• О МОЛИТВЕ И ТРЕЗВЕНИИ. (Из тетрадей иеросхимонаха Серафима Карульскаго. Ч. 3)

    О МОЛИТВЕ И ТРЕЗВЕНИИ. (Из тетрадей иеросхимонаха Серафима Карульскаго. Ч. 3)

    Іеросхимонахъ Серафимъ былъ однимъ изъ послѣднихъ русскихъ аѳонскихъ старцевъ-отшельниковъ, подвизавшихся на суровой Карули. Скончался осенью 1981 года. Живя высоко духовной жизнью, постоянно простираясь мыслію къ Богу, онъ стяжалъ истинное богомысліе. Плоды его богомыслія и есть ниже-помѣщаемыя записки. Предлагаемъ нашимъ читателямъ продложеніе выписки изъ тетрадей о. Серафима. – Ред.

    О душеполезномъ одиночествѣ.

    Плакалъ я сегодня во снѣ – «Господи, дай мнѣ одинокимъ однимъ, уединеннымъ быть, да въ страхѣ Твоемъ спасаюсь! Ибо я увлекаюсь «стадностію» и до страха (изъ-за этого) не могу дойти, но – «уста наша при насъ суть, кто намъ Господь есть?» – какъ муравьи попадавшіе въ воду, по чувству стадности хватаются одинъ за другого и всѣ погибаютъ. Ибо нѣтъ въ стадности падшихъ разума духовнаго, ни страха Божія... сего ради начало спасенія – «Блаженъ мужъ иже не иде на совѣтъ нечестивыхъ (не живущихъ по закону Господню, иже вси мы падшій, только «хотящій» спастися), но въ законѣ Господнемъ воля его» – и оставивъ стадность падшихъ, уединившись душею и внѣшне – поучается «въ законѣ Господнемъ день и нощь» – настолько, надолго, постоянно. Внутренне одинокій («монас»): такъ и живетъ, чтобы страха Божія не потерять, который приходитъ когда въ одиночествѣ ощутитъ человѣкъ приближеніе Господа Бога Святаго, яко Огнь все нечистое и дерзкое предъ Нимъ пожигающій... и сего въ общемъ круженіи стадности падшій не ощущающе одинъ другого низвергаютъ въ ровъ оный (преп. Пахомія видѣніе...).

    13 December 2016 читать далее

  • Митр. Антоній (Храповицкій) - ЧТО СЛѢДУЕТЪ РАЗУМѢТЬ ПОДЪ «СПАСАЮЩЕЙ ВѢРОЙ»?

    Докладъ на собраніи общества религіозно нравственнаго просвѣщенія 17 октября 1890 года въ С.-Петербургѣ.

    I.

    Спутаность понятій о спасеніи вѣрой, различныя значенія слова «вѣра».

    Кто не знаетъ божественныхъ словесъ о томъ, что мы спасаемся вѣрой, что только въ вѣрѣ мы получаемъ оправданіе, что черезъ вѣру мы становимся чадами Божіими? Но многіе ли изъ насъ понимаютъ значеніе этихъ истинъ? Многіе ли изъ насъ умѣютъ ихъ совмѣстить съ другими изреченіями божественнаго писанія, которыя для людей непонимающихъ, могутъ представиться совершенно противорѣчащими этимъ, — каковы, напримѣръ, слова апостола Іакова о томъ, что «человѣкъ оправдывается дѣлами, а не вѣрою только»? (Іак. II, 24). Да и независимо отъ этихъ словъ, многіе не могутъ понять, почему же для Бога можетъ имѣть цѣну, если я имѣю увѣренность въ Его бытіи, которое не могутъ отрицать даже и бѣсы, враждующіе противъ Господа и ненавидящіе Его? Напротивъ, другіе христіане съ дерзкою настойчивостью утверждаютъ, будто человѣкъ даже не смѣетъ употреблять собственныхъ усилій воли въ борьбѣ со злыми страстями, а лишь долженъ углубляться умомъ въ истины вѣры: одна вѣра его спасетъ безъ всякихъ его добродѣтелей. Какъ ни странно подобное представленіе, но и оно старается найти оправданіе въ словахъ апостола Іоанна: «всякій вѣрующій, что Іисусъ Христосъ есть Христосъ, отъ Бога рожденъ» (1 Іоан. V, 1) и «всякій рожденный отъ Бога не грѣшитъ» (18). Итакъ, если на слова священнаго писанія опираются мнѣнія другъ другу противоположныя, то нашъ прямой долгъ — выяснить истинный смыслъ божественныхъ глаголовъ.

    Недоразумѣніе совсѣмъ исчезаетъ, если принять во вниманіе то простое соображеніе, что слова — «вѣра» и «вѣровать» употребляются въ св. библіи въ самомъ разнообразномъ значеніи и, потому, если одинъ апостолъ говоритъ, что мы оправдываемся вѣрой безъ дѣлъ закона, а другой отъ того же Св. Духа повѣдаетъ намъ, что вѣра безъ дѣлъ не можетъ спасти насъ, то оба провозвѣстника истины не противорѣчатъ другъ другу, но говорятъ о предметахъ различныхъ, одинъ подъ словомъ вѣра разумѣваетъ одно, другой — другое.

    13 December 2016 читать далее

  • ЦЕРКОВНЫЯ ОФИЦIАЛЬНЫЯ ОБРАЩЕНIЯ

    Беседа Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста ( «Добрые плоды учения»). Царские изографы. Никифор Савин. Начало XVII века.

    Святой Григорий, Богослов Истины, сказует нам истину о порядке в Церкви: «От Самого Владыки Христа порядок в Церкви такой: одни — пасомые, а другие — пастыри; одни начальствуют, а другие подначальны; кто-то составляет как бы главу, кто — ноги, кто — руки, кто — глаза, кто — какие-либо другие части тела, — для устройства и пользы целого. И в теле части не отделены одна от другой, но всё тело одно, сложенное из различных частей; и не у всех частей один образ действия, хотя все они одинаково нужны друг другу для согласного и взаимного действования. Так, глаз не ходит, а указывает путь; нога не смотрит, а шагает и переносит тело с одного места на другое; язык не воспринимает звуков, ибо это дело слуха; ухо не говорит, ибо это дело языка; нос ощущает запахи... рука — орудие, дающее и принимающее; а ум — вождь всего: от него способность ощущать и к нему возвращается всякое ощущение. То же самое и у нас — в общем Теле Христовом, в Церкви. Ибо все мы - «одно тело во Христе, а порознь — члены» Христу и «друг другу» (Рим.12:5). Один начальствует и председательствует, а другой водится и управляется; оба действуют неодинаково... но оба делаются одно во едином Христе, составляемые и слагаемые Тем же Духом Святым... Хотя Дух один, однако дарования неравны, ибо неодинаковы приемлющие дары (1Кор.12:8-12, 28). Дары различны, они разделяются по мере веры. — Сей порядок должен уважаться и соблюдаться. Пусть один будет слух, другой — язык, некто — рука или что-либо другое; пусть один учит, другой же учится; пусть кто-то работает собственными руками, чтобы мог подать нуждающемуся и бедствующему» (Слово 32, о соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге». // PG 36, 185D-188B.).

    Напоминаем о том, что в Церкви существуют ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ К ДУХОВНЫМ ЛИЦАМ И ЦЕРКОВНОЙ ПЕРЕПИСКИ. Правила принятые в Русской Православной Церкви, иллюстрируются в следующей таблице.

    12 December 2016 читать далее

  • Протопресвитеръ Василій Бощановскій – Приходъ.

    Протопресвитеръ Василій Бощановскій – Приходъ.

    Что такое православный русскій приходъ? Трудно подыскать опредѣленіе юридически оправданное и обоснованное. Во всякомъ случаѣ русскій приходъ — это не организація прихожанъ, обладающая правомъ юридическаго лица, будь то въ протестантскомъ или католическомъ смыслѣ. Въ былой Россіи не было закона, который бы разсматривалъ приходъ, какъ юридически оформленную общественную организацію. Оно и понятно. Въ сознаніи православнаго русскаго человѣка — приходъ, какъ и церковь, всегда разсматривался, какъ дѣло не человѣческое, а Божіе. Русскій приходъ — это клиръ и міряне, объединенные въ единое цѣлое церковью, или храмомъ, точнѣе — той благодатью Святаго Духа, которая всегда пребываетъ какъ въ Церкви Христовой, такъ и въ ея ячейкѣ — приходѣ и является ея зиждительною силою. Вотъ почему, если въ приходахъ Западнаго міра рѣзко подчеркивается понятіе юридическаго права, то въ Православномъ Русскомъ приходѣ участіе мірянъ въ церковной жизни разсматривается (характеризуется) какъ служеніе Церкви въ духѣ Христовой любви и истины подъ водительствомъ Святаго Духа. Что касается внѣшней стороны прихода, то всю тяжелую работу несли на своихъ плечахъ священникъ и церковный староста; правда, къ работѣ приглашались и міряне, но только въ нужную минуту и по приглашенію настоятеля.

    11 December 2016 читать далее

  • Схимонах Никодим Карульский - Дневник опытов и мыслей от молитвы трудовой-художественной

    Монашеские молитвенные дневники являются ценным руководством для тех, кто хочет познакомиться с искусством из искусств — деланием молитвы Иисусовой. Судьба монашеских дневников складывается неодинаково. Часто они пропадают так и не став достоянием православных читателей. По милости Божией этого не случилось с публикуемым нами молитвенным дневником старца Никодима Карульскаго. Старец Никодим не имел священнаго сана, он был простым схи-иподиаконом. Родом он был из простого народа и не имел высокаго образования. Но несмотря на все это, сила его духа была такова, что к нему на Святую гору, ради духовнаго окормления приезжали православные христиане со всего мира. Его школой был святоименный Афон. Туда он пришел из России еще юношей и там оставался до блаженной кончины. Первоначально он поселился в скиту Фиваида, а потом по благословению старца Силуана перешел на Карулю, где подвизались пустынножители. Там о. Никодим поступил в послушание к известному русскому богослову-академику старцу Феодосию, прославившемуся как защитник православнаго учения о молитве Иисусовой, во время смуты имябожников. (В этом месте обращаем внимание наших читателей на главу этого Дневника - «Об имени Господнем», писану во время Великого Поста 1944 года.)

    Всю жизнь свою подвизаясь на поприще непрестанной молитвы, старец Никодим, значительно преуспел в этом делании. Но он никогда не гордился этим и не выказывал перед другими свою молитвенность. Особенно сие видно из публикуемаго ниже, его молитвеннаго дневника, читая который можно подумать, что ой написан новоначальным послушником, ибо старец говорит преимущественно о своих недостатках и по смирению умалчивает о своих достижениях. А ведь старец Никодим к моменту начала ведения дневника уже имел большой молитвенный опыт, т.к. непрестанной молитвой он начал заниматься еще до прихода на Афон. Когда скончался старец Феодосий, духовник и сотаинник отца Никодима, то владыка Леонтий Чилийский поставил схимонаха Никодима во иподиакона, дабы тот мог сам приобщаться запасными дарами не покидая своего пустынническаго убежища на Каруле. Отец Никодим был духовно близок с братией русскаго Ильинскаго скита на Афоне, основаннаго старцем Паисием Величковским. Отец Никодим принимал участие в местном прославлении преподобнаго Паисия Величковскаго, состоявшемся в Ильинском скиту в 1982 г. Скончался старец Никодим в 1984 г. имея почти 100 лет от роду. – Ред.

    10 December 2016 читать далее

  • Протопресвитеръ Василій Бощановскій – Что есть Истина?

    Протопресвитеръ Василій Бощановскій – Что есть Истина?

    «ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?» Этотъ вопросъ впервые прозвучалъ подъ благословеннымъ небомъ древней Палестины; онъ вышелъ изъ устъ самонадѣяннаго римскаго правителя Іудеи — Пилата. Онъ былъ обращенъ къ Тому, Кто Самъ былъ воплощенной Истиной. Кто пришелъ на Землю, чтобы свидѣтельствовать объ Истинѣ — Христу Богочеловѣку, истинному Сыну Человѣческому, но и истинному Сыну Божію.

    Христосъ ничего не отвѣтилъ Пилату. Да и самъ Пилатъ спрашивалъ объ истинѣ не столько съ тѣмъ, чтобы познать ее, сколько съ тѣмъ, чтобы поиронизировать, какъ надъ самой истиной, такъ и надъ ея искателями, въ частности надъ стоявшимъ предъ нимъ “Царемъ Іудейскимъ”.

    Такъ открывшаяся Истина, стоявшая предъ самимъ человѣкомъ, не только не была узнана послѣднимъ, но была отвергнута, осуждена и предана на позорную смерть.

    10 December 2016 читать далее

  • О МОЛИТВѢ И ТРЕЗВѢНІИ. (Изъ тетрадей іеросхимонаха Серафима Карульскаго. Ч. 2)

    О МОЛИТВѢ И ТРЕЗВѢНІИ. (Изъ тетрадей іеросхимонаха Серафима Карульскаго. Ч. 2)

    Іеросхимонахъ Серафимъ былъ однимъ изъ послѣднихъ русскихъ аѳонскихъ старцевъ-отшельниковъ, подвизавшихся на суровой Карули. Скончался осенью 1981 года. Живя высоко духовной жизнью, постоянно простираясь мыслію къ Богу, онъ стяжалъ истинное богомысліе. Плоды его богомыслія и есть ниже-помѣщаемыя записки. Предлагаемъ нашимъ читателямъ продложеніе выписки изъ тетрадей о. Серафима. – Ред.

     

    О молитвѣ Іисусовой.

    Молитва эта имѣетъ многія степени, отъ начальной до некончаемаго совершенства. Нужно обратить вниманіе на то, что усвоеніе ея душею находится въ связи съ вхожденіемъ внутрь себя вниманіемъ, устремляясь къ сердцу.

    Два центра у насъ: умъ со вниманіемъ (размышленіемъ, разсужденіемъ, памятью, представленіемъ предметовъ...) — въ головѣ, и самосознаніе себя съ духовнымъ ощущеніемъ, переживаніями различными — въ сердцѣ. — Такъ человѣкъ «разсѣченъ» грѣхомъ, что, то, что было у него соединено въ одно (въ одну общую жизнь), то грѣхъ раздѣлилъ на двое, и сталъ человѣкъ раздвоенный самъ въ себѣ. Какъ потерялъ самаго себя, оказался въ паденіи въ болѣзненномъ, ненормальномъ состояніи въ своей внутренней жизни.

    08 December 2016 читать далее

  • Архимандритъ Константинъ (Зайцевъ) - ВЪ ЧЕМЪ ОСНОВНАЯ БѢДА - ГДѢ СПАСЕНIЕ?

    Сгущается атмосфера свободнаго міра. Разложеніе въ полномъ ходу — всяческое. Проявляется оно съ наибольшей яркостью въ молодомъ поколѣніи. И это, въ отличіи отъ всего человѣческаго прошлаго, въ пре­дѣльно раннихъ его членахъ — столь раннихъ, что съ извѣстнымъ правомъ можно было бы говорить объ ис­чезновеніи подлинной «дѣтскости» чуть ли не съ пер­выми признаками укрѣпленія сознательности. Нѣчто чу­довищное происходитъ въ области секса. Трудно вообразить, что въ обыденной прессѣ можно прочесть о современной жизни въ этомъ отношеніи подростковъ — съ спокойной «объективностью» изложенное. Ни семья, ни вѣра, во всѣхъ ея исповѣданіяхъ, какъ сколько нибудь «церковныхъ», такъ и сектантскихъ, никакого сколько нибудь значительнаго оздоровленія не вноситъ. Въ зародышѣ наблюдаются нѣкоторыя проявленія здоровой реакціи общественности, въ частности, конечно, ро­дительской. Общей картины это не мѣняетъ — устраша­ющей и угнетающей.

    И въ чемъ тутъ основная бѣда — независимо отъ глубокихъ причинъ этого разложенія, коренящихся въ самомъ «свободномъ» мірѣ, какъ таковомъ? Въ томъ, что сознательно и намѣренно парализуется страхъ предъ тѣмъ ужасомъ неизреченнымъ, какой являетъ собою коммунистическій міръ, въ частности и нарочито — наше несчастное отечество. Читатель найдетъ ниже цитату, приводимую нами изъ слова, нѣкогда сказаннаго польскимъ адвокатомъ Маріаномъ Недзѣльскимъ на судѣ въ защиту Бориса Коверды: она рисуетъ «идеологію» Совѣтской власти, ея вождями формулируемую. Она съ тѣхъ поръ ни въ чемъ не измѣнилась. Истребленіе хри­стіанскаго человѣчества остается прямой задачей ком­мунистической сатанократіи, открыто вѣщаемой, подготовляемой и осуществляемой. И вотъ объединенное че­ловѣчество, какъ бы черезъ силу совершая послѣднія, завершительныя, попытки сопротивленія Совѣтской аг­рессіи, на далекихъ окраинахъ современнаго міра ока­зываемаго, тутъ же принципіально, въ широчайшемъ масштабѣ, осуществляетъ кампанію въ пользу мирнаго сосуществованія съ Совѣтами, проявляя готовность уже сейчасъ его въ любыхъ «культурныхъ» облаченіяхъ куль­тивировать.

    08 December 2016 читать далее

  • Святитель Архиепископ Иоанн (Максимович) – Как св. Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь

    I. Почитание Божией Матери во дни Её земной жизни

    От Апостольских времен и до наших дней все истинно любящие Христа воздают почтение Той, Которая родила Его, воспитывала и оберегала в дни детства. Если Ее избрал Бог Отец, сошел на Нее Дух Святый, Бог Сын вселился в Нее, повиновался Ей в дни детства, заботился о ней, вися на кресте. то не должен ли Ей кланяться всякий, исповедующий Святую Троицу?

    Еще в дни Её земной жизни друзья Христовы, Апостолы, проявили большую заботливость и преданность по отношению к Матери Господа, в особенности евангелист Иоанн Богослов, который, исполняя волю Её Божественного Сына, взял к себе и заботился о Ней, как о Матери, с того времени, как Господь со креста изрек ему: «Се мати Твоя» (Ин. 19:27).

    Евангелист Лука написал несколько Её изображений, одни вместе с Предвечным Младенцем, другие без Него. Когда он принес и показал их Пресвятой Деве, Она одобрила их и сказала: «Благодать Сына Моего будет с ними», и повторила некогда в доме Елисаветы воспетую Ею песнь: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем» (Лк. 1:46).

    Впрочем, Дева Мария уклонялась во время своей земной жизни от славы, принадлежащей Ей, как Матери Господа. Она предпочитала проводить жизнь в тишине и подготовляться к переходу в вечную жизнь. До последнего дня Своей земной жизни Она заботилась о том, чтобы оказаться достойной Царства Сына Своего, и перед смертию молилась, чтобы Он избавил Её душу от злобных духов, встречающих людские души по пути к небу и стремящихся захватить их, чтобы отвести к себе в ад. Господь исполнил молитву Своей Матери и в час кончины Её Сам пришел с неба со множеством Ангелов принять Её душу.

    08 December 2016 читать далее

  • МЫСЛИ О СПАСЕНІИ. (Извлеченныя изъ тетрадей Іеросхимонаха Серафима Карульскаго. Ч. 1)

    МЫСЛИ О СПАСЕНІИ. (Извлеченныя изъ тетрадей Іеросхимонаха Серафима Карульскаго. Ч. 1)

    Иеросхимонах Серафим (1903–1981) был одним из последних русских афонских старцев-отшельников, подвизавшихся на суровой Каруле, где он поселился в 1942–1943 годах. Он прибыл в 1930-х годах из Китая в находившейся на территории Сербии русский Мильковский монастырь и оставался там до нападения на обитель коммунистических партизан Тито. На Каруле отец Серафим спасался почти 40 лет, вплоть до своей кончины. Скончался он осенью 1981 года. Живя высоко духовной жизнью, постоянно простираясь мыслью к Богу, он стяжал истинное богомыслие. Плоды его богомыслия и есть нижепомещаемые записки, озаглавленные старцем «Мысли о спасении». – Ред.

    Бого-служеніе.

    Нужно молиться, правила совершать... «вотъ тебѣ время, вотъ тебѣ вниманіе, и прочее, что нужно – предоставляю! – молись!».

    Самъ стремлюсь, самъ ищу приближаться къ Господу..., «сей родъ ищущихъ Господа...», «Лица Твоего Господи, взыщу...», «и взыскующимъ Его мздовоздаятель бываетъ».

    Разное отношеніе! – внимай себѣ...

    «Милости хочу, а не жертвы».

    Сыне, даждь Ми сердце твое.

    08 December 2016 читать далее