Посланіе Елеазарова монастыря игумена Памфила псковскому намѣстнику и властямъ о прекращеніи народныхъ игрищъ въ день Рождества св. Іоанна Предтечи.

Елеазаровой пустыни игумена Памфила съ братіей о Христѣ благословеніе намѣстнику государей, великихъ князей, въ Псковѣ, и всѣмъ начальствующимъ. – По слову божественнаго апостола Павла къ Тимоѳею, мы должны возсылать молитвы Богу, пречистой Богоматери, чудотворцамъ и всѣмъ святымъ о благовѣрномъ государѣ, великомъ князѣ, Василіѣ Іоанновичѣ, всея Россіи, о державѣ христолюбивыхъ князей нашихъ, о христолюбивомъ воинствѣ, о порядкѣ и благоденствіи, да тихое и безмолвное житіе поживемъ во всякомъ благочестіи и чистотѣ (1 Тим. 2, 2). Посему я, богомолецъ вашъ, государи мои, о всемъ благословляю васъ и умоляю вашу власть, съ любовію, ради Господа, послушайте простаго слова моего: ибо вамъ отъ Бога и государя, благовѣрнаго великаго князя нашего, вручена власть и держава въ городѣ семъ Псковѣ; покажите страхъ вашъ предъ Богомъ, какъ православные христіане. Когда приближается великій день рождества Предтечи, то прежде наступленія праздника, колдуны, (очавницы)[1], мужи и жены, занимающіеся чародѣйствомъ, идутъ на луга и болота, въ пустыни и дубровы, и ищутъ тамъ смертоносной травы и отравляющаго желудокъ зелья на пагубу людямъ и животнымъ[2].

Жены копаютъ тамъ дикіе коренья на потвореніе мужьямъ своимъ, и все это дѣлаютъ они ко дн. Предтечи, при участіи діавола, съ приговорами сатанинскими. Когда же наступитъ самый праздникъ рождества Предтечи, то во святую ночь ту приходитъ въ движеніе едва ли не весь городъ, и въ селахъ бѣснуются, при звукахъ бубновъ, трубъ и струпной музыки, съ различными нелѣпыми сатанинскими играми, – жены и дѣвы плещутъ руками и пляшутъ, киваютъ головами, кричатъ неистово, поютъ все скверныя, бѣсовскія пѣсни, ломаются спинами, скачутъ и топаютъ ногами[3]. Здѣсь-то глубоко развращаются взрослые и невинные отроки, здѣсь похотливо смотрятъ они на шатанье женъ и дѣвъ, здѣсь оскверняются замужнія женщины и растлѣваются дѣвицы. Что же это совершается въ городахъ и селахъ? Подлинно, въ это время сатана величается: это идольское празднованіе, сатанинская радость и веселіе; въ немъ ликуетъ и величается діаволъ, торжествуютъ въ людяхъ служители его; оттого и поднимаютъ всякія безчинныя игры, какъ бы въ поруганіе и безчестіе рождеству Предтечи, въ укоръ и посмѣяніе дню его, и, не понимая истины, совершаютъ это бѣсовское празднованіе, какъ древніе идолослужители. И такъ ежегодно сатана призываетъ къ обычаямъ, отзывающимся идолослуженіемъ; како бы жертву приносятъ, и празднованіе какъ бы полно всякой скверны и богопротивнаго беззаконія, когда день великаго Предтечи празднуютъ по древнимъ обычаямъ. Такъ древле согрѣшили люди, не восхотѣли хранить законъ, сѣдоша ясти и пити и восташа играти, и прогнѣвали Бога своими беззаконіями, – и потребилъ ихъ Господь, отъ земли въ тотъ день[4].

Намъ же, православнымъ христіанамъ, по божественному Апостолу, должно праздновать день рождества великаго Іоанна духовно, въ молитвахъ, пощеніи и братолюбіи, не въ козлогласованіи и піянствѣ, не любодѣяніи и студодѣяніи, не рвеніемъ и завистію: но да облецемся, Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ, и плоти угодія не творимъ въ похоти (Римл. ХІІІ. 13, 14). Тоже и пророкъ Іеремія сказалъ: наконецъ возглаголю на языкъ и на царство. Аще обратится языкъ той отъ всѣхъ лукавствъ своихъ, то раскаюся о озлобленіяхъ, яже помыслихъ сотворити имъ. И аще сотворятъ лукавое предъ очима моими, еже не послушати гласа моего: то раскаюся о благихъ, яже глаголахъ сотворити имъ (Іерем. XVIII. 7 и 10). Богъ гнѣвается и грозитъ, когда мы согрѣшаемъ и презираемъ повелѣнія Его. Если же обратимся къ Нему, не наведетъ на насъ томленія и обиды.

Итакъ, умоляю васъ, государи мои, благочестивые власти, грозная держава христолюбиваго государя нашего, мужественно уймите отъ такого начинанія идольскаго служеніе богозданный народъ сей, совершающихъ скверныя бѣсовскія игры въ день Предтечи: да молитвами сего великаго предстателя вселенной, Іоанна Крестителя, милостивъ будетъ и щедръ, и оставитъ грѣхи наши въ страшный день праведнаго суда своего Господь нашъ Іисусъ Христосъ, Ему же слава со Отцемъ и съ пресвятымъ, благимъ и животворящимъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ Аминь.

 

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1860. № 17. С. 439-443.

 

[*] Посланіе это, заключающее въ себѣ обличеніе народнаго суевѣрія, извѣстнаго подъ именемъ купала или Ивановой ночи писано было игуменомъ Памфиломъ въ 1505 году, въ княженіе Василія Іоанновича, къ псковскому намѣстнику Димитрію Владиміровичу Ростовскому. Оно напечатано въ дополненіи къ Актамъ историч., издан. археогр. коммис., Т. I, № 22-й, стр. 18. Другой, болѣе полный списокъ его напечатанъ въ Чтен. моск. императ. общ. исторіи и древн. 1846 г. № 4-й, стр. 59. Здѣсь представленъ переводъ съ этого втораго изданія.

[1] Должно быть, обавницы отъ глаг. обавать, очаровывать.

[2] Суевѣрный обычай копанія корней и отыскиванія нѣкоторыхъ травъ, имѣющихъ будто бы особенную силу. По народному повѣрью, волшебная сила заключается въ цвѣтѣ папоротника. Обладающій этимъ цвѣтомъ можетъ отыскивать клады, дѣлаться, по своему желанію, невидимымъ и даже повелѣвать нечистыми духами. Простой народъ вѣритъ, что папоротникъ цвѣтетъ въ ночь подъ день рожденія Іоанна Предтечи въ продолженіи нѣсколькихъ минутъ. Сатана крѣпко бережетъ цвѣтокъ папоротника, не допуская никого овладѣть имъ. Желающій имѣть этотъ цвѣтъ долженъ притти въ лѣсъ, отыскать кустъ папоротника и съ напряженнымъ вниманіемъ ожидать, пока онъ зацвѣтетъ. Злые духи стараются разными искушеніями отвлечь вниманіе его, и дѣлается несчастнымъ на всю жизнь тотъ, кто будетъ обманутъ иди запуганъ ими, и не добудетъ цвѣта папоротника. Кромѣ папоротника, въ туже ночь копаются и другія травы: разрывъ-трава, имѣющая силу разрывать замки, адамова голова, помогающая охотникамъ, и др.

[3] Игры эти въ ночь подъ день рожденія Іоанна Предтечи извѣстны, съ нѣкоторыми видоизмѣненіями. Болѣе общій обычай слѣдующій: по захожденіи солнца мужчины и женщины, преимущественно, молодыя, собираются на берегу рѣки, или пруда, или за селомъ, зажигаютъ костры, составляютъ хороводы, поютъ пѣсни, при челъ нѣкоторые прыгаютъ черезъ огонь. Игры эти во многихъ мѣстахъ сохранились до настоящаго времени.

[4] Настоящее мѣсто не ясно въ подлинникѣ. Тамъ сказано: пожре земля, и послѣ этихъ словъ стоитъ к҃ɪɪ три. Буквально это наказаніе постигло Даѳана и Авирона съ ихъ сообщниками въ возмущеніи противъ Моѵсея (Числ. 16, 32). Мы рѣшились словамъ подлинника дать смыслъ болѣе близкій къ тексту библіи, тѣмъ болѣе, что слѣдующее за ними число к҃ɪɪ, по-видииому, указываетъ на стихъ 32 главы кн. Исходъ, гдѣ описывается случай, упоминаемый авторомъ посланія, а три, вѣроятно, означаетъ число погибшихъ отъ меча левитовъ – три тысячи (Исх. 32, 28).




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: