъ возвратился прежнимъ порядкомъ, частію въ Троицкій монастырь, частію же въ Каѳедральный соборъ. Въ настоящіе время эта торжественная процессія ежегодно совершается въ Вильнѣ съ тѣмъ только различіемъ, что крестный ходъ начинается въ 10 часовъ утра изъ древлеправославнаго Св. Духовскаго монастыря, гдѣ покоятся мощи свв. Виленскихъ Мучениковъ за православную вѣру и гдѣ находится досточтимая гробница главнѣйшаго виновника возсоединенія уніи съ православіемъ, митрополита Іосифа, и направляется мимо Св. Троицкаго мон. къ каѳедральному Николаевскому собору; здѣсь совершается торжественная литургія и послѣ нея благодарственное молебствіе при участіи всего градскаго духовенства. Въ крестномъ ходу принимаютъ также участіе православные воспитанники всѣхъ учебныхъ заведеній – свѣтскихъ и духовныхъ.

Что же касается др. мѣстностей Литовской епархіи, то съ 1842 г. прекращаются всякія оффиціальныя распоряженія по епархіи касательно празднованія девятаго четверга послѣ Пасхи – въ память возсоединенія уніи съ православною церковію. Съ того времени онъ сдѣлался праздникомъ повсемѣстнымъ и, можно сказать, народнымъ. Въ нѣкоторыхъ городахъ, какъ напр. въ Кобринѣ, на сколько намъ помнится, онъ совершается при многочисленномъ стеченіи народа, принимающаго живое участіе въ крестномъ ходѣ по городскимъ церквамъ.

Церковную службу въ этотъ день положено совершать нерукотворенному Образу Христа Спасителя (16 Августа)[4] Во время крестнаго хода обыкновенно поютъ тропарь: Пречистому Твоему образу покланяемся, Благій, или же тропарь свв. отецъ: Благословенъ еси Христе Боже нашъ, свѣтила на земли, отцы наши основавый.

 

Священникъ Іоаннъ Котовичъ

Литовскія Епархіальныя Вѣдомости. 1873. № 18. Отд. Неофф. С. 161-164.

 

[1] Въ Краковѣ, въ Вильнѣ и въ др. мѣстахъ этотъ праздникъ, или лучше совершаемая въ этотъ день процессія была причиною столкновеній латинянъ съ протестантами, православными и евреями и разнаго рода безпорядковъ и побоищъ.

[2] См. дѣло въ архивѣ Консисторіи № 55 описи.

[3] Указъ св. Синода 17-го мая , а праздникъ – 13-го іюня.

[4] Это имѣетъ свой особый смыслъ. Не забудемъ, что въ память возсоединенія уніатовъ съ православною церковію была выбита медаль, изображающая нерукотворенный ликъ Христа на одной сторонѣ съ такою надписью: «таковъ подобаше намъ архіерей» т. е. не папа есть глава Церкви, а Iисусъ Христосъ, а въ тоже время намекала подпись и на то, что архіерей долженъ быть съ бородою, съ длинными волосами, по подражанію Пастыреначальнику Iисусу Христу, а не бритый, какъ латинскій папа и латинскіе архіереи. На др. сторонѣ медали надпись отторгнутые насиліемъ возсоединены любовію – резюмировала всю прошедшую исторію уніатской церкви и вес процессъ возвращенія ея въ лоно православія.

 

Торжество 50-летия воссоединения униатов с православной церковью в Вильне, 8 июня 1889 г.

 

Поученіе въ празднество пятидесятилѣтія возсоединенія западно-русскихъ уніатовъ съ православною церковію.

«О мирѣ всего міра, благостояніи святыхъ Божіихъ церквей 

и соединеніи всѣхъ, Господу помолимся!»

Таково одно изъ первыхъ моленій нашей православной церкви, слышимыхъ нами, христіане православные, на Божественной литургіи. Откуда дошло оно въ наслѣдіе нашей церкви? Отъ церкви апостольской, какъ гласитъ преданіе, изъ литургіи св. апостола Іакова, и благоговѣйно воспринято въ литургіи свв. вселенскихъ учителей и святителей Василія Великаго и Іоанна Златоустаго, донынѣ совершаемыя въ православной церкви.

Кто изъ насъ, братіе, въ лучшія, благодатныя минуты духовнаго настроенія, не ощущалъ сладости того истинно-христіанскаго духа, какимъ одушевлено сіе святое и величественное моленіе! Не есть ли уже самое это моленіе громкимъ и ежеденнымъ свидѣтельствомъ объ истинно-христіанскомъ духѣ, живущемъ въ православной церкви? Ибо не въ ней ли одной и сохранилось въ своемъ подлинномъ, свято-апостольскомъ и свято-отеческомъ образѣ это моленіе, не слышимое въ литургіяхъ, совершаемыхъ внѣ ея?

Нынѣ, празднуя торжество возсоединенія бывшихъ западно-русскихъ уніатовъ съ православною церковію, можемъ, во умиленіи сердецъ, исповѣдать: сбыстся во ушію нашею (Іоан. 4, 21) святое литургійное моленіе! Сбылось оно въ данной намъ мѣрѣ, сбылось въ той средѣ русскихъ людей, въ которой совершилось празднуемое событіе, но сбылось во всѣхъ трехъ прошеніяхъ, содержащихся въ семъ моленіи.

1) О мирѣ всею міра молится наша церковь. И вотъ даровалъ ей Господь Богъ, въ ближайшей средѣ земнаго поприща ея, увидѣть исполненіе сего моленія на торжествѣ «возсоединенія». Ибо это возсоединеніе было вѣнцомъ мира и успокоенія въ нашей западно-русской странѣ, водворившихся послѣ многовѣковой розни и борьбы. Слезами и кровію орошалось поприще этой борьбы въ долгія времена уніи, бывшей впрочемъ только орудіемъ другихъ сѣятелей розни и непріязни въ этой странѣ... Но съ сего священнаго мѣста не подобаетъ печалить сердца ваши пространными сказаніями о всѣхъ неправдахъ и заблужденіяхъ людскихъ тѣхъ печальныхъ временъ. Полнѣе отдадимся радости и чувству благодаренія Господу Богу, что тѣ времена прошли безвозвратно, и однимъ изъ достопамятнѣйшихъ знаменій сего есть и будетъ торжество возсоединенія бывшихъ уніатовъ, совершившееся именно благодаря миру и безопасности, успокоенію и свободѣ, засвѣтившимся для населенія западно-русской страны съ присоединеніемъ ея къ природному составу всея Великія Россіи, подъ державою русскихъ, православныхъ, боговѣнчанныхъ Царей.

2) О благостояніи церквей молится наша церковь. Возсоединеніе уніатовъ не ознаменовалось ли послѣдовавшимъ за тѣмъ возстановленіемъ благостоянія церкви Божіей въ нашемъ Западно-русскомъ краѣ? Довольно указать здѣсь на одно или два болѣе видимыя знаменія сего. Кто изъ насъ старѣйшихъ не видѣлъ, а изъ младшихъ не слышалъ, какіе храмы оставило намъ время уніи? Не погрѣшимъ, если означимъ состояніе ихъ словами: убожество, ветхость опуценность, мѣстами даже запустѣніе и развалины, часто – плѣненіе, т. е. пребываніе въ чужихъ рукахъ, а вообще приниженіе предъ высившимися инославными храмами, забранными нерѣдко именно изъ лучшихъ православныхъ нѣкогда храмовъ! А теперь, кто изъ насъ, по чистой правдѣ, не скажетъ, что наши храмы или церкви, послѣ уніи, особенно же въ послѣднія десятилѣтія, возросли въ числѣ, бывъ одни возвращены изъ чужихъ рукъ, ихъ не строившихъ или строившихъ руками русскаго народа, другіе возстановлены изъ развалинъ, обновлены отъ запущенія, обветшанія, третьи заново построены, а всѣ вообще стали благолѣпнѣе? А какъ все это сталось? Волею и щедротами благочестивѣйшихъ Царей, Царицъ и другихъ Особъ Царствующаго Дома, попеченіемъ самихъ возсоединенныхъ архипастырей и ихъ преемниковъ, попеченіемъ высшаго священноначалія или Святѣйшаго Сѵнода Всероссійской церкви, много разъ помогавшаго возсоединеннымъ епархіямъ, усердіемъ возсоединенныхъ священниковъ и прихожанъ, увидѣвшихъ себя въ лучшей долѣ, въ большей силѣ, наконецъ многократною помощію благочестивыхъ соотечественниковъ нашихъ изъ Великой Россіи, оказываемою по чувству единовѣрія и братскаго участія къ возсоединеннымъ, какъ чадамъ единой отечественной церкви. Не возвысилось ли благолѣпіе и самаго Богослуженія въ нашихъ храмахъ? Подумайте о томъ сами, взявъ пока на мысль одно: не чаще ли и чаще слышите вы въ своихъ, даже сельскихъ, церквахъ чтеніе и пѣніе вашихъ дѣтей, наученныхъ въ русскихъ школахъ, чего почти не видано и не слыхано было въ уніи, или что было тогда величайшею рѣдкостью?

3) О соединеніи всѣхъ молится церковь. Святая молитва! Вѣнецъ всего моленія! Ибо соединеніемъ, союзомъ вѣры и любви и держатся и украшаются и миръ міра, и благостояніе и церкви и общества... Но чѣмъ же и было празднуемое свѣтлое событіе, если не именно возсоединеніемъ западно-русскихъ людей съ православною церковію, отъ которой они были отторгнуты чрезъ унію съ римскою церковію? Да, братіе! То возсоединеніе и было и есть истиннымъ соединеніемъ, истиннымъ единеніемъ, какимъ не была унія. Размыслите.

Слово Божіе гласитъ: единъ Господъ, едина вѣра (Еф. 4, 5). Вотъ первыя основы истиннаго единенія! И онѣ есть въ нашей и всей православной церкви. Единъ Господъ, а потому Онъ Христосъ Господь есть и единый Глава Церкви (Еф. 5, 23), краеугольный камень ея (Еф. 2, 21), единый верховный Пастыреначальникъ (1 Петр. 5, 4) ея, какъ то ясно учитъ слово Божіе, всегда учила, со всѣми св. учителями и отцами, вселенская церковь, отъ которой отдѣлилась въ семъ ученіи римская церковь, восхотѣвшая создать свое новое ученіе, будто есть другой еще глава, господинъ и верховный владыка всей церкви, римскій папа, будто бы намѣстникъ Христовъ надъ всѣмъ свѣтомъ христіанскимъ, который и долженъ покоряться и вѣрить ему во всемъ, какъ непогрѣшиму, что все противно не только Слову Божію, ученію вселенской церкви, но и разуму человѣческому! О! благую часть избрали наши отцы, когда, оставивъ римскую унію и ея папское главенство, возсоединились съ православною церковію, вѣрующею только въ единаго Главу, Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа!

Едина вѣра. Гдѣ можетъ быть и есть такая единая, истинная вѣра? По ученію Слова Божія, св. отцевъ и св. вселенскихъ соборовъ – это вѣра единой, святой, соборной и апостольской церкви, исповѣдуемой въ Сѵмволѣ Вѣры и нашею православною церковію, вѣрною хранительницею вѣроученія Вселенской церкви, отъ которой и въ этомъ отдѣлилась римская церковь, не убоясь посягнуть на самый Сѵмволъ Вѣры и внесть всѣмъ извѣстную прибавку въ ученіе о Святомъ Духѣ, вопреки словамъ Самого Господа, благоговѣйно и подлинно поставленнымъ въ семъ ученіи сѵмвола (Іоан. 15, 26). Какъ будто римскіе папы съ своими богословами могли уразумѣть таинство Святой Троицы лучше, чѣмъ научилъ о немъ Самъ Господь, чѣмъ приняла и содержала всегда вселенская церковь, составившая сѵмволъ на своихъ св. соборахѣ! Не будемъ упоминать о другихъ ученіяхъ и преданіяхъ единой и вселенской церкви, нарушенныхъ или переиначенныхъ римскою. Возблагодаримъ Бога, что теперь обрѣтаемся въ единеніи вѣры съ единою, святою, соборною и апостольскою церковію, вѣрною послѣдовательницею которой есть наша православная церковь, посему именно и называемая православною т. е право, истинно вѣрующею!

Еще: истинное единеніе должно свидѣтельствоваться духомъ любви соединенныхъ. Была ли унія такимъ единеніемъ? Но уже сказано, что насиліемъ, а не любовію она насаждепа была и потомъ насаждалась среди нашихъ предковъ. А какъ стала уніатская церковь, то скоро и оказалось, что она не столько сестра для римско-латинской и союзной съ нею польско-латинской церкви, сколько рабыня, прислужница, словомъ, что то низшее. Польское латинство въ этомъ краѣ, забирая къ себѣ то отъ православія, то отъ уніи всѣхъ знатныхъ, богатыхъ, всѣхъ пановъ, а уніи, и то не всегда, оставляя насильно загнанный въ нее простой народъ, считало себя выше ея, хвалясь своею славою, силою и богатствомъ, часто взятымъ именно отъ уніи. Это ли была любовь? Любовь, учитъ Слово Божіе, не завидитъ, не превозносится, не ищетъ своихъ си (1 Кор. 13, 4-5). Но тутъ же вспомнимъ, братіе, и другія слова того же Слова Божія и любви: любовь не раздражается, не мыслитъ зла (-5). Не будемъ раздражаться и злопамятствовать о быломъ! Возблагодаримъ Бога, что оно прошло!

Съ тѣмъ же чувствомъ благодарности помянемъ лучше то, подъ какимъ наитіемъ любви совершилось празднуемое нынѣ возсоединеніе. То любовь Господа Бога, восхотѣвшаго Своею благодатію привесть нашихъ отцовъ въ лоно св. православной церкви, матери нашихъ предковъ отъ лѣтъ св. Владиміра. То была любовь внявшихъ Божію благодатному внушенію тогдашнихъ уніатскихъ архипастырей, которые, во главѣ со старшимъ изъ нихъ, приснопамятнымъ святителемъ Іосифомъ, сами возсоединясь, подвигли своею мудростію и кротостію къ возсоединенію прочее духовенство, а чрезъ него и народъ. То была любовь благочестивѣйшаго Государя Императора Николая I, который милостиво принялъ въ свое державное покровительство благое дѣло возсоединявшихся, сказавъ при семъ: Благодарю Бога и принимаю. То была любовь древле-православныхъ архипастырей русскихъ, которые, во главѣ съ высшимъ священноначаліемъ нашимъ, Святѣйшимъ Сѵнодомъ, братски и отечески приняли, привѣтствовали и благословили возсоединенныхъ, какъ равноправныхъ чадъ единой матери, церкви всероссійской. То была любовь и всѣхъ истинно православныхъ и любящихъ свою св. вѣру русскихъ людей единой обще-русской отчизны, радовавшихся о святомъ дѣлѣ возсоединенія и, какъ уже сказано, много разъ приспѣвавшихъ на помощь возсоединеннымъ въ устроеніи и украшеніи храмовъ и въ другихъ нуждахъ.

Да помянетъ Господь Богъ во царствіи Своемъ всѣхъ мудрыхъ и благихъ совершителей и споспѣшннковъ святаго дѣла! Да поминаются они въ нашихъ сердцахъ и молитвахъ предъ Богомъ!

Боже мира и любви, Отче Небесный, пославый Единороднаго Сына Твоего для спасенія нашего въ Его Христовой церкви, юже стяжалъ Онъ честною кровію Своею и ея же Онъ есть единый Глава, обѣтовавшій пребывать съ нею до скончанія вѣка, въ ней же пребываетъ и Духъ Святый, наставляющій ее на всякую истину! Невозможная у человѣкъ у Тебе возможна суть. Преклони къ миру, къ соединенію сердца и тѣхъ сыновъ единой русской отчизны въ семъ краѣ, благодушные предки которыхъ, вмѣстѣ съ нашими предками, были отдревле и сынами единой матери, св. церкви православной, молились въ однихъ и тѣхъ же храмахъ, вмѣстѣ причащались Тѣла и Крови Христовой! Намъ же, воззваннымъ въ сію истинную церковь, даруй преуспѣвать въ познаніи и исповѣданіи ея св. истины, истины вѣры христіанской, съ Востока возсіявшей и всему міру! Даруй намъ являть истину нашей вѣры въ жизни и дѣлахъ нашихъ, преуспѣвать въ христіанской любви, благочестіи, братолюбіи, правдолюбіи, трудолюбіи, воздержаніи и всякомъ благонравіи! Да славится въ добрыхъ дѣлахъ нашихъ всесвятое имя Твое, Отче Небесный, Сыне Божій и Душе Святый, отъ Отца исходяй и въ Сынѣ почиваяй, Троице Святая, слава Тебѣ! Аминь.

 

«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1889. № 18. С. 489-492.

***

Слово въ день празднованія возсоединенія уніатовъ съ Православно Церковію.

«Помянухъ дни древніе, поучихся во всѣхъ дѣлѣхъ Твоихъ» (Пс. 142,5)

Послѣдуя завѣту богопросвѣщеннаго Пророка, вникнемъ, возлюбленные, въ смыслъ того событія въ жизни нашего края, 75-лѣтіе которого мы нынѣ празднуемъ.

День возсоединенія уніатовъ можно назвать днемъ пакибытія нашего края.

Печальна судьба нашего края. Волею Промысла эта вотчина Св. Владиміра, въ силу неблагопріятныхъ историческихъ обстоятельствъ, была отторгнута отъ союза съ родной семьей – русскимъ народомъ и на долгое время подчинилась чуждому вліянію какъ въ государственномъ, такъ и въ культурномъ отношеніяхъ. Западная Русь оказалась частью польско-литовскаго государства, русскій народъ былъ отданъ въ жертву полонизаціи. Могущественнымъ средствомъ для этой цѣли служила унія – церковное единеніе западно-русской православной Церкви съ церковью римско-католическою подъ главенствомъ Римскаго папы. Введеніе уніи было дѣломъ немногихъ честолюбцевъ, принесшихъ въ жертву личнымъ интересамъ и выгодамъ религіозное вѣрованіе всего народа. И вотъ, отторгнутые въ 1596 г. насиліемъ отъ союза съ породившею ихъ во Христа – матерью – Православною Церковью, наши предки, 75 лѣтъ тому назадъ, вновь соединились съ нею союзомъ любви и единомыслія, порвавъ узы коварной уніи.

Да и могъ ли русскій народъ, воспріявшій православную вѣру въ моментъ пробужденія своего самосознанія, на зарѣ своей исторической жизни, отказаться отъ него? Могъ онъ, воспитанный въ православіи, въ немъ познавшій радость бытія какъ народа, могъ ли онъ, когда православіе стало какъ бы душой его души, сердцемъ его жизни, отказаться отъ него или замѣнить его инымъ вѣроисповѣданіемъ. Нѣтъ. Замѣна не могла совершиться. А унія и имѣла цѣлью, постепенно вытѣсняя православіе, замѣнить его католичествомъ. Но само католичество ложью своей вѣры и церковной жизни не могло привлечь сердца тѣхъ, кто вѣковымъ опытомъ позналъ истинность православія. Не говоря уже о тѣхъ ересяхъ, которыя католичество включило въ систему своего вѣроученія и которыя очевидны для православнаго сознанія, самый духъ жизни въ Христовой церкви оно исказило. Христіанскій духъ любви и единенія оно поняло какъ власть и воплотило идею единства въ видимомъ символѣ – въ папѣ, какъ главѣ церкви. Чрезъ это оно лишило вѣрующихъ духа христіанской свободы, обративъ ихъ въ покорныхъ подданныхъ папы, а самую жизнь христіанскую лишило оживотворяющаго ее начала «Я есмь путь, истина и жизнь» (Іоан. XIV, 6) сказалъ о Себѣ Христосъ. Христіанство, какъ вѣрованіе, само изъ себя даетъ внутреннюю духовную жизнь человѣку. «Въ Немъ (во Христѣ) была жизнь и жизнь была свѣтомъ человѣковъ» (Іоан. 1, 4). А это внутреннее ощущеніе и обладаніе истиной жизни въ союзѣ со Христомъ и подмѣнено въ католичествѣ рабскимъ подчиненіемъ папѣ.

Естественно, для трезваго православнаго сознанія, понимающаго спасеніе чрезъ Церковь, какъ живой союзъ со Христомъ, эти идеи католичества, вносимыя въ унію, были непріемлемы. Отсюда мы и видимъ, что унія, насильно навязанная бѣлоруссамъ, переживалась западнорусской церковью болѣзненно. Это было не вѣроисповѣданіе, а болѣзненный процессъ въ здоровомъ членѣ вселенской православной церкви. Какъ болѣзнь, она съ страданіемъ и муками переживалась нашими предками, пока во внѣшнихъ обстоятельствахъ были условія благопріятствующія ей. Но когда эти внѣшнія обстоятельства были устранены, жизненность православія тотчасъ раскрылась во всей своей силѣ и свыше 1½ милліоновъ уніатовъ отказались отъ уніи. Такимъ образомъ въ этомъ событіи открылось торжество православія какъ единой вѣроисповѣдной истины.

Вмѣстѣ съ торжествомъ истины православія здѣсь же проявилось торжество русской народности и торжество исторической правды нашего края, какъ нераздѣльной части Россіи.

Слившись съ русскимъ народомъ въ одну церковную семью, бѣлорусскій народъ какъ бы повернулъ колесо своей исторіи на тотъ естественный путь, съ котораго оно было сдвинуто только насиліемъ. Унія имѣла цѣлію полонизмъ русскаго народа. Полонизмъ же въ силу выработавшихся исторіей условій жизни польскаго государства сводился къ порабощенію и уничтоженію личности. Въ самой Польшѣ, когда еще она была могущественной державой, было дѣленіе всего народа на несоединимыя и противоборствующія между собою сословія, изъ которыхъ главную роль играло и противопоставлялось всему народу шляхетство, т. е., дворянство. Шляхтичи, ненавидѣвшіе трудъ, презирали даже свой польскій народъ, представителей же другихъ народностей они просто не считали за народъ. И для русскаго народа у нихъ было особое имя «быдло» – скотъ. Каково же должно было быть политическое равноправіе и національное самосознаніе бѣлоруссовъ, находившихся въ уніи. Религіозное отчужденіе чрезъ унію отъ своего старшаго брата великорусса лежало тяжелымъ бременемъ на національномъ самосознаніи бѣлорусса. Сознавая себя русскимъ по національности, онъ не смѣлъ, въ силу церковной отчужденности отъ Россійской Церкви, испытывать полноты національныхъ чувствъ. Раздѣленіе церковное вносило диссонансъ и въ общій укладъ жизни. И здѣсь унія чувствовалась опять какъ болѣзненный процессъ. Страшныя судороги умиранія цѣлаго народа представляетъ изъ себя исторія нашего края за періодъ господства въ немъ уніи. И постепенно одинъ членъ за другимъ отмирали въ этихъ судорогахъ отъ организма народнаго. Умерло національно бывшее здѣсь русское дворянство (умственная сила народа), умерло національно и русское купечество (матеріальная его сила), и часть мѣщанства, Даже и сердцевина народнаго организма – простой народъ частію умерла національно. Многіе изъ бѣлоруссовъ католиковъ считаютъ и теперь себя истинными поляками. И если бы Господь не оставилъ сѣмени въ части простого народа, то русской національности здѣсь уже бы не было. Но эта то оставленная Господомъ часть сѣмени русскаго народа и сохранила въ нашемъ краѣ русскую народность, которая теперь какъ живущая здѣсь изъ глубины вѣковъ являетъ торжество правды исторической нашего края, какъ части единой Россіи.

Ясно, что съ уничтоженіемъ уніи для населенія бѣлорусскаго края расширился его историческій горизонтъ и уяснились его политическія цѣли. Русскій по національности онъ сталъ русскимъ и по вѣрѣ, и въ этомъ единствѣ духовнаго своего облика нашелъ источникъ счастія жизни, почувствовалъ свое могущество и начало славы. Раздвоеніе души уничтожилось; цѣли жизни опредѣлились. Это жизнь для величія и славы Россіи. И дальнѣйшая жизнь нашего края уже опредѣляется какъ возрожденіе въ ней русскихъ началъ.

Прошло 75 лѣтъ и во многихъ мѣстахъ, гдѣ прежде красовались костелы или были едва замѣтныя уніатскія церкви, господствуютъ православные храмы; сталъ громче и сильнѣе слышенъ русскій говоръ, изгнавъ изъ домовъ многихъ русскихъ, мнившихъ себя панами, польскій языкъ; появилась русская интеллигенція; разсѣялись во множествѣ русскія школы, замѣнившія обученіе на кухнѣ у пановъ, а съ введеніемъ земскихъ учрежденій и русскій народъ призванъ къ строительству русскаго дѣла въ краѣ и хотя находится еще въ матеріальной зависимости у пановъ, но близокъ уже часъ, когда съ осуществленіемъ ВЫСОЧАЙШАГО повелѣнія о доступномъ кредитѣ и съ развитіемъ хуторского хозяйства онъ стряхнетъ и эти узы и будетъ свободнымъ гражданиномъ великой Россіи.

Мы назвали унію болѣзненымъ явленіемъ въ жизни бѣлорусскаго народа. Какъ всякая болѣзнь она излѣчивается не сразу, оставляя въ организмѣ болѣзнетворный ядъ, который при неблагопріятныхъ обстоятельствахъ ведетъ къ возврату болѣзни. То же можно сказать и о наслѣдствѣ уніи въ укладѣ жизни нашего края. Мно-го еще есть остатковъ этой болѣзни какъ въ жизни чисто церковной, такъ и въ жизни общественной. И задача наша и послѣдующихъ поколѣній бороться съ этими остатками болѣзни и бороться тѣми же средствами, какими она была изгнана изъ нашего организма. Средства эти – вѣрность православію и русской національности. Во всѣ сферы жизни мы должны вносить этотъ духъ: въ семейное и школьное воспитаніе дѣтей, въ свои общественныя и гражданскія отношенія. Таковы задачи жизни, предписываемыя намъ исторіей. И нечего смущаться отъ враждебныхъ криковъ, которыми стараются заглушить ясность въ нашемъ сознаніи этихъ выявленныхъ исторіей нашихъ національныхъ задачъ. Охранителемъ ихъ является державный хозяинъ земли Русской Государь Императоръ. Его волею въ нашемъ краѣ введена куріальная система при выборахъ въ Государственную Думу, давшая торжество исконной державной русской національности здѣшняго края. Его державнымъ желаніемъ является дальнѣйшій ростъ и преуспѣяніе, національныхъ русскихъ началъ въ жизни нашего края. Свидѣтельствомъ этого является вчерашнее его милостивое вниманіе къ нашему краю. Имѣя его на пути своемъ въ столицу, онъ не миновалъ его, какъ обычный путешественникъ, но благоизволилъ явить себя здѣсь державнымъ Вождемъ и Владыкою земли русской. И предъ кѣмъ явить? Предъ учащимися дѣтьми, предъ будущими строителями жизни нашего края. Что можетъ быть нагляднѣе и осязательнѣе для души человѣка, какъ не непосредственное впечатлѣніе отъ Того, Кто является живымъ олицетвореніемъ и воплощеніемъ русскаго духа, русскихъ идеаловъ и русскихъ чаяній. Глубоко, думаемъ, запала въ дѣтскую душу эта близость, эти нѣсколько минутъ лицемъ къ лицу съ Русскимъ Царемъ Православнымъ и, надѣемся, на всю жизнь останется у нихъ и будетъ однимъ изъ отраднѣйшихъ воспоминаній въ ихъ жизни, будетъ путеводной звѣздой для нихъ и побужденіемъ, воодушевляющимъ на подвиги въ пользу русскаго дѣла въ нашемъ краѣ.

Будемъ же и мы всѣ твердо вѣрить и несомнѣнно надѣяться, что только преданность православной вѣрѣ и неизмѣнность русскому дѣлу есть залогъ свѣтлаго будущаго нашего края.

 

Протоіерей Іоаннъ Язвицкій.

«Минскія Епархіальные Вѣдомости». 1914. № 12. Неофф. С. 254-259.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: